29.12.2016

ИАС «Градоустройство» – информационная геоаналитическая система для управления городами и регионами

Автор статьи: Дударев Алексей Викторович - генеральный директор ООО "Джемс Девелопмент".


Известные планировщики в лентах Facebookа и на страницах журнала «УРТ» описывают нескладность существующей системы территориального планирования и проектирования. Между тем регионы, города, коммерческие компании и простые граждане живут ежедневной жизнью, а окружающая их среда изменяется (и существенно!) стараниями как деятельных людей, так и силами природы.

Реальная жизнь – это не Cities Skyline (современная реинкарнация Sim City), в ней нельзя нажать на паузу, проверить расчеты, раздать команды и снова включить таймер и смотреть, как будет изменяться игрушечный город по заданной траектории. Реальные изменения редко проходят согласованно и по плану. Часто они вообще остаются незамеченными, пока не воплотятся в чрезвычайную ситуацию.

Внедрение методов и инструментов, обеспечивающих взаимосвязанное системное управление с обратной связью, построенной на измерении показателей, по которым оценивается результативность управляющего воздействия и проводится оценка окружающей действительности, – путь для тех, кто готов тратить ресурсы, чтобы подниматься вверх, признавать и исправлять ошибки, терпеть неудовлетворительные показатели, рассчитанные на основе объективных данных, и делать еще множество непопулярных дел. Это и есть наши клиенты – существующие и будущие пользователи ИАС «Градоустройство».

Информационно-аналитическая система «Градоустройство» – многопользовательское программное решение, направленное на создание комплексных систем управления для сложных структур – региональных органов власти, органов местного самоуправления, компаний, оперирующих большим числом объектов их параметров и связей, ведущих проектную деятельность.

Внедряя «Градоустройство», мы стараемся решить 2 крупные задачи:

1) Автоматизировать управленческие процессы так,чтобы даже самый маленький в управленческой иерархии специалист, выполняя административные процедуры: принимая и оформляя частные решения, не противоречил ранее принятым решениям высокого (стратегического) уровня и актуализировал ту часть информации в базе данных, которая зависит непосредственно от его деятельности.

2) Обеспечить каждого пользователя необходимыми для осуществления его деятельности средствами автоматизации рутинных операций и, главное, информацией. Представить эту информацию во взаимосвязи с текущими действиями и планами смежных структурных подразделений, дать возможность оценить влияние принимаемого решения на текущую и плановую ситуацию с учетом заданных критериев оценки.

Самая важная проблема, решаемая внедрением «Градоустройства», – проблема межведомственной разобщенности, множественность неинтегрированных информационных ресурсов и информационных систем, несогласованных управленческих действий.


Пример схемы внедрения ИАС "Градоустройство" в администрации ГО


Разберемся, какими средствами ИАС «Градоустройство» помогает решить эту проблему. Ключевые «полезности» информационной системы можно сгруппировать в 3 блока.

1. Хранение и обработка данных – интегрированная модель данных ИАС «Градоустройство» состоит из жесткой и гибкой частей. Жесткая часть спроектирована на основе общепринятых в мире архетипов различных предметных областей (земельный кадастр, адресация, бухгалтерия, планирование и др.). Гибкая часть позволяет адаптировать структуры данных под изменяющиеся классификаторы и справочники, формировать новые подсистемы для решения специализированных задач, изменять и создавать новые классы объектов, устанавливать между ними связи «на лету» без необходимости простоя информационной системы в процессе модернизации при подключении новых подразделений или изменений законодательства, регламентов, стандартов.


Фрагмент модели данных ИАС "Градоустройство"


Такая модель данных призвана устранить дублирование информации, обеспечить интеграцию ИАС «Градоустройство» с существующими системами (документооборот, бухгалтерия, электронный бюджет, системы моделирования транспортных потоков, энергетической инфраструктуры и др.), а главное – реализовать единство объекта управления на всех стадиях его «жизненного цикла». Для этого нужно решить:
– во-первых, задачу связанности информации о данном объекте в документах территориального планирования, частных инвестиционных программах, документации по планировке территории, программах комплексного развития, муниципальных программах, документах стадии реализации (строительства, реконструкции), эксплуатации, вывода из эксплуатации и иных с целью контроля согласованности всех планов и решений между собой;

– во-вторых, задачу проверки взаимного влияния (пространственного и параметрического) объекта с иными объектами, информацией об их юридическом статусе, действующих правах и ограничениях, нормативных характеристиках, так как именно эти связи в конечном счете и позволяют сформулировать, рассчитать и наглядно визуализировать индикаторы (например, обеспеченность горожан местами в детских садах). И чем большее количество участников и информации будет интегрировано в систему, тем достовернее будут данные индикаторы обратной связи. Сравните два варианта:

