Автор статьи: Дударев Алексей Викторович - генеральный директор ООО "Джемс Девелопмент".

Известные планировщики в лентах Facebookа и на страницах журнала «УРТ» описывают нескладность существующей системы территориального планирования и проектирования. Между тем регионы, города, коммерческие компании и простые граждане живут ежедневной жизнью, а окружающая их среда изменяется (и существенно!) стараниями как деятельных людей, так и силами природы.
Реальная жизнь – это не Cities Skyline (современная реинкарнация Sim City), в ней нельзя нажать на паузу, проверить расчеты, раздать команды и снова включить таймер и смотреть, как будет изменяться игрушечный город по заданной траектории. Реальные изменения редко проходят согласованно и по плану. Часто они вообще остаются незамеченными, пока не воплотятся в чрезвычайную ситуацию.
Внедрение методов и инструментов, обеспечивающих взаимосвязанное системное управление с обратной связью, построенной на измерении показателей, по которым оценивается результативность управляющего воздействия и проводится оценка окружающей действительности, – путь для тех, кто готов тратить ресурсы, чтобы подниматься вверх, признавать и исправлять ошибки, терпеть неудовлетворительные показатели, рассчитанные на основе объективных данных, и делать еще множество непопулярных дел. Это и есть наши клиенты – существующие и будущие пользователи ИАС «Градоустройство».
Информационно-аналитическая система «Градоустройство» – многопользовательское программное решение, направленное на создание комплексных систем управления для сложных структур – региональных органов власти, органов местного самоуправления, компаний, оперирующих большим числом объектов их параметров и связей, ведущих проектную деятельность.
Внедряя «Градоустройство», мы стараемся решить 2 крупные задачи:
1) Автоматизировать управленческие процессы так,чтобы даже самый маленький в управленческой иерархии специалист, выполняя административные процедуры: принимая и оформляя частные решения, не противоречил ранее принятым решениям высокого (стратегического) уровня и актуализировал ту часть информации в базе данных, которая зависит непосредственно от его деятельности.
2) Обеспечить каждого пользователя необходимыми для осуществления его деятельности средствами автоматизации рутинных операций и, главное, информацией. Представить эту информацию во взаимосвязи с текущими действиями и планами смежных структурных подразделений, дать возможность оценить влияние принимаемого решения на текущую и плановую ситуацию с учетом заданных критериев оценки.
Самая важная проблема, решаемая внедрением «Градоустройства», – проблема межведомственной разобщенности, множественность неинтегрированных информационных ресурсов и информационных систем, несогласованных управленческих действий.
Разберемся, какими средствами ИАС «Градоустройство» помогает решить эту проблему. Ключевые «полезности» информационной системы можно сгруппировать в 3 блока.
1. Хранение и обработка данных – интегрированная модель данных ИАС «Градоустройство» состоит из жесткой и гибкой частей. Жесткая часть спроектирована на основе общепринятых в мире архетипов различных предметных областей (земельный кадастр, адресация, бухгалтерия, планирование и др.). Гибкая часть позволяет адаптировать структуры данных под изменяющиеся классификаторы и справочники, формировать новые подсистемы для решения специализированных задач, изменять и создавать новые классы объектов, устанавливать между ними связи «на лету» без необходимости простоя информационной системы в процессе модернизации при подключении новых подразделений или изменений законодательства, регламентов, стандартов.
Такая модель данных призвана устранить дублирование информации, обеспечить интеграцию ИАС «Градоустройство» с существующими системами (документооборот, бухгалтерия, электронный бюджет, системы моделирования транспортных потоков, энергетической инфраструктуры и др.), а главное – реализовать единство объекта управления на всех стадиях его «жизненного цикла». Для этого нужно решить:
– во-первых, задачу связанности информации о данном объекте в документах территориального планирования, частных инвестиционных программах, документации по планировке территории, программах комплексного развития, муниципальных программах, документах стадии реализации (строительства, реконструкции), эксплуатации, вывода из эксплуатации и иных с целью контроля согласованности всех планов и решений между собой;
– во-вторых, задачу проверки взаимного влияния (пространственного и параметрического) объекта с иными объектами, информацией об их юридическом статусе, действующих правах и ограничениях, нормативных характеристиках, так как именно эти связи в конечном счете и позволяют сформулировать, рассчитать и наглядно визуализировать индикаторы (например, обеспеченность горожан местами в детских садах). И чем большее количество участников и информации будет интегрировано в систему, тем достовернее будут данные индикаторы обратной связи. Сравните два варианта:
1) визуализация обеспеченности территории детскими садами на основе укрупненного показателя количества жителей на гектар определенного типа застройки, статистики департамента образования по загруженности учреждений с расчетом по радиусам пешеходной доступности по нормативу, установленному в местных нормативах градостроительного проектирования;
2) аналогичная визуализация, подготовленная с использованием данных о половозрастной структуре и реальном количестве проживающих в каждом жилом здании, скорректированная с учетом «больших данных» – информации о миграции населения по данным операторов сотовой связи, дополнительных данных о параметрах частных детских садов, оценке объемов индивидуального воспитания, с расчетом по транспортному графу (возможно, с учетом информации о движении общественного транспорта и загруженности дорожной инфраструктуры в случае доступности по дорогам).
