13.04.2022

Новые предложения по устранению противоречий сведений ЕГРН и ГЛР

В целях совершенствования порядка устранения противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и государственного лесного реестра (ГЛР) Росреестром разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ подготовлен во исполнение пункта 93 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 3994-р, и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для ознакомления общественности и оценки регулирующего воздействия (ID проекта: 02/04/03-22/00125955).


Законопроект призван решить проблемы, выявленные по результатам мониторинга реализации ранее принятого Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», связанные с многочисленными случаями дублирования сведений ЕГРН о лесных участках, в отношении которых в ЕГРН содержится запись о государственной регистрации аренды, которые не могут быть устранены при применении действующих норм законодательства.

Разработанным Росреестром законопроектом предлагается урегулировать указанные проблемные вопросы, а также для обеспечения реализации предлагаемых изменений законодательства установить период их применения до 1 января 2026 года. Реализация предлагаемых проектом правил будет способствовать приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся в ГЛР, в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в ЕГРН.

Напомним, что с 11 августа 2017 года заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Росреестром, Минприроды России, Рослесхозом), а также уполномоченными в области лесных отношений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на постоянной основе осуществляется контроль за реализацией Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по результатам которого (по состоянию на 1 июля 2021 года):

  • проведена работа по корректировке в ЕГРН сведений о границах лесных участков по границам земельных участков, количество последних составило (в разрезе категорий земель): 21 987 – земли сельскохозяйственного назначения; 7195 – земли населенных пунктов; 3843 – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 148 – земли особо охраняемых природных территорий; 9 – земли водного фонда;
  • площадь лесных участков согласно сведениям ЕГРН уменьшена на 51,4 тыс. га, из которых только 1,3 тыс. га включены в границы населенных пунктов (устранено пересечение границ лесных участков с границами земельных участков с категорией земель «земли населенных пунктов», а также изменена категория земель лесного участка на «земли населенных пунктов»);
  • в сведениях ЕГРН о 5756 лесных участках исправлены реестровые ошибки в части площади и местоположения их границ;
  • из ЕГРН исключены сведения о 43 211 лесных участках;
  • площадь лесных участков, по сведениям ЕГРН, в целом уменьшена ‎на 167,1 млн га и составила 1,258 млрд га (устранены пересечения границ лесных участков с границами земельных участков иных категорий земель, границ лесных участков с границами иных лесных участков, исправлены технические ошибки);
  • превышение показателя площади лесных участков по данным ЕГРН по сравнению с данными ГЛР составляет 112,2 млн га (по данным ГЛР, по состоянию на 1 января 2021 года (период обновления – раз в год, после 1 апреля 2021 года) площадь лесных участков составляла 1,15 млрд га).

Реализация федерального закона позволила гражданам защитить свои конституционные права, прежде всего на бытовую недвижимость. До вступления его в силу такие права прекращались на основании судебных решений по исковым заявлениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, несмотря на наличие у граждан правоустанавливающих документов на земельные участки.