21.07.2025

Правовые механизмы гарантий качества образовательных и медицинских услуг

Автор статьи: Саранчина Анастасия Валерьевна , студент магистратуры «Градостроительство», направление «Управление развитием территории»

Аннотация. В статье рассматриваются правовые инструменты, обеспечивающие качество образовательных и медицинских услуг в Российской Федерации, раскрыта актуальность исследования вопросов социального обеспечения в сфере образовательных и медицинских услуг и их значимость в современном обществе. Проблема реализации социального обеспечения остается одной из наиболее обсуждаемых в современном обществе, что связано с ростом потребностей в качестве и доступности услуг для различных категорий населения.

Особое внимание уделяется роли градостроительного регулирования и нормативов проектирования в формировании доступной и качественной социальной инфраструктуры. На основе анализа действующего законодательства, подзаконных актов и научных источников раскрываются проблемы правоприменения и даются предложения по совершенствованию нормативной базы.

Ключевые слова:качество услуг, образование, здравоохранение, градостроительные нормативы, правовое регулирование.


Введение

Вопросы качества образования и здравоохранения становятся особенно острыми в условиях быстрой урбанизации, и на первый план выходят правовые механизмы, гарантирующие реализацию социальных прав граждан при развитии территорий.

Правовые механизмы гарантий качества образовательных и медицинских услуг включают законодательство, регламентирующее деятельность этих организаций, стандарты качества, программы государственных гарантий, а также механизмы защиты прав потребителей.

Гарантии качества и доступности образования и медицинской помощи закреплены в ст. 43 и ст. 41 Конституции РФ. Однако их реализация на практике зависит не только от содержания услуг, но и от условий их пространственного и инфраструктурного обеспечения, что требует согласованности правового регулирования в сферах здравоохранения, образования и градостроительства.

Градостроительные нормативы играют важную роль в обеспечении доступности и качества услуг, определяя размещение объектов образования и здравоохранения, их транспортную доступность и соответствие требованиям безопасности.

Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования призваны определить потребность города в социально значимых объектах соответственно регионального и местного значения. Нормативы устанавливают предельные (минимальные или максимальные) показатели обеспеченности и доступности объектов регионального и местного значения для населения.

Для достижения заданного стратегией качества жизни и среды количество, мощность и местоположение объектов определяются генеральным планом в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. Доступность объектов определяется исходя из принципов социальной и экономической эффективности. Объект должен располагаться в разумной досягаемости для тех, кому он нужен.

Актуальность работы изучения правовых механизмов обеспечения образовательных и медицинских услуг и роли нормативов градостроительного проектирования определяется наличием дефицита мест в таких организациях и зачастую низким уровнем качества предоставления таких услуг.

Основная часть

Правовое регулирование

Правовое регулирование в сфере предоставления образовательных и медицинских услуг играет ключевую роль в обеспечении качественного и равного доступа к образованию для всех граждан. В основе этого регулирования лежат различные законы, нормативные акты и стандарты, которые определяют права и обязанности всех участников образовательного процесса — студентов, преподавателей, образовательных учреждений и государства.

Гарантии качества образовательных и медицинских услуг обеспечиваются через правовые механизмы, установленные как федеральными, так и региональными законодательными актами. Рассмотрим основные аспекты этих механизмов:

Конституция Российской Федерации - устанавливает право каждого гражданина на образование. Государство обеспечивает доступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Этот закон регулирует все основные аспекты образовательного процесса в стране. Он определяет виды и уровни образования, устанавливает права и обязанности образовательных учреждений, регламентирует вопросы лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - определяют содержание и требования к результатам освоения образовательных программ на разных уровнях образования. Они устанавливаются в отношении всех образовательных программ, что позволяет обеспечить единое образовательное пространство и высокие стандарты качества образования.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ - основополагающий документ, регулирующий здравоохранение в России. Определяет права граждан на медицинскую помощь, обязанности медицинских учреждений и работников, порядок лицензирования. Этот закон является базовым нормативным актом в сфере здравоохранения.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Закон регулирует организацию и функционирование системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая обеспечивает бесплатность основных видов медицинской помощи за счет средств страховых взносов.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 - предоставляет гарантии на получение качественных услуг в сфере образования, включая меры по их защите и способы разрешения споров.

