25.12.2018

Реализация генерального плана через программы комплексного инфраструктурного развития

Целевые показатели комплексного инфраструктурного развития. Основными целеполагающими документами развития территории являются документы стратегического планирования, которые определяют цели и задачи социально-экономического развития, основные направления развития и ожидаемые результаты. Стратегия социально-экономического развития является основой для принятия решений в генеральном плане, который уже с помощью норм обеспеченности объектами местного значения, определенных в нормативах градостроительного проектирования, определяет необходимые параметры развития территорий, местоположение и характеристики объектов местного значения, планируемых к размещению (реконструкции), и выделяет первоочередные мероприятия. Инструментами реализации решений генерального плана являются непосредственно программы комплексного развития (далее - Программы), которые, в свою очередь устанавливают окончательные перечни инвестиционных проектов по социальной, транспортной и коммунальной инфраструктурам с указанием стоимости, источников финансирования и сроков реализации.


На федеральном уровне установлены требования к подготовке Программ социальной и транспортной инфраструктурам, а для Программ систем коммунальной инфраструктуры имеются также методические рекомендации по их подготовке. К особенностям Программ систем коммунальной инфраструктуры относится выделение отдельно Программного документа и обосновывающих материалов, в состав которых могут включаться схемы ресурсоснабжения.

Решения Программ в конечном итоге являются основанием для подготовки документов бюджетного планирования, таких как муниципальные программы и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, предусматривающие размещение (реконструкцию) объектов местного значения.

Стоит отметить, что каждый вид градостроительной документации должен содержать целевые показатели, которые необходимы для обоснования принимаемых решений в документации последующих уровней.

Необходимо выделить несколько видов целевых показателей, которые должны содержаться в стратегии социально-экономического развития и необходимы как для принятия решений в генеральном плане, так и в документах по его реализации:

-       показатели, обеспечивающие улучшение демографической ситуации, такие как перспективная численность населения;

-       показатели развития жилищной сферы (прогнозная обеспеченность населения жильем и т.д.);

-       показатели обеспеченности объектами образования, спорта, культуры;

-       показатели развития коммунальных систем (обеспеченность централизованными системами, износ систем и т.д.);

-       показатели обеспеченности объектами транспортной инфраструктуры (плотность автомобильных дорог, обеспеченность стоянками и т.д.).

В качестве примера приведен фрагмент стратегии социально-экономического развития г. Когалыма, в которой данные показатели определены на первые три года по годам и далее по пятилеткам (Таблица 1).

Таблица 1 – Целевые показатели стратегии социально-экономического развития городского округа г. Когалым

№ п/п

Целевой индикатор

Единица измерения

Факт

Прогноз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

2014

2015

2016

2020

2025

2030

1

Численность постоянного населения (на конец года)

тыс. чел.

61,1

62,2

63,3

64,4

67,9

70,1

71,7

2

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя

кв. м на человека

16,6

17,2

17,8

18,4

20,9

23,9

27,0

3

Обеспеченность дошкольными образовательными организациями

%

82,8

86,8

85,5

84,3

88,3

92,8

100,0

4

Обеспеченность общеобразовательными организациями

%

69,5

57,8

56,6

55,0

71,7

85,6

100,0

5

Износ тепловых сетей

%

57,6

55,6

55

54

50

45

40

6

Износ сетей водоснабжения

%

50

50

48

46

40

38

36

7

Плотность автомобильных дорог общего пользования местного значения (магистральных улиц и дорог) на застроенной территории

км/

км2

5,32

5,32

5,32

5,32

5,89

5,89

5,89

8

Обеспеченность местами постоянного хранения (% от расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей)

%

72

75

78

81

84

87

90



Следует отметить, что данные виды целевых показателей не являются исчерпывающими, но являются ключевыми для принятия решений по территориальному планированию, поэтому необходимо их включать в состав стратегии, иначе нагрузка по их установлению будет приходится на генеральный план.

Генеральный план на основании целевых показателей стратегического планирования и расчетных показателей градостроительного проектирования определяет параметры развития территории, характеристики объектов местного значения.

В качестве целевых показателей необходимо выделять следующие:

1. Численность населения, дифференцированная по видам застройки:

-       индивидуальная;

-       малоэтажная;

-       многоэтажная.

2. Площадь жилых и административных зданий, определенная также по видам застройки:

-       индивидуальная;

-       малоэтажная;

-       многоэтажная;

-       общественно-деловая.

3. Характеристики объектов местного значения, предлагаемых к размещению (реконструкции)

-       социальная инфраструктура;

-       коммунальная инфраструктура (в т. ч. объемы потребления коммунальных ресурсов);

-       транспортной инфраструктура (уровень автомобилизации и т.д.);

-       инвестиционные площадки и т.д.

Следует отметить, что объекты местного значения должны содержать атрибутивную информацию в соответствии с новыми требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития №10, которые являются необходимыми и достаточными как для генерального плана и проектов планировки, так и для последующей разработки Программ.

