01.12.2016

Обзор изменений законодательства за август-октябрь 2016 года

Обзор изменений законодательства за август-октябрь 2016 года.


Стратегическое и социально-экономическое планирование

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 963 утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». Документ вступил в силу 27.09.2016.

Утвержденными положениями изменены требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

В частности, требование по кооперации участников промышленного кластера снижено с 50% до 20%.

Исключено требование о том, что не менее половины участников промышленного кластера должны выступить в качестве учредителя специализированной организации промышленного кластера.

Одновременно в целях обеспечения эффективной работы специализированной организации, направленной на достижение целей создания промышленного кластера и сохранения влияния участников кластера на ее текущую деятельность, установлено, что органы управления специализированной организации должны формироваться из представителей не менее половины участников промышленного кластера.

Расширены виды организационно-правовых форм, в которых может создаваться специализированная организация промышленного кластера. Предусмотрены такие организационно-правовые формы, как автономная некоммерческая организация, ассоциация (союз), к которым относятся в том числе некоммерческое партнерство и саморегулируемая организация.

Также в целях обеспечения государственной поддержки индустриальным (промышленным) паркам и технопаркам такие объекты включены в состав инфраструктуры промышленного кластера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2016 № 1045 утверждены правила согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации. Документ вступил в силу 25.10.2016.

Согласование проекта осуществляется на предмет его соответствия приоритетам и целям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Рассмотрение проекта осуществляется посредством использования федеральной информационной системы стратегического планирования.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого относится подготовка проекта, размещает проект и обосновывающие материалы в информационной системе.

Период рассмотрения проекта по общему правилу не должен превышать 5 месяцев со дня размещения органом государственной власти субъекта Российской Федерации проекта в информационной системе.

По итогам рассмотрения федеральные органы исполнительной власти размещают в информационной системе заключения на проект. В случае отсутствия таких заключений в информационной системе проект считается согласованным с указанными органами.

В случае отсутствия отрицательных заключений федеральных органов исполнительной власти и замечаний Министерства экономического развития Российской Федерации по проекту Министерство в течение 5 рабочих дней после истечения срока согласования подготавливает заключение о согласовании проекта (положительное сводное заключение), которое размещается в информационной системе в течение 1 рабочего дня со дня его подписания.

При наличии отрицательных заключений федеральных органов исполнительной власти и (или) замечаний Министерства экономического развития Российской Федерации по результатам рассмотрения проекта Министерство в течение 7 рабочих дней после истечения срока согласования подготавливает письмо в адрес органа государственной власти субъекта Российской Федерации о необходимости доработки проекта и размещает его в информационной системе.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца дорабатывает проект и повторно размещает его в информационной системе.

Срок рассмотрения доработанного проекта не может превышать 15 рабочих дней.

При наличии неурегулированных разногласий по доработанному проекту Министерство экономического развития Российской Федерации проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов исполнительной власти и органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях выработки единой позиции в отношении проекта.

По итогам согласительного совещания принимается решение о согласовании проекта либо о его доработке.

В случае если протоколом согласительного совещания предусмотрена доработка проекта, орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает его доработку и повторное размещение в информационной системе, при этом срок доработки проекта не может превышать 15 рабочих дней со дня размещения в информационной системе протокола согласительного совещания.

Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 5 рабочих дней обеспечивает рассмотрение проекта на соответствие протоколу, подготовку положительного сводного заключения либо отрицательного сводного заключения (при наличии замечаний Министерства) и размещает сводное заключение в информационной системе.

 

 

Геодезия и картография

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2016 № 862 Минэкономразвития России определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление порядка подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну. Документ вступит в силу 01.01.2017.

Реализация установленных полномочий будет осуществляться Минэкономразвития России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников его центрального аппарата, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанному министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099 утверждены положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности и изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Документ вступит в силу 01.01.2017.

Положение утверждено в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и определяет общий порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, а также установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.

Установлено, что лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Также утвержден перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию, а также лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на выполнение геодезических и картографических работ.

За предоставление лицензии, переоформление лицензии либо за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

 

Градостроительная деятельность

 

Федеральным законом от 03.07.2016 № 369-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в части порядка ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности. Документ вступил в силу 04.07.2016, за исключением отдельных положений.

Изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации введены понятия «сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта», «сметные нормы», «сметные цены строительных ресурсов», а также «сметные нормативы».

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесены:

-                   утверждение сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов;

-                   утверждение методик определения сметных цен строительных ресурсов;

-                   установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию;

-                   установление порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;

-                   ведение федерального реестра сметных нормативов;

-                   ведение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.

