01.11.2016

Обзор изменений законодательства за апрель-июль 2016 года

Обзор изменений законодательства за апрель-июль 2016 года.


Основы государственного управления

 

Федеральным законом от 05.04.2016 № 104-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации. Документ вступил в силу 01.07.2016.

В соответствии с утвержденными изменениями ряд нормативных актов приведен в соответствие с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Изменения касаются наименований документов по стандартизации и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере стандартизации, а также применения законодательства о стандартизации в сферах деятельности, определенных данными законодательными актами.

Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

В Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» внесен блок изменений, обеспечивающих разделение сферы действия указанного закона (связанной с установлением и выполнением обязательных требований безопасности) и Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», сфера действия которого значительно шире, но при этом не затрагивает вопросов технического регулирования. В частности, из документа исключены общие положения о разработке и применении документов по стандартизации.

В Федеральном законе от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» уточнены определения национального стандарта и предварительного национального стандарта.

Также изменения внесены в Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные законодательные акты.

Федеральным законом от 02.06.2016 № 159-ФЗ внесены изменения в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Документ вступил в силу 02.06.2016.

Утвержденными изменениями вертодромы и посадочные площадки включены в перечень объектов, содержание, развитие и организация эксплуатации которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). При этом такие объекты должны находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам регионального значения относятся в том числе объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного перечни видов объектов регионального значения, утверждаемые законами субъектов Российской Федерации, должны быть скорректированы в соответствии с указанными изменениями.

Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений. Документ вступил в силу 04.07.2016, за исключением отдельных положений.

Утвержденными изменениями совершенствуется правовое регулирование отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Устанавливается новый порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам. В частности, размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, должен определяться исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других).

Определено, что юридические лица и граждане, осуществляющие заготовку древесины и лесовосстановление, обязаны прилагать к своим отчетам об использовании и воспроизводстве лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации.

Предусматривается создание реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, а также определяются правовые последствия включения в него сведений о таких арендаторах и покупателях. Например, заключение договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Лесной кодекс Российской Федерации дополнен главой, которой регулируются отношения в области охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия. В него также внесены изменения в части предупреждения и пресечения правонарушений в области лесных отношений.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, устанавливающие административную ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры и другие правонарушения.

Кроме того, утвержденными изменениями устраняются имевшиеся в федеральных законах пробелы и противоречия в правовом регулировании отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 254 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения». Документ вступил в силу 12.04.2016.

В соответствии с утвержденными изменениями Минэкономразвития России наделено полномочиями оператора сайта regulation.gov.ru.

Также установлено, что данный сайт размещается на технических средствах центров обработки данных, обеспечивающих функционирование и входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Утратило силу положение, в соответствии с которым порядок регистрации на данном сайте и пользования им устанавливался Минэкономразвития России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2016 № 314 внесены изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437. Документ вступил в силу 28.04.2016.

Министерство экономического развития Российской Федерации наделено статусом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки документов стратегического планирования и осуществляющего мониторинг и контроль за их реализацией в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2016 № 1078-р внесены изменения в план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р. Документ вступил в силу со дня утверждения.

Нормативный правовой акт разработан Минстроем России во исполнение решений по итогам совещания о реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата 01.12.2015 (№ ДМ-П13-101пр, пункт 4).

Внесенными изменениями, в частности, предусмотрена оптимизация административных процедур в сфере промышленного строительства, технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. Уточнены сроки исполнения отдельных мероприятий в указанной сфере.

Утвержденные изменения также предусматривают оптимизацию порядка размещения (строительства, реконструкции, постановки на кадастровый учет, регистрации прав) отдельных видов линейных объектов инженерной инфраструктуры.

Дорожная карта дополнена мерами по использованию информационно-коммуникационных технологий для информационного обеспечения градостроительной деятельности и оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере строительства, оптимизации административных процедур (утверждения исчерпывающих перечней процедур) в сфере жилищного строительства, а также при строительстве объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения и водоотведения, отдельных видов объектов нежилого назначения.

В частности, в 2016 году планируется разработать и разместить в национальном фонде алгоритмы и программы для электронных вычислительных машин типового тиражируемого программного обеспечения ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

 

 

Градостроительная деятельность

 

Федеральным законом от 23.06.2016 № 198-ФЗ внесены изменения в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документ вступил в силу 23.06.2016.