Добавьте ко второму варианту возможность расчета с учетом планов ввода в эксплуатацию новых детских садов, режима работы и реконструкции действующих, прогноза изменения численности и структуры населения и др. плановой информации.
Развитая модель денных, реализующая подход единства объекта управления и связанности информации, позволяет нам решать с использованием ИАС «Градоустройство» вопросы синхронизации документов территориального планирования, градостроительного зонирования, муниципальных программ, схем развития инженерной инфраструктуры и программ комплексного развития как на муниципальном, так и на региональном уровнях. При этом для построения региональных систем управления на основе ИАС «Градоустройство» нами успешно реализованы специфические задачи, связанные с пересчетом данных из различных систем координат в единую (и обратно), а также задачи автоматизированного сопоставления объектов как на межмуниципальном уровне, так и между уровнями субъект-муниципалитет.
2. Пространственный анализ и визуализация – обеспечивает наглядное отражение ситуации по различным тематическим срезам, которые мы настраиваем, исходя из специфики зоны ответственности пользователя.
Карта как средство представления информации позволяет выявить существующие проблемы, а если у нас есть планы, то дать и прогноз будущих проблем, их локализацию в пространстве. Система позволяет уточнить параметры и взаимосвязи объектов на данной территории с другими объектами и связанными с ними документами, содержащими управленческие решения, – всем, что так или иначе оказывает влияние и формирует данную ситуацию.
Спектр задач, решаемых с участием геоинформатики, очень широк, вот лишь некоторые из них:
– автоматизация построения чертежей с анализом взаимного расположения объектов;
– геокодирование – визуализация на карте объектов, у которых отсутствует пространственная составляющая;
– построение статистических отчетов на основе пространственных связей и параметров (таких как площадь или взаимное расположение);
– тематическое картографирование;
– задачи оценки расстояний между объектами.
ИАС «Градоустройство» позволяет автоматизировать формирование подобных карт и таблиц, осуществлять их автоматическое обновление при изменении фактической ситуации (границ и параметров используемых для расчета объектов).
3. Инструменты создания отраслевых приложений –автоматизированных рабочих мест (далее – АРМ), предназначенных для автоматизации решения конкретных текущих задач самых различных подразделений (частей системы управления) в едином информационном пространстве.
АРМ обеспечивают пользователя доступом к нужной информации в табличной и картографической формах, осуществляют контроль качества внесения данных, предупреждают о необходимых действиях и автоматизируют формирование выходных форм отчетов и документов, если такие предусмотрены регламентами и технологией работы пользователя. Через АРМ формируются запросы данных у смежных ведомств посредством СМЭВ или автоматическое предоставление данных, если они уже имеются в ИАС «Градоустройство».
Типичными примерами комплексных АРМ, настройка которых проводится при внедрении ИАС «Градоустройство» в деятельность муниципальных образований, являются:
- архитектура и градостроительство (в т.ч. автоматизированная ИСОГД как составная часть);
- имущество, инвентаризация;
- дорожная инфраструктура и транспорт;
- благоустройство и озеленение, уличное освещение;
- коммунальная инфраструктура;
- социальная инфраструктура;
- экономика (в том числе реклама, нестационарные торговые объекты);
- демография;
- многоквартирные дома, капитальный ремонт, ветхий и аварийный жилой фонд.
В составе комплексного АРМ могут быть выделены отдельные узкоспециализированные задачи, для каждой из которых проводится настройка подчиненных АРМ, вот несколько примеров из области градостроительства:
– подготовка градостроительного плана ЗУ;
– подготовка разрешения на строительство ОКС (внесение изменений, продление);
– подготовка разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию.
