01.11.2016

Опыт мобилизации доходов местных бюджетов от платы за землю

Автор статьи: Тарарин Андрей Михайлович - доцент кафедры геоинформатики и кадастра ННГАСУ.


Как известно, около половины земельных участков в России не имеет точных границ. Вместе с тем от полноты и качества данных в государственном кадастре недвижимости (ГКН) напрямую зависят доходы местных бюджетов, их налоговая база. Без решения этого вопроса невозможно проведение градостроительного зонирования и планировки территории. Имеются и другие проблемы с качеством данных ГКН и единого государственного реестра прав (ЕГРП), решение которых позволит не только увеличить поступления от имущественных налогов, но и снизить риски как юридических лиц, так и государственных и муниципальных органов при решении имущественных вопросов.

Во многих муниципальных образованиях уже давно стали заниматься вопросами выявления резервов платы за землю и их дальнейшей мобилизации. С целью систематизации и популяризации передового опыты по повышению роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов и выработки предложений по повышению качества данных создаваемого единого государственного реестра недвижимости 19 мая 2016 года в Нижнем Новгороде состоялся круглый стол «Повышение доходов местных бюджетов от платы за землю по материалам инвентаризации» в рамках секции «Геоинформационное обеспечение и землеустройство в бассейнах великих рек» 18-го Международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2016», организованный Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом (ННГАСУ) и Комитетом по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ при поддержке Правительства Нижегородской области.

Модераторами круглого стола выступили Александр Каньшин, председатель комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ, и Андрей Тарарин, кандидат технических наук, доцент кафедры геоинформатики и кадастра ННГАСУ.

На круглом столе выступили ведущие эксперты ТПП РФ и ННГАСУ: заместители председателя комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ Виктор Журба с докладом «Совершенствование законодательства в сфере государственной кадастровой оценки», Лариса Усович с докладом «Повышение достоверности сведений ГКН и ЕГРП. Дорожная карта в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и кадастровой деятельности», Михаил Грин с докладом «Систематизация результатов судебно-претензионной работы по вопросам кадастровой оценки» и доценты кафедры геоинформатики и кадастра ННГАСУ Алена Пылаева с докладом «Методология кадастровой оценки недвижимости» и Василий Романов с докладом «Анализ влияния института кадастровой оценки на налоговые доходы территориальных бюджетов на примере Нижнего Новгорода».

Также на круглом столе выступили Елена Севастьянова, руководитель департамента оценки и развития территорий ООО «Группа комплексных решений», с докладом «О проблемах, выявленных при формировании налоговой базы по объектам недвижимого имущества на территории Нижегородской области», Виталий Глезер, заместитель директора научно-технологического центра ОАО «Роскартография», с докладом «Возможности Роскартографии по картографо-геодезическому обеспечению работ по инвентаризации земель».

О мероприятиях по верификации и гармонизации данных об объектах недвижимости при переходе от ведения ЕГРП и ГКН к единому государственному реестру недвижимости, проводимых управлением Росреестра по Нижегородской области, и работе управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области по повышению роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов рассказали представители управлений Росреестра и ФНС по Нижегородской области Наталья Царева и Алексей Телегин.

Об успешном опыте работы по повышению роли земельных платежей в формировании местных бюджетов в Нижнем Новгороде, Самаре, Мытищах и муниципальных образований Ярославской области рассказали Александр Гриневецкий, Дмитрий Гавриков, Наиль Мазитов, Сергей Чучунов и Александр Веценя. В результате проделанной работы бюджеты указанных муниципальных образований получили дополнительно сотни миллионов рублей от земельного налога, арендной платы, налога на имущество.

В большинстве муниципальных образований работы по мобилизации доходов от платы за землю заключаются в выявлении технических ошибок в кадастровой стоимости земельных участков и выявлении земельных участков, зарегистрированных в ЕГРП, собственники которых не платят земельный налог.

Наиболее эффективным с точки зрения выявления максимального количества резервов и решения вопросов государственного кадастра недвижимости является проведение работ по камеральной инвентаризации земель.

Камеральная инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения границ земельных участков и землепользований (без закрепления на местности), выявления фактов неуплаты платежей за землю, а также выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель.

По итогам круглого стола была принята резолюция, содержащая в том числе следующие рекомендации:

в целях совершенствования системы платежей за землю:

1)            инициировать законодательное закрепление создания единого информационного ресурса – «Карты платности использования земли» на основе публичной кадастровой карты с указанием сведений о факте начисления земельного налога и (или) арендной платы;

2)            инициировать законодательную инициативу по возвращению налогообложения земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

3)            при участии органов местного самоуправления организовать работу по формированию сведений единого государственного реестра недвижимости с рабочим названием «доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании» и верификации, необходимых для расчета сведений ГКН, ЕГРП и сведений органа технической инвентаризации, на основе которых были внесены сведения в ГКН;

в целях повышения качества данных при переходе к единому государственному реестру недвижимости:

1)            одобрить результаты работ по повышению роли имущественных налогов в местных бюджетах, в том числе с использованием материалов камеральной инвентаризации земель и иных объектов недвижимости, осуществляемой в городе Нижнем Новгороде, Ярославской и Московской областях;

2)            дать предложения Правительству РФ инициировать законодательное закрепление предоставления сведений органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по земельным участкам, по которым производится начисление и уплата земельного налога, с указанием ИНН владельца земельного участка;

3)            выйти с предложением в Правительство РФ об инициировании законодательного закрепления предоставления сведений по запросам органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества и фактах их владения в виде сведений территориального информационного ресурса (ТИР), формируемого Росреестром из сведений ГКН и ЕГРП для предоставления в ФНС России для целей налогообложения до прохождения форматного логического контроля (ФЛК), а также перечень земельных участков, не прошедших ФЛК;

4)            совместно с органами местного самоуправления провести работы по идентификации и верификации сведений муниципальных адресных планов, ГКН и ЕГРП об объектах недвижимости с выполнением работ по координатной привязке зданий, сооружений, объектов капитального строительства к земельным участкам.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2016 г. 

1/1