1) визуализация обеспеченности территории детскими садами на основе укрупненного показателя количества жителей на гектар определенного типа застройки, статистики департамента образования по загруженности учреждений с расчетом по радиусам пешеходной доступности по нормативу, установленному в местных нормативах градостроительного проектирования;

2) аналогичная визуализация, подготовленная с использованием данных о половозрастной структуре и реальном количестве проживающих в каждом жилом здании, скорректированная с учетом «больших данных» – информации о миграции населения по данным операторов сотовой связи, дополнительных данных о параметрах частных детских садов, оценке объемов индивидуального воспитания, с расчетом по транспортному графу (возможно, с учетом информации о движении общественного транспорта и загруженности дорожной инфраструктуры в случае доступности по дорогам).


Анализ существующего состояния территории города на соответствие местным нормативам градостроительного проектирования (заданным показателям качества среды) в части обеспеченности и доступности услугами дошкольных образовательных учреждений, проверка проектных решений на соответствие нормативам градостроительного проектирования, город Южно-Сахалинcк


Добавьте ко второму варианту возможность расчета с учетом планов ввода в эксплуатацию новых детских садов, режима работы и реконструкции действующих, прогноза изменения численности и структуры населения и др. плановой информации.

Развитая модель денных, реализующая подход единства объекта управления и связанности информации, позволяет нам решать с использованием ИАС «Градоустройство» вопросы синхронизации документов территориального планирования, градостроительного зонирования, муниципальных программ, схем развития инженерной инфраструктуры и программ комплексного развития как на муниципальном, так и на региональном уровнях. При этом для построения региональных систем управления на основе ИАС «Градоустройство» нами успешно реализованы специфические задачи, связанные с пересчетом данных из различных систем координат в единую (и обратно), а также задачи автоматизированного сопоставления объектов как на межмуниципальном уровне, так и между уровнями субъект-муниципалитет.


Мониторинг реализации городской политики на основе связанности информационных ресурсов ИАС «Градоустройство»


2. Пространственный анализ и визуализация – обеспечивает наглядное отражение ситуации по различным тематическим срезам, которые мы настраиваем, исходя из специфики зоны ответственности пользователя.

Карта как средство представления информации позволяет выявить существующие проблемы, а если у нас есть планы, то дать и прогноз будущих проблем, их локализацию в пространстве. Система позволяет уточнить параметры и взаимосвязи объектов на данной территории с другими объектами и связанными с ними документами, содержащими управленческие решения, – всем, что так или иначе оказывает влияние и формирует данную ситуацию.

Спектр задач, решаемых с участием геоинформатики, очень широк, вот лишь некоторые из них:

– автоматизация построения чертежей с анализом взаимного расположения объектов;


Автоматизация построения ГПЗУ, ИАС «Градоустройство» анализирует наличие на земельном участке объектов, учет которых при построении места допустимого размещения объекта (МДР) обязательно. МДР, поворотные точки, выноски, обозначения строятся автоматически, пользователю предоставляется возможность финального оформления чертежа


– геокодирование – визуализация на карте объектов, у которых отсутствует пространственная составляющая;

– построение статистических отчетов на основе пространственных связей и параметров (таких как площадь или взаимное расположение);

– тематическое картографирование;

– задачи оценки расстояний между объектами.

ИАС «Градоустройство» позволяет автоматизировать формирование подобных карт и таблиц, осуществлять их автоматическое обновление при изменении фактической ситуации (границ и параметров используемых для расчета объектов).


3. Инструменты создания отраслевых приложений –автоматизированных рабочих мест (далее – АРМ), предназначенных для автоматизации решения конкретных текущих задач самых различных подразделений (частей системы управления) в едином информационном пространстве.

АРМ обеспечивают пользователя доступом к нужной информации в табличной и картографической формах, осуществляют контроль качества внесения данных, предупреждают о необходимых действиях и автоматизируют формирование выходных форм отчетов и документов, если такие предусмотрены регламентами и технологией работы пользователя. Через АРМ формируются запросы данных у смежных ведомств посредством СМЭВ или автоматическое предоставление данных, если они уже имеются в ИАС «Градоустройство».

Типичными примерами комплексных АРМ, настройка которых проводится при внедрении ИАС «Градоустройство» в деятельность муниципальных образований, являются:

- архитектура и градостроительство (в т.ч. автоматизированная ИСОГД как составная часть);

- имущество, инвентаризация;

- дорожная инфраструктура и транспорт;

- благоустройство и озеленение, уличное освещение;

- коммунальная инфраструктура;

- социальная инфраструктура;

- экономика (в том числе реклама, нестационарные торговые объекты);

- демография;

- многоквартирные дома, капитальный ремонт, ветхий и аварийный жилой фонд.

