18.01.2024

Нормативы градостроительного проектирования. Предмет нормирования: правовое регулирование vs складывающаяся практика

Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в Градостроительный кодекс Российской Федерации была введена глава 3.1 «Нормативы градостроительного проектирования». Под ними законодатель понимает совокупность расчетных показателей обеспеченности и доступности в отношении социально значимых объектов в целях создания благоприятных условий жизнедеятельности человека.


Действующее законодательство достаточно подробно описывает содержание нормативов, их место в системе градостроительной документации. Требования Градостроительного кодекса Российской Федерации детализированы в Методических рекомендациях по подготовке нормативов градостроительного проектирования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2021 № 71.

В соответствии со статьей 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности в отношении:

  • объектов регионального и местного значения, относящихся к областям, указанным в части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • иных региональных и местных объектов.

Предмет нормирования определен в части содержания карт планируемого размещения объектов регионального или местного значения. Указанные объекты, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяются региональным законодательством исходя из двух критериев: 1) наличие полномочий органов публичной власти на размещение указанных объектов и 2) влияние таких объектов на социально-экономическое развитие территории. В зависимости от сложившегося в регионе подхода к определению видов объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, формируются перечни объектов, подлежащих нормированию. Иными словами, фактически речь идет о нормировании объектов, подлежащих размещению в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Также в соответствии с частью 4.1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 № 2122 «О расчетных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования» определено, что в региональных нормативах градостроительного проектирования, наряду с вышеуказанными расчетными показателями, устанавливаются следующие показатели:

  • минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон;
  • минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон;
  • минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.

В то же время в российской практике не сложилось единообразного подхода к предмету градостроительного нормирования. Российские регионы и муниципалитеты при разработке региональных или местных нормативов градостроительного проектирования устанавливают расчетные показатели как прямо предусмотренные действующим законодательством, так и иные, не относящиеся к предмету нормирования.

В частности, в состав нормативов включаются не только показатели обеспеченности и доступности, но и правила градостроительного проектирования.

Пример 1. В местных нормативах градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск (утв. решением Совета депутатов города Мурманска от 03.12.2012 № 55-750) установлены показатели планировочной организации территории города Мурманска.

Пример 2. В местных нормативах градостроительного проектирования городского округа Казань (утв. решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 № 8-12) установлены требования к функционально-планировочной организации территорий:

– общие требования к организации территории муниципального образования;

– требования к планировочной организации жилых территорий и участков жилой застройки в смешанных зонах;

– требования к организации общественно-деловых территорий;

– требования к организации безбарьерной среды для маломобильных групп населения;

– требования к организации производственных территорий;

– требования к установлению красных линий и линий градостроительного регулирования и др.

В ряде действующих нормативов содержатся показатели для объектов, в отношении которых у органов публичной власти нет полномочий, а значит такие объекты не могут быть региональными (местными).

Пример. В местных нормативах градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск (утв. решением Совета депутатов города Мурманска от 03.12.2012 № 55-750)установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности учреждениями высшего профессионального образования, круглосуточными стационарами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Однако Администрация города Мурманска не уполномочена создавать образовательные организации высшего образования и объекты в области здравоохранения.

В нормативах градостроительного проектирования часто не представлены необходимые расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, в отношении которых осуществляется территориальное планирование.

Пример. Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» (утв. решением Екатеринбургской городской Думы от 28.12.2021 № 60/65) не содержат расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами в области физической культуры и спорта. Однако создание условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта включено в перечень полномочий Администрации города Екатеринбурга. Также согласно утвержденным документам стратегического планирования (например, муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021–2026 годы (утв. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 30.10.2020 № 2226)) в городском округе предусмотрен ряд мероприятий по строительству спортивных сооружений.

Фактом непоследовательной реализации положений федерального законодательства является и то, что законы субъектов Российской Федерации нередко относят к региональным и местным объекты, в отношении которых территориальное планирование не осуществляется. Это могут быть отраслевые объекты, порядок размещения которых устанавливается специальными нормативными правовыми актами, а также объекты, значимые для рыночных отношений, размещение которых в документах территориального планирования нецелесообразно.

Пример 1. В местных нормативах градостроительного проектирования городского округа Казань (утв. решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 № 8-12) утверждены показатели для районных (городских) и областных судов, отделений полиции, банков, почты, объектов ТКО.

Пример 2. В местных нормативах градостроительного проектирования муниципального образования города Мурманска (утв. решением Совета депутатов города Мурманска от 03.12.2012 № 55-750) утверждены показатели для объектов торговли, коммунально-бытового обслуживания.