К целевым показателям развития социальной инфраструктуры следует относить:

-       показатели обеспеченности населения объектами образования, спорта, культуры и т.д.;

-       показатели качества предоставления услуг (кол-во смен в школах, учреждений в ветхом состоянии и т.д.)

К целевым показателям развития транспортной инфраструктуры целесообразно относить:

-       показатели обеспеченности объектами транспорта (доля дорог с кап. покрытием, протяженность велодорожек и т.д.);

-       показатели качества транспортной инфраструктуры (доля населения, которое пользуется общественным транспортом и т.д.)

К целевым показателям развития систем коммунальной инфраструктуры целесообразно относить показатели:

-       спроса на коммунальные ресурсы и перспективной нагрузки;

-       качества поставляемого ресурса;

-       надежности работы системы;

-       эффективности производства и транспортировки ресурса;

-       эффективности потребления коммунального ресурса.

Основные виды целевых показателей, которые необходимы для отражения решений генерального плана представлены на примере комплексного проекта развития территории городского поселения Пойковский, в котором были разработаны все три Программы (Таблица 2).

Таблица 2 – Основные показатели развития систем социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур городского поселения Пойковский

Целевой показатель

Факт

Значение показателей

 











2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022-2025

2026-2030

2031-2035

1.1

Доля детей, получающих дошкольную образовательную услугу, %

55,5

50,3

50,9

52,5

54,9

55,8

56,3

56,7

69,8

1.2

Обеспеченность дошк. образ. организациями (мест на 1000 чел.)

55

54

54

54

54

54

52

63

62

1.3

Количество образовательных организаций, в ветхом состоянии, %

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2.1

Доля протяженности автомобильных дорог с капитальным типом покрытия, %

44

50

60

65

70

77

84

90

100

2.2

Доля населения, пользующегося при передвижении общественным транспортом, %

5

7

9

11

13

15

25

35

45

2.3

Протяженность велосипедных дорожек, км

0

1,6

2,6

3,2

4,3

13,2

14,7

18,6

22,3

3.1

Доля жилых домов, обеспеченных доступом к коммунальной инфраструктуре, %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

3.2

Индекс нового строительства, %

0

8,8

6,4

3,5

3,7

0,5

4,7*

1,0*

4,0*

3.3

Объем производства товаров и услуг, тыс. куб. м

1780

1729

1729

1873

2101

2170

2507

2820

3254

3.4

Прирост водопотребления, тыс. куб. м/сут.

-8,4

39,4

50,8

167

176

54,0

260,0

242,3

335,6

3.5

Индекс прироста, %

-0,7

3,3

4,1

13,0

12,2

3,3

15,5*

12,5*

15,4*

3.6

Соответствие качества товаров и услуг установленным требованиям, %

27,6

27,6

27,6

27,6

27,6

100

100

100

100

3.7

Физический износ сетей, %

68,0

67,4

63,9

59,6

54,4

50,8

45,0

35,4

30,0

3.8

Физический износ водозаборных сооружений, %

70,0

71,0

72,0

73,0

74,0

51,0

55,0

60,0

65,0


Целевые показатели Программ являются основными индикаторами реализации генерального плана.
Следует отметить, что целевые показатели качества, надежности, эффективности производства коммунальных ресурсов транслируются из схем ресурсоснабжения при условии соответствия их решений генеральному плану. В противном случае данные показатели необходимо определять при подготовке Программ.Показатели для Программ коммунальной инфраструктуры определены в методических рекомендациях и применяются для реализации мониторинга инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Целевые показатели численности и жилищной обеспеченности проходят путь от документов от стратегии социально-экономического развития через генеральный план в ПКР (Рисунок 1).

В генеральном плане показатели численности населения и площади жилой и административной застройки дифференцируются по видам жилой застройки и этапу освоения (1 очередь, расчетный срок), а также определяются характеристики объектов местного значения.

На начальном этапе подготовки Программ осуществляется прогноз развития застройки, в котором целевые показатели генерального плана дробятся на еще более мелкие кусочки, выделяя первую пятилетку по годам и являются для Программ уже некими расчетными показателями, т.е. по сути исходными данными.

В результате расчетов каждая программа обрастает показателями обеспеченности объектами, качества предоставляемых услуг, надежности работы коммунальных систем и т.д.

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь целевых показателей в документации разного уровня

Следует отметить, что отсутствие какого-либо целевого показателя в стратегии или генеральном плане приводит к необходимости его определения в документах более низкого уровня, что в свою очередь приведет к снижению качества реализации генерального плана.

Особенности разработки программ инфраструктурного развития

Этапы реализации Программ определены федеральными требованиями, которые одинаково справедливы для социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур.

Программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана (как правило, разрабатывается на срок действия генерального плана).

1 вариант. Если на момент разработки Программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

2 вариант. Если на момент разработки Программы генеральный план реализуется более 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по до окончания срока действия программы.