Подзаконные акты и регламенты:

Приказы Министерства здравоохранения РФ

Министерство здравоохранения издает приказы, регулирующие различные аспекты медицинской деятельности, такие как стандарты оказания медицинской помощи, требования к оборудованию и оснащению медицинских учреждений, протоколы диагностики и лечения различных заболеваний.

Постановления Правительства РФ

Постановления устанавливают правила организации медицинской помощи в отдельных сферах, таких как экстренная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и др.

Региональные нормативные акты призваны конкретизировать положения федерального законодательства с учетом региональных особенностей и потребностей региона в целях предоставления качественных услуг, доступных для каждого жителя, независимо от места проживания, социального положения и других факторов.

Лицензирование и аккредитация

Для обеспечения качества образовательных и медицинских услуг образовательные, медицинские учреждения обязаны проходить лицензирование и аккредитацию.

Лицензирование — процесс, посредством которого государственные органы проверяют соответствие учреждения установленным стандартам и выдают разрешение на ведение деятельности.

Аккредитация — процесс, который подтверждает соответствие образовательных программ установленным государственным образовательным стандартам. Аккредитация проводится в целях оценки качества образования и подтверждения уровня подготовки выпускников.

Лицензирование медицинской деятельности обязательно для всех организаций, оказывающих медицинские услуги. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ устанавливает порядок получения, приостановления и аннулирования лицензий.

Для получения и поддержания лицензии медицинские организации должны соответствовать ряду требований:

  • наличие квалифицированного медицинского персонала.
  • оборудование, соответствующее требованиям и стандартам медицинской деятельности.
  • соответствие помещений санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
  • соблюдение стандартов и протоколов оказания медицинской помощи.

ответственность за нарушения лицензирования:

Нарушение условий лицензирования влечет за собой административную и, в некоторых случаях, уголовную ответственность. Меры воздействия могут включать штрафы, приостановление действия лицензии или ее аннулирование.

Таким образом, правовое регулирование в сфере предоставления услуг является многогранным и направлено на создание благоприятных условий для качественного и справедливого образования.

Контроль и надзор в сфере образовательных и медицинских услуг

Контроль за качеством оказываемых услуг осуществляется органами государственного контроля и надзора:

В сфере образования - Рособрнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) и региональные департаменты образования.

В сфере здравоохранения - Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) и региональные департаменты здравоохранения.

Эти органы проводят проверки и инспекции, рассматривают жалобы граждан, принимают меры по устранению выявленных нарушений.

Общественный контроль

Дополнительно к государственным органам, в обеих сферах значительную роль играют общественные советы и организации:

Общественная палата Российской Федерации и ее региональные отделения.

Профессиональные ассоциации и союзы, такие как Ассоциация медицинских работников, профсоюзные организации преподавателей и медицинских работников.

Таким образом, многоуровневая система законодательного регулирования и контроля на федеральном и региональном уровнях должна обеспечивать высокий стандарт качества образовательных и медицинских услуг.

Роль нормативов градостроительного проектирования при обеспечении качественного предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения

Главный смысл региональных и местных нормативов градостроительного проектирования – юридическое закрепление минимальных расчетных показателей и максимальных радиусов доступности для объектов капитального строительства в целях создания комфортной среды проживания.

Подготовке нормативов градостроительного проектирования должна предшествовать исследовательская работа по анализу существующей ситуации: дефицит или избыток объектов на территории муниципального образования, оценка социально-экономического развития территории, роль территории в развитии региона, градообразующий фактор и т.д. Данная работа должна лечь в основу обоснований минимальных расчетных показателей и максимальных радиусов доступности объектов капитального строительства. В целях избежания коррупционного фактора расчетные показатели должны быть конкретные, если необходимы разные показатели по одному объекту для различных территорий, возможно разделение территории муниципального образования на части.