В составе комплексного АРМ могут быть выделены отдельные узкоспециализированные задачи, для каждой из которых проводится настройка подчиненных АРМ, вот несколько примеров из области градостроительства:

– подготовка градостроительного плана ЗУ;

– подготовка разрешения на строительство ОКС (внесение изменений, продление);

– подготовка разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию.

Также выделяются специализированные «интеграционные» АРМ:

– импорт сведений ГКН (ЕГРН);

– подготовка карт-планов и экспорт сведений для внесения в ГКН.

При эксплуатации подобных интеграционных АРМ ИАС «Градоустройство» обеспечивает синхронизацию информации различных информационных ресурсов, так, например, при импорте сведений ЕГРН (ГКН, ЕГРП) в базе данных ИАС «Градоустройство» сохраняется вся историческая информация по объектам, которые «исчезли» из актуальных сведений государственного реестра (например, были сняты с учета, разделены, объединены и т.п.), а также вся история изменений, связей и дополнительных данных по подобным объектам, накопленная в процессе эксплуатации ИАС «Градоустройство».

Другой пример комплексного АРМ в сфере дорожной инфраструктуры и транспорта. Здесь примерами специализированных задач могут служить:

- АРМ для мониторинга реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, где реализован функционал ведения информации о финансировании, подрядных организациях, элементы проектного управления и контроля сроков реализации отдельных объектов по стадиям – от разработки и согласования проектной документации до ввода в эксплуатацию, хранение материалов фотофиксации хода строительства;

- АРМ планирования текущего ремонта улично-дорожной сети города и приемки отдельных мероприятий с контролем межремонтных интервалов, гарантийных обязательств, расчетом стоимости работ, оформлением претензий и др.

Практически всегда в процессе проектирования и внедрения системы управления возникает «парадокс правообладания». Совершенно ничего невозможно сделать с объектом, который никому не принадлежит (например, включить его в программу энергоэффективности или любую другую программу), с другой стороны почти в 100 % случаев система управления муниципальным имуществом является изолированной от всех подразделений администрации. Уполномоченные органы управляют объектами, о правовом и финансовом статусе которых имеют нечеткое представление. В составе программного комплекса ИАС «Градоустройство» отдельное внимание уделяется подсистеме «Управление недвижимостью» (в составе блока «Управление имуществом»). В рамках данного комплексного АРМ решаются следующие задачи:

- автоматизация процессов предоставления ЗУ:

- предоставленных в аренду;

- предоставленных в собственность;

- предоставленных в безвозмездное пользование;

- предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование;

- ведение сведений по договорам, автоматизированное формирование договоров;

- расчеты и перерасчеты арендной платы, выкупных стоимостей и т.п. на основе редактора формул;

- расчет и начисление пеней;

- финансово-лицевой учет;

- претензионная деятельность;

- интеграция с ГИС ГМП.

Для обеспечения взаимосвязи при функционировании отдельных отраслевых АРМ при внедрении системы необходимо выделение следующих общих подсистем, которые должныобеспечить взаимосвязь управленческих решений и эффективное использование информации:

- технологическая платформа, обеспечивающая доступ пользователей к АРМ посредством веб-интерфейса (в т.ч. сервисы аутентификации и идентификации, авторизации);

- подсистема аналитической обработки данных и визуализации;

- подсистема автоматизации бизнес-процессов (предоставления услуг и исполнения функций);

- подсистема формирования и мониторинга исполнения муниципальных программ;

- интеграционная подсистема, обеспечивающая интеграцию ресурсов смежных информационных систем, системы электронного документооборота, сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и вывод услуг, оказываемых посредством ИАС «Градоустройство», на единый портал государственных услуг (ЕПГУ), региональные порталы (РПГУ) и в многофункциональные центры (АИС МЦФ);

- публичные картографические сервисы:

- интерактивная градостроительная карта;

- инвестиционная карта;

- карта социально-экономического развития;

- сервис предоставления открытых данных.

Трудно переоценить значение публичных сервисов. Их качество, доступность и функциональность – универсальный показатель качества всей системы управления.

Опубликуем карту обеспеченности теми же детскими садами и программу комплексного развития социальной инфраструктуры, покажем, какие территории города слабо покрыты существующими частными и муниципальными сервисами в этой сфере, где в ближайшее время планируется и не планируется создание новых объектов за муниципальные средства, и вот она – реальная инвестиционная карта.

В ИАС «Градоустройство» разработан и успешно применяется собственный «движок» управления процессами, совместимый с популярной нотацией их формализованного описанияBPMN, в которой мы готовим описание существующей ситуации и предложения по ее оптимизации в процессе обследования объекта автоматизации.

