В г. Омске 24-26 марта 2015 года состоялась IV научно-техническая конференция «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат», организатором которой выступил Институт Территориального Планирования «Град» (далее – Институт). Конференция объединила участников из разных субъектов и городов России: от Крыма до Дальнего Востока.
Первая секция конференции была посвящена вопросам совершенствования законодательства и началась с открытого заседания экспертного совета при секции Ассоциации Сибирских и Дальневосточных Городов (АСДГ) «Градоустройство».
Заседание экспертного совета состоялось при участии:
- генерального директора исполнительной дирекции АСДГ М.А. Зайцева;
- председателя секции АСДГ «Градоустройство», заместителя директора департамента строительства и архитектуры – главного архитектора города Новосибирска В.В. Фефелова;
- заместителя председателя правления секции АСДГ «Градоустройство», директора департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута А.А. Фокеева;
- руководителя экспертного совета секции АСДГ «Градоустройство», генерального директора Института А.Н. Береговских;
- члена экспертного совета при секции АСДГ «Градоустройство», главного архитектора проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства», эксперта по территориальному планированию Союза архитекторов России А.В. Антонова.
В обсуждении вопросов совершенствования градостроительного законодательства, формирования градостроительной идеологии и создания системы сертификации квалификаций градостроителей также приняли участие внешние эксперты:
- заместитель начальника управления, начальник отдела территориального планирования управления архитектуры и строительства Министерства строительства Новосибирской области С.М. Новокшонов;
- руководитель омского отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессор архитектуры, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной академии архитектуры. А.М. Каримов;
- президент ГИС-Ассоциации С.А. Миллер;
- вице-президент Союза Архитекторов России, руководитель Координационного комитета НП «Объединение планировщиков» Д.М. Наринский.
Эксперты и участники конференции, выделив ряд событий, положительно повлиявших на градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат в 2014 году, в то же время сошлись во мнении, что действующее федеральное законодательство и существующее методическое обеспечение не в полной мере обеспечивают деятельность в области градостроительного планирования, а зачастую препятствуют достижению необходимых показателей качества среды и улучшению предпринимательского климата в градостроительстве.
Вторая секция конференции была посвящена теме кардинального изменения роли информационного обеспечения градостроительной деятельности в государственном и муниципальном управлении развитием территории.
К дискуссии в формате видеоконференции присоединились заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Д.В. Шаповал, директор Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Р.А. Цыганенко, заместитель начальника управления развития строительного комплекса и территориального планирования, начальник отдела градостроительной и разрешительной документации Департамента строительства Ханты Мансийского автономного округа – Югры А.Г. Ходяков.
Вступление представителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в дискуссию неслучайно. Напомним, что два проекта – финалиста и проект – победитель Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России в 2015 г. были выполнены Институтом по заказу органов местного самоуправления городов Сургута и Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
О достигнутых показателях и дальнейших планах по улучшению инвестиционного климата и снижению административных барьеров рассказал заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Д.В. Шаповал.
В качестве ключевых факторов успеха заместитель Губернатора отметил нестандартность, нетривиальность подходов органов власти Ханты-Мансийского округа ‑ Югры к решению поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач. Об этом, по мнению Д.В. Шаповала, свидетельствуют проекты, пилотные и научно-исследовательские работы, выполненные в том числе при участии Института, по результатам которых сформированы дорожные карты, предусматривающие совершенствование законодательства и оптимизацию административных процедур. Однако наиболее важным, с точки зрения заместителя Губернатора, является намерение автономного округа масштабировать этот опыт на уровень муниципальных образований.
Характеризуя правовые и организационные мероприятия высшего уровня, Д.В. Шаповал ключевую роль отвел принятию Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа ‑ Югры от 26 декабря 2014 г. № 515-п, предусматривающего создание в составе Совета при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности проектной команды, возглавляемой Губернатором, и рабочих групп по улучшению инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: «Регуляторная среда», «Ресурсы и инфраструктура», «Институты для бизнеса», «Поддержка малого предпринимательства».
Основной задачей является сокращение количества процедур, связанных с получением разрешения на строительство, сроков их прохождения, а также всех схожих процессов в данном инфраструктурном блоке.