Также выделяются специализированные «интеграционные» АРМ:
– импорт сведений ГКН (ЕГРН);
– подготовка карт-планов и экспорт сведений для внесения в ГКН.
При эксплуатации подобных интеграционных АРМ ИАС «Градоустройство» обеспечивает синхронизацию информации различных информационных ресурсов, так, например, при импорте сведений ЕГРН (ГКН, ЕГРП) в базе данных ИАС «Градоустройство» сохраняется вся историческая информация по объектам, которые «исчезли» из актуальных сведений государственного реестра (например, были сняты с учета, разделены, объединены и т.п.), а также вся история изменений, связей и дополнительных данных по подобным объектам, накопленная в процессе эксплуатации ИАС «Градоустройство».
Другой пример комплексного АРМ в сфере дорожной инфраструктуры и транспорта. Здесь примерами специализированных задач могут служить:
- АРМ для мониторинга реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, где реализован функционал ведения информации о финансировании, подрядных организациях, элементы проектного управления и контроля сроков реализации отдельных объектов по стадиям – от разработки и согласования проектной документации до ввода в эксплуатацию, хранение материалов фотофиксации хода строительства;
- АРМ планирования текущего ремонта улично-дорожной сети города и приемки отдельных мероприятий с контролем межремонтных интервалов, гарантийных обязательств, расчетом стоимости работ, оформлением претензий и др.
Практически всегда в процессе проектирования и внедрения системы управления возникает «парадокс правообладания». Совершенно ничего невозможно сделать с объектом, который никому не принадлежит (например, включить его в программу энергоэффективности или любую другую программу), с другой стороны почти в 100 % случаев система управления муниципальным имуществом является изолированной от всех подразделений администрации. Уполномоченные органы управляют объектами, о правовом и финансовом статусе которых имеют нечеткое представление. В составе программного комплекса ИАС «Градоустройство» отдельное внимание уделяется подсистеме «Управление недвижимостью» (в составе блока «Управление имуществом»). В рамках данного комплексного АРМ решаются следующие задачи:
- автоматизация процессов предоставления ЗУ:
- предоставленных в аренду;
- предоставленных в собственность;
- предоставленных в безвозмездное пользование;
- предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование;
- ведение сведений по договорам, автоматизированное формирование договоров;
- расчеты и перерасчеты арендной платы, выкупных стоимостей и т.п. на основе редактора формул;
- расчет и начисление пеней;
- финансово-лицевой учет;
- претензионная деятельность;
- интеграция с ГИС ГМП.
Для обеспечения взаимосвязи при функционировании отдельных отраслевых АРМ при внедрении системы необходимо выделение следующих общих подсистем, которые должныобеспечить взаимосвязь управленческих решений и эффективное использование информации:
- технологическая платформа, обеспечивающая доступ пользователей к АРМ посредством веб-интерфейса (в т.ч. сервисы аутентификации и идентификации, авторизации);
- подсистема аналитической обработки данных и визуализации;
- подсистема автоматизации бизнес-процессов (предоставления услуг и исполнения функций);
- подсистема формирования и мониторинга исполнения муниципальных программ;
- интеграционная подсистема, обеспечивающая интеграцию ресурсов смежных информационных систем, системы электронного документооборота, сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и вывод услуг, оказываемых посредством ИАС «Градоустройство», на единый портал государственных услуг (ЕПГУ), региональные порталы (РПГУ) и в многофункциональные центры (АИС МЦФ);
- публичные картографические сервисы:
- интерактивная градостроительная карта;
- инвестиционная карта;
- карта социально-экономического развития;
- сервис предоставления открытых данных.
Трудно переоценить значение публичных сервисов. Их качество, доступность и функциональность – универсальный показатель качества всей системы управления.
Опубликуем карту обеспеченности теми же детскими садами и программу комплексного развития социальной инфраструктуры, покажем, какие территории города слабо покрыты существующими частными и муниципальными сервисами в этой сфере, где в ближайшее время планируется и не планируется создание новых объектов за муниципальные средства, и вот она – реальная инвестиционная карта.
В ИАС «Градоустройство» разработан и успешно применяется собственный «движок» управления процессами, совместимый с популярной нотацией их формализованного описанияBPMN, в которой мы готовим описание существующей ситуации и предложения по ее оптимизации в процессе обследования объекта автоматизации.
