А. Н. Береговских: Для меня это самая важна секция. Практически все наши спикеры – это наши студенты. По большому счету эта конференция делалась для них. И такое погружение в профессию бесценно. Мои студенты впервые будут выступать! Прошу учесть, они закончили первый курс, им можно давать рекомендации, поощрять, советовать. И постараться не слишком критиковать. Может, еще и рановато выступать, но, полагаю, что нужно уже сейчас задавать высокую планку для будущих специалистов, для них это очень полезно. Но сначала приглашаю к микрофону моего научного руководителя, Алексея Валентиновича Крашенинникова.
А. В. Крашенинников: Этот доклад – фрагмент моего учебника по урбанистике. В нем определяются цели и условия градостроительного развития территории, рассматриваются основные модели знаний и представлений об организации архитектурного пространства.
Начнем с системы ценностей. Очень важно представить некую последовательность ценностей, некую пирамиду. В ее основании находится «природа – экология», наверху – «искусство – красота». Эта последовательность, в свою очередь, задает систему задач.
Пространственное проектирование выполняется на уровнях разных масштабов. Экология – это еще и проблема взаимодействия естественной и искусственной среды, для архитекторов это важно, от этого зависит проектное решение. Также важно соотношение частных и общественных пространств, история и многое другое.
Когда мы стали создавать ФГОС по градостроительству и формулировать компетенции по дисциплинам, то оказалось, что в стандарт должны закладываться дисциплины из 18 профессий.
Участники и движущие силы градостроительных преобразований – заказчики/застройщики, город/администрация, проектировщики/планировщики и, наконец, строители. У всех разные системы ценностей.
Наша сфера градостроительной деятельности расширилась. Раньше мы были просто проектировщиками, работали по жестким схемам. Сейчас появился большой блок урбанистики и блок управления.
Выступления студентов магистратуры «Градостроительство»
Анна Розина Разработка механизмов интеграции прибрежных территорий в жизнь города
Многие города России сталкиваются с проблемой убывающего населения: уезжают ценные кадры, идет глобальная конкуренция за людей. В 2018 году как ответ на эту проблему ИТП «Град» разработал мастер-план города Омска. Некомфортная городская среда – одна из причин недовольства горожан. Одна из выявленных общегородских ценностей – река. Это элемент нашей идентичности, влияющий на характер города.
В 2017–2022 годы был разработан ряд концепций благоустройства набережных Иртыша и Оми. Сколько из этого было реально реализовано? – Только пятая часть. Некоторые запросы горожан совсем не были учтены.
Что такое «прибрежные территории»? В российском законодательстве такого понятия нет, хотя имеются близкие термины, но они, скорее, функциональны. В качестве промежуточного вывода заключим, что есть проблема только частичной реализации уже имеющихся проектов. Прибрежные территории требуют выработки особых инструментов. Мы не можем запроектировать реку или новые берега, мы должны работать с имеющимися природными ограничениями.
У меня получилось создать матрицу взаимодействий города с рекой и горожанина с рекой в материальных и нематериальных аспектах. Также я составила карту прибрежных практик омских набережных с использованием электронного инструментария ИТП «Град». Были найдены некоторые успешно реализованные проекты, касающиеся рек, в других городах, например в Казани.
Комфортная набережная – это не только бетон. Как можно преобразить прибрежные территории? Нужны инструменты для проектировщика и управленца (ПЗЗ, НГП и др.) Можно также использовать индекс качества городской среды, в котором, однако, проблемные прибрежные территории не выделяются. А было бы лучше это сделать.
Как итоговый вывод: грамотно организованная прибрежная территория – это значительное преимущество перед другими городами как для проживания, так и для туризма.
А. Н. Береговских: Все верно, понятия «прибрежная территория» в законодательстве нет. А каково ваше определение этого понятия?
А. Розина: Пока не сформулировала окончательно, но это та территория, которая непосредственно взаимодействует с рекой, материально или нематериально.
А. В. Крашенинников: Да, есть несколько проблем в определении границ прибрежных пространств: чье оно, как провести границы этих зон. Как сторонник проектного подхода, нашел бы вам какую-нибудь проблему для решения в этой зоне. Например, технологии организации комфортного доступа к воде. Когда вы найдете, как, то выяснится, что способ противоречит законодательству. И появится выход на более высокий уровень решения вопросов.
