30.12.2016

Методологические подходы к стратегическому планированию пространственного развития РФ

Одной из значимых составляющих концепции стратегического планирования пространственного развития России должно стать определение методологических подходов к его осуществлению. В свете этой задачи далее рассматриваются: подлежащие в нем особому учету приоритеты и принципы стратегического планирования России; его место в системе стратегического планирования в России; характер предлагаемых методологических подходов; цели стратегического планирования пространственного развития и средства их достижения.


1. Долгосрочные политические приоритеты и принципы стратегического планирования России, подлежащие особому учету в стратегическом планировании ее пространственного развития.

Поддержание целостности страны, ее способности к долгосрочному устойчивому развитию на основе дифференциации функций и повышения степени связности развития ее частей.

Поддержание способности страны к долгосрочному устойчивому культурному, социальному и экономическому развитию на основе повышения эффективности взаимодействия регионов в решении задач: поддержания сбалансированности интересов слоев общества, участвующих в обеспечении его устойчивого прогрессивного развития, рациональной пространственной организации обустройства территории, использования достижений научно-технического прогресса и интеграции в систему внешних связей.

Создание предпосылок роста численности населения в стране (особенно в регионах с низкой плотностью сети поселений) и формирования ее человеческого капитала путем стимулирования развития и реализации личностей граждан повышением качества их жизни на основе рациональной пространственной организации обустройства территории и развития инфраструктур федерального, регионального и муниципального уровней.

Повышение конкурентоспособности, усиление геополитических позиций и укрепление обороноспособности страны, государственной и общественной безопасности в ней посредством рациональной пространственной организации обустройства территории и развития инфраструктур.

2. Место планирования пространственного развития в системе стратегического планирования в России.

В системе стратегического планирования в России желательно выделение нескольких его уровней и видов.

А. На первом уровне это стратегическое планирование:

– культурного, социального и экономического развития;

– инновационного развития;

– пространственного развития;

– укрепления обороноспособности и геополитических позиций страны;

– развития системы внешних и транзитных связей.

Б. На втором уровне это стратегическое планирование форсирования или особого регулирования развития:

– отдельных отраслей экономики и видов инфраструктур;

– отдельных крупных частей территории страны (Дальнего Востока; Сибири, северных регионов);

– систем, объединений или отдельных городских округов и муниципальных образований (составляющих городские агломерации, места формирования или функционирования особых экономических зон, территориально-производственных комплексов, «кластеров» и др.) федерального значения.

3. Стратегическое планирование пространственного развития – методологические подходы.

Стратегическое планирование пространственного развития России должно базироваться:

А. На соблюдении общих принципов стратегического планирования (в соответствии с законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и принципов, приведенных в перечне выше в п. 1).

Б. На учете объективных предпосылок устойчивого прогрессивного развития общества (использования достижений научно-технического прогресса, поддержания сбалансированности интересов слоев общества, участвующих в обеспечении его устойчивого прогрессивного развития, и др.).

В. На учете объективных закономерностей взаимосвязей процессов и факторов, определяющих условия пространственного развития (факторов, определяющих: миграционное поведение населения и развитие форм расселения; технологические и хозяйственные связи в сфере производства и услуг; характер обустройства и использования территории и др.).

Г. На учете результатов среднесрочного и долгосрочного прогнозирования условий и тенденций развития общества и занимаемой им территории (на основе их анализа с выявлением факторов, ограничивающих его и способствующих ему, определением характера проблем и возможных средств их решения).

Д. На использовании передовых технологий информационного обеспечения и цифрового моделирования для осуществления управленческой деятельности по долгосрочному планированию.