Также в Градостроительный кодекс Российской Федерации введена глава, регулирующая ценообразование и сметное нормирование в сфере градостроительной деятельности.

В частности, предусмотрено, что сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов должны применяться при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов и юридических лиц, созданных публичными образованиями, организаций, в которых доля участия таких образований составляет более 50%. Также их необходимо учитывать при расчете сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.

Для целей обеспечения ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности создаются федеральный реестр сметных нормативов и федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.

Федеральный реестр сметных нормативов является государственным информационным общедоступным ресурсом. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов, а также подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 959 утверждено положение о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. Документ вступил в силу 05.09.2016.

Положение утверждено в соответствии с частью 5 статьи 57.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и определяет порядок создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, требования к программным и техническим средствам ведения системы, требования к информации, доступ к которой должен обеспечиваться посредством системы, и способам ее отображения, порядок предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам доступа к информации, размещаемой в системе, порядок взаимодействия системы с иными государственными информационными системами.

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

В информационной системе ценообразования подлежит размещению следующая информация:

-                   сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов;

-                   методики определения сметных цен строительных ресурсов;

-                   сметные цены строительных ресурсов;

-                   перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию;

-                   иная информация, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поручено определить подведомственное государственное (бюджетное или автономное) учреждение, обеспечивающее создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, а также до 01.03.2017 обеспечить создание федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 № 1634-р в новой редакции утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. Документ вступил в силу в день утверждения.

Схема территориального планирования Российской Федерации подготовлена Минэнерго России на основании схемы и программы развития единой энергетической системы России на 2014-2020 годы, утвержденной приказом Минэнерго России от 01.08.2014 № 495, инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Обновленная схема территориального планирования содержит сведения о видах, назначении, наименованиях, об основных характеристиках, о местоположении и характеристиках зон с особыми условиями использования территорий планируемых для размещения объектов федерального значения в области энергетики на период до 2030 года.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1827-р, от 17.09.2016 № 1972-р, от 21.09.2016 № 1992-р внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р. Документы вступили в силу в день утверждения.

Изменениями предусматривается строительство угольного терминала в районе мыса Чайка с грузооборотом 10 млн тонн в год в Морском порту Диксон (Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район), строительство терминала навалочных грузов мощностью до 35 млн тонн, строительство зернового терминала мощностью до 14,5 млн тонн, строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн в год (Краснодарский край, Темрюкский район), строительство морского терминала по отгрузке сжиженного природного газа в районе компрессорной станции «Портовая» мощностью до 2 млн тонн в год (Морской порт Высоцк, Выборгский район, Ленинградская область).

Указанные объекты также включены в карту планируемого размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта.

Из состава планируемых исключены мероприятия по увеличению мощности комплекса по перевалке серы до 5 млн тонн, увеличению мощности комплексов по перевалке угля до 28 млн тонн морского порта Тамань (Краснодарский край, Темрюкский район).

Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460 утвержден порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования. Документ зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2016, № 43977, вступил в силу 22.10.2016.

Порядок утвержден в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации взамен приказа Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» ‎в целях реализации части 3 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Утвержденный порядок внес ряд нововведений и уточнений в действующие положения о согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, проектов внесения изменения в такие документы.

Так, порядок определяет правила согласования проектов документов исключительно с федеральными органами исполнительной власти, а также государственными корпорациями (госкорпорация «Росатом», госкорпорация «Роскосмос») и не затрагивает вопросы согласования проектов документов с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В то же время установлено, что согласование проекта схемы, проекта генерального плана осуществляется в соответствии с условиями, содержащимися, соответственно, в частях 1-5 статьи 21, в частях 1-5 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (полный перечень случаев согласования, в том числе с региональными и местными органами власти).

Уточнено, что срок согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомлений в согласующие органы и не может превышать трех месяцев (действующие ранее правила предусматривали срок согласования, равный трем месяцам).

Согласование осуществляется исключительно посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа и материалы по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в Минэкономразвития России, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется почтовым отправлением и в электронной форме, а также должно размещаться в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Установлены рекомендуемые образцы оформления таких уведомлений.

Согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должно осуществляться в порядке постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 № 2 «Об утверждении положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны».

В свою очередь, Минэкономразвития России в трехдневный срок с момента получения уведомления рассматривает проект документа территориального планирования и уведомляет отраслевые федеральные органы, госкорпорации об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Для согласующих органов (Минэкономразвития России, отраслевые федеральные органы, госкорпорации) определен закрытый перечень вопросов, подлежащих оценке.