Д.В. Шаповал сообщил, что разделяет и поддерживает мнение экспертов и участников конференции о необходимости комплексного решения обсуждаемого вопроса. Важно не только сокращать количественные показатели, но и обеспечивать реальное качество оказания услуг, совершенствовать реализуемые административные процедуры, а самое главное, обеспечивать со стороны муниципальных образований процесс планирования в рамках подготовки качественной градостроительной документации.
В развитие заявленного тезиса с докладом о задачах совершенствования ИСОГД выступил ИТ-Директор Института А.В. Дударев.
ИТ-Директор Института представил процесс развития правового регулирования информационного обеспечения градостроительной деятельности и обозначил его ключевые точки, рассмотрел недостатки и преимущества исходной и автоматизированной схем предоставления услуг, рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются специалисты Института при автоматизации услуг и функций на местах.
Характеризуя состояние информационного обеспечения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, А.В. Дударев сообщил о выполненных Институтом проектах автоматизированных ИСОГД муниципальных образований городов Сургута, Мегиона, Когалыма, Нижневартовска и других. Все проекты выполнены по единому стандарту и имеют совместимые структуры данных, что, на взгляд эксперта, уже является определенным ориентиром.
Начальник отдела градостроительной и разрешительной документации Департамента строительства Ханты Мансийского автономного округа – Югры А.Г. Ходяков отметил, что на сегодняшний день автономный округ как никогда близок к реализации пилотного проекта трехуровневой информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территорий. В регионе создан первый и главный – муниципальный уровень системы, на котором формируется достоверная и актуальная информация. Автономный округ обладает лучшей в России практикой автоматизированной ИСОГД, реализованной в городе Сургуте. Работу системы на примере планируемого объекта регионального значения А.Г. Ходяков проверил лично, получив всю необходимую информацию.
Второй уровень – это совершенствующаяся сегодня глобальная территориальная информационная система – ТИС Югры, содержащая полный объем информации по региону, в том числе и градостроительной.
Информационное взаимодействие между муниципальными образованиями и уполномоченными органами власти автономного округа с информационной системой ТИС Югры осуществляется на основе соглашения, которое подтверждает легитимность и юридическую значимость той информации, которая передается.
Третий уровень – это уровень федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее – ФГИС ТП).
А.Г. Ходяков призвал участников конференции поддержать идею использования опыта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для организации пилотного проекта создания в России трехуровневой информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территорий.
В завершение докладчиком были выделены факторы, повлиявшие, по его мнению, на создание в автономном округе благоприятной ситуации в сфере строительства:
– сохранена система органов градостроительства, объединяющая профессионалов;
– расходы на градостроительную деятельность отнесены Правительством Ханты Мансийского автономного округа – Югры к приоритетным социально значимым расходам;
– сотрудничество органов архитектуры и градостроительства с Институтом, которое позволяет идти на полшага впереди сложного и противоречивого законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации.
Обсуждение автоматизированных систем управления развитием территорий продолжилось в рамках одноименного круглого стола, в ходе которого сотрудники Института на примере выполненных проектов продемонстрировали возможности информационных систем, рассказали о планах и перспективах их применения.
Третья и четвертая секции конференции были посвящены рассмотрению комплексных проектов управления развитием территорий, управлению развитием территорий на региональном уровне.
В рамках круглого стола «Комплексный проект управления развитием территорий как инструмент улучшения инвестиционного климата» члены авторских коллективов проектов, эксперты и участники конференции рассмотрели подходы к выполнению работ, позволившие проектам Института стать финалистами и победителями ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России: методы экономико-математического моделирования, комплексные социологические исследования и другие.
Обсуждение вопросов градостроительного проектирования продолжилось в рамках круглого стола «Управление развитием территорий на региональном уровне».
Члены авторского коллектива проекта «Подготовка изменений в Схему территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» рассказали экспертам и участникам о выполненной работе и принципах ее выполнения, включая:
- взаимосвязь стратегии социально-экономического развития, нормативов градостроительного проектирования и схемы территориального планирования автономного округа;
- кластерный подход при выявлении драйверов развития;
- решение жилищных задач;
- мультимасштабное построение комплексного проекта территориального планирования и другие.