Расширен перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Установлено, что Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные, помимо установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объектов капитального строительства на государственный учет. Утвержденным федеральным законом закреплено, что отсутствие таких документов также является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 370-ФЗ внесены изменения в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документ вступил в силу 04.07.2016.

Введено правило о том, что документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, могут быть направлены в электронной форме.

Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление документов для получения соответствующего разрешения осуществляется исключительно в электронной форме.

Установлен трехдневный срок, в течение которого должностные лица органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, должны запросить в электронной форме документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство в соответствующих органах, в распоряжении которых находятся указанные документы. Также установлен трехдневный срок предоставления документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы.

В орган, выдавший разрешение на строительство, в электронном виде также могут быть предоставлены сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, экземпляр копии результатов инженерных изысканий и экземпляры копий разделов проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий. Документ вступит в силу 01.01.2017, за исключением отдельных положений.

Нормативный правовой акт разработан во исполнение пунктов 4, 12 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р.

Документ предусматривает изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

Утвержденные поправки касаются в первую очередь реформирования института документации по планировке территории: изменен и дополнен понятийный аппарат Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменены общие положения о регулировании правового института, а также требования к порядку подготовки, составу и содержанию документации по планировке территории. Изменения также направлены на совершенствование правового регулирования комплексного развития территории.

Документом введены определения понятий линейного объекта, красных линий, деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, элемента планировочной структуры.

Определены случаи, в которых подготовка документации по планировке территории является обязательной, уточнены виды документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) и требования к ней. Предусмотрена обязанность осуществления в определенных случаях инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории. При этом закреплено, что виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, в которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Урегулированы вопросы, связанные с комплексным и устойчивым развитием территории. Так, деятельностью по комплексному и устойчивому развитию территории признается осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции таких объектов.

Предусмотрено, что комплексное развитие может осуществляться по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества либо по инициативе органа местного самоуправления. Установлены особенности комплексного развития территории в указанных случаях, в том числе особенности заключения соответствующих договоров, особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Уточнен статус градостроительного плана земельного участка (документ исключен из состава документации по планировке территории), требования к нему, в том числе определены состав информации, которая содержится в таком плане, порядок его подготовки и выдачи уполномоченным органом местного самоуправления заявителю.

Установлены особенности осуществления градостроительной деятельности в субъекте Российской Федерации – городе Севастополе.

Документом предусмотрены переходные положения на период до вступления его норм в силу.

В частности, в случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства получено до дня вступления в силу указанного федерального закона или если разрешение на строительство объекта капитального строительства получено после дня вступления в силу указанного федерального закона на основании градостроительного плана земельного участка, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию выдается на основании градостроительного плана земельного участка.

В случае, если решение о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории принято, если проекты документов территориального планирования, проекты правил землепользования и застройки, а также проекты изменений в указанные документы были подготовлены и рассмотрены на публичных слушаниях до дня вступления в силу указанного федерального закона, утверждение таких документов, изменений в такие документы осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного федерального закона.

В случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано в уполномоченный орган местного самоуправления до дня вступления в силу указанного федерального закона, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного федерального закона.

Также установлено, что в целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории утвержденные правила землепользования и застройки должны быть приведены в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного федерального закона) в части установления территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию, и применительно к таким территориям расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующих территорий объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в срок до 01.07.2017.

До приведения правил землепользования и застройки в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного федерального закона), но не позднее 01.07.2017 заключение договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территорий допускается без установления на карте градостроительного зонирования территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 № 1003-р внесены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р. Документ вступил в силу со дня утверждения.

Утвержденными изменениями уточнено место прохождения автомобильной дороги Алагир (автомобильная дорога «Кавказ») – Нижний Зарамаг до границы с Грузией, а также запланированы мероприятия по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград (Волгоградская область, г. Волгоград, Городищенский, Дубовский районы, г. Камышин, Камышинский район, Самарская область, Сызранский район, г. Сызрань, Саратовская область, Вольский, Воскресенский, Красноармейский, Новобурасский районы, г. Саратов, Саратовский, Татищевский, Хвалынский районы, г. Шиханы, Ульяновская область, Радищевский район).

Указанные изменения внесены в положение о территориальном планировании и карту планируемого размещения объектов федерального значения в области федерального транспорта.

Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр утверждена новая форма градостроительного плана земельного участка. Документ зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2016, № 42935, вступил в силу 02.08.2016.

Нормативный правовой акт утвержден на основании части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 5.2.3 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038.

