27.11.2015

Обзор изменений в законодательстве за июль – сентябрь 2015 г.

Обзор изменений в законодательстве за июль – сентябрь 2015 г.


Основы государственного управления

Федеральным законом от 29.06.2015 № 204-ФЗ (далее – ФЗ № 204-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ. Документ вступил в силу 11.07.2015.

ФЗ № 204-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского района отнесены вопросы обеспечения условий для развития на соответствующей территории школьного спорта.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ (далее – ФЗ № 206-ФЗ) внесены изменения в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений. Документ вступил в силу 01.10.2015.

В Лесной кодекс РФ введена статья о лесосечных работах, которые состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.

Также согласно ФЗ № 206-ФЗ в лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, разрешена заготовка древесины субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

ФЗ № 206-ФЗ установлены процедура и условия заключения договора аренды лесного участка на новый срок, а также порядок его изменения и расторжения.

Кроме того, ФЗ № 206-ФЗ устанавливается, что проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного предоставлять его в пользование. Срок действия решения составляет 2 года. В числе оснований для отказа – несоответствие проектной документации утвержденному лесному плану субъекта РФ, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 233-ФЗ (далее – ФЗ № 233-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ, признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов РФ. Документ вступил в силу 16.08.2015.

ФЗ № 233-ФЗ изменен порядок передачи полномочий федеральными законами, усилена ответственность за их реализацию. Кроме того, ФЗ № 233-ФЗ введен новый механизм передачи на региональный уровень полномочий, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, – нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В таком порядке могут быть переданы полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в сферах недропользования, ветеринарии, пожарной безопасности, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования животного мира, обеспечения безопасности дорожного движения, государственной регистрации прав на недвижимость, землеустройства и ряде иных сфер.

Также ФЗ № 233-ФЗ уточнены порядок и условия реорганизации территориальных органов федеральных министерств и ведомств в связи с передачей федеральных полномочий регионам.

Одновременно с передачей федеральных полномочий региональным властям делегируются и полномочия по применению мер административной ответственности (кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения).

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 № 732 внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы. Документ вступил в силу 01.08.2015.

Согласно новым правилам проекты нормативных правовых актов должны размещаться для независимой антикоррупционной экспертизы на сайте regulation.gov.ru не менее чем на 7 дней. Повторное размещение проекта на указанном сайте требуется только в случае его изменения по итогам публичных консультаций и общественного обсуждения.

Кроме того, правила проведения антикоррупционной экспертизы дополнены положениями, регламентирующими порядок рассмотрения заключений, подготовленных по результатам такой экспертизы. Определено, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения.

Также перечень коррупциогенных факторов дополнен фактором «нормативные коллизии», под которым подразумеваются противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов власти или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

В методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов внесены изменения, предусматривающие проведение такой экспертизы не только в отношении актов органов власти, но и в отношении актов организаций.

Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2015 № 1622-р (далее – Распоряжение № 1622-р) внесены изменения в федеральные «дорожные карты». Документ вступил в силу 20.08.2015.

Изменения касаются обеспечения исполнения мероприятий «дорожных карт», направленных на улучшение инвестиционного климата, упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории России процедур по ведению предпринимательской деятельности.

Распоряжением № 1622-р внесены изменения в планы мероприятий («дорожные карты»): «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», «Совершенствование оценочной деятельности», «Повышение качества услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регистрации прав на него и сделок с ним», «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».

Так, в план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2013 № 1336-р, внесены изменения в части срока исполнения мероприятия «Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства»: срок – июнь 2015 г., до которого соответствующий проект постановления должен был быть внесен в Правительство РФ, изменен на срок – в течение 2-х недель со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, направленных на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства.

Из плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регистрации прав на него и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р, исключено мероприятие по доведению уровня оплаты труда сотрудников учетно-регистрационного органа и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» до конкурентного на рынке труда.

01.07.2015 введен в действие измененный Постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033 (далее – Постановление № 1033) перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень, ФЗ № 384-ФЗ). Документ вступил в силу 01.10.2015.

Перечень разработан Минстроем России в соответствии с ФЗ № 384-ФЗ с целью устранения избыточных нормативных барьеров в проектировании, улучшения работы контролирующих органов и повышения эффективности технического регулирования строительства.

В Перечень включены 2 национальных стандарта и 74 свода правил (актуализированные редакции строительных норм и правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Постановлением № 1033 Перечень актуализирован и дополнен новыми нормативными документами.

