03.12.2018

Генеральный план Симферополя – инструмент открытой градостроительной политики

Все больше и больше сегодня общество проявляет интерес к вопросам градостроительства. Интерес смещается в сторону крупных проектов – генеральных планов, федеральных и региональных программ развития, крупных девелоперских проектов. И Крым здесь не исключение. С наступлением новой эпохи в жизни крымских городов и их жителей этот интерес только возрастает. Особенность именно сегодняшнего момента в том, что градостроительный процесс и все, что с ним связано (строительство, проектная и разрешительная документация), становится своеобразным мостиком между властью и населением, поэтому крайне важной становится задача ведения открытой градостроительной политики!


Последние 20 лет Симферополь, как и многие крупные города России, уплотняется сверх меры: и точечной застройкой, и пристройками, надстройками к уже существующим зданиям. Значительная изношенность большинства жилых и многих нежилых строений, неустроенность придомовых территорий, отсутствие инженерных систем, например, сетей бытовой и ливневой канализации, создают впечатление заброшенности, неухоженности города и приводят также к критической экологической ситуации. В условиях современного развития городу необходимо выйти на качественно новый этап преобразований городской среды.

Сегодня ключевым смыслом модернизации города становятся его жители, а инструментом преобразования является генеральный план. Создание города нового качества – города для людей, города с комфортными условиями жизни, отвечающими, как минимум, сложившемуся в стране уровню таких условий – основная задача генерального плана.

Экологическое состояние города, качество жилых объектов становится важнейшим условием его развития. Самым комфортным был, есть и останется дом – индивидуальный жилой дом со своим садом, своим двором, своей калиткой…. Поэтому жилищную политику во взаимосвязи со стратегией социально-экономического развития Симферополя предлагается строить в большей степени на развитии индивидуального жилищного строительства. Такое предложение, выведенное на уровень национального рынка недвижимости, позволит привлечь в город многих специалистов высочайшей квалификации со всей страны, которые вместе с населением города смогут обеспечить реализацию стратегических государственных целей развития Симферополя. В каждом новом жилом районе должны быть созданы все условия для комфортной жизни, размещены многофункциональные центры обслуживания. Транспортная инфраструктура, учитывающая условия массового жилищного строительства, должна обеспечить удобную быструю связь с центром города.

Структура пространственной организации городского округа г. Симферополь


Важно помнить, кто будет жить в этих новых районах массового строительства. Какие люди? Где они будут работать? По каким улицам они будут добираться на работу? Где отдыхать? Симферополь обладает всеми необходимыми условиями для удобной, счастливой жизни, но сегодня многие сферы городской жизни требуют преобразований и улучшений, этим необходимо заниматься в первую очередь. Но подобные действия должны быть взвешенными, хорошо спланированными и последовательными. Восстанавливать и развивать сложившиеся территории города, налаживать жизнь людей много хлопотнее, но это намного дешевле и гораздо эффективнее, чем начинать с нуля.

Структура города включает в себя не только территории жилого, производственного, инфраструктурного и дорожного строительства. Так во всех городах, но что делает их особенными, не похожими на другие? На это влияет множество факторов, один из которых – ландшафт. Территория Симферополя имеет особый характерный ландшафт – глубокие, протяженные балки в сочетании с высотами и долинами придают особый характер городу, как и его история, люди и архитектура.

Рельеф Симферополя благоприятствует развитию компактной планировочной структуры. Долина, идущая от Алушты, вливается в город вдоль реки Салгир, вдоль которой сформировалась система парков и набережных – от старого парка у Воронцовской дачи до парка у слияния рек Большого и Малого Салгира. Характерно, что улицы старого Симферополя прокладывались с учетом этого фактора.

Основное направление улиц – с северо-запада на юго-восток. Это направление и является основным направлением пространственного развития. Однако, на сегодняшний день оно не получило убедительного подтверждения в функциональной структуре города. Общегородской центр продолжает ютиться в пределах старой, исторической части, а отдельные, даже крупные, торговые комплексы не могут стать полноценными общественными центрами.

В каждом городе обязательно должны быть особенные, уникальные места – зеленые парки, просто красивые открытые пространства, стадионы и поляны, сады и старые кварталы, с разнообразным набором функций.

Одно из достоинств Симферополя – сохранившаяся старая историческая застройка. Целые кварталы памятников архитектуры. Ак-Мечеть (старый город) – можно рассматривать как площадку для усовершенствования и преобразования, как уникальное место городской жизни. Речь идет не о тотальном перестраивании, но о вдумчивом, деликатном преобразовании. Естественно, такой подход не интересен крупным застройщикам, но для последовательного, поэтапного развития он имеет огромный ресурс, в том числе и экономический. Многие города мира и уже России доказали, что качество среды самым существенным образом влияет на стоимость недвижимости, на повышение капитализации территории в целом.

