01.12.2016

Комфортная городская среда. От ценностного подхода к научному

Автор статьи: Давыдкина Любовь Владимировна - научный консультант Лаборатории социально-средового проектирования «Человеческий фактор» СГСПУ.


С подачи главы Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева приоритетным направлением развития городов признано создание «комфортной городской среды». Предлагается «с участием специалистов разработать набор минимальных требований к благоустройству, который будет соответствовать вызовам XXI века и представлению людей о комфорте» (1).

При этом ни у Правительства, ни у министерства пока нет четкого и единого понимания в отношении того, какую среду можно считать комфортной, как нет его и у жителей городов (фактических пользователей среды), и у профессиональных сообществ (представители разных профессий вкладывают в эти понятия разные смыслы либо вообще смешивают их содержание воедино).

Вот несколько примеров, характеризующих недифференцированность и отсутствие четкого понимания терминологии.

Например, в издании «Комфортный город. Москва – город, удобный для жизни» ставятся цели «создания удобной, качественной, благоустроенной и комфортной городской среды, максимально приспособленной, прежде всего, для жителей города», выделяются следующие приоритеты: благоустройство общественного пространства, улучшение внешнего облика города, сохранение культурного наследия, введение сбалансированной градостроительной политики (внимание!), «дающей возможности для развития города, но не ограничивающей комфорт его жителей». Таким образом, смешивается смысловое содержание понятий удобства, благоустройства и комфорта. Совершенно не понятно, как среду планируется «приспосабливать» для жителей города и как при этом приоритеты соответствуют заявленным целям (2).

В статье Владислава Алыбина «Комфортная городская среда – роскошь или средство движения вперед?» понятие комфорта связывается с представлениями о доступности среды для маломобильных граждан (3).

Тем не менее в одном мы все безоговорочно сходимся: городская среда у нас плохая, потому что мы в ней себя чувствуем плохо, она не соответствует нашим потребностям/ожиданиям, и ее срочно нужно улучшать. Когда говорят о необходимости благоустройства, качестве среды, имеют в виду то недифференцированное чувство дискомфорта, которое возникает у пользователя во время пребывания в ней (здесь я нарочно пользуюсь словарем UX-специалиста (направление в IT, предметом которого является изучение и проектирование всего пользовательского опыта), т.к. таким образом перевожу нить рассуждения в понятийное поле психологии).

Научный подход требует, во-первых, четкого разведения понятий (потому что прежде чем что-то улучшать, нужно определиться с тем, что именно нужно улучшить и зачем), а во-вторых, разработки параметров оценки и методологии их измерения.

Поэтому для того чтобы понять, как нам улучшить среду так, чтобы стало хорошо, нам нужно сделать следующее:

-        определиться, что такое «качественная городская среда», «комфортная городская среда», какое отношение она имеет к благоустройству;

-        выделить параметры для определения уровня комфортности среды;

-        разработать методологию для оценки уровня комфортности городской среды по выделенным параметрам;

-        провести исследования и на основе полученных данных обозначить направления для благоустройства, целью которых будет улучшение «выпадающих» параметров комфортности.

С понятием «качественной среды» все просто. Окружающая среда обладает огромным количеством качеств, ровно стольким, сколько мы можем (исходя из своих желаний/предпочтений, профессионального или иного опыта) выделить и количественно (или хотя бы интуитивно, опираясь на свои собственные ощущения) измерить. Например, риэлтор выделит такое качество среды, как наличие остановки общественного транспорта в шаговой доступности, преподаватель – количество вузов и т.д. Поэтому некорректно говорить просто о повышении качества городской среды, нужно указывать, какие именно характеристики среды мы хотим изменить и в какую сторону: в сторону увеличения или уменьшения параметра.

Если мы, говоря о «качественной» или «комфортной» городской среде, имеем в виду именно ощущение комфорта, то мы (согласимся здесь с социологом Еленой Черновой (4)), переходим в область психологии: комфорт – «совокупность благоприятных условий, удобств, обеспечивающих хорошее самочувствие и высокую работоспособность человека» (5).

Если прочесть определение комфорта далее (там же), то мы вспомним, что «комфорт на производстве обеспечивается выполнением санитарно-гигиенических норм и требований (микроклимат, освещенность, уровень шума и т.п. в рабочих помещениях), инженерно-психологических рекомендаций (конструкция оборудования и его размещение на рабочих местах, режим труда и отдыха), социально-психологических рекомендаций (психологический климат в коллективе, правильное использование материальных и моральных стимулов и т.п.)».

В эргономике разработан комплекс факторов, которые определяют состояние комфорта: социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические и гигиенические факторы (6).

На основе классификации факторов В.Ф. Рунге и Ю.П. Манусевича мы разработали собственную классификацию, разделив предложенные комплексы факторов на параметры с учетом данных из общей психологии (пирамида потребностей А. Маслоу) и психологии взаимодействия с окружающей средой, переложив их на условия городской среды. Всего у нас получилось 6 комплексных факторов, в каждом из которых разное количество параметров: гигиенические (8 параметров), физиологические (5 параметров), антропофизические (2 параметра), психофизиологические (3 параметра), социально-психологические (3 параметра), психологические (10 параметров).

