18.04.2022

Продолжение реформы территорий опережающего развития

5 апреля 2022 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняты законопроект № 61739-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и законопроект № 61737-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документы были внесены в Государственную Думу одним пакетом в целях реформирования института территорий опережающего социально-экономического развития.

Срок представления поправок к законопроектам – 4 мая 2022 года, после чего работа по рассмотрению продолжится.


Законопроект № 61739-8 предлагает переименование территории опережающего социально-экономического развития в территории опережающего развития в целях исключения часто встречающегося на практике смешения понятий «территории опережающего социально-экономического развития» и «особые экономические зоны» и их правовых режимов.

Законопроект № 61737-8 направлен на расширение возможностей строительства жилья.

Для улучшения жилищных условий граждан, стимулирования строительства доступного жилья законопроектом предлагается установить возможность проведения управляющей компанией конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности по строительству такого жилья, а также объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры. В случае победы в конкурсе лицо получает статус резидента и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации льготы.

Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока», Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р, превышение среднероссийских темпов роста показателей качества жизни населения определено в качестве цели социально-экономического развития Дальнего Востока.

Реализуемые на территории Дальневосточного федерального округа льготные ипотечные программы (дальневосточная ипотека, семейная ипотека, ипотека с государственной поддержкой) сформировали стабильный объем спроса на современное и качественное жилье. Объем жилищного строительства в 2020 году составил только 2,5 млн. кв. м, что оценивается как 3% от общероссийского показателя – 82,2 млн м жилья.

Необеспеченный спрос оказывает влияние на стоимость квадратного метра на первичном рынке округа. Так, во втором квартале 2021 года рост составил 19% к аналогичному периоду прошлого года, тогда как в целом по России по данным Росстата рост выше – 21%. При этом в денежном выражении стоимость 1 кв. м в ДФО выше на 15%, чем в среднем по стране.

Льготы, а также строительство инфраструктуры управляющей компанией позволят снизить стоимость жилья, сделать его доступным для граждан и при этом привлечь застройщиков для обеспечения спроса на жилье в ДФО.