Планировка Ак-Мечети характерна для средневекового города. Уютные улочки, бегущие вверх по склону, исчезающие за поворотами, небольшие внутренние дворики, маленькие магазинчики и совсем небольшое количество зеленых насаждений. Уличная сеть организована с позиций рационального использования местных условий и рельефа, а также естественного зонирования поселения на торговую зону и жилые кварталы. Преобладающим направлением в сетке улиц являлось направление с юго-запада на северо-восток, по направлению основных водотоков и внешних дорог. Улицы в этом направлении наиболее широкие, они застраивались более значительными домами. Извилистые, узкие улочки и переулки разбивают застройку на квартальчики и служат связями между основными улицами.

Город развивался от пересечения внешних дорог на север поселения вверх по склону природной возвышенности – куэсты. Украшали город фонтаны, всего их было четыре (согласно материалам работы по историко-архитектурному опорному плану 2010 г.). Фонтаны для восточного города являлись не просто источниками воды, но и средоточием общественной жизни, именно поэтому они располагались на пересечении основных людских потоков – по дороге к храму, мечети и базарной площади. На территории бывшего средневекового поселения к началу XX века существовало 15 храмов, из них сохранилось до наших дней 10. С градостроительной и архитектурной точки зрения Ак-Мечеть является отдельным органично сложившимся городом, живым и интересным для будущего преобразования в качестве градостроительного памятника.

Не менее важно решить в генеральном плане задачу организации транспортной системы. Принципиально сегодняшний транспортный каркас можно охарактеризовать как радиально-диагональный. Симферополь очень компактный город, плотно застроен и застроен уже давно. Резервы расширения у существующих улиц практически отсутствуют, а растущий поток транспорта захлестнет город, если кардинально не пересмотреть саму схему организации движения. Одно из возможных решений – это строительство объездного транспортного кольца непрерывного движения вокруг города, что позволит превратить существующую радиально-диагональную структуру в радиально-кольцевую и организовать движение транзитного потока транспорта, который стремится в Севастополь, Феодосию, Евпаторию или на ЮБК в обход Симферополя. Такое решение освободит городские улицы, позволит объединить входящие в город направления и обеспечит связность транспортной системы. Когда по объездному кольцу будет быстрее добраться от Фонтанов до Белоглинки, минуя узкие центральные улицы, можно будет ограничить движение через исторический центр, сделать его ещё более пешеходным.

Сформированный в первой половине ХIХ века общественный центр оброс большим количеством административных зданий, оказался зажат жилыми районами и кварталами. Перешагнув на другой берег Салгира и начав там развиваться, центр города потребовал облагораживания берегов реки, в результате чего появился прекрасный комплекс набережной. Застройка, сформировавшаяся на правом берегу, – это смешанная застройка. Вдоль дорог на Харьков (Киевское шоссе) и на Феодосию (пр. Кирова) преобладает плотная квартальная застройка, а ближе к центру многоэтажные микрорайоны. Старинные городские усадьбы с небольшими садиками, сохранившиеся вдоль набережной, и сегодня являются ее украшением, служат достопримечательностью города и создают особую атмосферу.

Набережная не реконструировалась долгое время, местами разрушается, но по-прежнему любима горожанами. Крайне необходимо в Генеральном плане предусмотреть ее реконструкцию. Устройство велодорожек, оборудованных велопарковок придаст ей современный вид, позволит еще большему числу симферопольцев отдыхать у реки.

Велосипедное движение в современном мире очень популярно, интересно не только для молодежи, но и для разных возрастных групп населения. Учитывая, что Симферополь – компактный город и в диаметре составляет чуть больше 10 км, есть идея создать кольцевое велосипедное движение. А зная, какие красивые окрестности у Симферополя, можно такое кольцо вынести на самый край застройки и решить тем самым сразу две задачи: во-первых, создать альтернативу автомобильному массовому движению, ведь мы сможем двигаться на велосипеде в тех же направлениях, что и на личном автомобиле. Во-вторых, сделать город проницаемым для велосипедных потоков, так как можно будет попасть с кольцевого маршрута и в центральные районы, и на периферию, и в пригородные села на территориях, прилегающих к границам города поселений Симферопольского района.