Отраслевые федеральные органы, госкорпорации подготавливают заключения о согласии или о несогласии с проектом документа территориального планирования с обоснованием принятого решения и выводами о соответствии проекта документа территориального планирования законодательству в соответствующей сфере в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления от Минэкономразвития России. Установлены рекомендуемые образцы оформления таких заключений.

Заключения отраслевых федеральных органов, госкорпораций на проект документа территориального планирования направляются в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в Минэкономразвития России и размещаются в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений, которое направляется уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования органу почтовым отправлением и в электронной форме и размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

При поступлении в Минэкономразвития России заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования (хотя бы от одного отраслевого федерального органа, госкорпорации) Минэкономразвития России проводит согласительное совещание с представителями отраслевых федеральных органов, госкорпораций, представивших заключения на проект документа территориального планирования, в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.

В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Минэкономразвития России готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

В случае поступления от Минэкономразвития России, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом документа территориального планирования, глава местной администрации (муниципального района, поселения, городского округа, поселения) в течение 30 дней со дня истечения трехмесячного срока для согласования обязан принять решение о создании согласительной комиссии (ранее такое решение было правом главы муниципального образования).

Срок работы согласительной комиссии составляет не более трех месяцев со дня ее создания.

Согласительная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) согласовать проект документа территориального планирования с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом;

б) отказать в согласовании проекта документа территориального планирования с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Новым порядком из перечня решений, которые может принять согласительная комиссия, исключено решение о согласовании проекта документа территориального планирования без внесения в него изменений, в случае если в процессе работы согласительной комиссии заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования были отозваны органами, их направившими, либо при условии исключения из этого проекта материалов по несогласованным вопросам.

Согласовать проект документа территориального планирования теперь возможно только с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом.

Глава местной администрации на основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта документа территориального планирования в представительный орган местного самоуправления (муниципального района, городского округа, поселения) или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

 

 

Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество, кадастровая деятельность

 

В течение августа-октября на сайте Росреестра были размещены актуализированные и вновь разработанные XML-схемы, используемые для работы со сведениями государственного кадастра недвижимости.

Так, в целях организации работ по реализации Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 № 75, Порядка и способов направления органом кадастрового учета заявителю или его представителю кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, решений об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, об исправлении технической ошибки, о необходимости устранения кадастровой ошибки в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.11.2013 № 661, Порядка представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, заявления об исправлении технической ошибки в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявлений и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.11.2013 № 662, приказом Росреестра от 18.08.2016 № П/390 размещены и актуализированы XML-схемы, используемые для формирования XML-документов:

-                   запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;

-                   заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета;

-                   кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения;

-                   кадастрового плана территории;

-                   кадастрового паспорта земельного участка;

-                   кадастровой выписки о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства;

-                   кадастровой выписки о земельном участке;

-                   кадастровой выписки о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов;

-                   кадастровой выписки о территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В целях поддержания в актуальном состоянии XML-схем, используемых для работы со сведениями государственного кадастра недвижимости:

-                   приказом Росреестра от 06.04.2016 № П/0159 внесены изменения в приложение к приказу Росреестра от 10.07.2015 № П/367 «Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа» в части XML-схемы, используемой для формирования XML-документа – межевого плана в форме электронного документа;

-                   приказом Росреестра от 30.08.2016 № П/0422 внесены изменения в приложение к приказу Росреестра от 16.12.2014 № П/591 «Об организации работы по размещению на официальном сайте Росреестра в информационно-коммуникационной сети «Интернет» XML-схемы, предназначенной для формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке» в части XML-схемы, предназначенной для формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

-                   приказом Росреестра от 15.09.2016 № П/0465 внесены изменения в приказ Росреестра от 01.08.2014 № П/369 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» в части XML-схемы, используемой для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении (соглашении, уведомлении) уполномоченного органа об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объекта культурного наследия или его зон охраны, особых экономических зон, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; XML-схемы, используемой для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об изменении характеристик объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (указанных в пунктах 13, 14, 14.1, 16, 30 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга); XML-схемы, используемой для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре и государственном водном реестре, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного водного реестра.

Приказом Росреестра от 15.09.2016 № П/0465 также внесены изменения в приказ Росреестра от 01.08.2014 № П/369 в части утверждения новой XML-схемы, используемой для формирования XML-документов, содержащих описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особых экономических зон, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Это значит, что обязанность по передаче сведений об установлении и изменении зон с особыми условиями использования территории, наконец, обеспечена правовым механизмом.