Разбиение процессов на отдельные задачи и сбор статистических данных по их прохождению позволяет выявлять и устранять бутылочные горлышки, которые всегда присутствуют в той или иной степени. В нашей практике нередки случаи, когда на основе годовой статистики выявлялось, что до 100% задач отдела из 10 человек решают конкретные трое его сотрудников.

В рамках работ по автоматизации предоставления услуг мы также проводим работы по разработке и интеграции в специализированные АРМ сервисов системы межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ) с целью автоматизации получения и предоставления информации, необходимой в процессе предоставления муниципальной или государственной услуги.

Каждая услуга, реализованная в ИАС «Градоустройство», может быть выведена на единый портал государственных услуг (ЕПГУ) или в АИС МФЦ для приема заявлений о предоставлении услуги и передачи информации о статусе, а также самого результата услуги в электронном виде.

Весь этот комплекс мероприятий позволяет значительно продвинуться в достижении показателей, установленных в целевых моделях Агентства стратегических инициатив и утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации», а также в достижении показателей различных региональных и муниципальных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата.

Почти все из вышеперечисленных функций системы являются важными сами по себе, однако в ИАС «Градоустройство» они также нацелены на решение наиболее перспективной и полезной задачи – расчета показателей качества среды как универсальных индикаторов качества управления (в случае если наша сложная система – город), в том числе нормируемых в составе нормативов градостроительного проектирования. Для оценки средствами ИАС «Градоустройство» при внедрении могут быть реализованы процессы:
1) построение карт оценки существующего состояния территорий;
2) оценка проектных решений на соответствие нормативам и иным показателям качества среды;
3) оперативный пересчет оценки вслед за изменением существующей ситуации и при утверждении\внесении изменений в планы\нормативы, изменении данных о демографии, реализации мероприятий по вопросам местного значения.

Нефункциональной, но важной особенностью ИАС «Градоустройство» как комплексного решения является 10-летняя история применения системы в различных регионах и городах Российской Федерации.

Конечно, качество созданной системы управления не ограничивается и не определяется качеством программного решения, ведь оперативный мониторинг планов развития города не может быть выполнен в отсутствии самих планов, а планы не могут быть качественно использованы, если они подготовлены в отсутствии стратегии пространственного развития (на основе стратегии социально-экономического развития) и без четких технических требований к материалам планов в электронном виде, что обеспечивает саму возможность их сопоставления и автоматизированного мониторинга.

В случае с городом ключевыми информационными ресурсами системы, которые необходимо положить в основу системы, являются:

- Генеральный план;

- Правила землепользования и застройки;

- Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры;

- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

- Программа комплексного развития социальной инфраструктуры;

- Проекты планировки и межевания;

- Картографическая основа – ортофотоплан сверхвысокого разрешения и векторная модель местности.

Интегрированная мультиотраслевая информационно-геоинформационная система управления необходима для согласованности планирования этих и других решений по развитию территорий, вопросов текущего управления, включая мониторинг показателей качества среды и оперативного внесения изменений в ранее принятые решения.


Справка об ИАС «Градоустройство»

Разработчик ООО «ИТП «Град», г. Омск.

Год разработки первой версии – 2007.

Текущая версия – 3.5.

Подробная информация о системе –http://itpgrad.ru/ias,http://ias3.itpgrad.ru

Реестр отечественного ПО –https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/77596/.

Совместимые СУБД –PostgreSQL, Oracle.

Совместимый ГИС-сервер – GeoServer.

Опыт создания системы в защищенном исполнении с применением средств защиты информации – есть.

Техническая поддержка –8-800-775-5208,http://support.itpgrad.ru

Информация о поддержке –http://itpgrad.ru/node/637

Опыт внедрения систем на региональном и муниципальном уровнях:

- Тюменская область;

- Приморский край;

- Сахалинская область;

- Омская область;

- Новосибирск;

- Новокузнецк;

- Киев;

- МО ХМАО – Югры (в т.ч. Сургут, Нижневартовск, Мегион, Когалым, Покачи и др.);

- другие регионы, города и муниципальные районы.

В 2015 году проекты, реализованные на базе ИАС «Градоустройство», вышли в финал Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России в номинации «Лучшие практики внедрения IT-технологий в градостроительной деятельности».
Финалистами конкурса стали:

• информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области (ИСОГД ТО);

• автоматизированная ИСОГД г. Сургута.

В 2016 году ИАС «Градоустройство» победила в конкурсе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Лучшие информационно-аналитические инструменты – 2016» в номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки пространственных данных».


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2016.