С. М. Новокшонов: Порекомендовал бы определиться с понятием «механизмы». Например, в Казани набережная живет полной жизнью, а в Тюмени ситуация намного хуже, хотя они хорошо вложились в свою набережную.
Елена Харламова Внутренний туризм как фактор комплексного социально экономического развития территория (на примере Большеречья)
Я просмотрела основные программы господдержки туризма, познакомилась с основными трендами современного туризма; определила, на какие сферы влияет туризм и какие проблемы есть в этой области.
В Омской области есть программы развития культуры и туризма. Но нет единой программы или туристического маршрута по Омской области. У Омска нет туристического лица. Я выделила шесть условно туристических точек, хотя у нас нет больших аттракторов. Например, Большеречье, Окунево, Пять озер и пр. В некоторые из них очень сложно добраться.
Моя цель как исследователя – разработать туристический мастер-план Большеречья и туристический маршрут «Большая река». Итак, мой маршрут: Омск – Саргатское – Большеречье – Тара – Муромцево – Серебряное – Омск, возврат по правой стороне Иртыша. Большеречье находится в центре маршрута и его можно использовать как туристический хаб. Инфраструктура практически не разработана, в нее необходимо вложиться. Также необходимо продумать логистику и сценарии путешествия.
Почему Большеречье? Здесь уже есть два крупных аттрактора: парк-музей «Старина Сибирская» и единственный в России сельский зоопарк. Это еще и очень красивое и гостеприимное место, но с катастрофически слабой инфраструктурой. Возможно, стоит объединить парк и зоопарк и развивать это как единую туристическую территорию. Было проведено исследование с целью определить, как повлияют решения мастер-плана на стейкхолдеров, жителей и власть этого района.
А. В. Крашенинников: Это явно междисциплинарное исследование, и в этом сложность. И менеджмент, и дороги, и логистика – слишком много! Что вы хотите получить в итоге? Резервируются какие-то определенные участки территории для планирования?
А. Н. Береговских: Почему бы нет!? Это – мастер-план именно туристического маршрута, мы такие делали, они завершаются планом реализации решений мастер-плана. Можно создать и правовой, и финансово-экономический механизм реализации. Для схемы терпланирования в этом документе места как раз и нет.
Р. М. Воронкова: Это как раз тот самый флагманский межведомственный и межмуниципальный комплексный проект, которыми я занимаюсь на своих занятиях! Решения прописаны, остается привязать бюджет и наметить этапы реализации проекта. Стоит запустить одну часть отраслевого проекта, как подключатся остальные, пойдет цепная реакция, бизнес заинтересуется, жители будут довольны…
С. М. Новокшонов: Проблема, что в Новосибирске этим занимался Минэконом и нам пришлось им на финальной стадии объяснять, что такое вообще мастер-план. Такой маршрут должен работать круглый год. И вопрос в том, что появляется режим перевозки туристов и эти потоки надо рассчитывать. В результате могут возникнуть совершенно неожиданные проблемы. А вообще поддержка туризма – это замечательно.
Роман Полонский Методы защиты городов от наводнений
Большинство городов в мире расположено на реках. Вода необходима для жизни, это ключевая ценность для города. Но вода таит в себе и большую угрозу. Почти 65 млн человек в России проживают в городах, которые находятся в зоне риска затопления. По сравнению с 1990-ми число наводнений выросло в полтора раза.
Причины наводнений: природные (таяние снега, ветровые нагрузки и проч.), антропогенные (разрушения в результате неверных гидрологических расчетов) и природно-антропогенные (совместное воздействие обоих факторов).
Для защиты от наводнений применяются меры оперативные и технические, предупредительные. Наибольший экономический эффект защиты от наводнения достигается комплексными методами. Самый масштабный проект технической защиты у нас в стране – это защита Невской губы Санкт-Петербурга.
Сегодня многие города уходят от традиционных инженерных методов защиты, что объясняется тем, что при прорыве крупной дамбы разрушения тоже огромны. Расходы на дамбу тоже высоки.
Новые «зеленые» методы защиты: увеличение площади поймы, создание новых многофункциональных пространств в пойме реки, восстановление мест обитаний животных, что в целом способствует улучшению экологической обстановки. И это не требует дополнительных капитальных вложений. Для современного градостроительства применение таких «зеленых» методов – это вызов.
