В октябре текущего года состоялось заседание Президиума Государственного Совета, на котором рассматривалась транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Стратегия подготовлена в соответствии с национальными целями и задачами развития России, поставленными Президентом Российской Федерации в Указеот 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», и призвана обеспечить учет экономических интересов и ожиданий субъектов рынка транспортных услуг и прежде всего граждан Российской Федерации, проживающих в городах и селах, удаленных и труднодоступных местностях.

Обновленная транспортная стратегия строится вокруг современных запросов человека, в интересах высокого качества жизни наших граждан, дает дополнительные возможности для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Исходя из обсужденных членами Государственного Совета положений стратегии субъекты Российской Федерации при поддержке Правительства Российской Федерации планируют подготовку планов развития транспортного сектора с необходимыми финансовыми, организационными и прочими ресурсами. расширять сеть внутрирегиональных авиационных маршрутов, модернизировать малые аэропорты, обновлять парк воздушных судов на этих рейсах. В 2021 году в Российской Федерации запущен новый кредитный инструмент для обновления общественного транспорта в регионах. В 12 субъектах Российской Федерации ведется работа по соответствующим инфраструктурным пилотным проектам.
Разработчиками подчеркивается ключевой принцип стратегии – клиентоцентричность. Стратегия отрасли впервые структурирована не по видам транспорта, а по категориям услуг в интересах граждан, предпринимателей и государства. Транспорт представляет собой обеспечивающую отрасль для экономики, что учтено при работе над стратегией. Главным базисом стратегии выступили инновации и мировой опыт, поскольку технологическая основа экономики и отрасли изменилась за последние десятилетия.
Кроме того, стратегией будет введен механизм Единой опорной транспортной сети, разработаны критерии отнесения объектов инфраструктуры к Единой опорной транспортной сети на всех видах транспорта для создания мультимодальной синергии. Для обоснования направлений развития инфраструктуры впервые предполагается начать разработку транспортно-экономического баланса. Данную масштабную работу планируетсявести совместно с Минэкономразвития России и с заинтересованными организациями.
Один из основных акцентов стратегии сделан на ускоренной цифровизации и прорывных технологических решениях путем внедрения современных технологий от беспилотного транспорта до низкоуглеродных решений.
Внимание разработчиков уделено и концепции устойчивого развития, включающей инициативы по экологии, безопасности и развитию человеческого капитала.
На заседании обсуждены и ключевые индикаторы целевых показателей стратегии.
Так, например, стратегия предполагает рост мобильности населения более чем на 80 процентов. Этот показатель будет достигнут за счет мер по развитию инфраструктуры, строительства дорог, развития региональной и местной авиации, пригородных перевозок и других видов сообщения. Массовое применение биометрических технологий позволит ускорить прохождение контрольных процедур. В текущем году уже внедрены аналогичные проекты, например, в аэропорту Шереметьево. Ожидаем, что к 2035 году доля пассажиров, использующих биометрическую идентификацию, составит 80 процентов на пригородных, междугородных и международных перевозках.
Работа по снижению транспортного риска будет продолжена, в результате реализации стратегии прогнозируется его снижение в три раза.
Анонсированы принципы развития Единой опорной транспортной сети. Важнейшей инновацией стратегии стала концепция Единой опорной транспортной сети. Разные виды транспорта развиваются с различной динамикой, и на сегодняшний день необходимы методы оценки сбалансированности их развития в составе Единой опорной транспортной сети с целью приоритизации наиболее экономически, экологически, социально значимых транспортных связей. Минтрансом России выработаны критерии по отнесению тех или иных объектов транспортной инфраструктуры к составу соответствующих сетей. Целью развития единой сети является достижение нормативного состояния для 85 процентов сети к 2035 году и устранение узких мест. По утверждению разработчиков стратегии, на сегодняшний день на единой сети порядка 62 процентов объектов и сооружений находятся в нормативном состоянии. При этом развитие единой сети не снимает задачу по поддержанию инфраструктуры в нормативном состоянии, например, на всей сети железных дорог, не отменяет механизмов государственных программ, взаимодействия с регионами. Развитие инфраструктуры сети включает следующие направления: развитие участков международных транспортных коридоров, развитие сети аэродромов, аэропортов, гражданской авиации, устранение ограничений пропускной способности портовой инфраструктуры, развитие магистральной транспортной сети городских агломераций, развитие опорной логистической инфраструктуры, ликвидация лимитирующих участков на внутренних водных путях.
Стратегия одобрена и планируется к реализации. Правительству Российской Федерации поручено в ближайшее время рассмотреть и утвердить итоговый документ и не позднее первого квартала 2022 года подготовить детальный план реализации транспортной стратегии.
Комментарии (0)