В целях организации работ по реализации Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, распоряжением Росреестра от 07.10.2016 № Р/0198 утверждены XML-схемы, используемые для формирования XML-документов – перечня ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости и (или) едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в форме электронного документа, а также акта о внесении сведений о ранее учтенных лесных участках в форме электронного документа.

Приказами Минстроя России от 19.05.2016 № 334/пр, от 23.05.2016 № 343/пр утверждены административные регламенты Минстроя России по предоставлению государственных услуг по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти). Документы зарегистрированы в Минюсте России 07.10.2016, № 43969, № 43965, вступили в силу 21.10.2016.

В частности, установлено, что Минстрой России выдает разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений первого и второго классов, аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности. Это также линии связи при пересечении госграницы, на приграничной территории, объекты на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне и др.

Перечислены документы, необходимые для получения разрешений, круг заявителей, срок предоставления государственной услуги и другие необходимые сведения.

 

 

Информатизация

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 785 внесены изменения в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697. Документ вступил в силу 16.08.2016, за исключением отдельных положений.

Изменения разработаны Минкомсвязью России в рамках реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313.

Документом установлено, что днем поступления межведомственного запроса в орган и организацию считается день помещения межведомственного запроса в очередь запросов в систему межведомственного электронного взаимодействия. Таким образом, для соблюдения срока подготовки и направления ответа на запрос при оказании государственных и муниципальных услуг органы и организации должны будут регулярно проверять наличие запросов, поступивших в их адрес.

Решением Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства (протокол заочного голосования от 19.09.2016 № 6 (пункт 1 раздела X) утверждены Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации вправе определять порядок и условия доступа к информации, а также разрешать осуществление иных действий с информацией. Информация, размещаемая в форме открытых данных, является общедоступной, что означает отсутствие ограничений по ее использованию.

Государственные органы и органы местного самоуправления размещают информацию о своей деятельности в форме открытых данных в соответствии с пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Типовые условия использования открытых данных содержат разъяснения норм законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также подзаконных актов.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного протокола федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить размещение гиперссылки на типовые условия использования открытых данных на страницах наборов данных в сети Интернет, в том числе наборов данных, размещенных до утверждения типовых условий использования открытых данных.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного протокола органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить размещение гиперссылки на типовые условия использования открытых данных на страницах наборов данных в сети интернет, в том числе наборов данных, размещенных до утверждения типовых условий использования открытых данных.

 

 

Проекты правовых актов

 

В Государственную Думу внесен проект федерального закона № 1022415-6 «О внесении изменений в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части уточнения сроков выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Документ находится на рассмотрении в первом чтении.

В соответствии с действующим законодательством предоставление государственных услуг по выдаче разрешений на строительство и выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в десятидневный срок со дня подачи заявителем в уполномоченный орган государственной власти соответствующего заявления.

Указанный срок исчисляется календарными днями, включая все выходные дни, за исключением официальных праздничных дней.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на рабочий день, следующий после праздничного, что сокращает количество рабочих дней, необходимых для проведения всех процедур, предусмотренных при предоставлении государственных услуг. Это особенно актуально в случае подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган государственной власти в период непосредственно перед новогодними и майскими праздниками.

Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие исчисление срока предоставления государственных услуг по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию не в календарных, а в рабочих днях, предусмотрев реализацию указанных полномочий в течение 7 дней.

Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, включен в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой с 19.10.2016 по 18.11.2016.

На рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 1100781-6 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части совершенствования подходов к территориальной организации местного самоуправления. Документ принят в первом чтении 19.10.2016.

Законопроектом предлагается с целью совершенствования подходов к территориальной организации местного самоуправления уточнить порядок отнесения территорий субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов субъектов Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения либо к территориям с высокой плотностью сельского населения.

Так, в настоящее время в соответствии с частями 3 и 4 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечни субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения, утверждаются Правительством Российской Федерации и не могут изменяться чаще одного раза в пять лет. Данные требования обеспечивают стабильность правового регулирования территориальной организации местного самоуправления.

Указанные перечни утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 № 707-р и не пересматривались с момента принятия.

Вместе с тем за истекшее время принят ряд федеральных конституционных законов, предусматривающих образование в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации.

Законопроектом предлагается дополнить статью 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» более общим положением о том, что установленные сроки действия ограничений на изменение указанных перечней (не чаще одного раза в пять лет) не применяются в случае отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.

Кроме того, законопроектом вносятся отдельные юридико-технические изменения в целях единообразного использования применяемых в ней терминов.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 3/2016