При изменении Перечня учитывались:

-                   указание ч. 2 ст. 6 ФЗ № 384-ФЗ о том, что в перечень могут включаться документы и их части, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений;

-                   направленность требования на обеспечение безопасности зданий и сооружений (механической, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях безопасных для здоровья человека условиях проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду и энергетической эффективности зданий и сооружений);

-                   целесообразность и возможность контроля исполнения этих требований со стороны государственных контролирующих органов.

 

Стратегическое и социально-экономическое планирование, промышленная политика

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 (далее – Постановление № 631) утвержден порядок государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования (далее – реестр документов). Документ вступил в силу 07.07.2015.

В целях ведения реестра документов и государственной регистрации документов стратегического планирования используется федеральная информационная система стратегического планирования. Ведение реестра документов осуществляется на электронных носителях с учетом требований законодательства о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Реестр документов содержит информацию о документах стратегического планирования, подлежащих обязательной государственной регистрации, в том числе о документах, прекративших свое действие.

Сведения, содержащиеся в реестре документов, размещаются на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети Интернет в открытом доступе.

Государственная регистрация документа стратегического планирования, а также формирование и ведение реестра осуществляются Минэкономразвития России на основании сведений и документов, предоставляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с учетом требований законодательства о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, ответственные за разработку документов стратегического планирования, направляют уведомление в Минэкономразвития России в течение 10 дней с даты утверждения или внесения изменений в соответствующий документ. Требования к форме уведомления, порядок ее заполнения и представления устанавливаются Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России.

С момента утверждения требований органы, ответственные за разработку документов стратегического планирования, будут обязаны направлять сведения о вновь утвержденных или изменяемых документах стратегического планирования для регистрации в реестре.

Постановлением Правительства от 04.08.2015 № 789 (далее – Постановление № 789) утверждены правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства РФ (далее – Основные направления). Документ вступил в силу 20.08.2015.

Постановление № 789 разработано в соответствии с ч. 2 ст. 27, п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 42 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании».

Постановлением № 789 установлено, что Основные направления являются документом стратегического планирования, который разрабатывается Минэкономразвития России сроком на 6 лет.

Основные направления содержат:

-                   характеристику текущего состояния и условий социально-экономического развития России на среднесрочный период с определением основных вызовов и проблем;

-                   описание целевого состояния социально-экономического развития России на среднесрочный период, включая цели, задачи, целевые показатели;

-                   описание приоритетных направлений и ключевых механизмов достижения целевого состояния социально-экономического развития России на среднесрочный период;

-                   мероприятия по реализации основных направлений деятельности Правительства России.

Разработка Основных направлений осуществляется в три этапа, после чего Основные направления размещаются на официальном сайте Правительства РФ, в сети Интернет и федеральной информационной системе стратегического планирования.

Мониторинг и контроль реализации Основных направлений осуществляется Минэкономразвития России, их результаты отражаются в ежегодном отчете Правительства РФ о результатах его деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2015 № 870 (далее – Постановление № 870) определены содержание, состав, порядок разработки и утверждения стратегии пространственного развития РФ, а также порядок осуществления мониторинга и контроля ее реализации. Документ вступил в силу 04.09.2015.

Постановлением № 870 утверждены:

-                   положение о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития РФ и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории РФ и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории РФ;

-                   правила осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития РФ.

Стратегия пространственного развития РФ разрабатывается Минэкономразвития России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с основами государственной политики регионального развития РФ как документ стратегического планирования применительно ко всей территории РФ с детализацией ее положений по субъектам РФ.

Стратегия пространственного развития РФ должна содержать предложения о совершенствовании системы расселения и приоритетных направлениях размещения производительных сил.

Постановлением № 870 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 05.04.1999 № 370 «О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории РФ и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории РФ».

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (далее – Постановление № 779) утверждены Требования о промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров. Документ вступил в силу 13.08.2015.

Постановление № 779 разработано Минпромторгом России во исполнение Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и поручения Правительства РФ.

Постановлением № 779 утверждены требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров, а также правила подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

Документом закреплены определения следующих понятий: «специализированная организация промышленного кластера», «программа развития промышленного кластера», «инфраструктура промышленного кластера».

Установлено, что промышленный кластер формируется с целью создания совокупности субъектов в сфере промышленности, связанных отношениями в этой сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещённых на территории одного или нескольких регионов, производящих промышленную продукцию.

Закреплено, что специализированная организация промышленного кластера проводит методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера, в том числе по разработке и сопровождению программы развития кластера, организации взаимодействия между его участниками, а также заинтересованными организациями, включая учреждения образования и науки, кредитные организации, государственные компании и компании с государственным участием, институты развития, органы государственной власти.