Форма градостроительного плана земельного участка не претерпела существенных изменений, в то же время содержит ряд важных нововведений.

На чертеже градостроительного плана земельного участка при наличии возможности их отображения на ситуационном плане отображаются в том числе точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, содержащиеся в технических условиях, выданных организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения).

При этом документ, содержащий информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является приложением к градостроительному плану земельного участка.

В новой форме градостроительного плана земельного участка изменен состав сведений о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и объектов капитального строительства: исключены графы «Полоса отчуждения», «Охранные зоны»; дополнены графы «Зоны с особыми условиями использования территорий», «Зоны действия публичных сервитутов».

В состав сведений новой формы градостроительного плана земельного участка отдельными графами включены информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; информация о наличии границ зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (при наличии).

В градостроительный план земельного участка разрешено включать иную необходимую информацию.

 

 

Земельно-имущественные отношения

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 385 внесены изменения в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300. Документ вступил в силу 13.05.2016.

В указанный перечень, в частности, включены:

-                   малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики);

-                   не требующие разрешения на строительство пункты охраны правопорядка и стационарные посты ДПС, пункты весового контроля автомобилей, лодочные станции, пункты приема вторичного сырья;

-                   ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов;

-                   нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

-                   объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

-                   передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки;

-                   сезонные аттракционы;

-                   пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки;

-                   спортивные и детские площадки;

-                   площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак, а также голубятни;

-                   платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов;

-                   общественные туалеты нестационарного типа;

-                   зарядные станции (терминалы) для электротранспорта.

 

 

Землеустройство и подготовка сведений для внесения в государственный кадастр недвижимости

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 № 444 внесены изменения в отдельные подзаконные нормативные правовые акты в сфере землеустройства. Документ вступил в силу 01.06.2016.

Утвержденным нормативным правовым актом уточняются:

-                   состав сведений формы карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее заполнению, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»;

-                   порядок установления границ охранных зон газораспределительных сетей, охранных зон отдельных объектов электросетевого хозяйства;

-                   правила определения границ зон затопления, установления охранных зон для гидроэнергетики и другие положения.

Так, принципиальными являются изменения формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ней, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».

В частности, теперь карта (план) объекта землеустройства может включать сведения не только об образовании нового объекта землеустройства, но и о его изменении – состав сведений документа дополнен сведениями о местоположении измененных (уточненных) границ объекта землеустройства.

В случае подготовки карты (плана) объекта землеустройства в отношении измененной (уточненной) границы объекта землеустройства на титульном листе карты (плана) объекта землеустройства после указания наименования объекта землеустройства в скобках должны приводиться слова «(изменение местоположения)» либо «(уточнение местоположения)».

Кроме того, разрешен вопрос о возможности подготовки землеустроительной документации в отношении многоконтурных объектов землеустройства – утвержденными изменениями введена возможность вносить в карту (план) объекта землеустройства сведения о характерных точках части (частей) границы объекта землеустройства.

Установлено, что реквизит «Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта землеустройства» заполняется в отношении каждой части границы объекта землеустройства.

Приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 163 утверждены Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории. Документ зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2016, № 41845, вступил в силу 03.05.2016.

Нормативный правовой акт разработан в соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 52-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

Во исполнение указанных требований определено, что местоположение границы зоны с особыми условиями использования территории устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Координаты характерных точек границы зон определяются с точностью не ниже точности картографической основы государственного кадастра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница зоны.

Если часть границы зоны совпадает с частью границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы зоны принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, когда сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и содержащие сведения о границах зон, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

В течение 3 месяцев со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 163 схемы, используемые для формирования документов в формате XML, предоставляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган государственного кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, должны быть утверждены и размещены на официальном сайте Росреестра.

До настоящего времени необходимые XML-схемы, позволяющие передавать сведения в государственный кадастр недвижимости о зонах с особыми условиями использования территории, не утверждены.

Связано это с тем, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена разработка и утверждение формы документа, содержащего сведения о границах зон, подлежащие передаче в соответствии с частью 5.1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации. Об этом Росреестр официально сообщил в письме от 09.03.2016 № 19-исх/02901-СМ/16.

В указанном письме также сообщается, что в целях недопущения приостановки работ по описанию местоположения границ зон и внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, а также учитывая положения пункта 18 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступает в силу 01.01.2017), согласно которому обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав и составленным в отношении зон, будет являться карта (план) объекта землеустройства, Росреестр полагает целесообразным до установления законодательством формы документа (в том числе до утверждения соответствующей XML-схемы) использовать в качестве документа, содержащего в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы зоны и иные ее характеристики и направляемого в орган кадастрового учета, карту (план) объекта землеустройства (в том числе соответствующую XML-схему, используемую для формирования XML-документа карты (плана) объекта землеустройства, утвержденную приказом Росреестра).

Приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 164 утверждены Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта). Документ зарегистрирован в Минюсте России 28.04.2016, № 41951, вступил в силу 15.05.2016.

Нормативный правовой акт разработан в соответствии с частью 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти должны быть утверждены требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Документом установлено, что в результате выполнения работ по описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) обеспечивается подготовка:

-                   перечня координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта);

-                   картографической основы с нанесенной береговой линией (границей водного объекта);

-                   пояснительной записки.

Координаты характерных точек береговой линии (границы водного объекта) определяются в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

При установлении местоположения характерных точек береговой линии (границы водного объекта) величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 м в масштабе используемого картографического материала.

При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) ее местоположение определяется с нормативной точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже чем точность при установлении береговой линии (границы водного объекта).

В качестве картографической основы используются топографические или морские карты соответствующей территории наиболее крупного масштаба.

 

 

Геодезия и картография

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 289 утверждены положения о государственной геодезической сети и о государственной нивелирной сети. Документ вступил в силу 21.04.2016.

Нормативный правовой акт разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» и направлен на установление и (или) распространение предусмотренных указанным законом системы координат и государственной системы высот.

Установлено, что государственная геодезическая сеть представляет собой совокупность геодезических пунктов, местоположение которых определено в государственной системе координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ.

Государственная геодезическая сеть предназначена для установления и распространения на территорию Российской Федерации государственной системы координат.

Каталоги координат и высот пунктов государственной геодезической сети в установленном порядке помещаются в федеральный картографо-геодезический фонд.

В состав государственной геодезической сети входят:

-                   фундаментальная астрономо-геодезическая сеть;

-                   высокоточная геодезическая сеть;

-                   спутниковая геодезическая сеть 1-го класса;

-                   сети триангуляции, астрономо-геодезические пункты космической геодезической сети, сети полигонометрии, доплеровские геодезические сети, астрономо-геодезическая сеть 1-го и 2-го классов, геодезические сети сгущения 3-го и 4-го классов.

Определено, что государственная нивелирная сеть представляет собой совокупность закрепленных на местности нивелирных пунктов, нормальные высоты которых определены в государственной системе высот.

Государственная нивелирная сеть предназначена для распространения государственной системы высот на территорию Российской Федерации и является высотной основой осуществления топографических работ, инженерно-геодезических работ, выполняемых для удовлетворения потребностей экономики, науки и обороны страны.

На территории Российской Федерации вычисление нормальных высот производится в государственной системе нормальных высот, которой является Балтийская система высот 1977 года.

Государственная нивелирная сеть состоит из нивелирных сетей I, II, III и IV классов, которые формируются по принципу от сетей высшей точности к сетям менее точным.

Нивелирные пункты подлежат периодическому обследованию и при необходимости восстановлению.

В результате создания государственной нивелирной сети устанавливаются пункты нивелирования, а также формируется каталог высот пунктов нивелирования.

 

Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество, кадастровая деятельность

 

Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» урегулирован институт государственной кадастровой оценки, проводимой на территории Российской Федерации. Документ вступит в силу 01.01.2017, за исключением отдельных положений.

Нормативным правовым актом предусматривается введение института государственных кадастровых оценщиков и передача полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость. Ими могут быть вновь созданные учреждения или существующие учреждения, которые наделены соответствующими полномочиями.

Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Определять кадастровую стоимость предполагается по единой методике.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется Росреестром на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Установлено, что оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Исключение — внеочередная кадастровая оценка, которая будет проводиться в случае оспаривания кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости не менее чем по 30% объектам недвижимости в регионе.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Законом также установлен переходный период, в течение которого государственная кадастровая оценка по старым правилам должна быть завершена до 01.01.2020.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2016 № 662 утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны. Документ вступил в силу 22.07.2016.