Нормативы должны соблюдаться всеми субъектами градостроительной деятельности, в том числе при выполнении проектной документации и строительстве объекта. Это должно быть четко прописано в документе.

В системе управления развитием территории, нормативно-правового и нормативно-технического регулирования градостроительной деятельности нормативы должны занимать основополагающее место, быть каркасом, вокруг которого должны формироваться жилые и промышленные территории. К сожалению, в структуре существующего города с существующей застройкой разместить объекты местного значения практически невозможно. Должны быть правовые нормы, регулирующие размещение планируемых объектов и интересы владельцев, арендаторов земельных участков. На практике реальное применение нормативов градостроительного проектирования – вопрос не менее сложный, чем создание самих нормативов.

Проблемы

Несмотря на наличие столь широкой правовой базы в образовательной и медицинской отраслях как на федеральном, так и на региональном уровне, в данных отраслях всегда оставались и остаются проблемы с доступностью и качеством предоставления услуг. Рассмотрим подробнее.

Основные проблемы реализации социального обеспечения в сфере рассматриваемых услуг:

Градостроительные:

Недостаточная проработка проектов планировки в части прогнозной нагрузки на социальную инфраструктуру;

Формальный подход к строительству школ и поликлиник без учёта реального спроса;

Перекладывание социальных обязательств на муниципалитет без достаточного финансирования, отставание социальной инфраструктуры от ввода жилья.

Решение:

Закрепление обязательных индикаторов качества социальной инфраструктуры в составе документации по планировке территории.

Внедрение цифровых инструментов моделирования и мониторинга, включая интеграцию данных Росреестра, ЕГИСО и Роспотребнадзора.

Закрепление в законодательстве обязательного графика строительства и ввода объектов образования и здравоохранения в увязке с этапами жилой застройки;

Закрепление правовых механизмов принуждения девелоперов к выполнению социальных обязательств;

Финансовые:

Системы здравоохранения и образования в Российской Федерации сталкиваются с рядом острых проблем, связанных с недостаточным финансированием. Это сказывается на доступности и качестве медицинских услуг, особенно в отдалённых регионах и среди социально уязвимых групп населения.

1.Дефицит кадров

Во многих регионах наблюдается нехватка врачей и учителей. Низкий уровень заработной платы, высокая нагрузка и бюрократическая отчётность способствуют профессиональному выгоранию и оттоку специалистов.

Молодые врачи часто уезжают за границу или покидают профессию. Учителя испытывают давление из-за объема документации, отчётности и бюрократических процедур, что отвлекает от основного процесса преподавания.

2. Устаревшее оборудование

Большинство медицинских учреждений используют устаревшее оборудование, которое не только снижает качество диагностики, но и увеличивает риск ошибок в лечении. Нехватка современных технологий и инструментов также усложняет доступ к новейшим методам лечения. Закупка нового оборудования требует значительных финансовых вложений, которые часто оказываются недоступны. Школы и вузы сталкиваются с нехваткой оборудования, устаревшей инфраструктурой.

3. Снижение качества обслуживания

При нехватке ресурсов страдает качество медицинских услуг. Ожидание в очередях увеличивается, а необходимость в проведении дополнительных обследований или процедур иногда игнорируется. Медицинские работники часто вынуждены уделять меньше времени пациентам. Это приводит к увеличению времени ожидания для получения медицинских услуг и снижению уровня индивидуального подхода к каждому пациенту. Отсутствие необходимых обследований или запущенность заболеваний из-за игнорирования их симптомов может привести к серьезным последствиям для здоровья населения;

В образовательной сфере ограниченное финансирование снижает возможности для развития программ дополнительного образования и поддержки талантливых студентов. Несмотря на усилия по внедрению цифровых технологий, в ряде школ отсутствует качественный интернет, компьютеры и цифровая инфраструктура. Во многих учебных заведениях сохраняются советские подходы к преподаванию, не учитывающие современные вызовы и требования цифровой экономики. Недостаточное внимание уделяется развитию soft skills, проектной деятельности и критическому мышлению. Отставание от международных стандартов образования ограничивает конкурентоспособность выпускников.