Проверку кластеров на соответствие требованиям должны проходить коммерческие и некоммерческие организации, созданные в соответствии с российским законодательством, если они имеют намерение получить поддержку, предусмотренную нормативными правовыми актами. Такую проверку проводит Минпромторг России.

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 (далее – Постановление № 794) утверждены требования об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков. Документ вступит в силу 01.01.2016.

Постановление № 794 разработано Минпромторгом России во исполнение Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и поручения Правительства РФ.

Постановлением № 794 установлены требования к индустриальным паркам и управляющим компаниям индустриальных парков и правила подтверждения соответствия этим требованиям.

Предусмотрены две категории индустриальных парков: «создаваемый индустриальный (промышленный) парк» и «действующий индустриальный (промышленный) парк». Такое разделение обеспечивает применение механизмов государственной поддержки индустриальных парков как на этапе создания, так и на этапе их промышленной эксплуатации и расширения.

Постановлением № 794 установлена обязанность управляющей компании индустриального парка проходить подтверждение соответствия требованиям каждые три года, если она имеет намерение получить поддержку, предусмотренную нормативными правовыми актами.

Проверку парков на соответствие требованиям проводит Минпромторг России.

Приказом Минэнерго России от 09.09.2015 № 627 утверждены Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2015-2021 гг.

Документы разработаны в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики».

Основными задачами утвержденных документов являются обеспечение надежного функционирования Единой энергетической системы России в долгосрочной перспективе, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей и информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики, потребителей электроэнергии и инвесторов.

10.08.2015 Росстандарт зарегистрировал Правила добровольной сертификации индустриальных парков (регистрационный № РОСС RU.M1370.04ИАЯ0 в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации). Документ вступил в силу 01.09.2015.

Согласно документу органом по сертификации в соответствии с действующим законодательством РФ является Ассоциация индустриальных парков (далее – АИП) (п. 4.2).

Сертификаты по новой системе выдаются только действующим индустриальным паркам. Сертификат подтверждает, что индустриальный парк отвечает всем обязательным требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56301 – 2014 «Индустриальные парки. Требования».

Основные принципы сертификации:

-                   добровольность: сертификация является добровольной и проводится АИП по заявке от парка;

-                   коллегиальность: решение о выдаче сертификата принимается коллегиально путем голосования на заседании Сертификационной комиссии, которая избирается на общем собрании АИП;

-                   публичность: информация о сертифицированных парках размещается на интернет-ресурсах АИП, предоставляется средствам массовой информации и распространяется АИП на публичных мероприятиях;

-                   срочность: сертификаты имеют срок действия 3 года и подлежат подтверждению по его истечению.

Сертификация каждого парка проводится в несколько этапов: сбор подтверждающих документов, выезд эксперта на место, подготовка экспертного заключения и рассмотрение на заседании Сертификационной комиссии, где принимается решение о выдаче сертификата либо об отказе.

Утвержденными Росстандартом правилами введена новая форма работы: инспекционный контроль, который может осуществляться со стороны АИП в течение срока действия сертификата. Предусмотрено право досрочного отзыва сертификата на основании данных инспекционного контроля. На экспертизу документации парка (от получения заявки до заседания сертификационной комиссии) отводится 8 недель.

Новая система сертификации основана на преемственности по отношению к действовавшей ранее с 2011 г. системе добровольной сертификации АИП, которая проводилась на соответствие отраслевому стандарту АИП.

Ранее выданные сертификаты продолжают действовать до окончания их срока действия. Однако с 01.09.2015 все новые сертификации проводятся уже на соответствие Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 56301 – 2014 «Индустриальные парки. Требования» по новой системе.

 

Градостроительная деятельность и земельно-имущественные отношения

 

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ (далее – ФЗ № 176-ФЗ) внесены изменения в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. Документ вступил в силу 30.06.2015.

ФЗ № 176-ФЗ в том числе вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ.

Так, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются раздел, который содержит сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома).

Федеральным законом от 13.07.2015 № 252-ФЗ (далее – ФЗ № 252-ФЗ) внесены изменения в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. ФЗ № 252-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

ФЗ № 252-ФЗ разработан во исполнение п.п. 13.1, 19.1, 19.2 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р.

В целях реализации обозначенных пунктов дорожной карты ФЗ № 252-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (далее – ФЗ 191-ФЗ), Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – ФЗ № 78-ФЗ) и Градостроительный кодекс РФ.

Так, в Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, направленные на установление Правительством РФ перечня видов (типов) объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет.

Введение данного перечня необходимо в связи с тем, что в действующем законодательстве отсутствуют критерии, позволяющие однозначно определять объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет.

ФЗ № 252-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, определяющие порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, установленных в отношении объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет. При этом сведения о таких зонах подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», на основании решения об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление таких зон. Основанием для принятия такого решения будут являться заявления собственников указанных объектов об установлении границ таких зон и карта (план) зоны с особыми условиями использования территорий, предусмотренная ст. 20 ФЗ №78-ФЗ.

Кроме того, перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, дополнен картой (планом) зоны с особыми условиями использования территорий, предусмотренной ст. 20 ФЗ № 78-ФЗ, если для вводимого в эксплуатацию объекта необходимо установить такие зоны.

Указанный документ не представляется, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в связи с его реконструкцией, не требующей изменения ранее установленных границ зон с особыми условиями использования территорий.

В случае если для ввода объекта в эксплуатацию требуется установление зоны с особыми условиями использования территорий, то само разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, требующего установления зоны с особыми условиями использования территорий, одновременно является решением об установлении границ указанной зоны, за исключением случаев, когда такое разрешение выдается в связи с реконструкцией объекта.

Предлагаемые ФЗ № 252-ФЗ изменения в ФЗ № 191-ФЗ направлены на установление порядка внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в отношении ранее введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства, функционирование которых требует установления таких зон, сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Согласно изменениям, внесенным в ФЗ № 78-ФЗ, карта (план) зоны с особыми условиями использования территорий подготавливается за счет средств застройщика в отношении вновь построенных объектов либо за счет средств собственника объекта в отношении ранее введенных в эксплуатацию объектов и объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 250-ФЗ (далее – ФЗ № 250-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ. Документ вступит в силу 10.01.2016.

ФЗ № 250-ФЗ регламентирована процедура рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение органами власти порядка выдачи разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Речь идет о жалобах на нарушение сроков осуществления разрешительных процедур в строительстве и предъявление незаконных требований.

Также в ФЗ № 250-ФЗ определен порядок рассмотрения жалоб на незаконные действия организаций, эксплуатирующих сети (территориальных сетевых организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и газоснабжающих организаций).

ФЗ № 250-ФЗ уточняется ответственность за нарушение правил недискриминационного доступа к сетям. За повторное нарушение возможна дисквалификация должностного лица, а также вводится административная ответственность за нарушение порядка осуществления процедур в строительстве.

Кроме того, ФЗ № 250-ФЗ предусмотрены дополнительные основания продления срока подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка – это направление проекта плана на публичные слушания и выявление противоречий в представленных документах.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2015 № 679 (далее – Постановление № 679) внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Документ вступил в силу 18.07.2015.

Постановление № 679 разработано Минэнерго России в целях создания четкости и однозначности требований к потребителям электрической энергии при технологическом присоединении к электрическим сетям.

Постановление № 679 предусматривает обязательную установку автономных резервных источников питания только для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности.

По мнению разработчиков, данная мера позволит исключить участившиеся необоснованные требования со стороны сетевых организаций и надзорных органов по обязательной установке автономных резервных источников питания для всех энергопринимающих устройств заявителя первой категории надежности, в том числе в связи с субъективным пониманием обстоятельств, которые могут повлечь угрозу жизни и здоровью людей.

Распоряжениями Правительства РФ от 26.06.2015 № 1192-р (далее – Распоряжение № 1192-р), от 29.06.2015 № 1215-р (далее – Распоряжение № 1215-р), от 09.07.2015 № 1324-р (далее – Распоряжение № 1324-р), от 14.07.2015 № 1361 (далее – Распоряжение № 1361-р), от 18.09.2015 № 1832-р (далее – Распоряжение № 1832-р) утверждены изменения в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.

Распоряжением № 1192-р внесены изменения в части увеличения пропускной способности российских морских портов и провозной способности российского транспортного флота, обеспечения роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах. В частности, предусматривается размещение морского порта Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал), строительство подходного канала и морского терминала в районе пос. Сабетта проектной мощностью 16,5 млн тонн, строительство морского терминала в районе пос. Мыс Каменный проектной мощностью до 8,5 млн тонн в год для отгрузки нефти Новопортовского месторождения, строительство морского терминала – причальных сооружений Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения в северной части Обской губы Карского моря грузооборотом 140 тыс. тонн в год.

Распоряжением № 1215-р предусмотрено строительство соединительной автомобильной дороги от автомобильной дороги М4 «Дон» до аэропорта Домодедово протяженностью 6,97 км с последующей эксплуатацией на платной основе.

Распоряжением № 1324-р внесены изменения в части строительства транспортного перехода через Керченский пролив, железнодорожных и автомобильных подходов к нему, сухогрузного района морского порта Тамань и автомобильной дороги федерального значения М25.

