Публикация подготовлена заместителем начальника отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ИТП "Град" Ксенией Александровной Кустовой.
Для создания условий, обеспечивающих повышение эффективности органов государственной власти, требуется совершенствование информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях государственного управления, существенное сокращение дублирующих информационных потоков, формирование единого информационного пространства.
С этой целью разработана государственная автоматизированная информационная система «Управление».
В целях исполнения норм Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» одной из задач функционирования государственной автоматизированной информационной системы «Управление» является обеспечение стратегического планирования, осуществляемого в отношении документов стратегического планирования, не содержащих служебную информацию ограниченного распространения или сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2015 № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление» посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление» Минэкономразвития России создана федеральная информационная система стратегического планирования.
Федеральный государственный реестр документов стратегического планирования начал работу в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» с 01.12.2015.
Одним из важнейших направлений деятельности участников стратегического планирования, обеспечивающих реализуемость решений документов стратегического планирования, является мониторинг и контроль реализации указанных документов.
Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования – деятельность участников стратегического планирования (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В целях эффективного осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление» протоколом заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 19.07.2016 одобрены Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о порядке проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в государственной автоматизированной информационной системе «Управление».
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 4 плана мероприятий по развитию государственной автоматизированной информационной системы «Управление» на 2016-2018 годы, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 05.04.2016 № 1.
Документ подготовлен для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Методические рекомендации определяют порядок проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» участниками стратегического планирования.
Документ определяет порядок проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования различного уровня: документов, разрабатываемых в рамках целеполагания (стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), документов прогнозирования (прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, вариантов прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период), документов планирования и программирования (основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти).
Процессы осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования с использованием государственной автоматизированной информационной системы «Управление» описаны блок-схемами.
Следует отметить, что блок-схема мониторинга и контроля реализации схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в составе методических рекомендаций не представлена. Соответствующий мониторинг и контроль планируется осуществлять с применением федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Для осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования государственной автоматизированной информационной системой «Управление» предусмотрены возможности сопоставления плановых и фактических значений показателей, сроков реализации документов, их мероприятий, ресурсов, необходимых для реализации документов.
В целях проведения мониторинга и контроля документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» реализованы следующие функциональные задачи:
- обеспечение возможности визуализации иерархии целей, задач, отраженных в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания на различных уровнях;
- оценка степени достижения запланированных целей и задач;
- оценка сроков достижения запланированных целей и задач;
- оценка показателей социально-экономического развития Российской Федерации;
- оценка качества документов стратегического планирования.
В целях проведения мониторинга и контроля документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» обеспечены следующие функциональные возможности:
- мониторинг основных параметров, отражающих социально-экономическое развитие Российской Федерации;
- мониторинг показателей вариантов прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
- мониторинг показателей и оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации, включая уровень и возможности научно-технологического развития Российской Федерации, уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- мониторинг основных показателей развития мировой экономики на среднесрочный период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы и оценку конкурентных позиций Российской Федерации в мировом сообществе;
- оценка качества документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования.
При проведении мониторинга и контроля документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» обеспечены следующие функциональные возможности:
- обеспечение возможности визуализации иерархии целей, задач, отраженных в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования на различных уровнях;
- мониторинг и оценка достижения показателей документов стратегического планирования;
- мониторинг и оценка объемов ресурсного обеспечения, необходимых для реализации документа стратегического планирования;
- оценка соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации документов стратегического планирования и ресурсов, необходимых для их реализации;
- обеспечение возможности отображения информации по оценке результативности и эффективности документов стратегического планирования.
Кроме мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования с использованием государственной автоматизированной системы «Управление» также осуществляется мониторинг и контроль показателей социально-экономического развития Российской Федерации, а также мониторинг эффективности деятельности участников стратегического планирования.
При проведении мониторинга и контроля показателей социально-экономического развития Российской Федерации в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» обеспечена реализация следующих функциональных возможностей:
- проведение анализа достижения значений показателей социально-экономического развития в различных видах документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне;
- отображение информации о достижении/недостижении плановых значений показателей с учетом данных, содержащихся во внешних информационных системах, интегрированных с государственной автоматизированной системой «Управление», и срока достижения указанных показателей;
- отображение информации о значениях дополнительных аналитических показателей (например, темп роста показателя, степень достижения показателя);
- мониторинг и контроль соответствия плановых и фактических сроков достижения показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В целях осуществления мониторинга эффективности деятельности участников стратегического планирования в государственной автоматизированной системе «Управление» обеспечены следующие функциональные возможности по каждому участнику стратегического планирования:
- обеспечение возможности мониторинга и контроля реализации всех документов стратегического планирования, разрабатываемых участником стратегического планирования;
- обеспечение возможности проведения рейтингования участников стратегического планирования по качеству представляемых данных.
Стратегическое планирование посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление» обеспечивается во взаимодействии с иными информационными системами и ресурсами.
В соответствии с пунктом 7 плана мероприятий по развитию государственной автоматизированной информационной системы «Управление» на 2016-2018 годы, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 05.04.2016 № 1, на заседании указанной комиссии от 19.07.2016 одобрен План-график интеграции информационных систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с государственной автоматизированной информационной системой «Управление» для информационно-аналитического обеспечения участников стратегического планирования.
При этом в указанном плане-графике определено, что интеграции с государственной автоматизированной информационной системой «Управление» подлежат не только федеральные и региональные, но и муниципальные информационные системы.
К концу года планируется разработка перечня данных для информационного обмена с региональными и муниципальными информационными системами, а до конца лета 2017 года должны завершиться работы по разработке единых форматов и сервиса для интеграции региональных и муниципальных информационных систем в целях обеспечения информационного взаимодействия в рамках стратегического планирования. Органом, ответственным за реализацию указанных мероприятий, определено Казначейство России.
Работы по интеграции информационных систем федеральных органов исполнительной власти в полном объеме должны быть завершены до июля 2017 года. Ответственными исполнителями указанных мероприятий определены Минэкономразвития России и Казначейство России.
Работы по интеграции региональных и муниципальных информационных систем в полном объеме должны быть завершены до конца 2017 года. Ответственными исполнителями указанных мероприятий определены Казначейство России и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в следующем году предстоит работа по обеспечению интеграции государственной автоматизированной информационной системы «Управление» не только с региональными, но и с местными информационными системами, используемыми в целях информационного обеспечения стратегического планирования.
Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2016.
Комментарии (0)