12.05.2023

Росреестр и Счетная палата провели анализ состояния учета лесных участков и лесных ресурсов

Росреестр во взаимодействии с Рослесхозом и уполномоченными региональными органами власти провел мониторинг достижения соизмеримых показателей площади лесных участков в данных ЕГРН и государственного лесного реестра.

По результатам мониторинга исполнения закона «о лесной амнистии» (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») по состоянию на 01.04.2023 Росреестром были сделаны следующие заявления.


Ведомство констатирует существенный рост качества сведений о лесных участках в ЕГРН за прошедшие 5 лет. «С начала реализации Закона задублированная площадь лесов в ЕГРН уменьшилась на 282,4 млн га за счет устранения пересечения границ лесных участков с границами других лесных участков и земельных участков иных категорий, – сообщила заместитель руководителя Росреестра Татьяна Громова. – По ряду регионов сохраняется превышение установленной в ЕГРН площади лесных участков над данными государственного лесного реестра Рослесхоза. Для устранения этого несоответствия утверждены планы-графики работ на 2023 год, досконально разбирается каждая конкретная ситуация».

За весь период действия Закона различные изменения внесены в ЕГРН 94,2 тыс. раз. Из них по инициативе Росреестра – 74,1 тыс. (78,6%), правообладателей и органов государственной власти – 20,1 тыс. (21,4%). Наибольшая активность заявителей отмечена в Московской (11,1 тыс. заявлений) и Ленинградской областях (2,3 тыс.), Республике Карелия (1,5 тыс.), Иркутской (904) и Владимирской областях (864).

Ведомством на постоянной основе обеспечивается методическое сопровождение применения закона. В I квартале 2023 года продолжалась работа по разработанным Росреестром совместно с Рослесхозом и Росимуществом рекомендациям для территориальных управлений ведомств и региональных органов государственной власти, которые направлены на проведение последовательного анализа сведений ЕГРН о лесных участках исходя из площади лесничеств, в границах которых они расположены.

К концу I квартала 2023 года в рамках такой работы проанализированы практически все данные ЕГРН о лесных участках, дублирующие сведения о 27,1 тыс. из них исключены. По заявлениям представителей Росимущества в отношении 4,8 тыс. лесных участков в ЕГРН зарегистрировано прекращение аренды, срок которой истек. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 27,6 тыс. лесных участков.

В то же время система мониторинга и учета лесных ресурсов, включающая в себя лесопатологический мониторинг, мониторинг воспроизводства лесов, мониторинг пожарной опасности, а также дистанционный мониторинг использования лесов, согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации, организована недостаточно эффективно.

Результаты наблюдений в полном объеме не используются, актуальность и достоверность данных о состоянии лесных ресурсов не обеспечена, информационные системы функционируют с недостатками, организация охраны лесов от пожаров в регионах неудовлетворительна.

В частности, проверка показала, что почти 65% рекомендуемых мероприятий по результатам лесопатологического мониторинга регионами не выполняется, в том числе по причине недостаточного финансирования.

Также не всегда применяются результаты инвентаризации фонда лесовосстановления, которую Федеральное бюджетное учреждение «Рослесозащита» проводит с 2019 года в рамках мониторинга воспроизводства лесов.

Результативность дистанционного мониторинга снижают значительные временные интервалы между совершением нарушения (незаконной рубки) и его обнаружением, не позволяющие осуществлять своевременные меры реагирования.

Отмечены недостатки функционирования автоматизированной информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза (далее – ИСДМ-Рослесхоз»).

Система не модернизировалась более трех лет, содержит некорректную информацию и не может быть эффективным прогностическим инструментом обнаружения и учета лесных пожаров. Так, в 2020 году при патрулировании не подтвердились факты лесного пожара по 79 % «термоточек», обнаруженных ИСДМ-Рослесхоз. В то же время в отдельных случаях неприменение регионами данных ИСДМ-Рослесхоз приводило к позднему обнаружению лесных пожаров, распространению их на больших площадях и, как следствие, – росту затрат на их ликвидацию.

Отдельное внимание в ходе контрольного мероприятия было уделено организации охраны лесов от пожаров. Проверка выявила недостатки, снижающие эффективность этой работы. Среди них: неиспользование системы «грозопеленгации» для обнаружения лесных пожаров, несоблюдение регионами кратности авиационного патрулирования, неточности при определении класса пожарной опасности, низкое качество планирования и исполнения противопожарных мероприятий, а также непроведение в полном объеме предупредительных работ.

Многие выявленные проблемы и недостатки обусловлены несовершенством нормативного регулирования. Например, действующие нормативные правовые акты не предусматривают планирование мероприятий по охране лесов от пожаров в разрезе лесничеств. Это создает риски невыполнения необходимых противопожарных мероприятий в отношении каждого лесничества. Остается нерешенным вопрос определения механизма расчета ущерба, нанесенного лесными пожарами.

Также не регламентирован вопрос, связанный с привлечением сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального уровня. Контракты на выполнение указанных мероприятий заключаются при отсутствии финансового обеспечения, что нарушает Бюджетный кодекс и законодательство о контрактной системе.

Кроме того, важным фактором распространения лесных пожаров являются так называемые «зоны контроля», на которых допускается не тушить возникающие пожары. Их планируемое сокращение с 1 января 2023 года не обеспечено соответствующим бюджетным финансированием.

По итогам проверки Счетная палата подготовила ряд предложений по совершенствованию системы мониторинга лесных ресурсов и охраны лесов от пожаров. В частности, контрольное ведомство рекомендовало повысить качество данных ИСДМ-Рослесхоз, установить классификацию пожарной опасности лесов, нормативы противопожарного обустройства лесов и правила пожарной безопасности для каждого лесного района, а также законодательно закрепить возможность привлечения сил и средств Федеральных органов исполнительной власти для тушения лесных пожаров при введении чрезвычайных ситуаций местного и регионального уровней.