01.12.2016

Череповец – от города-завода к многопрофильному центру XXI века

Автор статьи: Ольга Вячеславовна Красовская, профессор Международной Академии Архитектуры (МААМ), главный архитектор Научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург)


Какие ассоциации у вас возникают при упоминании города Череповца? Конечно, «Северсталь». И когда вы въезжаете в город по железной дороге со стороны Санкт-Петербурга или когда смотрите на космический снимок, масштабы и сам вид основного промышленного узла Череповца изумляют, ошеломляют и несколько даже пугают. Но при ближайшем рассмотрении (к которому относится и процесс проектирования) Череповец оказывается гораздо сложнее, современнее и многостороннее, чем просто крупный промышленный город. Городское сообщество ставит перед собой амбициозную мегацель – перейти на новый качественный уровень развития через построение многопрофильной экономики. И это одна из главных задач, поставленных перед разработчиками градостроительной документации.



Вологодская область. Схема территориального планирования. Многофункциональные территориально-планировочные системы (зоны экономической активности)


Многообразный, развивающийся город, удобный для работы и отдыха; город, активно поддерживающий бизнес, культуру, спорт; город, стремящийся к улучшению окружающей среды; город, заботящийся о детях, пожилых людях и инвалидах. Таким хотят видеть свой город жители Череповца.

Археологические раскопки подтверждают, что первые люди пришли на череповецкую землю в глубокой древности, не позднее 9 тысяч лет назад в эпоху голоцена. В I тысячелетии н.э. здесь жили угро-финские племена «Весь» и «Меря». Наименование города Череповец произошло по местности Череповесь, как назывались эти земли задолго до образования города, что означает – поселение на возвышенном месте (по одному из вариантов этимологии). В ходе славянской колонизации вологодских земель вокруг Белого озера, озера Воже и по течению р. Шексны в XIII-ХV вв. сложилось Белозерское княжество. В XIV в. на берегу Ягорбы на месте современного города был основан Воскресенский Череповский монастырь, просуществовавший до XVIII в. Череповец является самым древним городом на территории Вологодской области, никогда не менявшим своей локации.

В настоящее время Череповец – один из крупных центров черной металлургии Российской Федерации. Череповец – это первый по численности населения город Вологодской области (более 300 тыс. чел.), административный центр Череповецкого муниципального района Вологодской области и центр Череповецкой системы расселения (г. Череповец, Кадуйский, Череповецкий, Шекснинский районы). Город входит в состав Северо-западного федерального округа.

Проект внесения изменений в ГП Череповца. Карта функциональных зон

Удачно было выбрано и оказалось благоприятным для торговли, производства и развития других отраслей хозяйства месторасположение города – Череповец расположен в юго-западной части Вологодской области на обоих берегах р. Шексны при впадении в нее р. Ягорбы. И сразу же за городом простирается обширная гладь Рыбинского водохранилища. Город имеет удобные транспортные связи: расположен на пересечении железной дороги Санкт-Петербург – Вологда с Волго-Балтийским водным путем. ОАО «Череповецкий порт» – один из крупных речных портов Волго-Балтийского водного пути. В 25 км от г. Череповец расположен единственный в Вологодской области международный аэропорт.

Административно город Череповец не делится на районы, однако планировочно принято выделять 4 района: Индустриальный, Заягорбский, Зашекснинский, Северный. Город представляет собой ряд компактно расположенных образований, разграниченных водотоками, железной дорогой, производственными зонами и объединенных общей инфраструктурой. Значительные городские территории заняты промышленными зонами.

Основу экономического потенциала Череповца составляют предприятия черной металлургии и частично химического комплекса. Также представлены машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленности, электроэнергетика, строительство, полиграфическая промышленность, цветная металлургия. Порядка половины всех работников заняты в обрабатывающих производствах (47,4%).

Наблюдается положительная динамика численности населения. Миграционный прирост населения стабильно положительный. Естественный прирост населения положительный с 2012 г.

Проект внесения изменений в ГП Череповца. Схема перспективного развития планировочной структуры


В экономическом отношении Череповец – это многофункциональный город, выполняющий функции промышленного центра, научно-образовательные, культурные, административные, финансово-организационные функции. Для города характерна высокая концентрация промышленных предприятий и наличие квалифицированных кадров.