Следующей темой для обсуждения стали нормативы градостроительного проектирования.
Институт как первый градостроительный проектировщик, разработавший утвержденные в соответствии новыми требованиями нормативы градостроительного проектирования, поделился опытом с участниками конференции.
Роль, состав и область применения нормативов в управлении развитием территорий рассматривались на примере региональных нормативов градостроительного проектирования Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В день закрытия конференции состоялась экспертная сессия «Вопросы разработки документов стратегического и территориального планирования в городе федерального значения Севастополь и Республике Крым», посвященная формированию градостроительной политики и первоочередным задачам разработки градостроительной документации на территории новых субъектов Российской Федерации.
Об основных направлениях стратегического и социально-экономического развития города федерального значения Севастополя и работе над концепцией пространственного развития города рассказал главный архитектор города Севастополя А.А. Брусенцев.
В рамках экспертной сессии при участии Главы муниципального образования Черноморский район Республики Крым – председателя Черноморского районного совета А.Д. Михайловского и Главы администрации Черноморского района Республики Крым С.А. Володько состоялось обсуждение пилотного проекта совершенствования системы управления развитием территории Черноморского муниципального района Республики Крым.
Ярким и эмоциональным содержанием запомнился доклад заместителя главы администрации, главного архитектора города Евпатории А.О. Комова. Главный архитектор рассказал о богатых культурных традициях и историческом наследии Евпатории, представил свой взгляд на стратегические драйверы развития города: здоровье, культуру и образование.
В подготовленной по итогам конференции резолюции эксперты и участники, отметив профессионализм специалистов Института и высокое качество рассмотренных проектов и их методического обеспечения, в том числе изложенного в материалах сборника конференции, определили первоочередные, требующие решения вопросы, рекомендовали признать методические подходы и информационные решения, продемонстрированные Институтом, как лучшие практики для дальнейшего совершенствования и распространения в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации.
Принципиальную поддержку получили следующие предложения ИТП «Град»:
1) на региональном уровне:
- законодательное закрепление широкого перечня видов объектов регионального и местного значения (включающего жилые территории, места приложения труда, общественные пространства, инвестиционные объекты и площадки);
- признание нормативов градостроительного проектирования, включающих требования к качеству среды, как бюджетоформирующего документа;
- создание единой системы требований для всех видов градостроительной и связанной с ней документации;
- внесение изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в целях включения в ее состав концепции пространственного развития региона и системы расселения, создания схемы в виде комплексного мультимасштабного проекта территориального планирования;
- принятие системы мер по реализации решений схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, направленные на реализацию государственных программ «Жилище», «Здравоохранение», «Образование» и другие;
2) на муниципальном уровне:
- сбор и анализ исходных данных по всем направлениям развития муниципального образования, создание обобщенной информационной базы данных об объектах градостроительной деятельности в структуре электронного проекта, соответствующей единой системе требований, утвержденной на региональном уровне;
- разработка стратегии социально-экономического развития и концепции пространственного развития с применением методов комплексных социологических исследований и привлечением широких масс экспертов, бизнес-структур и институтов гражданского общества;
- подготовка электронного опорного плана, включающего в том числе карту нормативных зон с особыми условиями использования территорий;
- разработка генерального плана с использованием методов экономико-математического моделирования для обоснования градостроительных решений, включающего в том числе схему планировочной организации территории с указанием элементов планировочной структуры, предназначенных для развития застроенных территорий, для комплексного освоения, а также территорий, не подлежащих градостроительному преобразованию;
- разработка проектов планировки и межевания всех планировочных районов города (при невозможности разработки проектов на все планировочные районы – проектов планировки и межевания территории улично-дорожной сети);
- разработка правил землепользования и застройки с формированием уникальных территориальных зон, предназначенных документацией по планировке территорий для размещения объектов федерального, регионального и местного значения;
- создание и внедрение автоматизированных ИСОГД в целях автоматизации всех процессов, обеспечивающих исполнение муниципальных функций и предоставление услуг в сферах управления развитием территорий и недвижимости и др.