Утвержденными правилами определено, что информирование правообладателей земельных участков об ограничениях использования земельных участков в границах зоны осуществляется в течение 15 дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны посредством направления уведомления:

а) по адресу электронной почты правообладателя земельного участка, который содержится в государственном кадастре недвижимости и по которому осуществляется связь с правообладателем земельного участка, или при отсутствии такого адреса в государственном кадастре недвижимости по адресу электронной почты, содержащемуся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

б) почтовым отправлением по почтовому адресу правообладателя земельного участка, который содержится в государственном кадастре недвижимости и по которому осуществляется связь с правообладателем земельного участка, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об адресе электронной почты правообладателя земельного участка, или по почтовому адресу, содержащемуся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при отсутствии почтового адреса правообладателя земельного участка в государственном кадастре недвижимости.

В направляемом уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении зоны, реквизиты такого решения;

б) дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны;

в) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;

г) описание местоположения границ зоны;

д) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах зоны;

е) кадастровые номера земельных участков, включенных в границы зоны и принадлежащих правообладателю.

 

 

Охрана объектов культурного наследия

 

Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Документ вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Закон разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20.08.2012 № Пр-2217 о правовой охране музеев-заповедников, достопримечательных мест и иных объектов культурного наследия.

Для обеспечения зонами охраны объектов культурного наследия документом предлагается использовать институт защитных зон объектов культурного наследия.

Защитные зоны объектов культурного наследия – это территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (кроме некоторых) и в границах которых запрещаются возведение объектов капстроительства и их реконструкция, связанная с изменением параметров (высоты, количества этажей, площади). Исключение – создание и реконструкция линейных объектов.

В населенных пунктах зона памятников составляет 100 м от внешней границы территории памятника, ансамблей – 150 м от внешней границы территории ансамбля. Вне населенных пунктов – 200 м и 250 м соответственно.

В отсутствие утвержденной границы территории зона будет устанавливаться от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В населенных пунктах она составит 200 м, вне их – 300 м.

Защитные зоны будут устанавливаться органами охраны объектов культурного наследия, которые в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений. В то же время закон не определяет форму таких документов и способ предоставления сведений в государственный кадастр недвижимости как для объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации после дня вступления в силу новых правил, так и для объектов культурного наследия, включенных в реестр до дня вступления в силу соответствующих изменений законодательства (к таким объектам требования к установлению границ защитных зон объектов культурного наследия применяются со дня их вступления в силу).

По общему правилу ограничения хозяйственной деятельности в защитной зоне будут действовать до разработки и утверждения проекта зон охраны.

 

 

Градостроительная экология

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 определен Порядок накопления твердых коммунальных отходов. Документ вступил в силу 14.04.2016.

Установлено, что порядок определения норматива накопления твердых коммунальных отходов включает в себя процедуру сбора, анализа и расчета данных о массе и об объемах отходов с учетом сезонных изменений.

Определение нормативов будет производиться отдельно по каждой категории объектов путем проведения замера отходов в соответствии с установленными правилами.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

 

 

Информатизация предоставления государственных и муниципальных услуг

 

Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 № 142 утверждены методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг. В официальных источниках документ к настоящему времени не размещен.

Методические рекомендации подготовлены на основании пункта 27 плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на 2016-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 № 747-р, и должны обеспечить разработку технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг до конца 2016 года.

Технологическая схема предоставления государственной или муниципальной услуги – это подробное описание (в том числе в электронном виде) требований, условий, процесса предоставления услуги, содержащее детализированные разъяснения, в том числе не формализованные в административных регламентах и иных нормативных правовых актах, а также информацию о требуемых ресурсах, которые обеспечивают процесс предоставления услуги.

Под требуемыми ресурсами подразумеваются документы (формы, бланки и т.д.), технологии (в том числе наличие доступа к автоматизированным системам, электронным сервисам, защищенным каналам связи) и оборудование (принтер, сканер, наличие ключа электронной подписи и т.п.).

Технологические схемы являются практическим руководством по реализации процесса оказания услуги на всех ее этапах – от принятия заявления до выдачи результата.

Технологические схемы разрабатываются для обеспечения единообразного предоставления государственных услуг в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и в электронном виде.

Технологические схемы также будут необходимы для того, чтобы реализовать «многоканальное» оказание услуг, когда, например, заявление подается через единый портал, обработка осуществляется в органе власти, а результаты услуги выдаются в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

 

 

Адресация

 

Приказом Минфина России от 31.03.2016 № 37н утвержден Порядок ведения государственного адресного реестра. Документ зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2016, № 42943, вступил в силу 02.08.2016, за исключением отдельных положений.

Порядок утвержден в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и устанавливает правила ведения государственного адресного реестра, включая правила формирования и размещения включаемых в него сведений.

