02.08.2021

Об институте пространственного развития, агломерациях и системе поддержки инвестиционных проектов

19 июля 2021 года состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, в рамках которого под руководством Президента РФ оценивались достигнутые результаты по ключевым направлениям развития, а также обсуждалась дальнейшая поэтапная практическая реализация достижения национальных целей. Президентом РФ была обозначена необходимость наращивания темпов изменений в экономике, в социальной сфере, в развитии регионов и инфраструктуры, в решении экологических проблем, в реализации задач цифровой трансформации страны.


Председателем Правительства РФ был представлен комплекс стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития, которые условно распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и сервисное государство. Предполагается, что такой комплекс инициатив станет стимулом развития ключевых отраслей и обеспечит увеличение высокотехнологических и сервисных секторов в экономике, рост высокооплачиваемых рабочих мест внутри отраслей, поспособствует повышению качества жизни населения в целом.

В частности, при реализации национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» отмечается положительная динамика по всем показателям. Так, все показатели программы по формированию комфортной городской среды выполняются с превышением плановых значений. При этом жители принимают непосредственное участие в решении вопросов развития городской среды на всех этапах – от выбора территории до самих мероприятий посредством использования общероссийской платформы по голосованию за объекты благоустройства, разработанной Минстроем совместно с АНО «Диалог».

Правительством РФ подготовлен ряд новых инициатив социально-экономического развития, которые окажут непосредственное влияние на достижение показателей национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». В целях реализации инициатив «Города больших возможностей» и «Возрождение малых форм расселения» создается институт пространственного развития.

Было отмечено, что агломерации сосредотачивают основной потенциал экономического роста, а значит, возникает необходимость создания возможности проведения единой градостроительной, транспортной политики без изменения административных границ. При этом развитие инфраструктуры в агломерации приведет к перераспределению имеющихся трудовых ресурсов и дополнительному привлечению внешней рабочей силы. Кроме того, предполагается, что агломерации смогут обеспечить значительно больший рост в развитии, во вкладе в ВВП, чем остальные регионы. Внимание также будет уделено опорным населенным пунктам – малым городам и селам, обеспечивающих дополнительную потребность в инфраструктуре прилегающих территорий. Финансовое обеспечение инициативы планируется осуществлять за счет дополнительных источников, предусмотренных «инфраструктурным меню».

Также проводится активная работа по актуализации пространственных данных для максимального ускорения и упрощения вовлечения земельных участков в оборот. Предлагается обеспечить создание условий при постановке участка на кадастровый учет и регистрацию прав за один день. Такая инициатива очень востребована гражданами и бизнесом, а ее реализация позволит повысить скорость и прозрачность осуществления регистрационных действий, сократить издержки, увеличить стоимость всех активов: и граждан, и бизнеса, и государства по всей стране.

В строительном секторе продолжается работа по сокращению избыточных процедур и устаревших нормативов, что позволит сохранить темпы строительства жилья и социальных объектов. В целях открытия возможности для применения новых цифровых решений, включая моделирование зданий с использованием 3D-технологий, перед Правительством РФ ставится задача по цифровизации всех процедур в строительстве и внедрению BIM-технологии. Ожидается, что система проектирования и строительства в BIM-технологиях будет обязательной и начнет внедряться с начала 2022 года.

Кроме того, для упрощения и упорядочивания процедуры подключения к инженерным сетям совместно с главами регионов осуществляется системная работа по синхронизации инвестиционных программ всех ресурсоснабжающих организаций.

В целях сохранения требуемой динамики роста по ключевым направлениям развития Правительством РФ планируется задействовать основные драйверы, одним из которых является ускоренный рост инвестиций. Его достижение планируется осуществить за счет ряда мероприятий, в частности, реализации соглашения о защите и поощрении капиталовложений, ориентированные на наиболее крупные инвестиции. Это позволит обеспечить устойчивость правил для инвестора в течение всего срока реализации проекта, а также компенсацию затрат на инфраструктуру, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и часть процентной ставки. Нормативно-правовая база в этом секторе уже разработана.

Другим фактором роста инвестиций является создание принципиально новой системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в регионах, нормативно-методическая база для которой находится в разработке. Отмечается, что такая система носит беспрецедентный характер. Она представляет собой целостную систему и включает в себя семь стандартизированных элементов: инвестиционная декларация, то есть обязательства региона перед инвестором, инвестиционная карта региона, на которую будут нанесены все основные пространственные объекты, которые нужны инвестору, свод инвестиционных правил, механизм внесудебного урегулирования конфликтов в рамках инвестиционных комитетов, создание одной точки входа для инвестора агентства развития, реестр инвестиционных проектов, получивших поддержку, а также, создание мотивационного механизма для самих регионов. Указанную систему планируется внедрить в каждом регионе.

В целях достижения ускоренного роста инвестиций также предлагается провести так называемый реинжиниринг правил промышленного строительства, который представляет собой перечень регуляторных мер, позволяющий кардинально сократить сроки и затраты в промышленном строительстве. Предполагается две волны регуляторных изменений. Первая волна – это 36 конкретных изменений, которые сведены в «дорожную карту». Вторая волна опирается уже на углублённый анализ лучших практик, клиентских путей инвесторам. Также совместно с Банком России разработана и принята «дорожная карта» по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов.