01.11.2016

Обзор VIII Международного ИТ-Форума

Публикация подготовлена заместителем начальника отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ИТП "Град" Ксенией Александровной Кустовой.


В условиях рыночной экономики задачи пространственного планирования и мониторинга реализации крупнейших инвестиционных проектов и параметров качества среды и жизни людей невозможно решить без использования современных геоинформационных технологий, компьютерного моделирования и обработки больших данных, современных технологий и методов, являющихся результатом непрерывной работы международных сообществ ученых и практиков.

В целях создания эффективной площадки для обсуждения наиболее актуальных вопросов, касающихся создания и внедрения информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности; обмена лучшими практиками между российскими и иностранными специалистами; знакомства с новейшими международными решениями в сфере информационно-коммуникационных технологий; демонстрации технологического потенциала отечественных разработчиков IT-продуктов; развития деловых контактов и обсуждения практических проблем Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Администрацией Томской области, Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 8-9 июня был проведен VIII Международный ИТ-Форум с участием стран БРИКС и ШОС.

Форум прошел при поддержке:

-                   Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

-                   Министерства здравоохранения Российской Федерации;

-                   Министерства иностранных дел Российской Федерации;

-                   Министерства культуры Российской Федерации;

-                   Министерства экономического развития Российской Федерации;

-                   Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

-                   Всеиндийской ассоциации промышленности.

При подготовке форума были учтены результаты председательства России в БРИКС в 2015-2016 годах. Как указано в итоговом докладе, информационно-коммуникационные технологии являются ключевым фактором устойчивого экономического и социального развития, поэтому необходимо расширять сотрудничество в данной сфере и содействовать созданию благоприятных условий для обеспечения развития информационно-коммуникационных технологий.

На различных площадках форума активно обсуждались состояние и перспективы развития сотрудничества стран БРИКС и ШОС в сфере информационных технологий. Основное внимание было уделено проблемам демонополизации мирового рынка программного обеспечения и импортозамещения, формирования эффективной системы государственного управления и конструирования экосистемы «открытого региона», информатизации здравоохранения, в том числе создания совместимых комплексных телемедицинских систем в регионах стран БРИКС.

В рамках форума под эгидой ЮНЕСКО впервые прошла Международная конференция «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства», на которой рассматривалась роль государственных и межгосударственных институтов в развитии медиа-грамотности, совершенствовании информационной безопасности и правил поведения в условиях навязываемого информационного противоборства.

Решения форума принимались с учетом ведущих глобальных тенденций. В настоящее время информационные технологии не просто проникли во все сферы жизни общества: происходит их объединение с нано-, био- и когнитивными технологиями, что порождает качественно новый синергетический эффект. В результате перед гражданами стран БРИКС и ШОС, в которых проживают почти половина всего населения планеты, открываются принципиально новые возможности. Они связаны с ростом качества, комфортности и удобства жизни и переходом к устойчивому развитию, основанному на постоянном росте конкурентоспособности, снижении внешней зависимости экономик и формировании альтернативных центров инноваций.

Основные цели форума были сформулированы с учетом глобальных тенденций и потребностей международного сотрудничества. Форум был направлен на организацию обмена передовыми IT-технологиями и практиками между субъектами Российской Федерации, международными организациями, органами власти и организациями зарубежных стран, включая страны БРИКС и ШОС, их использования в социальной сфере, налаживания работы международных «инновационных лифтов» для разработок, способных улучшить качество жизни людей. На форуме была продолжена заложенная на предыдущих – шестом и седьмом форумах линия на:

-                   повышение уровня развития информационного общества;

-                   повышение эффективности государственного управления, информационной открытости органов власти и вовлечения граждан в решение актуальных социальных проблем с использованием информационных технологий;

-                   повышение качества жизни населения за счет использования ИКТ в социальной сфере (образовании, науке, культуре, здравоохранении), обеспечении безопасности.

Также в рамках форума были убедительно продемонстрированы достижения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере информационных технологий как в серии устных выступлений, так и в ходе выставки «Информационные технологии для всех», чем еще раз была обоснована роль округа как базового региона для координации усилий по выработке политики в сфере информатизации, отвечающей современным глобальным тенденциям и вызовам.

Деловая программа форума оказалась очень насыщенной и включала в себя комплекс мероприятий, в том числе пленарные заседания, стратегические сессии, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, рабочие и проблемные группы, сетевые экспертные процедуры, а также выставочные мероприятия.

Особо стоит отметить панельную дискуссию «Экосистема «Открытый регион» – новая социальная модель развития «умных» регионов», модератором которой выступила советник Губернатора Томской области Н.Р. Маслова.

Говоря о решении проблем внедрения государственных и муниципальных информационных систем при ограниченных финансовых ресурсах, директор по развитию компании UsabilityLab Д.К. Сатин отметил: «Открытый регион» – это, прежде всего, качество жизни, от которого в конечном итоге зависит благосостояние населения. Одной из проблем развития «открытых регионов» является недостаточно эффективная реализация «дорожных карт». Необходимо начинать активное взаимодействие с местными вузами по проведению тематических мероприятий, обеспечить экспертизу и присутствие кураторов, которые будут работать с молодежью. Надо четко знать задачи регионов и организовать работу таким образом, чтобы креативный исследовательский этап объединить с молодой интеллектуальной элитой региона. Властям регионов надо перестраивать свою работу и активно вовлекать человеческий потенциал», – резюмировал докладчик.

Руководитель направления стратегических проектов департамента по работе с государственными и образовательными организациями ООО «Майкрософт Рус» А.В. Данилин отметил, что в России проделана большая работа в плане разработки законодательства и нормативных документов: создано 34 региональных портала открытых данных, в 29 регионах – соответствующие разделы на официальных веб-сайтах.

Председатель Общественной палаты И.И. Максимова рассказала о формировании открытости и удобства жизни в регионах. Она отметила, что Общественная палата является диалоговой площадкой, которая позволяет эффективно взаимодействовать гражданам и органам власти: «Общественная палата открыта для обсуждения очень широкого круга вопросов, которые так или иначе касаются любого гражданина, проживающего на территории Югры. Открытость Общественной палаты в полной мере обеспечивают восемь профильных комиссий, три рабочие группы, а также четыре территориальных комитета: Няганский, Ханты-Мансийский, Сургутский и Нижневартовский. Они созданы для широкого привлечения граждан и позволяют одновременно обсуждать интересующие их вопросы в разных муниципалитетах».

Директор института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС В.В. Шоптенко (г. Москва) поделился с участниками панельной дискуссии опытом столичного вуза по формированию компетенций для «умных» регионов. Институт проводит мероприятия, направленные на их дальнейшее развитие. Одним из них является мировой чемпионат по стратегии и управлению бизнесом «Global management challenge» – это крупнейшая в мире интерактивная онлайн образовательная программа в формате соревнования. В ее основе лежит комплексный компьютерный бизнес-симулятор – учебная модель деятельности коммерческой компании среднего бизнеса производственной сферы в условиях выхода на международные рынки.

В рамках дискуссии с докладом на тему «Открытость государственной и муниципальной политики – главный драйвер развития» выступила генеральный директор ИТП «Град» А.Н. Береговских (г. Омск).

Свое выступление докладчик начала с вопроса: «Что движет развитием регионов и городов?» и мгновенного ответа на него: «Политика!».

Выступление было сосредоточено на политике пространственного развития городов и построено на примере исследования, проведенного ИТП «Град» по заказу НОПРИЗ в рамках работы по подготовке методических материалов по разработке градостроительной документации во взаимосвязи со стратегиями социально-экономического развития и использованием информационных технологий на примере города Евпатории Республики Крым, целью которой было построение наиболее эффективной системы управления развитием крымских территорий в кратчайшие сроки с минимальными затратами.

Вниманию слушателей было представлено три основополагающих вывода, сформулированных по результатам проделанной работы.

Первый – для развития городу необходима информационная открытость, полнота и доступность знаний о городе. Нужен открытый портал с комплексной информацией и интерактивной картой, обеспечивающей возможности простой и понятной обратной связи.

Второй – условия, ограничения и предпочтения развития городских территорий должны быть экономически обоснованными и юридически оформленными, вся информация о разрешениях и ограничениях использования территорий и недвижимости должна иметь правовой статус.

Третий – развивают города люди. Города сегодня конкурируют за человеческий капитал. Наиболее успешные города развивают человеческий потенциал внутри себя и тем самым становятся еще более привлекательными для людей из других городов, где их не ценят. Значит, чем больше людей вовлечено в процессы развития, чем лучше организовано это вовлечение, тем выше эффекты.

Работая с населением, не нужно задавать вопрос – где и что нужно построить, нужно спрашивать, как население хочет изменить свой образ жизни в городе, каким должен стать город, чтобы жители его не покидали.

Внимание слушателей было акцентировано на том, что в данном случае речь идет не о дополнительных бюджетных затратах, необходимых на усложнение привычных процессов планирования и управления, а о новых подходах, об иной организации взаимодействия власти, бизнеса и горожан, через профессиональную организацию выявления городских ценностей и подготовки общественных договоров, выраженных в стратегиях социально-экономического и пространственного развития. Если горожане активно участвуют в разработке видения будущего своего города, они участвуют и в воплощении городской идеи.

В докладе были приведены позитивные примеры взаимодействия ИТП «Град» с населением, что помогло обеспечить лучшее качество проекта и сократить расходы на его согласование.

«При разработке комплексных проектов по созданию систем управления развитием городов Тюмени, Сургута, Мегиона, Симферополя и других городов мы на самом начальном этапе создавали открытые интернет-порталы, создавали специальные страницы на сайте Института, проводили системно организованные и разнообразные публичные мероприятия, применяли инструменты анкетирования и тестирования. Взаимодействие проходило непрерывно на протяжении всей работы. Результат – генпланы Мегиона, Сургута и Тюмени – лучшие генеральные планы страны. А генплан столицы Республики Крым – Симферополя находится на заключительной стадии согласований», – отметила докладчик.

А.В. Дударев, ИТ директор ИТП «Град», рассказал об эффектах взаимодействия открытых пространственных данных и информационно-аналитических систем управления развитием территорий городов и регионов.

Докладчик озвучил проблемы использования государственных и муниципальных геоданных, среди которых: отсутствие стандартов, обеспечивающих полноту и актуальность предоставляемой информации; отсутствие стандартов, обеспечивающих сопряжение государственных и муниципальных геоданных друг с другом, а также со свободными и коммерческими данными; использование местных систем координат – отсутствие официальных сервисов преобразования пространственных данных из местных систем координат в международные; затянувшийся процесс перехода на государственную геоцентрическую систему координат; избыточные и жесткие ограничения доступа к данным, составляющим государственную тайну.

А.В. Дударевым были предложены некоторые механизмы по эффективному использованию государственных и муниципальных геоданных: распределить и закрепить ответственность за создание и поддержку в актуальном состоянии базовых пространственных данных за муниципалитетами, регионами и Российской Федерацией; обязать публиковать на портале Инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации наборы пространственных данных, созданные за государственный счет; разработать и утвердить стандарты для описания базовых пространственных данных (адреса, транспортные сети, здания, иные элементы цифровой модели местности); разработать веб-сервисы преобразования между местными системами координат и глобальными системами координат, используемыми ГЛОНАСС\GPS средствами измерения; снять избыточные ограничения на пространственные данные, внедрить пообъектный способ защиты данных, составляющих государственную тайну.

Тезисы выступлений докладчиков нашли отражение в резолюции форума по направлению «Экосистема «Открытый регион» – новая социальная модель развития «умных» регионов».

Отмечено, что развитие экосистемы «Открытый регион» необходимо осуществлять на основе комплексной реализации нормативно-правовой базы, что предполагает:

-                   оптимизацию и модернизацию механизмов электронного взаимодействия власти, граждан и бизнеса с соответствующей актуализацией и гармонизацией нормативно-правовой базы, модернизацией и развитием инфраструктуры, электронных услуг и информационных ресурсов системы «Открытый регион»;

-                   создание условий для использования открытых данных органами власти, бюджетными учреждениями, некоммерческими организациями, бизнес-структурами и др.;

-                   ликвидацию «цифрового неравенства» как в технологическом, так и в образовательном аспекте для повышения эффективности деятельности и доступности информации органов власти;

-                   обучение государственных и муниципальных служащих, сотрудников бюджетных организаций информационно-коммуникационным технологиям работы в экосистеме открытого региона;

-                   улучшение правового и информационного просвещения граждан, развитие информационной культуры, организацию обучения социально-незащищенного населения основам компьютерной грамотности;

-                   активизацию участия граждан и представителей некоммерческих организаций в управлении государством на основе использования электронных сервисов систем Открытого правительства и Электронной демократии, в том числе путем обучения различных групп населения, представителей институтов гражданского общества, некоммерческих организаций, СМИ, малого и среднего бизнеса необходимым навыкам и вовлечения их в подготовку решений и контроль за их выполнением;

-                   обеспечение правового статуса «Открытого региона» посредством закрепления его роли во всех процессах подготовки, согласования, утверждения и мониторинга реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое и пространственное развитие, в региональном законе о стратегическом планировании, а также в других нормативно-правовых актах.

Одним из ключевых событий форума стало заседание рабочей группы по нормативно-правовому обеспечению развития информационного общества на региональном уровне координационного совета по информационным ресурсам, технологиям и связи Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение».

Участникам рабочей группы и приглашенным экспертам для обсуждения были предложены следующие вопросы:

-                   обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека в информационной сфере, прав юридических лиц;

-                   обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства;

-                   содействие развитию системы информационных ресурсов, созданию развитой информационной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательской деятельности в информационной сфере;

-                   создание правовых условий для эффективной конкуренции на рынке информационных услуг и работ;

-                   создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

-                   обеспечение правовой поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий;

-                   гармонизация с международным законодательством в информационной сфере;

-                   какие новые нормативные акты должны быть разработаны и какие изменения необходимо внести в современное законодательство для интенсификации процесса формирования открытых и умных регионов?

В рамках заседания от ИТП «Град» с докладом об информационно-правовых механизмах повышения эффективности управления развитием территорий выступила А.Н. Береговских.

По мнению докладчика, система управления развитием территорий Российской Федерации представляет собой сложную многоуровневую конструкцию, работоспособность которой обеспечивается посредством принятия множества документов, аналогичных по смыслам, на всех уровнях власти (страна, регион, муниципалитет). Решения документов должны быть увязаны как по вертикали, так и по горизонтали (стратегии, документы территориального планирования, программы и др.).

На уровне Российской Федерации создана и развивается ФГИС ТП, которая должна обеспечить процессы согласования стратегических документов социально-экономического и территориального планирования. В то же время в регионах законом не предусмотрена обязательность создания территориальных информационных систем. Необходимость же таких систем очевидна, во многих регионах они уже создаются. Это и двухуровневые системы обеспечения градостроительной деятельности, и инвестиционные порталы, а в отдельных случаях – региональные территориальные информационные системы. Все эти системы создаются и развиваются по отдельным инициативам и в зависимости от интересов инициаторов имеют ведомственную направленность.

В муниципальных образованиях в обязательном порядке должны разрабатываться только информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, но законодательные требования к таким системам устарели.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что системное управление в России сегодня отсутствует, что, в свою очередь, препятствует эффективному развитию территорий и страны в целом. Для решения указанной проблемы необходимо разрабатывать правовые информационно-аналитические системы управления развитием территорий на региональном уровне. Только региональная власть в состоянии обеспечить и создание таких систем, и мониторинг реализации всех решений, взаимно согласованных как по вертикали, так и по горизонтали.

Далее докладчиком были приведены следующие примеры создания региональных информационных систем: в Ханты-Мансийской автономном округе – Югре создана Территориальная информационная система Югры, в Тюменской области – Информационный банк данных градостроительной деятельности, в Омской области – Региональная геоинформационная система.

Создание правовых информационно-аналитических систем управления развитием территорий на региональном уровне осуществляется посредством принятия региональных законов – закона о стратегическом планировании, закона об информационном обеспечении полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Результатом указанных действий станет эффективное управление развитием территорий страны, улучшение инвестиционного климата, качества среды и жизни, уверена докладчик.

Итоги работы VIII Международного ИТ-Форума были подведены на заседании Совета по развитию информационного общества при губернаторе Югры.

Отмечено, что участниками форума было высказано более 100 предложений и идей.

Предложения участников форума нашли отражение в Югорской декларации. Документом закреплено, что в целях эффективного решения задач развития информационных технологий в социальной сфере регионов стран БРИКС и ШОС в контексте идеи развития «цифрового региона» участники форума считают целесообразным сделать следующие акценты по всем тематическим направлениям работы форума:

-                   продолжить развитие конструктивного сотрудничества регионов стран БРИКС и ШОС в сфере информационных технологий, в том числе на основе сетевого взаимодействия исполнителей на межрегиональном уровне;

-                   содействовать процессу гармонизации законодательной базы стран БРИКС в сфере информатизации, в том числе с учетом регионального опыта;

-                   продолжить выработку сбалансированной стратегии ведения политики импортозамещения с учетом уже накопленного опыта борьбы с монополизмом в сфере информационных технологий и программного обеспечения;

-                   распространять и применять лучшие практики внедрения информационных технологий в различных сферах деятельности регионов стран БРИКС и ШОС;

-        обеспечить реализацию масштабных совместных проектов по наиболее прорывным и опережающим направлениям (когнитивные технологии, аналитические системы для больших и открытых данных, Интернет вещей (от англ. Internet of Things, IoT – концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей, как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека) и т.п.);

-                   внедрять лучшие практики использования информационных технологий для поддержки развития малого и среднего наукоемкого бизнеса и реализации социально значимых проектов;

-                   способствовать совершенствованию системы подготовки кадров в сфере информационных технологий в регионах стран БРИКС и ШОС с применением средств, методов и технологий сетевого университета.

Участники форума обратились к организаторам предстоящих саммитов стран БРИКС и ШОС с предложением учесть вышеизложенные рекомендации в сфере информационных технологий в решениях саммитов.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2016.


1/1