09.06.2022

О планах социально-экономического развития городских агломераций

Крупные и крупнейшие городские агломерации России смогут разрабатывать долгосрочные планы социально-экономического развития.

Такая возможность введена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 996 «Об утверждении Правил согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций». Нормативный правовой акт разработан Минэкономразвития России во исполнение пункта 73 Плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Документ вступит в силу 9 июня 2022 года.


Напомним, что Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года одним из основных направлений пространственного развития Российской Федерации определила обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации – крупных и крупнейших городских агломераций.

Для целей пространственного развития крупной городской агломерацией признается совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения 500 – 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями. В свою очередь, крупнейшая городская агломерация – это совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями.

Приложением № 3 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года установлен Перечень перспективных центров экономического роста. Среди них, например:

  • перспективные крупные центры экономического роста Российской Федерации – города, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 1 процента ежегодно (г. Владивосток, г. Екатеринбург, г. Казань, г. Нижний Новгород, г. Новосибирск, г. Омск, г. Пермь и др.);
  • перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации от 0,2 процента до 1 процента ежегодно (г. Астрахань, г. Калининград, г. Кемерово, г. Оренбург, г. Пенза, г. Саратов, г. Белгород, г. Архангельск, г. Владимир, г. Мурманск, г. Псков, г. Тверь и др.).

Инициировать разработку долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций должен высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. Утверждает документ президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации после согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Министерство экономического развития Российской Федерации будет осуществлять методическое обеспечение разработки долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций.