30.12.2016

Обзор изменений законодательства за ноябрь-декабрь 2016 года

Обзор изменений законодательства за ноябрь-декабрь 2016 года.


Основы государственного управления

 

Федеральным законом от 28.12.2016 № 501-ФЗ внесены изменения в статью 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Документ вступил в силу 09.01.2017.

Законом с целью совершенствования подходов к территориальной организации местного самоуправления уточнен порядок отнесения территорий субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов субъектов Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения либо к территориям с высокой плотностью сельского населения.

Так, ранее перечни субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения, утверждались Правительством Российской Федерации и не могли изменяться чаще одного раза в пять лет. Данные требования призваны обеспечить стабильность правового регулирования территориальной организации местного самоуправления.

В то же время указанные перечни утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 № 707-р и не пересматривались с момента принятия.

За истекшее время принят ряд федеральных конституционных законов, предусматривающих образование в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации.

В связи с этим утвержденными изменениями статья 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена более общим положением о том, что установленные сроки действия ограничений на изменение указанных перечней (не чаще одного раза в пять лет) не применяются в случае отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.

Также законом внесены отдельные юридико-технические изменения в целях единообразного использования применяемых терминов.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 № 1198, от 03.12.2016 № 1296 внесены изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038. Документы вступили в силу, соответственно, 26.11.2016 и 01.01.2017.

Утвержденными изменениями Минстрой России уполномочен:

-                   утверждать методики определения сметных цен строительных ресурсов;

-                   утверждать сметные нормативы;

-                   определять сметные цены строительных ресурсов;

-                   обеспечивать создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;

-                   определять официальный сайт для размещения информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;

-                   устанавливать виды элементов планировочной структуры;

-                   устанавливать требования к цифровым топографическим картам и цифровым топографическим планам, используемым при подготовке графической части документации по планировке территории;

-                   устанавливать случаи подготовки и требования к подготовке входящей в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории схемы вертикальной планировки, инженерной подготовки и инженерной защиты территории.

Кроме того, Минстрой России уполномочен принимать:

-                   порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;

-                   порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

Из полномочий Минстроя России исключено полномочие по установлению требований к составлению задания на подготовку документации по планировке территории и к исходным данным, необходимым для подготовки такой документации.

Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 утверждены основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждены в соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года определяются принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации (далее – государственная политика регионального развития). Государственная политика регионального развития реализуется с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования.

Результатами реализации государственной политики регионального развития должны стать:

-                   сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности;

-                   сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов;

-                   достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных пунктов Российской Федерации;

-                   дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках;

-                   повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса. Документ вступил в силу со дня принятия.

Нормативный правовой акт подготовлен Минэкономразвития России во исполнение поручений Президента России по итогам совместного заседания президиума Госсовета и консультативной комиссии Госсовета 12.11.2016 (от 05.12.2016 № Пр-2347ГС, подпункты «а» и «в» пункта 2).

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне подписанным распоряжением утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации (далее – целевые модели) по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах:

-                   получение разрешения на строительство и территориальное планирование;

-                   регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

-                   постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества;

-                   осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации;

-                   поддержка малого и среднего предпринимательства;

-                   технологическое присоединение к электрическим сетям;

-                   подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;

-                   подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;

-                   наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;

-                   эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации;

-                   эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

-                   качество инвестиционного портала субъекта Федерации.

Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и содержат обязательные целевые показатели (сроки, стоимость, количество процедур и т.д.).

Целевые модели будут использованы регионами для формирования региональных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений, реализацию большинства из которых региональные проектные офисы должны будут обеспечить до конца 2017 года.

Минстрой России, Минэнерго России и Минэкономразвития России определены федеральными органами исполнительной власти, ответственными за мониторинг внедрения целевых моделей в субъектах Федерации. Утверждены также руководители рабочих групп по такому мониторингу.

Принятые решения позволят обеспечить необходимые условия для разработки и реализации субъектами Федерации региональных «дорожных карт» на основе лучших практик по ключевым направлениям бизнес-среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 151 утверждены правила ведения государственного реестра муниципальных образований. Документ вступил в силу 18.02.2017.

Правила устанавливают порядок формирования и ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

Ведение реестра осуществляется Минюстом России через свои территориальные органы.

Включению в реестр подлежат муниципальные образования, образованные на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке.

Реестр ведется в электронном виде.

Содержащиеся в реестре сведения являются открытыми и общедоступными.

Доступ к реестру обеспечивается через официальный сайт Минюста России в сети Интернет.

Правилами также установлены требования к формированию государственного регистрационного номера муниципального образования.

 

 

Стратегическое планирование

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1559 установлены правила вынесения на общественное обсуждение проектов прогнозов и стратегий социально-экономического и научно-технологического развития России, проектов основных направлений деятельности Правительства, проектов схем территориального планирования, проектов стратегии пространственного развития России, других документов стратегического планирования. Документ вступил в силу 01.01.2017.

Правила подготовлены Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», согласно части 1 статьи 13 которого проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Правила, в частности, будут применяться при вынесении на общественное обсуждение проектов прогнозов и стратегий социально-экономического и научно-технологического развития России, основных направлений деятельности Правительства, схем территориального планирования (за исключением схем территориального планирования в области обороны страны и безопасности государства), стратегии пространственного развития России.

Общественное обсуждение проектов государственных программ должно проводиться в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851.

В целях проведения общественных обсуждений проекты документов стратегического планирования будут размещаться на официальном сайте органа, ответственного за их разработку, и одновременно – в федеральной информационной системе стратегического планирования.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при утверждении порядка общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования, рекомендовано руководствоваться утвержденными правилами обсуждения проектов документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации.

 

 

Инвестиции

 

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.11.2016 № 722 утвержден федеральный стандарт оценки «Определение инвестиционной стоимости (ФСО № 13)». Документ опубликован 21.12.2016.

ФСО № 13 разработан в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» и определяет требования к определению инвестиционной стоимости.

ФСО № 13 применяется субъектами оценочной деятельности при проведении оценки инвестиционной стоимости.

Под инвестиционной стоимостью понимается стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.

При определении инвестиционной стоимости объектов оценки рассчитывается объем денежных средств, отражающий полезный эффект от использования объекта оценки для конкретного лица или группы лиц (способность объекта оценки удовлетворять потребности конкретного лица или группы лиц) при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.

Полезный эффект от использования объекта оценки может быть реализован в получении различных экономических выгод (например, прибыль, дополнительное увеличение дохода, прирост стоимости имущества).

Для целей ФСО № 13 объектами оценки могут выступать объекты оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оцениваемые с учетом полезного эффекта от их использования для конкретного лица или группы лиц, при этом возможность совершения сделок в отношении соответствующих объектов оценки может не учитываться.

 

 

Геодезия и картография

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1131 утверждены правила создания и обновления единой электронной картографической основы. Документ вступил в силу 01.01.2017.

Правила создания и обновления единой электронной картографической основы утверждены в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Создание и обновление картографической основы обеспечивается Росреестром или на основании его решения подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждением.

При создании картографической основы обеспечивается соответствие ее сведений требованиям к составу сведений картографической основы.

Для создания картографической основы используются представленные в электронной форме материалы и пространственные данные, содержащиеся в государственных фондах пространственных данных (далее – исходные материалы).

Создание картографической основы осуществляется путем объединения исходных материалов в базу данных и ее преобразования в формат, обеспечивающий возможность работы с ним государственной информационной системы ведения картографической основы. До ввода в эксплуатацию государственной информационной системы ведения картографической основы создание картографической основы осуществляется без объединения исходных материалов в базу данных и ее преобразования.

При создании картографической основы сведения, содержащиеся в государственных топографических картах, государственных топографических планах и иных картах, представляются как в растровом, так и векторном видах, а сведения, содержащиеся на ортофотопланах и (или) ортофотокартах, – в растровом виде.

При создании картографической основы обеспечивается сведение между собой листов используемых государственных топографических карт и государственных топографических планов в векторном виде.

Для обновления сведений картографической основы используются сведения, содержащиеся на находящихся в государственных фондах пространственных данных государственных топографических картах и государственных топографических планах, ортофотокартах и (или) ортофотопланах, а также сведения, полученные в порядке информационного взаимодействия с единым государственным реестром недвижимости и информационными системами обеспечения градостроительной деятельности.

Сведения, полученные в порядке информационного взаимодействия с единым государственным реестром недвижимости и информационными системами обеспечения градостроительной деятельности, включаются в состав сведений картографической основы с пометкой «справочные» и используются для мониторинга актуальности картографической основы.

Росреестр на основании своего решения или решения подведомственного бюджетного учреждения обеспечивает мониторинг актуальности картографической основы, по результатам которого определяются территории, в отношении которых необходимо осуществить обновление сведений картографической основы, а также виды картографических материалов, позволяющих осуществить такое обновление.

Обновление картографической основы осуществляется путем исключения из картографической основы сведений, не соответствующих состоянию местности, и включения в картографическую основу актуализированных сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 1240 установлены государственные системы координат, государственные системы высот и государственная гравиметрическая система. Документ вступил в силу 01.01.2017.

В частности, для использования при осуществлении геодезических и картографических работ установлена геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011), устанавливаемая и распространяемая с использованием государственной геодезической сети. Для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов, решения навигационных задач и выполнения геодезических и картографических работ в интересах обороны установлена общеземная геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.11), устанавливаемая и распространяемая с использованием космической геодезической сети и государственной геодезической сети.

Для указанных систем координат применяются фундаментальные геодезические постоянные, а также параметры общего земного эллипсоида.

Также установлено, что в качестве государственной системы высот используется Балтийская система высот 1977 года, отсчет нормальных высот которой ведется от нуля Кронштадтского футштока, являющегося горизонтальной чертой на медной пластине, укрепленной в устое моста через обводной канал в городе Кронштадте. В качестве государственной гравиметрической системы используется гравиметрическая система, определенная по результатам гравиметрических измерений на пунктах государственной гравиметрической сети, выполненных в гравиметрической системе 1971 года, исходными пунктами в которой являются пункты, расположенные в городе Москве и городе Новосибирске. Гравиметрические измерения в государственной гравиметрической системе выполняются в Международной системе единиц. В отношении результатов ранее выполненных гравиметрических измерений допускается использование внесистемных единиц (Гал).

Определено, что система геодезических координат 1995 года (СК-95), установленная в качестве единой государственной системы координат, и единая система геодезических координат 1942 года (СК-42) применяются до 01.01.2021 при выполнении геодезических и картографических работ в отношении материалов (документов), созданных с их использованием.

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии поручено обеспечить размещение параметров перехода между геодезической системой координат 2011 года (ГСК-2011) и международными системами координат на своем официальном сайте в сети интернет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 № 1370 утверждены правила предоставления заинтересованным лицам сведений единой электронной картографической основы. Документ вступил в силу 01.01.2017.

Правила устанавливают порядок и способы предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им государственным и муниципальным учреждениям, физическим и юридическим лицам сведений единой электронной картографической основы, а также порядок направления заявления о предоставлении сведений картографической основы.

Определено, что сведения картографической основы предоставляются в виде:

-                   ортофотопланов и (или) ортофотокарт;

-                   государственных цифровых топографических карт открытого пользования и (или) государственных цифровых топографических планов открытого пользования;

-                   общегеографической карты масштаба 1:2500000;

-                   пространственных данных, содержащихся в государственных цифровых топографических картах открытого пользования и цифровых топографических планах открытого пользования, сгруппированных по определенной теме.

Сведения картографической основы предоставляются заявителям оператором картографической основы на основании заявления по утвержденной форме.

Сведения картографической основы предоставляются только в электронном виде.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им государственным и муниципальным учреждениям сведения картографической основы предоставляются посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Физическим и юридическим лицам сведения картографической основы предоставляются посредством:

-                   размещения на портале и отправки ссылки для их сохранения на адрес электронной почты заявителя, указанный в заявлении;

-                   веб-сервисов в сети интернет.

Территория, в отношении которой запрашиваются сведения картографической основы, определяется в заявлении путем указания координат вершин многоугольника в государственной системе координат, ограничивающего данную территорию, перечня листов карт или полного наименования соответствующих единиц административно-территориального деления Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 № 1371 утверждены правила определения размера платы за использование сведений единой электронной картографической основы. Документ вступил в силу 01.01.2017.

Установлено, что органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным образовательным организациям, а также государственным (муниципальным) учреждениям для выполнения государственного (муниципального) задания и организациям, выполняющим работы по государственным или муниципальным контрактам, если такими контрактами или заданиями предусмотрена необходимость использования соответствующих сведений картографической основы, сведения картографической основы предоставляются без взимания платы.

Для иных лиц размер платы за использование сведений картографической основы определяется по специальным формулам, утвержденным правилами определения размера платы за использование сведений единой электронной картографической основы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2017 № 159 утверждены правила выполнения геодезических и картографических работ на отдельных территориях Российской Федерации. Документ вступил в силу 18.02.2017.

Правила устанавливают особый порядок выполнения геодезических и картографических работ на отдельных территориях Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в целях защиты информации о режимных и других объектах Российской Федерации, геопространственные сведения о которых в соответствии с законодательством Российской Федерации составляют государственную тайну.

Геодезические и картографические работы на отдельных территориях вправе организовывать в пределах установленных полномочий федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели.

Геодезические и картографические работы на отдельных территориях должны выполняться:

-                   организациями, имеющими лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, при наличии допуска к государственной тайне у работников этих организаций, а при выполнении работ, предусмотренных п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», также лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности;

-                   после получения разрешения, выдаваемого территориальным органом Росреестра по субъекту Российской Федерации, на территории которого выполняются работы, и в соответствии с требованиями к выполнению геодезических и (или) картографических работ на отдельных территориях, содержащимися в разрешении (при наличии).

Постановлением также признаны утратившими силу:

-                   постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 326 «О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации»;

-                   постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1254 «О внесении изменений в Положение о получении, использовании и предоставлении геопространственной информации».

Приказом Минэкономразвития России от 23.01.2017 № 13 утверждены требования к техническим и программным средствам государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы. Документ зарегистрирован в Минюсте России 14.02.2017, № 45631, вступил в силу 26.02.2017.

Требования разработаны в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подлежат применению при создании и развитии государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы.

Технические и программные средства государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы должны обеспечивать функционирование следующих основных подсистем:

а) подсистема авторизации;

б) подсистема ввода, обработки и визуализации пространственных данных;

в) подсистема хранения сведений единой электронной картографической основы;

г) подсистема информационного взаимодействия;

д) подсистема осуществления оплаты;

е) подсистема информационной безопасности и предоставления сведений единой электронной картографической основы;

ж) подсистема администрирования, анализа, мониторинга и отчетности.

Технические средства, а также средства разработки и поддержки программных средств государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы должны размещаться на территории Российской Федерации.

Выполнение функций государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы и ее подсистем должно осуществляться в автоматизированном режиме без направления дополнительных запросов посредством использования картографических веб-сервисов.

При создании и последующем развитии государственной информационной системы должны использоваться программные средства, включенные в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, либо разрабатываемые в рамках создания государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы.

При разработке государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы программных средств должно обеспечиваться их соответствие требованиям Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236.

При создании и эксплуатации государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17.

 

 

Градостроительная деятельность

 

Федеральным законом от 19.12.2016 № 445-ФЗ внесены изменения в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документ вступил в силу 31.12.2016.

Определен новый срок выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию – 7 рабочих дней. Ранее был предусмотрен десятидневный срок, который исчислялся календарными днями, включая все выходные дни, за исключением официальных праздничных дней.

Также изменениями определено, в каких случаях указанный срок применяться не будет. В частности, определено, что сокращенные сроки не применяются в случаях, если заявление о выдаче разрешения на строительство, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию направлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» непосредственно или через многофункциональный центр до дня вступления в силу указанного федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 № 1138 утверждены:

-                   исчерпывающий перечень линейных объектов водоснабжения и водоотведения;

-                   исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов;

-                   правила внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения и исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов;

-                   правила ведения реестров описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения и исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов. Исчерпывающие перечни начнут применяться 16.05.2017, за исключением отдельных положений, вступающих в силу 01.01.2019.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в течение 3 месяцев со дня вступления в силу постановления поручено представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения о включении процедур, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в утвержденные исчерпывающие перечни. В свою очередь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в месячный срок со дня получения предложений представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о внесении изменений в исчерпывающие перечни.

Также Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поручено с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в течение 3 месяцев со дня вступления в силу постановления представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованные предложения о внесении в федеральные законы и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену избыточных и (или) дублирующих процедур, указанных в исчерпывающих перечнях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2016 № 2481-р схема территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2607-р, изложена в новой редакции. Документ вступил в силу 23.11.2016.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 № 2423-рв, от 30.11.2016 № 2546-р, от 21.12.2016 № 2763-р, от 31.12.2016 № 2930-р, от 26.01.2017 № 96-р и № 97-р внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р. Документы вступили в силу со дня принятия.

Изменениями в рамках реконструкции железнодорожного пути Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород предусматривается строительство следующих станций:

-                   Лужская-Генеральная, общий строительный объем всей инфраструктуры станции 23471,97 куб. м (Ленинградская область, Кингисеппский район);

-                   Лужская-Восточная, общий строительный объем всей инфраструктуры станции 23324,5 куб. м (Ленинградская область, Кингисеппский район);

-                   Лужская-Сортировочная, строительный объем инфраструктуры станции 165366,2 куб. м (Ленинградская область, Кингисеппский район).

Запланировано строительство новой железнодорожной линии Гумрак – Аэропорт протяженностью 1,2 км для организации пассажирского сообщения с аэропортом (Дзержинский район, город Волгоград).

Намечены два новых мероприятия в Морском порту Тамань (Краснодарский край, Темрюкский район): строительство перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов мощностью 0,3 млн тонн в год, строительство причального комплекса сжиженных углеводородных газов и технологической эстакады мощностью до 3,5 млн тонн в год.

Также предусмотрены мероприятия по реконструкции подъездного железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 7,561 км, Калище – ЛАЭС-2 (Сосновоборский городской округ, Ленинградская область), строительству однопутной железнодорожной линии протяженностью 16,7 км со строительством 3 остановочных пунктов и реконструкцией станции Калище, строительный объем реконструкции 2145,6 куб. м, Калище – Копорье (Ломоносовский район, Сосновоборский городской округ, Ленинградская область).

Запланировано строительство морского порта Зарубино, строительство зернового терминала, первый этап мощностью 10 млн тонн, строительство контейнерного терминала, первый этап мощностью 0,9 млн TEU, строительство бункеровочного терминала мощностью 1,5 млн тонн (Приморский край, Хасанский район). Также в морском порту Зарубино предусмотрено поэтапное развитие зернового терминала мощностью до 33,5 млн тонн, поэтапное развитие контейнерного терминала мощностью до 2,5 млн TEU (Приморский край, Хасанский район).

Также намечена реконструкция станции Березники – Сортировочная в целях примыкания железнодорожного пути необщего пользования, общий строительный объем всей инфраструктуры станции 508166,30 куб. м (Пермский край, Усольский район).

Соответствующие изменения внесены в карту планируемого размещения объектов федерального значения, прилагаемую к схеме территориального планирования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 166-р внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 816-р. Документ вступил в силу со дня принятия.

Изменениями предусмотрено строительство новых и реконструкция существующих магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов.

Также дополнены перечень строящихся и реконструируемых объектов магистральных нефтепроводов, перечень строящихся и реконструируемых объектов магистральных нефтепродуктопроводов, перечень планируемых к строительству объектов магистральных газопроводов.

Соответствующие изменения внесены в карту планируемого размещения объектов федерального значения, прилагаемую к схеме территориального планирования.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 814/пр определен официальный сайт федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве. Документ зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2016, № 44668, вступил в силу 24.12.2016.

Сайт fgiscs.minstroyrf.ru определен официальным сайтом федеральной государственной системы ценообразования в строительстве в сети интернет.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 369-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в части порядка ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности. Документ вступил в силу 04.07.2016, за исключением отдельных положений.

Для целей обеспечения ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности создается федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.

В информационной системе ценообразования подлежит размещению следующая информация:

-                   сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов;

-                   методики определения сметных цен строительных ресурсов;

-                   сметные цены строительных ресурсов;

-                   перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию;

-                   иная информация, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.12.2016 № 793 утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Документ зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2017, № 45101, вступил в силу 20.01.2017.

Новые требования приняты взамен ранее действующих требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.01.2012 № 19.

В то же время документ не претерпел значительных изменений.

Ранее действовавшие требования уточнены в части описания их назначения. В частности, установлено, что утвержденный приказ Минэкономразвития России определяет требования к цифровому описанию атрибутивной информации векторной модели данных и отображению условными обозначениями объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также определено, что уточнение местоположения планируемых к размещению объектов осуществляется на этапах реализации документов территориального планирования посредством подготовки градостроительной и землеустроительной документации.

Требования применяются:

-                   при подготовке и внесении изменений в документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

-                   при создании и ведении государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

-                   при организации информационного взаимодействия различных информационных систем с целью решения вопросов, связанных с развитием территорий на государственном и муниципальном уровне.

 

 

Государственные услуги

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 № 2326-р утвержден перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и необходимых органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления для предоставления государственных услуг. Документ вступил в силу со дня принятия.

Утвержденный перечень включает 85 наименований документов и сведений, которые запрещено требовать у заявителя при оказании государственных услуг и предоставляются 25 федеральными органами исполнительной власти.

Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за регулирование в соответствующей сфере деятельности, поручено определить требования к формату предоставления этих документов и сведений.

 

 

Информатизация

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2016 № 1276 утверждены Порядок информационного взаимодействия государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы с информационными системами обеспечения градостроительной деятельности и Правила информационного взаимодействия государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы с информационными системами обеспечения градостроительной деятельности. Документ вступил в силу 01.01.2017.

Нормативный правовой акт разработан для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц пространственными данными путем создания и ведения единой электронной картографической основы.

Документ вносит изменения в абзац 2 пункта 17 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», устанавливая, что технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения автоматизированной информационной системы должны обеспечивать обмен документированными сведениями, содержащимися в информационной системе, и сведениями, содержащимися в государственной информационной системе ведения единой электронной картографической основы, а также пространственными данными и материалами, содержащимися в федеральном фонде пространственных данных.

Правила информационного взаимодействия государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы с информационными системами обеспечения градостроительной деятельности устанавливают порядок информационного взаимодействия государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы с информационными системами обеспечения градостроительной деятельности в целях обновления картографической основы, а также перечень сведений, содержащихся в градостроительных системах и используемых для целей обновления картографической основы.

Установлено, что для размещения в системе ведения картографической основы направляются следующие сведения:

-                   сведения, содержащиеся в разделе IX «Геодезические и картографические материалы» градостроительных систем, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», включая сведения о содержании подразделов;

-                   сведения, содержащие пространственные данные, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, которые находятся в дополнительных разделах градостроительных систем, включая сведения о содержании дополнительных разделов.

Указанные сведения в течение 14 дней со дня размещения в градостроительной системе направляются для размещения в системе ведения картографической основы в автоматизированном режиме (без направления дополнительных запросов) посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Сведения, направляемые для размещения в системе ведения картографической основы, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица органа местного самоуправления.

Дополнительные условия информационного взаимодействия регулируются соглашением, заключаемым оператором системы картографической основы и оператором градостроительной системы.

Формат и структура сведений должны соответствовать требованиям к техническим и программным средствам системы картографической основы, определяемым в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 01.01.2017.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 № 1372 внесены изменения в правила ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования». Документ вступил в силу 27.12.2016.

Утвержденными изменениями дополнительно определено, что федеральная государственная информационная система территориального планирования является информационно-аналитической системой, обеспечивающей доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, необходимых для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

Также изменен перечень информации, подлежащей обязательному размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. В частности, установлено, что в системе в обязательном порядке, помимо ранее предусмотренных проектов документов территориального планирования и материалов по обоснованию таких проектов, должны размещаться:

-                   стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики, приоритетные национальные проекты, межгосударственные программы, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, программы, принятые в установленном порядке и реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

-                   утвержденные документы территориального планирования;

-                   программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;

-                   правила землепользования и застройки;

-                   историко-культурные опорные планы исторических поселений федерального значения и историко-культурные опорные планы исторических поселений регионального значения;

-                   нормативы градостроительного проектирования.

Обладатели информации размещают по своему выбору в федеральной государственной информационной системе территориального планирования либо в создаваемых ими государственных и муниципальных информационных системах с обязательным размещением в федеральной системе данных, описывающих контекст, содержание, структуру информации и обеспечивающих управление ею (метаданные), и с обязательным предоставлением доступа к метаданным посредством портала федеральной информационной системы, в отношении следующих видов информации:

-                   цифровые топографические карты, не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне;

-                   информация:

а) о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов;

б) о размещении объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

в) о зонах с особыми условиями использования территорий;

г) о территориях объектов культурного наследия, исторических поселений;

д) об особо охраняемых природных территориях;

е) о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) об особых экономических зонах;

з) о результатах инженерных изысканий;

и) о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых;

-                   иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территорий.

При этом информация ограниченного доступа размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования только в части, касающейся сведений об обладателе информации, реквизитов информации, необходимых для запроса, и краткого описания контекста информации. Информация ограниченного доступа не подлежит размещению и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, направляется на рассмотрение в установленном для этой категории информации порядке в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Утвержденными изменениями также уточнено, что обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, доступ к которой обеспечивается посредством портала федеральной государственной информационной системы территориального планирования, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам информации, утверждаемым оператором федеральной информационной системы. Ранее подобное требование предусматривалось только для информации, размещаемой в информационных системах правообладателей информации.

Также правила ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования дополнены положениями, в соответствии с которыми федеральная государственная информационная система территориального планирования используется в том числе для согласования в электронной форме проектов правил землепользования и застройки в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Техническая возможность получения информации из федеральной информационной системы на бумажных носителях исключена.

 

 

Проекты правовых актов

 

В первом чтении принят проект федерального закона № 1042894-6 «О внесении изменения в статью 90 Земельного кодекса Российской Федерации». Документ рассмотрен на заседании 03.11.2016.

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

По мнению разработчиков законопроекта, законодательство допускает различные формы собственности на земельные участки из земель железнодорожного транспорта в границах полос отвода железных дорог, в связи с чем цели использования этих земельных участков должны быть определены для любых правообладателей, а не только арендаторов, и применительно ко всей площади земельных участков, а не только к территории, свободной от застройки.

Законопроектом предлагается изложить указанное положение в новой редакции, предусматривающей, что земли железнодорожного транспорта в границах полос отвода железных дорог могут использоваться для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей (за исключением размещения автозаправочных станций любых типов).

Обнародована актуальная редакция проекта методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Документ размещен на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 07.11.2016.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с целью унификации подготовки документа стратегического планирования субъекта Российской Федерации «стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

Методические рекомендации определяют принципы разработки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, рекомендации по ее структуре и содержанию, описание схемы разработки, рекомендации по порядку ее разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации, рекомендации по разработке и корректировке плана мероприятий по реализации.

На сайте Совета Безопасности Российской Федерации размещен проект новой редакции Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. В период с 13 по 25 декабря состоялось его обсуждение.

Документ подготовлен Управлением Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии при участии представителей государственных органов, Банка России, экспертного сообщества и предусматривает развитие информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

Целью реализации стратегии закреплено создание государством условий для формирования в Российской Федерации общества, которое стремится к получению, производству и распространению знаний и направляет их на развитие экономики, государства и граждан с учетом приоритетов национальной безопасности.

Стратегия призвана обеспечить вклад в реализацию следующих национальных приоритетов:

-                   развитие и безопасность граждан и государства;

-                   повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;

-                   свободное, устойчивое и безопасное взаимодействие между гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

-                   повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;

-                   формирование цифровой экономики.

Документом закреплено, что для достижения цели стратегии государством создаются условия по формированию знаний и предоставлению доступа к ним, совершенствованию механизмов их распространения, применению на практике в интересах общества, государства и личности.

Обеспечение национальных интересов в сфере развития информационного общества должно осуществляться путем реализации следующих приоритетов:

-                   формирование информационного пространства с учетом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях;

-                   развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;

-                   создание и применение отечественных информационных и коммуникационных технологий, повышение уровня их конкурентоспособности на международном уровне;

-                   формирование новой технологической основы для экономики и социальной сферы;

-                   реализация интересов государства при создании механизмов цифровой экономики.

В целях осуществления мониторинга реализации стратегии Правительство Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации определит перечень показателей ее реализации.

Этапы реализации стратегии будут определены планом реализации, который утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.

Источниками финансирования реализации стратегии являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов и внебюджетные средства институтов развития, компаний с государственным участием, государственных корпораций.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 4/2016