А. В. Крашенинников: Очень эффектное было мероприятие – защита Нью-Йорка от наводнения такими новыми методами. Но стоило это $40 млрд. Вообще тема очень интересная, перспективная. Но важно понять, что можно, а что нельзя делать. Какой город хотите взять?
Р. Полонский: Тобольск или что-то из Приморья.
А. Н. Береговских: Какой способ, на ваш взгляд, наиболее эффективен для сельских населенных пунктов? Именно для предотвращения катастрофы.
Р. Полонский: Если экстренные меры – то использование водоналивных дамб. Если предотвращение – комплексный проект по расселению, может, какое-то дополнительное второе русло или сооружение дамб.
А. Н. Береговских: Было бы интересно в дальнейшем исследовании сделать сравнение способов, в том числе с экономической точки зрения.
С. М. Новокшонов: Я бы посоветовал взять крупный город или село с населением более 3 тыс. Тема очень перспективная, и большую роль здесь играет экономическая составляющая.
Ксения Сачук Влияние разнообразия городской среды на качество жизни (на примере сферы услуг в жилом районе)
Качество жизни – междисциплинарное понятие; есть много разных критериев для оценки качества жизни. В Омске городская среда – неблагоприятная, у нас наихудшие среди мегаполисов результаты. Состоянием среды также объясняется отток населения из города.
Для исследования за основу была взята идея Яна Гейла «Город в городе». Все проблемы Омска она не решает, но по некоторым аспектам действует весьма продуктивно. Суть этой современной урбанистической концепции в том, что что она подразумевает наличие полноценной инфраструктуры на территории одного жилого комплекса или микрорайона.
Принципы, которыми я руководствовалась при проведении исследования: учет потребностей разных возрастных групп, адаптация городского времени к ритму жизни горожан, создание объектов инфраструктуры поблизости.
Функции услуг в рамках концепции «Город в городе»: образовательная, спортивная, защитная, спортивная, деловая, досуговая, оздоровительная и т. д.
Я исследовала некоторые территории в городе. Так, проведена оценка разнообразия услуг в Чкаловском поселке (застройка 1950-х – 1960-х годов). Здесь нет ряда функций: защитной, деловой, досуговой и многих других. Данная территория не соответствует концепции «Город в городе». Вторая проанализированная территория – микрорайон Космический (застройка началась в 2008 году). Даны сравнительные характеристики по результатам проведенного анализа двух территорий.
Итоговые предложения:
внести изменения в НГП;
в методике расчета индекса качества городской среды раскрыть перечень услуг, формирующий разнообразие функций на территории жилого района;
при градостроительном проектировании опираться на концепцию «Город в городе».
А. В. Крашенинников: Необходимо более тщательно проработать характеристики функций, чтобы они не были взаимоисключающими, например «изолированность / присутствие людей».
С. М. Новокшонов: Применение индекса только к району очень интересно, обычно это делается только в отношении целого города.
Владимир Дергачев Оценка влияния размещения аэропорта Омск – Федоровка на комплексное социально-экономическое положение Омской области, муниципальный округ Любинский район
Цель исследования: сравнить плюсы и минусы переноса аэропорта из города Омска за его пределы.
Задачи исследования: определить сильные и слабые стороны такого переноса, проблемы; установить параметры сравнения и сделать упор на преобразование территории в плане социально-экономического развития Любинского района.
Если аэропорт будет убран из города, то освободится очень большая территория в центре Кировского округа, которую можно будет преобразовывать. Однако для Любинского района появление аэропорта введет определенные ограничения. Сегодня это сельскохозяйственный район с крупными предприятиями.
В ходе исследования аэропорт «Омск-Центральный» сравнивался с конкурентами (Тюмень, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск). Проанализированы показатели социально-экономического развития Любинского района и выявлены плюсы и минусы размещения там аэропорта. В целом мультимодальный транспортно-логистический узел будет иметь колоссальное значение для населения. В работе даны прогнозируемые показатели развития Любинского района и аэропорта «Омск – Федоровка».
А. В. Крашенинников: Я бы серьезно рассмотрел вариант сохранения аэропорта в городе. Это будет примерно в пять раз дешевле, а функции в Любинском районе, о которых вы говорите, можно развивать и без аэропорта. С градостроительной точки зрения чем компактнее, тем лучше. А аэропорт за 45 км от города…
А. Н. Береговских: Не соглашусь! Отчетливо понимаю, зачем это надо. У нас сейчас перегрузка по рейсам, наш аэропорт больше самолетов принять не может. И большие воздушные суда нашему аэропорту технически не под силу. Город-миллионник не имеет международного аэропорта!