Следует отметить, что определение достоверного прогноза развития территории города на срок до 15 лет по годам представляется маловероятно, целесообразно для крупных населенных пунктов с динамично изменяющимися условиями вносить изменения в генеральный план по истечению 5-летнего периода его реализации. При этом необходимо подготавливать схемы ресурсоснабжения и Программы в новой редакции с целью синхронизации расчетного периода (этапов) и мероприятий по реализации генерального плана.

Прогноз развития территории является начальным этапом подготовки любой Программы комплексного развития и состоит из демографического прогноза, прогноза развития застройки, прогноза развития промышленности.

Демографический прогноз определяет численность постоянного населения, формируется на основе отчетных данных и с учетом перспективных данных из генерального плана и программы социально-экономического развития.

Прогноз развития застройки формируется на основе генерального плана, проектов застройки территорий, утвержденных программ строительства, сноса, капитального ремонта домов, разрешения на строительство.

Прогноз развития промышленности формируется на основе перспективных данных из генерального плана и программы социально-экономического развития).

В результате формируются таблицы и графики, отображающие динамику численности населения, приростов общих площадей жилых и общественно-деловых зданий, производственных мощностей.

Схемы ресурсоснабжения являются обособленным видом документов, которые на основании генерального плана определяют конечные параметры развития коммунальной системы в виде перечня инвестиционных проектов, определенных по стоимости, источникам финансирования и срокам реализации.

Для схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения установлены требования к составу и содержанию. Как правило, включают в себя создание электронной модели, позволяющей моделировать любое перспективное состояние системы и осуществлять оперативное управление параметрами коммунальной системы.

Схема теплоснабжения является самым «живым» документом, поскольку актуализируется ежегодно, при этом расчетный период остается неизменным. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2018 № 405 утверждены новые требования к схемам теплоснабжения (необходимо переутверждение схем):

-       добавлены новые разделы (перевод открытых систем в закрытые, синхронизация с прочими схемами ресурсоснабжения, индикаторы развития);

-       упрощены требования к схемам для населенных пунктов с численностью менее 100 тыс. чел, менее 10 тыс. чел. (при использовании инд. теплоисточников).

Следует отметить, что, в случае внесения изменений в генеральный план, необходимо сначала внести изменения в схемы, а затем в программы комплексного развития.

Этапы реализации в Программах также целесообразно синхронизировать со схемами ресурсоснабжения. Так, например, согласно требований к схемам теплоснабжения приросты площадей строительных фондов определяются в разрезе расчетных элементов территориального деления по этапам на каждый год первого 5-летнего периода и на последующие 5-летние периоды (далее - этапы).

В случае реализации генерального плана менее 5 лет целесообразно устанавливать периоды реализации в Программах инфраструктур с выделением первой 5-летки по годам, остальные периоды по пятилеткам. Таким образом достигается высокий уровень синхронизации решений в градостроительной документации различного уровня.

Необходимо синхронизировать не только мероприятия в составе каждой системы, но и между Программами инфраструктурного развития.

Ключевыми факторами, влияющими на определения последовательности мероприятий в программах комплексного развития, являются:

-       бюджетные и тарифные ограничения (учитывается динамика бюджетных расходов и роста тарифов на коммунальные ресурсы);

-       тип мероприятия (строительство или реконструкция) (возможность реализации нового строительства за счет частных инвестиций (в том числе возвращаемых за счет платы за подключение к коммунальным сетям);

-       социальные обязательства (обеспечение объектов социальной инфраструктуры транспортной и коммунальной инфраструктурой);

-       единовременность осуществления мероприятий на в одном планировочном элементе (учет необходимости осуществления мероприятий в одном микрорайоне в один период);

-       решение наиболее острых вопросов (по каждой системе есть мероприятия, не терпящие отлагательств);

-       реализация действующих программ развития (обязательный учет программ с выделенным финансированием).

Следует отметить, что в настоящее время Институтом ведется подготовка по формулированию и постановке задачи по автоматизации процесса подготовки Программы (с учетом бюджетных и тарифных ограничений) с возможностью ее дальнейшего мониторинга реализации и актуализации по мере необходимости.

С целью достижения высокого качества реализации решений генерального плана через программы комплексного развития необходимо выполнение ряда задач.

Во-первых, в документах стратегического планирования устанавливать целевые показатели для документов территориального планирования и программ комплексного развития.

Во-вторых, обеспечивать синхронизацию расчетных сроков реализации генерального плана, схем ресурсоснабжения и Программ. При необходимости подготавливать документы в новой редакции).

В-третьих, Программы разрабатывать в едином комплексе для достижения максимальной взаимоувязанности периодов строительства объектов местного значения.

В-четвертых, обеспечить на федеральном уровне подготовку методических рекомендаций по разработке Программы социальной и транспортной инфраструктурам.

В-пятых, использование инструментов, позволяющих автоматических решать задачи по определению последовательности мероприятий в рамках бюджетных и тарифных ограничений.