4. Неравномерность в доступе к услугам

Межрегиональные различия особенно заметны между городом и сельской местностью. В отдалённых районах отсутствуют специализированные учреждения и квалифицированные кадры, что делает медицинскую помощь труднодоступной. Неравенство в доступе к медицинским услугам часто проистекает из социального положения граждан. Это проявляется в том, что люди со средними доходами имеют ограниченные ресурсы для получения качественных медицинских услуг, включая платные клиники, лекарства и специализированное обследование, а люди с низкими доходами такой возможности не имеют.

В образовательной системе также существует значительный разрыв между уровнем образования в городских и сельских школах. В сельских районах остро ощущается нехватка квалифицированных кадров, особенно в предметах точных и естественных наук. Дети из социально уязвимых групп часто имеют ограниченный доступ к репетиторам, кружкам и образовательным ресурсам.

5. Проблемы подготовки кадров

Качество медицинского обслуживания в значительной степени определяется уровнем образовательной подготовки медицинских специалистов. Некоторые медицинские учебные заведения не всегда соответствуют современным требованиям, что может приводить к недостаточной теоретической подготовке. Также из-за COVID-19, привело к дефициту квалифицированных специалистов. Это сказывается на качестве медицинских услуг и уровне доверия населения к системе здравоохранения. В системе образования период пандемии выявил существенные различия в способности разных школ и регионов к организации дистанционного обучения. Курсы повышения квалификации часто носят формальный характер и не учитывают реальные потребности педагогов. Отсутствие стимулов для профессионального роста ведёт к снижению мотивации и уровня преподавания.

Решения

Оптимизация бюджетных расходов

Необходима системная проверка целевого расходования средств, сокращение административных затрат и внедрение цифровых инструментов управления. Введение программ софинансирования для модернизации инфраструктуры: капитальные ремонты, закупка техники, обеспечение доступа к интернету.

Модернизация ОМС

Пересмотр тарифов на медуслуги и внедрение дифференцированных страховых ставок позволит обеспечить справедливое финансирование учреждений в зависимости от качества оказания помощи.

Развитие ГЧП

Привлечение частных инвестиций в системы здравоохранения, образования через механизмы ГЧП. Целесообразно реализовать проекты со строительством и модернизацией медицинских и образовательных учреждений, в рамках которых частный сектор может инвестировать в строительство больниц и клиник, школ и детских садов, объектов дополнительного образования а государство обеспечит гарантии возврата инвестиций. ГЧП может включать проекты по развитию телемедицины, что снизит нагрузку на медучреждения и повысит доступность медицинских услуг для жителей отдаленных регионов. Также можно привлекать частных партнеров для разработки и внедрения новых технологий, что позволит улучшить качество обслуживания и снизить затраты.

Поддержка инноваций

Развитие цифровых решений, телемедицины, ИИ-диагностики и стартапов в сфере здравоохранения позволит повысить эффективность и доступность услуг.

Повышение прозрачности

Создание открытых систем мониторинга бюджета и контроль со стороны независимых органов повысят доверие к системе и снизят риски коррупции.

Преодоление регионального и социального неравенства

Развитие механизмов образовательного, медицинского выравнивания: субсидии школам, медицинским учреждениям в депрессивных районах, привлечение специалистов в села (включая льготы и «подъемные»);

Внедрение программ адресной поддержки семей с низким доходом: бесплатные кружки, канцелярия, питание, доступ к цифровым сервисам;

Совершенствование подготовки кадров

Для повышения квалификации врачей и учителей и качества услуг необходимо:

1. Усовершенствование образовательных программ, обновление учебных планов с учетом современных достижений. Обеспечение доступности профессионального обучения: улучшение инфраструктуры и программ в отдаленных и недостаточно обеспеченных регионах.