Екатерина Харитонова Сохранение уникальной культуры и поддержка малочисленных народов Ямала
Девять регионов России находятся в Арктической зоне. Сегодня имеется большое количество программ, направленных на поддержание нормальной жизни народов Севера, улучшение условий их жизни. Эти программы прежде всего предназначены для семей, придерживающихся традиционного образа жизни.
На данный момент налицо угроза для основного ресурса – оленей. Их популяция неуклонно сокращается. Тому есть несколько причин. Так, остро стоит проблема наложения основных путей – железнодорожных и оленеводческих – на территории Ямала. По сути, эти пути несовместимы.
Предложения по решению проблемы: придание территории статуса ООПТ, сведение к минимуму негативных эффектов на устоявшийся уклад жизни северных народов и т. д.
Территория Ямала – уникальный природный комплекс. Программа поддержки культуры и быта народов севера играет большую роль, и эту работу надо продолжать, привлекая потенциал СМИ. При создании промышленных предприятий и транспортных магистралей необходимо учитывать культуру и традиции коренных народов сСевера.
А. Н. Береговских: А где здесь управление развитием территорий?
Е. Харитонова: В планах взять конкретный округ и сосредоточиться на чем-то конкретном, возможно, предложить мастер-план по какому-либо направлению.
Р. М. Воронкова: Я бы рекомендовала посмотреть аналогичный зарубежный опыт, может быть очень полезно. Подумайте, какой набор инфраструктурных объектов может появиться: может, например, мосты для животных или что-то другое.
Т. Б. Строганова: Посоветовала бы еще показать значимость этой территории для всего населения России, а не только для малых коренных народов.
Валерий Шкунов Разработка нормативных и правовых механизмов реализации градостроительной концепции преобразования застроенной территории
За последние несколько десятилетий эту тему исследовали довольно часто. Еще сорок лет назад были сформулированы основные цели преобразования жилой среды. Многие исследования не утратили своей актуальности.
Территория моего исследования – улицы Кемеровская, Красный путь, Фрунзе, набережная Тухачевского. Это городской центр. Площадь 48 га, жилой фонд 80 % территории (здесь много нового жилья), общественные здания – 20 %.
Предварительный анализ позволил сделать следующие выводы. На территории доминирует массовая панельная застройка 1960-х – 1980-х годов Объекты, построенные в XXI веке, ситуацию не улучшили и не ухудшили. Много зданий с архитектурой низкого уровня.
Функциональное зонирование: зона жилой застройки, зона смешанной и общественно-деловой застройки, зона исторической застройки. Улично-дорожная сеть не отвечает современным требованиям.
Необходимо решить следующие задачи:
разработать градостроительную концепцию преобразования застроенной территории;
создать нормативно-правовой механизм реализации градостроительной концепции.
А. В. Крашенинников: В чем разница между «преобразованием» и «развитием» территорий?
В. Шкунов: Преобразование – это комплексный подход к уже застроенной территории. Хочется найти метод, позволяющий преобразовать вот такую «застывшую» застроенную территорию.
А. Н. Береговских: Чего же не хватает? В чем преобразование? Это не прозвучало ярко. Здесь нужно структурно поставить задачу: какие проблемы должна решить применительно к этой территории методика, разрабатываемая вами? На ваш взгляд, что там плохо?
В. Шкунов: Транспортная схема работает плохо: район непроницаем в этом смысле. Проблема с пешеходными связями, дворовые территории по уровню благоустройства не отвечают современным требованиям.
Р. М. Воронкова: Если нет физического износа и невозможно применить инструменты КРТ, тогда можно говорить о моральном устаревании. Но за чей счет будет происходить реализация проектов? Еще порекомендовала бы системную подачу материала, это снимет какие-то вопросы к вам. Надо немного доработать.
С. М. Новокшонов: Аналогичные проблемы есть во многих российских городах, это исследование будет очень интересным и полезным.
А. В. Крашенинников: Мы прослушали все выступления. Прекрасный итог для первого года. Сейчас надо уточнять задачи и выходить на прикладные исследования.
А. Н. Береговских: Через год у нас будет следующая конференция и там мы проведем предзащиту. В отличие от сегодняшней встречи мы привлечем всех магистрантов. Всем спасибо!
Комментарии (0)