Конституционный Суд РФ в своем определении от 22.09.2023 № 45-П установил, что в случае если проект внесения изменений в генеральный план населенного пункта содержит в себе изменение границ населенного пункта, путем включения в его состав земель лесного фонда, то органы местного самоуправления не вправе приступить к его утверждению без положительного заключения на проект от уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
При этом ненаправление вышеуказанного заключения уполномоченным органом в срок, установленный ч. 7 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, не является основанием для утверждения генерального плана без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Суд отметил, что: «Включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов существенно меняет правовое положение соответствующих земель и лесных участков, как в части охраны лесов, так и в части соответствующих имущественных отношений, непосредственно затрагивая интересы Российской Федерации.
Таким образом, если предполагается изменение территории населенного пункта путем включения в нее земель лесного фонда, необходимо согласовывать это с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, поскольку утверждение генерального плана влечет перевод земель из одной категории в другую.
В связи с этим орган местного самоуправления не вправе приступить к утверждению проекта генерального плана без положительного заключения на проект. При неполучении в установленный срок положительного заключения он обязан проявлять инициативу в получении сведений относительно подготовки заключения на проект, направленный на согласование в уполномоченный орган государственной власти. Этому корреспондирует обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти отправить соответствующее заключение на направленный ему проект генерального плана в установленный законом срок.
Иное понимание оспариваемых норм в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда в принципиальном плане не способствует соблюдению должного баланса частных и публичных интересов в целях контроля за соблюдением норм и правил в лесной и градостроительной сфере, не соответствует принципу поддержания стабильности правовых отношений и доверия к закону, не отвечает требованиям обеспечения гарантий конституционных прав и баланса конституционно значимых ценностей, не обеспечивает защиты прав и законных интересов Российской Федерации в отношениях собственности.
Следовательно, срок, установленный для согласования ч. 7 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, не может иметь пресекательного характера (в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда).
Таким образом, положения ч. 7,8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ соответствуют Конституции РФ, однако в случае их применения при решении вопроса о включении в границы населенного пункта земель лесного фонда, выявленный конституционно-правовой смысл является общеобязательным для применения судами и должностными лицами».
Напомним, что положения ч. 7,8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ устанавливают обязательность согласования органами местного самоуправления проекта внесения изменений в генеральный план населенного пункта с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления в течении 30 дней с момента направления уведомлений об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. При этом по истечении 30 дней такой проект считается согласованным и подготовка заключений на него заинтересованными органами не осуществляется.
А в соответствии с ч. 12 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации вправе направить несогласованный в части проект генерального плана в представительный орган муниципального образования.
Вместе с тем принятие данного определения КС РФ исключает любое иное толкование положений ч.7,8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ в части согласования проекта генерального плана при включении в границы населенного пункта земель лесного фонда в правоприменительной практике, кроме установленного Конституционным судом.
Комментарии (0)