Череповец имеет давнюю градостроительную историю. Первый план регулярной застройки Череповец получил в 1782 г. План представлял собой обычную для разрабатывающихся тогда градостроительных проектов регулярную структуру из сетки перпендикулярных улиц, наложенных на рельеф местности. Этим планом регламентировался порядок застройки будущего города. К нему прилагались «примерные фасады», разработанные Комиссией каменных строений. Впрочем, план органично включал в себя и ранее сложившиеся ансамбли сельских площадей, был соотнесен с ландшафтом и условиями окружающей среды.

Вся территория города была разделена на 46 кварталов, образующих 24 улицы. Центральной осью планировочной структуры стал Воскресенский (в настоящее время Советский) проспект, направление которого определялось руслом Ягорбы. Он соединял ансамбль Воскресенского монастыря с торговой площадью села Федосьева. Так, на стержне главного проспекта сохранились и приобрели регулярные очертания две исторически сложившиеся площади – Благовещенская (в настоящее время Красноармейская) и Соборная. Между ними появилась новая, которая должна была стать и стала средоточием городской торговли и одновременно административным центром. Площадь, названная Торговой, находилась на пересечении Воскресенского проспекта и Крестовской улицы (ныне ул. Ленина).

На Воскресенском проспекте возводились дома состоятельных граждан, главным образом купеческие. На параллельных улицах (Благовещенской, Дворянской, Покровской) возводили дома ремесленники и немногочисленные дворяне. Строительство жилых домов шло оживленными темпами, и к 1795 году было уже возведено 168 жилых деревянных домов, к началу XIX в. численность населения Череповца составляла всего 900 человек. Значение города возросло после строительства в 1810 году Мариинской водной системы.

Уже в конце 30-х годов XX в. правительством принимается судьбоносное для города решение о строительстве Волго-Балтийского водного канала и металлургического завода в Череповце. После начала строительства в Череповце металлургического завода к 1951 году институтом Ленгипрогор был разработан генеральный план города, определивший его развитие в северном и северо-западном направлениях. Предусматривалось также создание новых жилых массивов за реками Ягорбой и Шексной. Новый город оказался планировочно активно подключен к старому городскому центру, естественным образом дополнил и продолжил его.

В постсоветский период Череповец развивался в соответствии с генеральным планом, разработанным ГПИ «ЛенНИИП Градостроительства» и утвержденным 24 декабря 1991 года. Для своего времени это был реалистичный и перспективный документ, в большинстве своем оправдавший прогнозы. Как генеральный план города, так и современные градостроительные документы сыграли положительную роль на соответствующих этапах развития города. В 2004-2005 годах генеральный план городского округа «Город Череповец» разработан ФГУП «НИИП Градостроительства» и был призван определить градостроительную стратегию города до 2020 года.

В настоящее время исторический центр города в целом сохранил первоначальную планировку, выработанную в генеральном плане Екатерининского периода (конец XVIII в.), и малоэтажную историческую застройку с большим количеством памятников. В городе расположено 94 объекта культурного наследия федерального и регионального значения. Значительное число памятников находится в удовлетворительном состоянии, ведется реставрация нескольких объектов.

На левобережье р. Шексны активно застраивается Зашекснинский район с преимущественно многоэтажными жилыми микрорайонами. Жилая застройка города в настоящее время активно развивается на правом берегу р. Шексны. Город также движется и в восточном направлении на левом берегу р. Ягорбы. Зашекснинский район характеризуется наиболее благоприятной экологической ситуацией и, соответственно, наиболее благоприятными условиями проживания.


Схема озеленения Зашекснинского района г. Череповца

Современные социально-экономические и градостроительные проблемы Череповца, к сожалению, типичны для многих крупных индустриальных центров: необходимость диверсификации экономики, сложная экологическая ситуация, создание новых рабочих мест, приближенных к жилым районам, решение транспортных проблем.

Серьезность экологических проблем характеризует тот факт, что Череповец среди муниципальных образований Вологодской области по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух находится на первом месте. В массе выбросов от стационарных источников по Вологодской области (67,37%). ПАО «Северсталь» занимает первое место в городе по вкладу в загрязнение атмосферы.

Город испытывает серьезные транспортные проблемы: на главных улицах в час «пик» возникают транспортные пробки. Единственный мост между главными структурными частями города – правым и левым берегом р. Шексна не справляется с «пиковыми» нагрузками. Перегруженность Октябрьского моста вызывает затруднения на прилегающей к мосту улично-дорожной сети. Отсутствие прямой связи Заягорбского и Зашекснинского районов делает затруднительным организацию между ними общественного транспорта. Естественно, перечень проблемных вопросов можно продолжить: недостаточная обеспеченность новых жилых районов объектами социальной инфраструктуры, дефицит озеленения общего пользования, всем знакомая проблема с автомобильными парковками и др.