Согласно Распоряжению № 1361-р в схему территориального планирования в области транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения включены: строительство морского терминала для перегрузки угля в районе мыса Бурный, морского терминала для перевалки нефтехимических грузов в заливе Восток, морского терминала для перевалки угля в районе мыса Открытый, морского терминала для перевалки сжиженного природного газа в районе Владивостока, терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа морского порта Высоцк.

Распоряжение № 1832-р предусматривает организацию скоростного движения пассажирских поездов – направление Центр – Юг (Москва – Адлер). Один из этапов реализации этого направления – строительство новой железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск. В рамках этого инвестиционного проекта в том числе предусмотрено строительство двухпутного электрифицированного железнодорожного пути общего пользования Журавка (Воронежская область) – Миллерово (Ростовская область).

Все вышеуказанные объекты также включены в карту планируемого размещения объектов федерального значения. Принятые решения обеспечат органам государственной власти и органам местного самоуправления возможность принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о разработке документации по планировке территории в целях создания объектов федерального значения и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства.

 

Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество

 

Федеральным законом от 06.04.2015 № 79-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 3, 5 Федерального закона «О геодезии и картографии» и Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ № 79-ФЗ). Документ вступил в силу 07.07.2015.

ФЗ № 79-ФЗ расширен список геодезических и картографических работ отраслевого назначения. Речь идет о создании, развитии и поддержании в эксплуатационном состоянии геодезических сетей спецназначения.

ФЗ № 79-ФЗ также закреплены нормы об утверждении положений о создании государственных нивелирных, геодезических сетей и геодезических сетей спецназначения.

Кроме того, ФЗ № 79-ФЗ уточнено содержание текстовых частей технического и межевого планов.

Приказом Минэкономразвития России от 22.06.2015 № 387 установлены формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке (далее – Приказ № 387, Требования). Документ вступил в силу 16.08.2015.

Приказом № 387 предусматривается подготовка карты-плана территории в форме электронного документа, а также в форме документа на бумажном носителе в случаях, предусмотренных законом.

Карта-план территории представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее – XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу:www.rosreestr.ru.

Согласно Требованиям при заполнении текстовой части карты-плана территории должен быть указан метод определения координат характерных точек границ земельных участков, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который применялся при осуществлении комплексных кадастровых работ, обеспечивающий точность определения таких координат в соответствии с установленными для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования требованиями к точности:

1) геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);

2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);

3) аналитический метод.

В отношении земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения, координаты характерных точек их границ, не являющихся одновременно характерными точками границ земельных участков, отнесенных к иным категориям земель, могут определяться картометрическим методом.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлены положения о государственной регистрации недвижимости (далее – ФЗ № 218-ФЗ). Документ вступит в силу 01.01.2017, за исключением отдельных положений.

ФЗ № 218-ФЗ разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством РФ 11.06.2009 (протокол № 18, раздел III) и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2009 № 534, а также плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р.

ФЗ № 218-ФЗ более системно регламентируется ответственность, в том числе уточнены виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, а также усилена защита зарегистрированных прав граждан.

ФЗ № 218-ФЗ предусмотрено:

-                   введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости исключительно в электронной форме;

-                   осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;

-                   уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);

-                   распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственности органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;

-                   уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;

-                   сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 228-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ (далее – ФЗ № 228-ФЗ). Документ вступил в силу 24.07.2015.

ФЗ № 228-ФЗ разработан в соответствии с п. 30.7 плана мероприятий (дорожной карты) «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р, в целях совершенствования кадастровой деятельности Минэкономразвития России.

ФЗ № 228-ФЗ внесены изменения в Уголовный и в Уголовно-процессуальный кодексы РФ в части введения уголовной ответственности за умышленное внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования.

В качестве субъекта преступления выступает кадастровый инженер как лицо, наделенное Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочиями осуществлять кадастровую деятельность.

Общественно опасные последствия выражаются в причинении вреда общественным отношениям. Последствия, как обязательный признак объективной стороны преступления, характеризуются в ФЗ № 228-ФЗ через понятие нанесенного в крупном размере ущерба, что, в свою очередь, подтверждает момент окончания преступления.

Крупным ущербом признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, что соответствует примечанию к ст. 169 Уголовного кодекса РФ. Определение размера ущерба возможно путем определения стоимости утраченного имущества в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», что позволит однозначно классифицировать правонарушение как административное или уголовное.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 251-ФЗ (далее – ФЗ № 251-ФЗ) внесены изменения в ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»» (об изменении порядка получения согласия супруга на распоряжение недвижимостью, уточнении положений о принятии на учет бесхозяйной недвижимости, сокращении сроков государственной регистрации прав и кадастрового учета). Документ вступит в силу 01.12.2015.

ФЗ № 251-ФЗ разработан в целях реализации п.п. 2.9, 4.3, 6.6, 23.1 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р, которыми предусмотрено принятие федерального закона, а в последующем и ведомственных нормативных правовых актов, в частности, устанавливающих: возможность органам государственной власти или органам местного самоуправления выступать заявителями при условии, если указанные органы выступают стороной договорных отношений; возможность представления согласия супруга на совершение сделки в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в простой письменной форме; сокращение сроков проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ФЗ № 251-ФЗ закрепляет механизм выявления объектов недвижимости, у которых отсутствует фактическое и юридическое владение.

При этом действие ФЗ № 251-ФЗ распространяется только на объекты недвижимости нежилого назначения, такие как здания, строения и сооружения, эксплуатация которых не осуществляется. Объекты социальной инфраструктуры (квартиры, жилые дома, комнаты, дачи и др.), а также земельные участки исключены из сферы действия ФЗ № 251-ФЗ. Также ФЗ № 251-ФЗ не затрагивает ранее возникшие права граждан на недвижимость, которые признаются действительными и подлежат регистрации по желанию их правообладателей.

Предлагаемые ФЗ № 251-ФЗ изменения распространяются на объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, но сведения о вещных правах в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. По истечении пяти лет орган кадастрового учета будет направлять такие сведения в орган местного самоуправления, который самостоятельно должен выявить соответствующий объект недвижимости и инициировать процедуру признания объекта бесхозяйным.

Постановлением Правительства РФ от 29.08.2015 № 908 (далее –Постановление № 908) внесены изменения в правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Документ вступил в силу 11.09.2015.

Постановлением № 908 установлено, что в случае принятия решения об утверждении проекта межевания территории федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или орган управления особыми экономическими зонами направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об утверждении проекта межевания территории, а также копию проекта межевания территории.

Напомним, что обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлению документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об утверждении проекта межевания территории была установлена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», однако до утверждения Постановления № 908 не имела правовых механизмов реализации.

С внесением изменений в Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» сведения об утверждении проектов межевания будут направляться в орган кадастрового учета в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

Стоит отметить, что XML-схемы для подготовки проектов межевания до настоящего времени не опубликованы, а это значит, что передача в государственный кадастр недвижимости сведений о проектах межевания в виде XML-документов до их разработки и публикации невозможна.

 

Государственные и муниципальные услуги. Информационные системы

 

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676(далее – Постановление № 676) утверждены требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации. Документ вступил в силу 16.07.2015.

Постановлением № 676 определены основания для создания географических информационных систем (далее – ГИС) – обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами, или решение органа исполнительной власти о создании системы, целью которой является обеспечение реализации возложенных на него полномочий.

В процессе создания ГИС выделено несколько последовательных этапов:

-                   разработка документации на систему и ее части;

-                   разработка рабочей документации на систему и ее части;

-                   разработка или адаптация программного обеспечения;

-                   пусконаладочные работы;

-                   проведение предварительных испытаний системы;

-                   проведение опытной эксплуатации системы;

-                   проведение приемочных испытаний системы.

Согласно Постановлению № 676 основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.

Выводить систему из эксплуатации (при условии дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации) планируется в следующих случаях:

-                   завершение срока эксплуатации системы, если такой срок был установлен при вводе системы в эксплуатацию;

-                   нецелесообразность эксплуатации системы, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;

-                   финансово-экономическая неэффективность эксплуатации системы.

Органам государственной власти, иным государственным органам, а также органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться в своей деятельности утвержденными Постановлением № 676 требованиями.

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 № 748 (далее – Постановление № 748) утверждены положения о создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети Интернет. Документ вступил в силу 05.08.2015.

Постановление № 748 внесено Минэкономразвития России во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1507 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» с целью регулирования вопросов создания аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Портал), его развития и эксплуатации.

С помощью Портала осуществляется подготовка проектов государственных программ и согласование заключений, при этом Правительство РФ имеет доступ ко всем предложениям, внесенным министерствами и ведомствами.

На Портале представлена информация о государственных программах по развитию образования, здравоохранения, пенсионной системы, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, обеспеченности доступным жильем и т.д.

С помощью инструментов Портала можно получить информацию о ходе реализации мероприятий программ, включая планируемые и фактические сроки реализации мероприятий, сведения о лицах, ответственных за реализацию мероприятия.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2015 № 832 (далее – Постановление № 832) внесены изменения в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов. Документ вступил в силу 22.08.2015.

Постановлением № 832 внесены изменения в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, согласно которым:

-                   наименование городского или сельского поселения не указывается для объектов, расположенных на межселенной территории;

-                   наименование населенного пункта не указывается для объектов, расположенных вне границ населенного пункта.

Изменения внесены для решения ранее возникавших проблем, связанных с необходимостью указания полного названия поселения или населенного пункта. В некоторых случаях сделать это было невозможно – фактически многие объекты расположены на территориях, находящихся вне границ городских (сельских) поселений или за пределами населенных пунктов.

Распоряжением Правительства РФ 20.08.2015 № 1616-р утверждена Концепция оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями (далее – Концепция оптимизации). Документ вступил в силу 20.08.2015.

Концепция оптимизации разработана Минэкономразвития России в рамках исполнения решений, принятых на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Концепцией оптимизации определены новые подходы к организации межведомственного взаимодействия и разработке административных регламентов, регулирующих порядок предоставления государственных услуг.

Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) позиционируется как единая информационная система, которая содержит всю актуальную информацию о предоставляемых государственных (муниципальных) услугах, видах, способах их получения, всех нормативных правовых актах, единых формах заявлений для получения услуг, реквизитах и формах взимания платы за их предоставление. Федеральный реестр также является источником информации о предоставлении государственных (муниципальных) услуг для всех информационных систем, использующихся в органах власти.

В целях дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия ведомств будет проведена работа по типизации документов и учету прав доступа к ним.

Также Концепция оптимизации предусматривает изменение требований к структуре административных регламентов, оптимизацию порядка их разработки и принятия.

Приказом Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 (далее – Приказ № 210) утверждены Технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Документ зарегистрирован Минюстом России 25.08.2015 за № 38668, вступил в силу 07.09.2015.

Приказом № 210 установлено, что информационный обмен в единой системе межведомственного электронного взаимодействия будет осуществляться с использованием Единого электронного сервиса.

Данное положение закреплено в утвержденных Минкомсвязью России новых правилах интеграции информационных систем органов власти, государственных внебюджетных фондов и государственных учреждений с единой системой межведомственного электронного взаимодействия.

Единый электронный сервис представляет собой программные и технические средства, обеспечивающие единый документированный способ взаимодействия информационных систем при обмене сведениями, необходимыми для предоставления государственных услуг в электронной форме. При этом используется технология очередей электронных сообщений, обеспечивающая взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующая установки между ними прямой связи и гарантирующая получение передаваемых электронных сообщений.

Регламентирован порядок использования Единого электронного сервиса при межведомственном электронном взаимодействии.

Определено, в частности, что оператор системы ведет реестр сведений, необходимых для предоставления государственных услуг в системе взаимодействия. Форматы сведений разрабатываются поставщиком с использованием языка описания схем данных XML Schema Definition (XSD).

Также Приказом № 210 признан утратившим силу Приказ Минкомсвязи России от 27.12.2010 № 190, которым были утверждены ранее действовавшие правила интеграции систем органов власти с единой системой межведомственного электронного взаимодействия.

 

 

Культурное наследие и экология

 

Федеральным законом от 13.07.2015 № 244-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ (в части определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) (далее – ФЗ № 244-ФЗ). Документ вступил в силу 24.07.2015.

ФЗ № 244-ФЗ разработан во исполнение п. 24 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р, предусматривающего уточнение требований к порядку определения границ водных объектов, обеспечение внесения сведений о таких границах в государственный водный реестр, их последующее включение в государственный кадастр недвижимости в рамках межведомственного информационного взаимодействия в целях сопоставления с границами земельных участков.

ФЗ № 244-ФЗ предусматривает установление Правительством РФ порядка определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, а также установление уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) в целях внесения сведения о ней в государственный водный реестр, включая требования к используемым системам координат и точности определения координат характерных точек границы поверхностного водного объекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодексаРФ, регулирующей отношения, связанные с договорами водопользования и решениями о предоставлении водных объектов в пользование.

В целях исключения неоднозначного толкования сведений, которые будут внесены в государственный кадастр недвижимости, в договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование, ФЗ №244-ФЗ вносит соответствующие изменения в п. 1 ч. 1 ст. 13 и п. 3 ч. 1 ст. 22 Водного кодекса РФ.

Кроме того, ФЗ № 244-ФЗ предусматривает включение в государственный водный реестр информации о местоположении береговой линии (границы водного объекта).

Также ФЗ № 244-ФЗ предусматривает включение в государственный кадастр недвижимости сведений о видах и наименованиях поверхностных водных объектов, а также описания местоположения береговой линии (границ таких объектов).

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 № 740 (далее – Постановление № 740) утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Документ вступил в силу 04.08.2015.

Надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами власти, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований законодательства РФ в области охраны объектов культурного наследия.

Надзор осуществляется Минкультуры России, его территориальными органами, региональными органами исполнительной власти либо уполномоченными структурными подразделениями высших исполнительных органов власти субъектов РФ, которым переданы соответствующие полномочия РФ.

Минкультуры России и его территориальные органы осуществляет надзор в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Региональные органы осуществляют федеральный государственный надзор в отношении объектов культурного наследия федерального значения, не включенных в указанный перечень.

Надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

Должностные лица, осуществляющие надзор, имеют право, в частности:

-                   выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;

-                   привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений;

-                   направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с выявленными нарушениями, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

-                   предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области охраны объектов культурного наследия.

Постановлением № 740 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1204, которым был утвержден ранее действовавший порядок осуществления государственного контроля в области охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 (далее –Постановление № 972) утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Документ вступил в силу 25.09.2015.

Постановление № 972 разработано в целях реализации Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

В частности, на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований:

-                   запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер по сохранению и восстановлению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

-                   ограничение хозяйственной деятельности, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);

-                   обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде и др.

Кроме того, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, которым было утверждено аналогичное Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, признано утратившим силу.

 

Проекты правовых актов

 

В рамках рассмотрения во втором чтении 29.06.2015 в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен законопроект № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (далее – Законопроект № 465407-6) Предполагаемой датой рассмотрения документа было определено 30.06.2015, однако до настоящего времени Законопроект № 465407-6 не вынесен на обсуждение.

Целью Законопроекта № 465407-6 является совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.

В рамках подготовки ко второму чтению Правительством РФ подготовлены поправки к Законопроекту № 465407-6.

Поправками предусматривается приведение положений Законопроекта № 465407-6 в соответствие с положениями Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 01.03.2015, и Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 01.04.2015).

Кроме того, предлагается включить в Законопроект № 465407-6 положения, направленные на обеспечение одновременного изменения границ территориальных зон и границ водного фонда, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий посредством изменения правил землепользования и застройки, а также взаимной увязки сведений о границах водного фонда, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, содержащихся в документах территориального зонирования и размещенных на ведомственных информационных ресурсах.

Также в проект нормативного правового акта включаются положения, направленные на минимизацию необходимости пересмотра принятых документов градостроительного зонирования, с целью сокращения расходов бюджетов соответствующих уровней на эти цели.

Правительством РФ разработаны поправки к законопроекту № 664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее – Законопроект № 664656-6).

Законопроект № 664656-6 разработан в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р.

Законопроект № 664656-6 внесен в Государственную Думу Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2014 № 2355-р.

Законопроектом № 664656-6 предусматриваются дополнительные требования к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера, уточняются правовые основания приостановления и аннулирования действия квалифицированного аттестата кадастрового инженера, вводится обязанность кадастровых инженеров раз в три года проходить обучение по профессиональной программе повышения квалификации в объеме не менее 40 часов.

Согласно поправкам к Законопроекту № 664656-6 вводится механизм обжалования в досудебном порядке решений органа кадастрового учета, также определен круг лиц, которые имеют право обжаловать решение, установлены сроки, порядок обжалования и основания для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявления об обжаловании.

Кроме того, предлагается включить в Законопроект № 664656-6 положения о правах и обязанностях кадастрового инженера, а также положения, предусматривающие имущественную ответственность инженера перед заказчиками кадастровых работ и (или) третьими лицами вследствие причинения таковым убытков за счет возмещения по договорам обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера. Также вводятся дополнительные требования к уровню образования кадастровых инженеров и наличию опыта работы.

Изменениями в Законопроект № 664656-6 предусматривается передача отдельных функций регулирования в области кадастровых отношений саморегулируемым организациям кадастровых инженеров и национальному объединению саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Кроме того, определены функции саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, их права и обязанности, а также вводятся положения о надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Минстрой России приступил к подготовке законопроекта о внесении изменений в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Подготовка Законопроекта о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ будет осуществляться в соответствии с п. 5.1 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2014 № 1038, и в связи с отсутствием регулирования правоотношений при подготовке документации по планировке территории для объектов, расположенных на территории двух и более субъектов РФ, двух и более муниципальных районов, двух и более поселений, городских округов, но не отнесенных к объектам федерального, регионального, местного значения соответственно, по характеристикам (мощность, давление и т.д.).

Цель Законопроекта о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ – восполнение правового пробела в указанной сфере правоотношений.

Предполагается, что описанные изменения в Градостроительный кодекс РФ вступят в силу в ноябре 2016 г.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 3/2015.