01.11.2016

Парковая индустрия

Автор статьи: Кишинский Константин Юрьевич, юрист ГКУ КО "Агенство по привлечению и защите инвестиций", г. Кемерово.


В Постановлении Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 присутствует такое понятие, как «создание и развитие индустриального (промышленного) парка», определяемое как деятельность по развитию территории индустриального (промышленного) парка, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, капитального строительства, реконструкции и (или) модернизации промышленной инфраструктуры индустриального (промышленного) парка, в целях размещения резидентов индустриального (промышленного) парка.

Исходя из данного определения органы местного самоуправления и органы исполнительной государственной власти регионов должны обеспечить выполнение ряда организационных и юридических мероприятий, направленных на цель, в результате достижения которой градостроительная документация региона, как говорится, «от мала до велика» – от схемы территориального планирования региона до документации по планировке территории элементов планировочной структуры конкретных муниципальных образований должна предусматривать создание и (или) развитие индустриальных (промышленных) парков (далее – ИП). Это также означает необходимость подготовки и принятия соответствующих инвестиционных программ для создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для подведения их к территориям потенциальных ИП. Кроме того, предоставление государственной поддержки в виде предоставления субсидии на возмещение затрат при строительстве объектов инфраструктуры ИП требует принятия ряда региональных нормативных актов.

Таким образом, работа по созданию и развитию ИП подразумевает активную деятельность органов власти. Однако данное понятие не имеет нормативной поддержки в федеральном законодательстве. Достаточно сказать, что ни Закон РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Закон РФ № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», ни Градостроительный и Земельный кодексы не предусматривают обязанности органов местного самоуправления обеспечивать развитие объектов промышленного производства. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует механизм нормативного стимулирования к созданию ИП. Как это ни парадоксально звучит, но это так.

Напрашивается мысль о том, что при отсутствии готовых по всем аспектам инвестиционных площадок для ИП (большая редкость) единственным реальным способом его создания в оптимальные сроки по типу «гринфилд» является создание государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Только при ГЧП или МЧП возможно замкнуть схему создания и развития ИП по типу «гринфилд» в соответствии с определением, данным в Постановлении Правительства РФ от 04.08.2015 № 794, поскольку условия соглашения о создании партнерства будут подталкивать органы власти к принятию соответствующих нормативных актов и проведению необходимых организационных мероприятий. Хотя о возможностях воплощения в жизнь Закона РФ № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пока рано говорить, это тема для отдельного разговора.

Предлагаю рассмотреть несколько ключевых моментов создания ИП.

 

Земля

Земля как стартовый производственный ресурс создания любого строительного продукта имеет ключевое значение. При этом для создания объекта промышленного производства, в том числе ИП, важны не столько характеристики самого участка как части земной поверхности, сколько его расположение в существующей градостроительной ситуации: транспортная доступность, удаленность точек подключения к магистральным сетевым объектам, проработанность в градостроительной документации и конечно же кадастровая стоимость. Учитывая минимальную площадь территории ИП (8 Га), фактор платежей за землю, а точнее возможность иметь какие-то преференции по платежам хотя бы на период проектирования и строительства, имеет едва ли не решающее значение при создании ИП. Регионы с трудом, но идут на использование понижающих коэффициентов при расчете арендной платы за землю под ИП. Без такой поддержки региональной и местной власти у инвестора мало шансов получить жизнеспособную финансовую модель инвестиционного проекта создания ИП. В частности, в Кузбассе такая поддержка предусмотрена для расчета арендной платы за землю в целях создания и развития ИП на территории г. Новокузнецка, установлен понижающий коэффициент – 0,15. В настоящее время рассматривается вопрос установления такого коэффициента для регионального центра – города Кемерово.

Справедливости ради надо сказать, что федеральный законодатель заложил государственную поддержку развития ИП путем установления возможности оформления земельного участка для реализации масштабного инвестиционного проекта (ст. 39.6 Земельного кодекса РФ) без торгов. Безусловно, ИП – это масштабный инвестиционный проект, хотя формально все-таки необходимо на уровне региона принять акт, устанавливающий критерии отнесения инвестиционного проекта к масштабным, кроме того, необходимо решение главы региона. В связи с этим снова всплывает идея создания государственно-частного партнерства, поскольку регионы (например, Московская область) уже предусматривают в актах об установлении критериев масштабных проектов заключение соглашений региона с лицом, осуществляющим реализацию проекта. Это понятно и несет в себе хотя бы какие-то гарантии того, что земельный участок без торгов получит действительно потенциальный эффективный менеджер промышленной площадки, а не сборщик податей за землю, при котором неизбежно наступает нецелевое использование земель и долгострой или, наоборот, не будет ничего.