Градостроительное проектирование в Вологодской области с 2007 г. [1], а в последние несколько лет и разработка документов градостроительного профиля для г. Череповца занимают важное место в творческой деятельности Научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО».

Череповец рассматривается как одно из главных звеньев в системе планов стратегического развития Вологодской области. В Схеме территориального планирования Вологодской области (НПИ «ЭНКО», Схема утверждена в мае 2009 г.) предложена организация многофункциональных территориально-планировочных систем (зон опережающего развития), важнейшей из которых является агломерация «Вологда-Череповец» (рис. 1). Города Череповец и Вологда являются главными «полюсами роста», экономическое значение которых выходит далеко за рамки Вологодской области. В пределах агломерации формируется основной социально-экономический и промышленный потенциал региона.

Необходимо отметить, что сотрудничество в области градостроительной деятельности между череповецкими специалистами и сотрудниками НПИ «ЭНКО» наиболее активно развивалось в последние несколько лет. Разработаны три крупных проекта планировки, Схема озеленения территории города. В 2016 г. были утверждены проекты внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г. Череповца.

Что нового и интересного заложено в эти проекты? Прежде всего, мэрией города перед проектировщиками была поставлена задача – определить пространственную оболочку города, форму плана, направления промышленного и жилищного строительства, которые позволили бы Череповцу развиваться в соответствии с новой социально-экономической стратегией – формирование современного, комфортного для жителей, многопрофильного города XXI века.

Основная цель проекта внесения изменений в Генеральный план Череповца – создание актуального документа, учитывающего текущие изменения в градостроительном развитии города, анализ и учет ранее разработанных и утвержденных проектов планировки территории, разработка документа в соответствии с действующей нормативно-правовой базой.

Важной методической позицией проекта является преемственность градостроительных решений по отношению к действующему Генеральному плану, если это не противоречит современным планировочным задачам.

Градостроительная концепция проекта внесения изменений в Генеральный план г. Череповца предусматривает следующие позиции [2]:

- сохранение и развитие функций важного промышленного центра федерального и регионального значения, реструктуризация и техническая модернизация производственного потенциала;

- оптимизация экологической ситуации, развитие системы озеленения и рекреационных зон, комплексное благоустройство территории;

- развитие многофункционального транспортного комплекса – аэропорта, речного порта, железнодорожного и автотранспортного узлов;

- сохранение и развитие многофункционального профиля города, открытость города для инвестиций, экономической деятельности и культурных контактов, интенсивное развитие сферы туризма;

- приоритетное развитие и модернизация улично-дорожной сети, транспортных сооружений общественного транспорта, реконструкция и развитие инженерных систем города;

- развитие комплексного жилищного строительства различных типов на экологически безопасных территориях;

- формирование на территории города и пригородных территориях системы природно-экологического каркаса как главного средоформирующего элемента экологически безопасного развития города;

- формирование прибрежных парковых зон и набережных – одна из главных градостроительных задач г. Череповца;

- развитие системы культурно-бытового обслуживания городского округа, формирование зон общественно-делового назначения во всех планировочных районах города;

- рациональное использование территориальных ресурсов – реконструкция и модернизация устаревшего неценного жилищного фонда, реорганизация производственных зон, направленная на снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия) предусматривает инновационное развитие машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров, а также развитие межтерриториальной кооперации машиностроительных производств. Целевым ориентиром является доведение доли машиностроительной продукции в объеме промышленного производства до 30%, а его доли в экспорте – до 20%. К числу стратегических проектов отнесено восстановление в Вологодской области станкостроительных предприятий.

Наиболее масштабным проектом на ближайшие годы является развитие Индустриального парка «Череповец», который разместится по соседству с ПАО «Северсталь» и АО «ФосАгро-Череповец».