Только преобразованием транспортной структуры, организацией велосипедного движения транспортную проблему не решить – это ясно. Без общественного транспорта не обойтись. Предстоит не только увеличить его количество, оптимизировать маршруты, но и произвести необходимую замену парка общественного транспорта. Нужен комфортабельный и скоростной общественный транспорт. Например, легкорельсовый транспорт (ЛРТ), своего рода, трамвай-поезд. Он представляет собой легкое шарнирно-сочленённое транспортное средство, эксплуатируется в окрестностях города как пригородная электричка, как трамвай – в городских условиях, может ездить под землей. Возможность осуществлять поездки с окраин города в его основную часть без пересадок является большим преимуществом этого комбинированного транспортного средства, пассажирам обеспечивается сокращение времени в пути по сравнению с другими видами транспорта. Параметры трамвая-поезда также подходят для прохождения кривых и крутых спусков: допускается минимальный радиус кривой 30 м и максимальный уклон 6%.

Такой трамвай-поезд сможет пройти внутри города по существующему Ялтинскому кольцу, дальше – по существующей железной дороге, по специально выделенной полосе, и уйти по основным направлениям на соседние города: Севастополь, Алушту, Ялту, Евпаторию. Организовав постоянную скоростную связь с расположенными у моря городами и поселками, послужит развитию курортных комплексов (аква-города) с теплыми бассейнами с морской водой, лечебными грязями и климатотерапией. Симферополь станет в этом случае приморским городом, центром круглогодичного оздоровительного туризма, включая краткосрочный.

Много еще интересного можно рассказать о предстоящих переменах в Симферополе. Но необходимо затронуть еще одну животрепещущую тему: куда будет расти город, где будут строить или покупать жилье будущие жители. Постоянное население городского округа Симферополь составляет на 2015 г. около 360 тыс. человек. Жилищный фонд составляет 8,4 млн кв. м, средняя жилищная обеспеченность – около 23 кв. м жилых помещений на 1 человека. С учетом качества фонда, объемов жилья, не отвечающего действующим нормативам на жилые здания, ветхого фонда, количества нуждающихся в жилье семей и т.п., а также структуры фонда по типу: многоквартирные, многоэтажные, индивидуальные жилые дома, структура и объем фонда требуют заметного приращения за счет нового строительства.

Однако, из-за проблемы переуплотнения свободных территорий для нового строительства не осталось. А это значит, что новое жилищное строительство будет вестись за счет преобразования, сноса существующей застройки, за счет выноса недействующего производства и ветхого жилья. Но этих резервов недостаточно, если говорить о 20-летней перспективе. Городу для развития крайне необходимы свободные земли и, в первую очередь, для нового массового жилищного строительства: как для индивидуального жилищного строительства, так и для комплексного многоэтажного. Основным стимулом для появления желания переехать в Симферополь должно стать качество жизни в городе, в котором соединятся достоинства климата, расположения, природной красоты и удобства города, высокого качества жилых домов, будь то дом на одну семью с усадебным участком или многоквартирный дом.

Принципиальное решение по размещению площадок для жилищного строительства состоит в том, чтобы строить многоквартирные жилые дома разной этажности, в зависимости от градостроительной ситуации и с учетом существующей уличной и квартальной системы. А индивидуальное жилищное строительство обеспечивать небольшими жилыми городками-спутниками, доступность которых будет организована благодаря кольцевым дорогам и сложившимся основным направлениям улиц, за счет присоединения отдельных земельных участков из состава свободных от застройки и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на прилегающих к Симферополю территориях.

Симферополь вступил в фазу формирования своей дальнейшей исторической судьбы. Основным фактором влияния на успешность и значительность этой судьбы станет аккумуляция человеческого капитала и умножение духовно-интеллектуального потенциала. Для этого необходимо вести открытую градостроительную политику – максимально вовлекать в процесс принятия решений генерального плана городское сообщество.

Вопреки распространенному мнению о пассивности населения локальные сообщества стремятся к участию в принятии решений, и главная задача проектировщиков и органов власти – обеспечить возможность для этого участия, уничтожить барьеры и препятствия.

Муниципальная власть должна являться олицетворением городской общественности. Необходимо создать возможность, условия, при которых отдельные граждане или общественные группы смогут выражать свое отношение к проблемам городского развития и участвовать в их решении на всех этапах. Горожане должны иметь возможность предлагать свое видение решения проблемы, конкретные проекты, участвовать в обсуждении своих предложений, отстаивать свои решения.

Работа по формированию гражданского сознания, имеющая долговременный характер, может быть включена в число целей развития социальной, образовательной и культурной сфер жизни города. Основной инструмент – это встречи и обсуждения, обмен мнениями. В Симферополе уже стартовали общественные обсуждения, готовятся процедуры публичных слушаний.

Результатом всей работы должно стать полноценное включение сообществ в разработку решений генерального плана. Жители должны понять и убедиться на практике, что их усилия могут влиять на принятие решений и на ситуацию жизни в городе в целом. Только тогда можно рассчитывать на то, что реализация проекта даст городу новые возможности для развития.