По результатам обсуждения проблем градостроительного планирования и управления, обеспечения качества среды и улучшения предпринимательского климата участники конференции в составе резолюции приняли рекомендации, адресованные:
- Минэкономразвития России;
- Минстрою России;
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органам местного самоуправления;
- АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
- Исполнительной дирекции Ассоциации Сибирских и Дальневосточных Городов (АСДГ);
- Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН);
- Союзу архитекторов России (САР);
- ГИС-Ассоциации совместно с журналом «Управление развитием территории».
Резолюция конференции направлена всем адресатам и участникам конференции, опубликована на сайте Института.
РЕКОМЕНДАЦИИ
По результатам обсуждения проблем градостроительного планирования и управления, обеспечения качества среды и улучшения предпринимательского климата участники конференции приняли следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:
I. Минэкономразвития и Минстрою России:
1. Обеспечить внесение в федеральное законодательство изменений в части разграничения полномочий в части информационного обеспечения градостроительной деятельности на федеральном уровне, уточнения целей и задач ведения ФГИС ТП и создания трехуровневой ИСОГД в целях автоматизации исполнения государственных и муниципальных функций и предоставления услуг в полностью электронном виде, а также обеспечения мониторинга реализации градостроительных решений и организации свободного доступа органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан к градостроительным данным.
2. Разработать методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования.
3. Разработать и принять подзаконные акты, регламентирующие процесс передачи органами государственной власти и органами местного самоуправления в ГКН сведений о красных линиях и проектах межевания территорий (совместно с Росреестром).
II. Минэкономразвития России:
1. Рассмотреть вопрос комплексной и единовременной переработки Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях гармонизации норм и учета всех выявленных в настоящее время проблем.
2. Актуализировать методические рекомендации по подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. Разработать методические рекомендации по планированию реализации документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Реализовать в Требованиях к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных Приказом Минрегиона России от 30 января 2012 года № 19, возможность дополнения требований и внесения в них изменений для обеспечения соответствия региональному законодательству.
5. Обеспечить в кратчайшие сроки (совместно с Росреестром) ввод в эксплуатацию информационного ресурса Росреестра, обеспечивающего онлайн доступ к актуальным сведениям ГКН в режиме передачи обновлений с определенной даты по всей территории субъекта Российской Федерации в векторном виде, снабженном атрибутивной информацией.
6. Опубликовать на официальном сайте XML-схемы, используемые для формирования файлов схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в формате XML.
7. Внести изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков в части дополнения многоквартирной малоэтажной застройкой, исключения возможности отнесения существующих двух- и четырехквартирных домов к многоквартирным домам среднеэтажной застройки.
8. Внести изменения в Приказ Минэкономразвития России от 25 июля
2014 года № 456-ДСП «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 17 марта 2008 года № 01 «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации»), в случае невозможности ‑ дать разъяснения положений данного подзаконного акта в целях его единообразного применения.
9. Внести изменения в подзаконные акты, регламентирующие процесс передачи органами государственной власти и органами местного самоуправления в государственный кадастр недвижимости сведений об административно-территориальных границах, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территории (совместно с Росреестром).
10. Обеспечить разработку и сопровождение законопроекта (до его принятия и одобрения в установленном порядке), предусматривающего изменение требований к выполнению комплексных кадастровых работ, включая:
1) изменение объекта комплексных кадастровых работ (работы должны выполняться на территории элемента или смежных элементов планировочной структуры, к объектам комплексных кадастровых работ должны быть отнесены земельные участки с вклиниваниями, вкрапливаниями, изломанностью границ, чересполосицей, а также те, на которых невозможно размещение объектов недвижимости, и другие земельные участки, препятствующие рациональному использованию и охране земель);
2) установление требований к согласованию границ земельных участков, образуемых посредством перераспределения при выполнении комплексных кадастровых работ (в соответствии с действующим Земельным кодексом РФ перераспределение земельных участков требует заключения соответствующего соглашения между правообладателями перераспределяемых земельных участков и земель, действующие требования к выполнению комплексных кадастровых работ это не учитывают);
3) введение моратория на кадастровый учет земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включая установление положений, предусматривающих применение иных мер, препятствующих осуществлению кадастрового учета земельных участков, границы которых не соответствуют утвержденному проекту межевания территории).