Документом установлено, что ведение государственного адресного реестра и размещение его на портале федеральной информационной адресной системы в сети интернет осуществляется Федеральной налоговой службой.

Сведения в реестре размещаются:

-                   органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов;

-                   Федеральной налоговой службой.

В реестре размещаются сведения в соответствии с составом сведений об адресах, размещаемых в реестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 № 492.

Хранение реестра, в том числе сведений, включаемых в реестр, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Реестр ведется в электронной форме в федеральной информационной адресной системе путем формирования или изменения реестровых записей адресообразующих элементов и реестровых записей адресов объектов адресации, в которые включаются предусмотренные законом сведения.

Формирование и размещение уполномоченными органами и размещение Федеральной налоговой службой сведений для включения в реестр осуществляется с использованием системы, доступ к которой осуществляется в соответствии с правилами межведомственного информационного взаимодействия.

Сведения, включаемые в реестр, формируются уполномоченными органами в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса системы. При формировании сведений применяются справочники, реестры и классификаторы, используемые в системе.

 

 

Проекты правовых актов

 

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект № 1028984-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время документ находится на рассмотрении в первом чтении.

Законопроект разработан во исполнение пунктов 4 и 5 перечня поручений Заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № ДК-П9-8898 и направлен на совершенствование правового регулирования малоэтажного жилищного строительства.

Так, рассматриваемым законопроектом предлагается ввести в Жилищный кодекс Российской Федерации определение понятия малоэтажного жилого комплекса, в Градостроительный кодекс Российской Федерации – определение понятий объектов малоэтажного жилищного строительства, под которыми предлагается понимать жилые дома с количеством надземных этажей не более чем три (без учета мансардного этажа), предназначенные для проживания одной или нескольких семей. Предлагается установить следующие виды объектов малоэтажного жилищного строительства:

-                   отдельно стоящие жилые дома (объекты индивидуального жилищного строительства) – объекты малоэтажного строительства, не предназначенные для раздела на квартиры;

-                   жилые дома блокированной застройки (блокированные жилые дома) – объекты малоэтажного строительства, не предназначенные для раздела на квартиры, имеющие общую стену с соседним домом и самостоятельный выход на земельный участок, прилегающий к такому объекту;

-                   малоэтажные многоквартирные жилые дома – объекты малоэтажного строительства, состоящие из двух и более квартир, имеющих выход в помещения общего пользования в таких домах.

Разработчики предполагают, что установление четких критериев объектов малоэтажного жилищного строительства и законодательное закрепление существующих видов таких объектов положат конец многочисленным противоречиям при определении допустимого количество этажей в малоэтажных жилых домах и связанных с этим возможных злоупотреблений. Кроме того, закрепление понятия блокированного жилого дома также позволит ввести в рамки правового поля объект недвижимости, именуемый на практике «таунхаус» и получивший широкое распространение при строительстве малоэтажных поселков в России благодаря простоте и приемлемой стоимости строительства.

Также в Градостроительном кодексе Российской Федерации предлагается определить порядок подготовки и утверждения проекта межевания территории малоэтажного жилого комплекса, в частности, предлагается установить, что указанный документ подготавливается собственником земельного участка, в границах которого планируется создание малоэтажного жилого комплекса, и утверждается им только после согласования с органом местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого планируется создание указанного комплекса. Также предлагается законодательно ограничить перечень оснований, по которым уполномоченный орган вправе отказать в согласовании проекта межевания территории малоэтажного жилищного строительства. По мнению разработчиков законопроекта, введение указанной нормы позволит собственникам уже на этапе планирования строительства руководствоваться четкими требованиями законодательства, а не усмотрением отдельных должностных лиц.

В Жилищном кодексе Российской Федерации предлагается определить порядок формирования территории малоэтажного жилого комплекса и порядок ее использования; порядок формирования общего имущества жителей малоэтажного жилого комплекса, объекты, которые могут входить в его состав, и объекты, которые не могут быть в общей долевой собственности жителей, порядок его использования.

Помимо изложенного, законопроект определяет общие основы управления малоэтажными жилыми комплексами, включая легализацию статуса правил проживания в жилом комплексе (правил о добрососедстве); устанавливает порядок выбора формы управления малоэтажными жилыми комплексами; определяет компетенцию и особенности порядка проведения общего собрания собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе; предусматривает особенности договора управления малоэтажным жилым комплексом, устанавливая его существенные условия, особенности порядка заключения, изменения и сроки действия.