В связи с автоматизацией производственных процессов в промышленности значительное число новых рабочих мест можно будет создавать в сфере обслуживания населения, в том числе в рекреации и туризме, развивать малое предпринимательство. Это позволит повысить эффективность функционирования экономики в целом и также будет способствовать росту качества жизни населения. Новая индустриализация не помешает городу осуществлять диверсифицированное развитие, не испытывая чрезмерного напряжения на рынке труда. Диверсификация как направление развития необходима в целях обеспечения условий дальнейшего устойчивого развития всех сфер жизни города. В целом экономика города останется моноструктурной, поскольку ведущим производителем промышленной продукции, во многом определяющим состояние экономики города, останется ПАО «Северсталь».

В Зашекснинском районе Череповца на юге города на въезде-выезде в направлении на Ярославль и Москву планируется создание новой крупной производственной зоны «Южный технологический кластер города Череповца» общей площадью около 150 га с перспективой расширения до 300 га. Развитие новой производственной зоны вызвано не только социально-экономическими целями, но и задачей формирования комфортного города – оптимизации трудового тяготения и расселения.

Главными направлениями развития новых жилых районов и сопутствующей им инфраструктуры остаются юго-восточное (Зашекснинский район) и северо-восточное (Заягорбский район). Основные объемы нового жилищного строительства как многоэтажного, так и индивидуального предусматриваются на территории Зашекснинского района. Здесь же предусмотрены площадки для размещения крупных объектов городского значения – здравоохранения, образования, культуры, спорта, рекреации, торговли, развлечения и др. Проектная планировочная структура Череповца и предложения по функциональному зонированию территории отражены на графических материалах проекта внесения изменений в Генеральный план города Череповца (рис. 2).

В проекте даны предложения по формированию перспективной планировочной модели города и ближайших пригородов (рис. 3). Основные концептуальные мероприятия: формирование внешнего автодорожного обхода города (в виде полукольца), который в перспективе должен соединить все внешние транспортные направления – на Санкт-Петербург, Вологду, Ярославль; резервируется трасса третьего автодорожного моста через р. Шексна; даются предложения по организация новой многофункциональной производственной зоны в Зашекснинской части города; в местах пересечения радиальных и кольцевых транспортных направлений формируются многофункциональные транспортно-логистические и обслуживающие центры; разработаны концептуальные решения организации внутреннего транспортного кольца для связи всех составляющих планировочной структуры города. В створе ул. Архангельской планируется строительство нового автомобильного моста (второго моста через р. Шексна), что предусматривалось в ранее разработанной проектной документации.

Исторический центр города должен сохранить квартальную историческую планировочную сеть и малоэтажный характер застройки. Важным мероприятием является соблюдение высотного и стилевого регламента при осуществлении нового строительства и реконструкции на территории исторического центра города.

Территории производственных зон требуют ряда серьезных планировочных мероприятий – упорядочения зонирования, рационального использования имеющихся территориальных ресурсов, развития транспортной инфраструктуры, озеленения и благоустройства территории и др., что будет являться предметом разработки в специальных проектах на следующих стадиях проектирования.

Планируемые в проекте внесения изменений в Генеральный план г. Череповца мероприятия по формированию природно-экологического каркаса включают различные по своему функциональному назначению озелененные пространства:

- озелененные территории общего пользования на всей территории городского округа (парки, скверы, сады, бульвары, озелененные набережные, лесопарки); озеленение ограниченного пользования (озелененные территории лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов) и озелененные территории специального назначения (кладбища, питомники, озеленение санитарно-защитных зон и др.);

- элементы исторического озеленения – озеленение на территории объектов культурного наследия, памятников и ансамблей, сохранившиеся исторические парковые зоны, валы, долины малых рек, овраги;

- городские лесные массивы, леса зеленой зоны, зоны отдыха;

- территории пойменных ландшафтов рек Шексна, Ягорба, Серовка, озелененные берега прудов, озер, искусственных водоемов;

- ландшафты открытых пространств – луга, огороды, пашни;

- озеленение спортивно-парковых пространств.

В качестве иллюстрации даны предложения по формированию системы озеленения Зашекснинского района, которые были темой специального проекта (рис. 4, 5).