2. Поощрение постоянного обучения: создание стимулов для прохождения курсов повышения квалификации, включая финансовые бонусы.

3. Обучение педагогов цифровым компетенциям, создание сетевых методических центров и платформ обмена практиками.

4. Сотрудничество с международными организациями, установление партнерских отношений с зарубежными учебными заведениями и организациями здравоохранения для обмена опытом и технологиями.

5. Повышение престижа профессии учителей, врачей: увеличение заработных плат, предоставление социальных гарантий и жилья в регионах.

6. Разработка новой системы аттестации и роста, основанной на достижениях, а не формальной отчетности.

Административная реформа

Сокращение бюрократической нагрузки на учителей и врачей: автоматизация отчетности, упрощение документооборота.

Эти рекомендации могут существенно повысить уровень подготовки специалистов, обеспечив внедрение современных образовательных программ и подходов.

Заключение

Системы образования и здравоохранения в Российской Федерации стоят перед необходимостью глубоких структурных преобразований. Их состояние оказывает прямое влияние не только на индивидуальное развитие личности, но и на экономический потенциал страны, конкурентоспособность на глобальной арене, социальную мобильность населения и устойчивость демократических институтов. Проблемы, связанные с неравномерным распределением ресурсов, недостаточным финансированием, кадровым дефицитом, устаревшими образовательными стандартами и цифровым неравенством, требуют системного и комплексного подхода к их решению.

Модернизация систем образования и здравоохранения невозможна без целенаправленной государственной политики, устойчивой системы финансирования, в том числе с привлечением внебюджетных источников и механизмов государственно-частного партнёрства. Необходим переход от формального обновления стандартов к содержательной трансформации.

Особое внимание следует уделить кадровому вопросу: без мотивированного и квалифицированного специалиста любые реформы обречены на неэффективность. Повышение престижа профессий врача и учителя, сокращение бюрократической нагрузки, развитие систем наставничества и профессионального роста должны стать приоритетом государственной политики в сфере образования. Также критически важным является обеспечение равного доступа к качественному образованию и медицинскому обслуживанию во всех регионах России, вне зависимости от уровня экономического развития и численности населения.

Таким образом, только через стратегическое планирование, системные инвестиции и постоянную обратную связь с реальными потребностями общества можно создать современные, доступные и эффективные системы образования, здравоохранения, соответствующие вызовам XXI века и способствующие гармоничному развитию личности и общества в целом.


Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ (в актуальной редакции).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

7. Концепция развития образования в РФ до 2030 года (Проект Минпросвещения России, утверждён в рамках Стратегии социально-экономического развития) https://edu.gov.ru/

8. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) https://fgos.ru/

9. Канева Д.А., Тарараева Т.Ю., Бреусов А.В., Максименко Л.В. Проблема дефицита врачебных кадров в здравоохранении России: причины и пути решения (литературный обзор) // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024. № 1. С. 747—767.

10. Бояринцев Б.И., Ланц В.Р. Государственно-частное партнерство как инструмент развития инфраструктуры здравоохранения в условиях цифровизации. // Экономическая наука современной России. 2019. № 4 (87). С. 70-84.

11. Файзуллин Ф.С., Сулейманова Л.Н. Некоторые проблемы развития социального обеспечения в области здравоохранения в Российской Федерации // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2016. № 1.1. С. 135—137.

12. Мингалиев А.А. Проблемы и пути реформирования школьного образования в РФ // Образование и наука, 2022.

13. Пискунова И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы для школы и учителя // Вопросы образования, №1, 2023.

14. Сайт геоинформационный портал ГИС Ассоциацияhttp://gisa.ru/107102.html