 

Финансы

Представители управляющих компаний парков (далее – УК) информируют о том, что срок рассмотрения банками заявок на кредитование создания ИП составляет порядка 9 месяцев. При этом Сбербанк вообще не кредитует на стадии проектирования из принципиальных и вполне понятных соображений. Стратегия Сбербанка такова: ИП должен иметь средства хотя бы на проектную документацию, а вот капитальное строительство при наличии проведенных изысканий, подготовленной и согласованной проектной документации, прошедшей экспертизу, Сбербанк готов кредитовать. Выход есть – обеспечивать финансирование стадии проектирования через ОАО ФЦПФ, которое осуществляет финансирование ИП на стадии проектирования до 100% в формах займа или участия в учредителях создаваемой компании. В случае займа обязательно обеспечение. Потолок займа до 200 млн руб. Требования к проекту – реальность проекта.

При этом кредитоваться надо правильно. Не редки случаи, когда ИП строит ОКСы и инфраструктуру на свои деньги, а затем кредитуется на закупку оборудования и оборотные средства, а возмещение путем субсидирования предусмотрено только на инфраструктуру.

Корпорация МСП разрабатывает портал кредитных продуктов на территории России для субъектов МСП и будет выступать гарантом ИП, прошедших проверку в Минпромторге, перед банками по кредитным продуктам, размещенным на портале.

Надо также помнить, что кредитование может осуществляться при поддержке Корпорации МСП не только ИП и УК ИП, но и резидентов ИП, срок – до 14 лет.

Несмотря на то что создание ИП необходимо в первую очередь регионам и ОМСУ, а вопросы государственных гарантий и финансовой поддержки развития парков играют ключевую роль, регионы с неохотой идут на предоставление налоговых льгот и иных инструментов финансовой помощи. Причина довольно тривиальна. Опасаются, что под финансовую поддержку, предоставляемую ИП, подстроятся (с оформлением всей необходимой документации как ИП) существующие промышленные предприятия, желающие снизить налоговое бремя. Поэтому при подготовке нормативных актов о применении финансовой поддержки ИП необходимо правильно предусмотреть действие нормативного акта во времени.

 

Производственная деятельность

По общему правилу управляющая компания ИП не является резидентом парка. Хотя в существующих федеральных нормативных правовых актах недопустимость УК быть резидентом ИП предусмотрена только в примечании к п. 3.4 ГОСТ Р 56301-2014. Полагаем, что данное ограничение в ГОСТ Р сделано необоснованно и, по сути, ограничивает инициатора и организатора (которые, как правило, создают УК) осуществлять деятельность в качестве резидента. Это приведет к одному единственному результату – созданию инвестором еще одного юридического лица (номинально) для осуществления деятельности в качестве резидента. Вряд ли такое развитие парков целесообразно.

Несмотря на то что основной посыл создания индустриальных парков – это деятельность резидентов на инвестиционных площадках, обеспеченных объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, именно отсутствие рентабельных возможностей обеспечить создание таких объектов останавливает инвестора в реализации проекта создания ИП.

Кроме того, на государственную поддержку в виде субсидии на возмещение затрат, понесенных при строительстве объектов инфраструктуры парка, УК и резиденты могут рассчитывать только в отношении тех объектов, которые расположены на территории парка. Возмещение затрат на строительство инженерных сетей и дорог за пределами территории ИП не производится. Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, идущие по территориям общего пользования до территории ИП, должны строиться за счет бюджета субъекта по инвестиционным программам, принимаемым в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования и документацией по планировке. Затем субъект возмещает затраты на строительство данных сетей по заявкам в Минпромторг и Минэкономразвития.

Муниципалитеты не в состоянии финансировать строительство объектов инфраструктуры, тем более что большая часть собранных на территории индустриального парка денег уходит в вышестоящие бюджеты, главным образом в федеральный. По сути, в местном бюджете оседают в основном земельные платежи, благо, что минимальная площадь парка составляет 8 Га.

Отдельные трудности в создании индустриальных парков и вообще индустриальных предприятий в сибирских регионах вызывают сложные климатические условия и дороговизна энергоресурсов. Без принятия стратегических решений на уровне Правительства РФ, направленных на снижение цен на энергоресурсы, снижение платы за подключение (технологическое присоединение) к энергетическим сетям, перспектива развития ИП в Сибири очень слабая. Необходимость нести затраты на отопление производственных площадей в зимний период существенно повышает себестоимость продукции, делая её дорогой и неконкурентоспособной.

Оптимизм в данной ситуации внушает стратегическое решение руководства Кузбасса существенно повысить уровень газификации территорий. Отсутствие возможности использовать природный газ в качестве энергоносителя является на сегодняшний день препятствием реализации инвестиционных проектов создания промышленных предприятий в Сибири.