Е. На соблюдении принципов:

– минимизации негативных антропогенных воздействий на природную среду, учета и принятия мер, способствующих повышению границ ее способности к самосохранению;

– поддержания сбалансированности сочетаний видов использования территории в каждой из ее частей и их совокупности;

– поддержания сбалансированности, связанных с использованием территории (в каждой из ее частей и их совокупности), интересов представителей основных слоев общества – реципиентов градостроительной деятельности;

– сохранения особо ценной природной и историко-культурной среды;

– создания предпосылок защищенности граждан и среды их жизнедеятельности от негативных воздействий опасных природных, техногенных и социальных процессов;

– отношения к пространственномупланированию как средству достижения одной из ключевых целей стратегического планирования – создания предпосылок «синергетического эффекта» рациональной пространственной организации развития общества, обустройства и использования занимаемой им территории.

4. Цели стратегического планирования пространственного развития и средства их достижения.

А. Стратегическое планирование пространственного развития России должно осуществляться с целью достижения «синергетического эффекта» взаимно согласованной рациональной пространственной организации обустройства территории страны и ее частей. Соответственно, оно должно способствовать:

– развитию внешних связей, способствующих повышению эффективности экономики, повышению качества жизни и культуры граждан, укреплению геополитических позиций страны;

– созданию предпосылок повышения качества и эффективности освоения и использования природных ресурсов, производства продукции и услуг, удовлетворения потребности в них на своей территории, возможности их поставки в другие страны;

– минимизации негативных воздействий на природную среду, принятию мер, повышающих степень ее способности к самосохранению;

– сохранению особо ценной природной и историко-культурной среды;

– созданию предпосылок защищенности граждан и среды их жизнедеятельности от негативных воздействий опасных природных, техногенных и социальных процессов;

– поддержанию сбалансированности сочетаний видов использования территории в каждой из ее частей и их совокупности;

– поддержанию сбалансированности учета, связанных с обустройством и использованием территории (в каждой из ее частей и их совокупности), интересов представителей основных слоев общества как реципиентов градостроительной деятельности;

– формированию комфортной среды осуществления основных видов деятельности граждан и организаций (предприятий, учреждений и др.) в каждой из частей своей территории и их совокупности.

Б. Средствами достижения этих целей должны стать:

– нормативно-правовое регулирование пространственного развития;

– административно-управленческое регулирование градостроительной деятельности (включая организацию разработки правовых и нормативных актов; разработки документов территориального планирования, начиная с обеспечения ее требуемой исходной информацией и завершая контролем реализации принятых в них решений);

– разработка документов территориального планирования и контроль реализации принятых в них градостроительных решений;

– ведение обслуживающих управление пространственным развитием информационных систем;

– проведение НИР по совершенствованию методологии, методик и технологий управления пространственным развитием;

– подготовка, повышение квалификации и сертификация специалистов, участвующих в управлении пространственным развитием.

В. Одной из существенных предпосылок «синергетического эффекта» регулирования пространственного развития должно стать использование планировочного представления о территории посредством:

а. Принятия градостроительных решений, содержащих определение характера:

– развития пространственного (планировочного) каркаса территории (с установлением рангов и основных параметров развития планировочных центров и осей);

– совершенствования (определяемого принятыми решениями по развитию пространственного каркаса) планировочного районирования (с установлением уточненных рангов и границ планировочных районов);

– совершенствования (определяемого принятыми решениями по развитию пространственного каркаса) градостроительного зонирования;

– определения состава, функций и характера взаимодействия инфраструктур, реализующих принятое градостроительное решение, характера используемых ими инновационных технологий.

б. Принятия решений по пространственному развитию (с планируемым использованием инновационных технологий) реализующих его инфраструктур и определения характера мер:

– функционального, технологического и пространственного взаимодействия компонентов этих инфраструктур, способствующего взаимной согласованности их функционирования впоследствии;

– пространственной организации развития каждой из этих инфраструктур;

– пространственной привязки, административно-управленческого и нормативно-правового обеспечения, реализации планируемых мер.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 4/2016

Автор статьи: Марк Яковлевич Вильнер - научный руководитель ООО «Институт «Теринформ»; главный научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России; почетный академик РААСН; почетный архитектор РФ.