Продолжается работа над законопроектом № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

Законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении и должен быть принят до конца текущего года согласно актуализированной редакции плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р.

Некоторые результаты работы над законопроектом обнародованы.

Так, во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № ДК-П13-7800 и от 06.06.2016 № ДК-П13-3334 Минэкономразвития России разработан проект поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту. Министерством отмечается, что проект поправок согласован без замечаний Минкультурой России (Н.А. Малаков, 28.03.2016), Минтрансом России (Н.А. Асаул, 02.06.2016), Минкомсвязью России (Д.М. Алхазов, 21.04.2016) и Госкорпорацией «Росатом» (Т.Л. Ельфимова, 31.03.2016).

Минприроды России (С.Ю. Радченко, 15.04.2016), Минстрой России (Х.Д. Мавлияров, 07.06.2016), Минэнерго России (Ю.П. Сентюрин, 01.04.2016) согласовали проект поправок с замечаниями, которые учтены.

На проект поправок имеются заключения Минюста России (М.Л. Гальперин, 17.06.2016). Замечания, высказанные в правовом заключении Минюста России на проект поправок, также учтены.

Разногласия по проекту поправок с Минсельхозом России (В.В. Абрамченко, 17.05.2016), Минобороны России (Р.Х. Цаликов, 10.05.2016) и Минфином России (А.Ю. Иванов, 24.05.2016) оформлены в установленном порядке.

В соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318, проект поправок был размещен на сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети интернет для прохождения общественного обсуждения в установленном порядке. На проект поправок имеется положительное заключение об оценке регулирующего воздействия.

Минэкономразвития России разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Документ находится на стадии разработки и согласования.

Документом предложено уточнить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.

Так, законопроектом определено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает (одобряет) документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта Российской Федерации, а также осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования, а законом субъекта Российской Федерации утверждается стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, стратегия социально-экономического развития для части территории субъекта Российской Федерации, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации утверждение (одобрение) указанных документов осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации, предусматривающий в том числе установление требований к содержанию, к последовательности, к порядку разработки, утверждения, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации, а также к порядку подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации указанных документов.

При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проект стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и проекты стратегий социально-экономического развития для части территории субъекта Российской Федерации; разрабатывает и утверждает проект стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и проекты стратегий социально-экономического развития для части территории субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации; утверждает (одобряет) документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта Российской Федерации; обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации, отчёты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования.

Законопроектом предлагается дополнить перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения полномочием по разработке, рассмотрению, утверждению и реализации документов стратегического планирования, а также организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставлению указанных данных органам государственной власти.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования также будут находиться определение порядка разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, отчетов об их исполнении, а также утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, отчетов об их исполнении.

При этом по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития как в муниципальных районах и городских округах, так и в городских поселениях.

Разработан законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ находится на стадии разработки и согласования.

Документом, в частности, предлагаются изменения в отдельные правовые нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Поправками в целях исключения необоснованного затягивания продажи земельных участков или предоставления их в аренду со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления устанавливается трехмесячный срок, в течение которого должен быть проведен соответствующий аукцион.

Уточняется, что земельный участок, на котором расположены сооружения на условиях сервитута, может быть предметом аукциона в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено, однако использование земельного участка на условиях сервитута допускается в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (аналогичный подход предлагается использовать в отношении объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации в целях реализации пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Законопроектом также предлагается разрешить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в бумажном виде для целей перераспределения гражданами своих земельных участков с землями и земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Планируется исключить многократное предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований, либо лицам, осуществляющим трудовую деятельность по определенной профессии.

Также предлагается установить в виде исключения из общих правил образования земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии, возможность образования земельных участков не только лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, но и собственником объектов недвижимости (кроме многоквартирных домов, которые в связи с реализацией договора о развитии застроенной территории могут быть снесены), расположенных в границах такой территории (правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории, наделяются возможностью самостоятельно образовать земельный участок в целях приобретения прав на него, независимо от волеизъявления лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории).

Минэкономразвития России разработан проект Методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Документ находится на стадии разработки и согласования.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с целью унификации подготовки документа стратегического планирования субъекта Российской Федерации «стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

Документом определены общие рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также рекомендации по вопросам структуры и содержания документа, схемы его разработки и согласования. Также методические рекомендации содержат подходы к порядку разработки (корректировки), мониторингу и контролю реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, к разработке и корректировке плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2016