III. Минстрою России:
1. До принятия Правительством Российской Федерации порядка формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий предусмотреть возможность ведения фонда материалов и данных инженерных изысканий в пределах субъекта Российской Федерации в соответствии с временным регламентом.
2. Внести изменения в «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», включенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 № 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
3. Разработать методические рекомендации по подготовке документации по планировке.
4. Разработать методические рекомендации по подготовке правил землепользования и застройки.
5. Разработать и утвердить форматы электронных документов (разрешение на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, выдача градостроительного плана земельного участка и т.п.).
6. Подготовить проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ведения ИСОГД.
IV. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Внести изменения в утвержденные законами субъектов Российской Федерации перечни видов объектов регионального и местного значения, в том числе в части дополнения инвестиционными площадками и объектами в сфере приоритетных направлений развития экономики, включая жилищное строительство.
2. Утверждать и применять Структуры электронных проектов градостроительной документации для обеспечения качества и единообразия разрабатываемой на территории региона градостроительной документации в электронном виде, соответствия ее региональному законодательству, беспрепятственного размещения и использования данных градостроительной документации в информационных системах муниципального и регионального уровней.
3. Включать требования к Структуре электронных проектов градостроительной документации в задания на разработку градостроительной документации.
4. Создавать и развивать региональные информационные системы, обеспечивающие градостроительную деятельность, включающие единые региональные банки данных для мониторинга реализации планируемых объектов регионального и местного значения на основе мультимасштабных электронных проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации;
5. Размещать на Инвестиционном портале информацию об инвестиционных площадках и объектах, предусмотренных схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации.
V. Органам местного самоуправления:
1. Внедрять комплексный подход к управлению развитием территорий с использованием «лучших практик» городов Мегиона, Сургута и Тюмени.
2. Внедрять системы управления процессами предоставления услуг для ускорения и обеспечения контроля над прохождением бизнес-процессов инвестиционного цикла (от формирования земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию) в электронном виде.
3. Включать требования к Структуре электронных проектов градостроительной документации в задания на разработку градостроительной документации.
VI. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»:
1. Внести изменения в Региональный инвестиционный стандарт (Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе) в части обязательного использования градостроительной документации при подготовке инвестиционных решений.
2. Рассмотреть вопрос о признании лучшими практиками в сфере градостроительной деятельности:
- научно-исследовательской работы «Подготовка изменений в схему территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
- комплексного проекта системы управления развитием территорий на примерах городов Мегиона и Сургута;
- двухуровневой автоматизированной ИСОГД Тюменской области и автоматизированной ИСОГД Сургута.
VII. Исполнительной дирекции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ):
Направить резолюцию конференции в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Академию архитектуры и строительных наук (РААСН), Союз архитекторов России, ГИС – Ассоциации совместно с журналом «Управление развитием территории», главам муниципальных образований – членам ассоциации и в дальнейшей своей деятельности развивать идеологию комплексного градостроительного подхода к управлению развитием территорий и недвижимости.
VIII. Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН):
Включить в план научно-исследовательской деятельности выполнение научно-исследовательских работ по темам выявленных конференцией проблемных вопросов градостроительной деятельности.
IX. Союзу архитекторов России (САР):
1. Организовать работу по подготовке стандартов градостроительной деятельности и квалификационных требований к градостроительным профессиям.
2. Рассмотреть предложения конференции по совершенствованию градостроительного законодательства и внедрению комплексного градостроительного подхода.
X. ГИС – Ассоциации совместно с журналом «Управление развитием территории»:
1. Продолжить работу над одобренными в целом участниками конференции предложениями по совершенствованию информационного обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации и созданию трехуровневой ИСОГД в целях исполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций и предоставления услуг в электронном виде в соответствии с установленными полномочиями.
2. Организовать проведение ежегодной июльской всероссийской конференции «Градостроительство и планирование территориального развития России» в городе федерального значения Севастополе и в городе Евпатории с участием органов государственной власти Крымского федерального округа.
Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 1/2015.
Комментарии (0)