 

Кадры

Трудно переоценить социально значимый фактор создания в ИП большого количества рабочих мест, и это должно решать проблемы трудоустройства. Однако дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей (специалистов по обработке металла, древесины, полимеров, опытных операторов и др.) приводит к необходимости затрачивать средства на переобучение (повышение квалификации) местных кадров или привлекать дефицитных специалистов из других регионов. Исходя из данной проблемы государственные программы стратегического развития промышленности должны предусматривать этапы и схемы взаимодействия органов государственной исполнительной власти субъектов на основе данных, предоставленных ОМСУ, с министерством образования и напрямую с учебными заведениями для разработки и составления учебных программ. Если эту работу не делать на опережение, то драгоценное время будет упущено, и станет близок тот день, когда наше передовое высокотехнологичное и высокорентабельное производство будет зависеть от иностранного контингента квалифицированных и аттестованных специалистов. Не надо недооценивать профессиональные стандарты, принимаемые Минтруда в большом количестве, и обязанность работодателя проводить СОУТ сотрудников, установленную Трудовым кодексом РФ.

Проблема кадрового потенциала ИП существует не только для производственных единиц резидентов, но и для УК, в том числе на стадии создания. Учитывая перечень требований к индустриальным паркам и к УК, установленных законодательством, в создании документации для ИП должны принимать участие лица, обладающие определенным блоком твердых знаний в самых различных отраслях (экономике и финансах, градостроительной и проектной документации и т.д.). Этакие многостаночники с творческой жилкой и дюжим терпением, потому что процесс создания парка, учитывая имеющиеся требования к таким объектам, является длительной и скрупулезной работой. При этом такими универсальными знаниями должны обладать не только лица, создающие парк, но и сотрудники органов исполнительной власти (муниципальной и государственной), осуществляющие координацию деятельности по созданию парков и подготовку необходимых нормативных и иных документов на региональном и местном уровнях.

Напрашивается безусловный вывод – необходимо учить создавать индустриальные (промышленные) парки, в том числе агропарки, деятельность которых направлена на развитие деятельности субъектов предпринимательства в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях.

На вопрос Государственного казенного учреждения Кемеровской области «Агентство по привлечению и защите инвестиций» о планах Минпромторга РФ по организации обучения специалистов, осуществляющих деятельность по созданию парков, заданный на видеоконференции 27.04.2016 по теме «Программы кредитования индустриальных парков и субсидирования процентных ставок по кредитам для индустриальных парков, входящих в единый реестр Минпромторга РФ», заместитель директора департамента региональной промышленной политики МПТ Д.Г. Цуканов сообщил об отсутствии в настоящий момент таких мероприятий, но пообещал рассмотреть в дальнейшем вопрос о формах организации такого обучения. При этом не все регионы в этом плане находятся в ожидании. По информации (в ходе видеоконференции) представителя Московской области, администрация региона системно осуществляет проведение тренингов по созданию парков для специалистов ОМСУ, расположенных на территории области.

Следует признать, что грамотно расположенный ИП с правильным подбором функционального использования участков привлеченных резидентов способен решать не только инвестиционные и производственные задачи самого парка, но и социально-экономические, транспортные и иные проблемы населения того элемента планировочной структуры и административной единицы, в которой он расположен. Размещение ИП на небольшом расстоянии от жилых кварталов позволяет исключить ежедневную маятниковую миграцию жителей до рабочего места и домой. Тем самым снижается нагрузка на транспортную сеть, на окружающую среду, экономится время, средства, ресурс и ГСМ транспортных средств работников ИП. Кроме того, отсутствие строгих ограничений для функционального использования территории ИП в сфере обслуживания дает возможность работникам резидентов и УК парка получать все необходимые для жизнедеятельности услуги (кроме проживания, здравоохранения, образования и некоторых других) на территории парка. Ведь исходя из требований к паркам, изложенных в ГОСТ Р 56301-2014, Постановлении Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 и других актах нормативного регулирования, документах рекомендательного характера, виды деятельности резидентов парков четко не определены. По большому счету ограничения в деятельности резидентов и УК парка могут быть заложены только в документах на землепользование (договор аренды, субаренды, соглашение о сервитуте и т.д.), документах, оформленных в ходе создания и развития парка и определяющих его деятельность (мастер-план, бизнес-план и т.д.), а также ограничения использования земли, установленные земельным и градостроительным законодательством.

Занятно, что в соответствии с требованиями к паркам при предоставлении пакета документов в Минпромторг на землю парк должен подтвердить факт того, что земельный участок парка имеет категорию земель – земли промышленности или земли поселений, на которых допускается размещение промышленной инфраструктуры (!). При этом ни слова не говорится о том, что земельные участки, входящие в парк, должны иметь разрешенное использование с возможностью размещения какого-либо производства, то есть разрешенное использование земельных участков парка может быть практически любым при его размещении в границах земель населенного пункта, на территории которого есть промышленные зоны. Поэтому финансовые аналитики, прогнозирующие доходную часть бюджетного процесса, опасаются случаев оформления документации на ИП по типу «браунфилд» на существующие объекты, деятельность которых не связана с каким-либо производством, но которые по количественным и качественным характеристикам могут быть отнесены к ИП. В результате с изменением разрешенного использования земельных участков будет снижаться их кадастровая стоимость, вследствие чего произойдет необоснованное уменьшение поступлений в бюджет земельных платежей.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2016.