Выделенные факторы расположены в порядке убывания важности для индивида. Кроме того, человеческое существо отличается повышенными запросами к среде, среди которых – возможности среды по удовлетворению психологических потребностей, таких как потребность в активности, в положительных эмоциях, в эстетике и т.д. Вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу: базовые потребности – физиологические (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т.п.), далее – потребность в безопасности и т.д. Таким образом, важным для создания комфортной городской среды является именно соотношение выделенных факторов и потребностей индивида в плане возможностей их удовлетворения.

Комфортная городская среда – это среда такого качества, в которой индивид испытывает ощущение благополучия, зависящее от возможностей среды по удовлетворению комплекса его потребностей.

Теперь разберемся, что такое благоустройство, как оно соотносится с нашими представлениями о комфорте. Понятие «благоустройство» определено на законодательном уровне: «Благоустройство территории – комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства» (7).

Повышает ли благоустройство комфортность среды?

В методичке Министерства строительства и ЖКХ РФ «Создание комфортной городской среды» понятие комфорта связывается с благоустроенностью среды. В связи с этим для повышения качества (видимо, качества комфортности) среды предлагается ряд мер, связанных с введением понятия благоустройства (понятие уже введено!), с разработкой стандартов благоустройства (и стандарты уже есть!), с проведением мероприятий по благоустройству (приведение в порядок парков и скверов, организация освещения, ремонты тротуаров, организация уборки мусора, благоустройство дворов, озеленение, установка детских площадок и т.д.). Отдельно выделяется мера по внедрению требований по доступности среды для маломобильных групп граждан (8) (закон № 419-ФЗ от 01.12.2014).

Как видите, в таком толковании полностью отсутствует понятие о благополучии, как и возможности по учету потребностей жителей. Установили теннисный стол во дворе – благоустроили. И не важно, что в доме живут в основном старики…

По всей видимости, благоустройство в его классическом понимании (озеленение, размещение МАФ и т.д.) в какой-то степени все-таки повышает возможности среды по удовлетворению потребностей индивида, но на данном этапе делается это «наобум», без учета реальных потребностей жителей и пользователей территории. Главной высокотиражируемой ошибкой в таком «благоустройстве» является ориентация на высшие потребности при полном игнорировании более значимых, базовых. Таким псевдоблагоустройством будет, например, раскрашивание фасадов в квартале, не имеющем канализации, или создание велодорожек вдоль трасс с высоким трафиком и соответственным качеством воздушной среды.

Переформулируя понятие благоустройства в соответствии с его первоначальным смыслом, мы предлагаем такое определение: «Благоустройство – это ряд мероприятий по изменению среды с целью достижения определенных целевых показателей, направленных на удовлетворение наиболее важных потребностей жителей и пользователей территории».

Возвращаясь к первому абзацу нашей статьи, хочется сказать несколько слов о методах изучения уровня комфортности городской среды. Известны работы по оценке удовлетворенности в целом средой и ее отдельными качествами, но почти во всех из них применяется опросный метод. Опросный метод действительно хорош для выявления социальных представлений о чем-то (например, о комфорте), но он не позволяет оценить уровень комфортности, поскольку большая часть факторов, действительно определяющих состояние комфорта, не осознается пользователем (влияние цвета на эмоциональный фон, информационная депривация, количество света и т.д.), либо информации о них нет в открытых источниках (уровень загрязненности окружающей среды, биологические агенты и т.д.).

Оценить уровень комфортности среды можно по комплексу параметров (о которых мы писали выше) с использованием целого ряда методов, начиная от измерения гигиенических параметров среды (уровень шума, состав воздуха, атмосферное давление) и заканчивая оценкой физиологических, психофизиологических, психологических и прочих показателей. Изменение параметров в лучшую сторону и будет свидетельством эффективности предпринятых мер по благоустройству.

Однако сначала нужно определиться с тем, действительно ли мы хотим повышать уровень комфортности городской среды, или мы в очередной раз заасфальтируем одну и ту же дорогу, поставим пару лавочек и будем убеждать себя и жителей, что живем в комфортной среде.

 

Литература:

1.      http://itpgrad.ru/node/2234#.V9jSvy0x6Nw.facebook

2.      http://s.mos.ru/common/upload/2_Komfortnaya_gorodskaya_sreda_INTERNET.pdf

3.      http://estp-blog.ru/rubrics/rid-5133/

4.      http://estp-blog.ru/rubrics/rid-20461/

5.      http://vocabulary.ru/termin/komfort.html

6.      Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. – М.: Изд-во «Архитектура-С», 2007.

7.      http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70018446/#ixzz4M1AQovXo

8.      http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/006/09_08_minstroy_nacionalpro_fin.pdf

 

Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 3/2016

1/1