Схема озеленения Зашекснинского района г. Череповца

Важным направлением развития современной экономики на территории муниципального образования является развитие туристской инфраструктуры, общее благоустройство города, реставрация и целесообразное использование объектов культурного наследия. В проект внесения изменений в генеральный план заложены следующие основные мероприятия:

- благоустройство существующих и развитие пешеходных туристских маршрутов;

- реконструкция городского парка культуры и отдыха (Соляной сад);

- комплексная реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Дом Высоцкого В.Д., 1860 г.» (пр. Советский, 19) и оборудование его под музей археологии;

- строительство парка Советского периода в парке им. Ленинского комсомола;

- благоустройство территории Центральной городской набережной г. Череповца и развитие инфраструктуры (гостиничный комплекс «Петр Первый»; пассажирский причал для круизных теплоходов; центр по обслуживанию туристов в рамках развития речного вокзала; спортивно-развлекательный центр в районе пляжа «Строитель»);

- строительство многофункционального гостиничного комплекса;

- развитие инфраструктуры историко-архитектурного комплекса «Усадьба Гальских»;

- строительство спортивно-рекреационного комплекса «Гритинская гора» (специализация – горнолыжный спорт).

Основополагающие принципы развития внутригородской транспортной инфраструктуры приняты с учетом анализа ее состояния, а также предложений действующего Генерального плана города. Эти принципы формулируются следующим образом (рис. 5):


Карта планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры

- создание развитых транспортных связей между районами города;

- вынос транзитных потоков автотранспорта за границы жилой застройки городского округа;

- создание единой системы городского транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой городского округа и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные быстрые и безопасные связи со всеми функциональными зонами, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами;

- развитие линий общественного транспорта, способных обеспечить максимальную доступность существующей и проектируемой жилых, общественных и производственных зон;

- формирование комфортной городской среды путем организации системы озелененных пешеходных направлений и зон;

- обеспечение высокого уровня сервисного обслуживания транспортных средств; обеспечение современного решения проблемы организации постоянного и временного хранения транспортных средств.

Проектные предложения по развитию магистральной улично-дорожной сети в первую очередь направлены на создание кольцевой структуры, связывающей все районы города между собой магистральными улицами общегородского значения. Флагманским мероприятием по достижению этой цели будет строительство моста в створе ул. Архангельская. Реализация данного мероприятия позволит решить сразу несколько градостроительных задач:

- создаст надежную связь районов города и промышленных зон города между собой;

- откроет второй выход из Зашекснинского района на правобережную часть города, в которой сконцентрировано почти 73% рабочих мест Череповца;

- обеспечит альтернативную связь Зашекснинского района с федеральной дорогой А-114 Вологда – Новая Ладога и с аэропортом в объезд перегруженного транспортом Индустриального района;

- снизит транспортную нагрузку на Индустриальный район, выведя часть транзита за его пределы;

- придаст новый импульс к освоению незастроенных территорий Зашекснинского района;

- уменьшит более чем в два раза время в пути на пассажирские поездки из Зашекснинского в Заягорбский район.

Развитие линий общественного транспорта ориентировано на создание новых автобусных маршрутов, обслуживающих новые жилые территории города. Создание кольца магистральных улиц общегородского значения, а также выделение полос для движения общественного транспорта позволит увеличить количество поездок на общественном транспорте и уменьшить время поездки между районами. Улицы с проектным движением автобуса обозначены на Схеме развития общественного транспорта. К расчетному сроку плотность улиц, охваченных общественным транспортом, достигнет уровня 2,8 км/кв. км, что является высоким показателем обслуживания общественным транспортом.

В заключении необходимо отметить, что разработка данных крупных градостроительных проектов была бы невозможна без активного участия представителей городского сообщества, мэрии Череповца, городских служб и организаций и, конечно, без участия сотрудников Управления архитектуры и градостроительства. Авторский коллектив НПИ «ЭНКО» выражает всем огромную признательность за содействие и активное участие в работе над проектом. Особенно хотим поблагодарить за организационную помощь и творческое участие мэра Череповца Юрия Александровича Кузина и начальника Управления архитектуры и градостроительства мэрии Череповца Александра Сергеевича Авсейкова.

Схема пешеходного и велосипедного движения



1. Схемы территориального планирования Вологодского, Череповецкого, Бабаевского, Грязовецкого, Чагодощенского и др. муниципальных районов; Генеральные планы и Правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, проекты планировки территории.

2. Авторский коллектив: арх. О.В. Красовская (руководитель); арх. С.В. Малинина (главный градостроитель проекта); инж. А.Г. Петров (руководитель инженерных разделов); инж. В.В. Фролкина, Н.А. Масленникова, И.Н. Максимова, О.Б. Арсентьева, Е.С. Фриш, Д.Б. Тарских, Е.А. Заварзина, экономисты О.В. Петина, А.В. Косарев, Е.С. Денисова, А.В. Яновская и др.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2016.