Разбиение процессов на отдельные задачи и сбор статистических данных по их прохождению позволяет выявлять и устранять бутылочные горлышки, которые всегда присутствуют в той или иной степени. В нашей практике нередки случаи, когда на основе годовой статистики выявлялось, что до 100% задач отдела из 10 человек решают конкретные трое его сотрудников.
В рамках работ по автоматизации предоставления услуг мы также проводим работы по разработке и интеграции в специализированные АРМ сервисов системы межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ) с целью автоматизации получения и предоставления информации, необходимой в процессе предоставления муниципальной или государственной услуги.
Каждая услуга, реализованная в ИАС «Градоустройство», может быть выведена на единый портал государственных услуг (ЕПГУ) или в АИС МФЦ для приема заявлений о предоставлении услуги и передачи информации о статусе, а также самого результата услуги в электронном виде.
Весь этот комплекс мероприятий позволяет значительно продвинуться в достижении показателей, установленных в целевых моделях Агентства стратегических инициатив и утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации», а также в достижении показателей различных региональных и муниципальных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата.
Почти все из вышеперечисленных функций системы являются важными сами по себе, однако в ИАС «Градоустройство» они также нацелены на решение наиболее перспективной и полезной задачи – расчета показателей качества среды как универсальных индикаторов качества управления (в случае если наша сложная система – город), в том числе нормируемых в составе нормативов градостроительного проектирования. Для оценки средствами ИАС «Градоустройство» при внедрении могут быть реализованы процессы:
1) построение карт оценки существующего состояния территорий;
2) оценка проектных решений на соответствие нормативам и иным показателям качества среды;
3) оперативный пересчет оценки вслед за изменением существующей ситуации и при утверждении\внесении изменений в планы\нормативы, изменении данных о демографии, реализации мероприятий по вопросам местного значения.
Нефункциональной, но важной особенностью ИАС «Градоустройство» как комплексного решения является 10-летняя история применения системы в различных регионах и городах Российской Федерации.
Конечно, качество созданной системы управления не ограничивается и не определяется качеством программного решения, ведь оперативный мониторинг планов развития города не может быть выполнен в отсутствии самих планов, а планы не могут быть качественно использованы, если они подготовлены в отсутствии стратегии пространственного развития (на основе стратегии социально-экономического развития) и без четких технических требований к материалам планов в электронном виде, что обеспечивает саму возможность их сопоставления и автоматизированного мониторинга.
В случае с городом ключевыми информационными ресурсами системы, которые необходимо положить в основу системы, являются:
- Генеральный план;
- Правила землепользования и застройки;
- Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры;
- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- Программа комплексного развития социальной инфраструктуры;
- Проекты планировки и межевания;
- Картографическая основа – ортофотоплан сверхвысокого разрешения и векторная модель местности.
Интегрированная мультиотраслевая информационно-геоинформационная система управления необходима для согласованности планирования этих и других решений по развитию территорий, вопросов текущего управления, включая мониторинг показателей качества среды и оперативного внесения изменений в ранее принятые решения.
Справка об ИАС «Градоустройство»
Разработчик ООО «ИТП «Град», г. Омск.
Год разработки первой версии – 2007.
Текущая версия – 3.5.
Подробная информация о системе –http://itpgrad.ru/ias,http://ias3.itpgrad.ru
Реестр отечественного ПО –https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/77596/.
Совместимые СУБД –PostgreSQL, Oracle.
Совместимый ГИС-сервер – GeoServer.
Опыт создания системы в защищенном исполнении с применением средств защиты информации – есть.
Техническая поддержка –8-800-775-5208,http://support.itpgrad.ru
Информация о поддержке –http://itpgrad.ru/node/637
Опыт внедрения систем на региональном и муниципальном уровнях:
- Тюменская область;
- Приморский край;
- Сахалинская область;
- Омская область;
- Новосибирск;
- Новокузнецк;
- Киев;
- МО ХМАО – Югры (в т.ч. Сургут, Нижневартовск, Мегион, Когалым, Покачи и др.);
- другие регионы, города и муниципальные районы.
В 2015 году проекты, реализованные на базе ИАС «Градоустройство», вышли в финал Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России в номинации «Лучшие практики внедрения IT-технологий в градостроительной деятельности».
Финалистами конкурса стали:
• информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области (ИСОГД ТО);
• автоматизированная ИСОГД г. Сургута.
В 2016 году ИАС «Градоустройство» победила в конкурсе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Лучшие информационно-аналитические инструменты – 2016» в номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки пространственных данных».
Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2016.
Комментарии (0)