29.01.2016

Реализация принципов и механизмов открытости с учетом стратегического планирования региона на основе ТИС Томской области

Автор статьи: Маслова Наталья Рудегеровна - кандидат технических наук, действительный государственный советник 1 класса, член Ассоциации юристов России, эксперт Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Российской Федерации. В настоящее время советник Губернатора Томской области.


Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р, определила принципы открытости федеральных органов исполнительной власти:

– принцип информационной открытости;

– принцип понятности;

– принцип вовлеченности гражданского общества;

– принцип подотчетности.

По аналогии с данной Концепцией решением Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства 29 мая 2014 г. была одобрена типовая Концепция открытости субъекта РФ и подготовлены подробные Методические рекомендации по ее реализации. Это ускорило внедрение механизмов открытости на региональном уровне,учитывающих как общие принципы открытого государственного управления, так и специфику конкретного субъекта Российской Федерации.

В вышеуказанных документах открытое государственное управление определяется как система принципов и механизмов организации деятельности органов власти, основанная на признании того, что:

– социальные и экономические вызовы многообразны и возникают на самых различных уровнях;

– интенсивность информационных обменов в обществе требует от системы государственного управления значительно большей открытости в целях обеспечения потребностей и интересов граждан, распространения достоверной информации и повышения конкурентоспособности страны;

– информационные технологии и новые средства коммуникации меняют социальные процессы и требуют внедрения современных технологий взаимодействия государства и общества.

Реализация открытого государственного управления в субъектах РФ является одной из важнейших составляющих обеспечения устойчивого развития как субъекта Российской Федерации, так и страны в целом. Для внедрения и закрепления в деятельности органов исполнительной власти регионов принципов и механизмов новой организации рабочих процессов и взаимодействия с гражданами и бизнесом 29 декабря 2014 г. Распоряжением Правительства РФ № 2769 была утверждена Концепция региональной информатизации.

Надо отметить, что реализация Стратегии развития информационного общества в РФ до 2015 г. от 07.02.2008 г., Федеральных законов: ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ФЗ № 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и т.д. дала мощный импульс для использования в государственном управлении информационных технологий, сформировала систему электронного правительства и инфраструктуру доступа к информации и услугам в электронной форме, создала основу для новых форм и способов взаимодействия граждан и власти. Это стало базой для исполнения государственными и муниципальными служащими своих полномочий и функций в режиме электронного правительства и межведомственного электронного взаимодействия, создало условия для участия граждан в обсуждении и принятии решений органами власти. Кроме того, была сформирована интерактивная среда для эффективной обратной связи граждан с властью, оперативного реагирования на их запросы и быстрого решения общественных проблем, в том числе и в режиме краудсорсинга, появилась возможность оценки деятельности руководителей органов власти и ОМСУ и организации общественного контроля. Началось активное внедрение технологий открытого государственного управления на всех уровнях власти.

Но надо учитывать, что преобразование электронного правительства и перевод его в форму открытого правительства представляет собой сложный процесс, который касается не только автоматизации бизнес-процессов и организации взаимодействия органов власти как между собой, так и с гражданским обществом. Процесс адаптации информационных технологий в систему открытого государственного управления требует целенаправленной систематизации и гармонизации нормативно-правовой базы, гарантирующей юридическую значимость процессов информационного обмена в электронном виде и создающей возможность для организационных преобразований и оптимизации управленческих процессов, а также изменения бизнес-процессов с соответствующей модернизацией информационных систем и технологической инфраструктуры открытого правительства, созданием механизмов «электронной обратной связи» между властью и обществом с учетом пользовательского поведения.

Любая технологическая информационная система является социотехнической, так как она состоит из технических элементов и модулей, которые управляются людьми, является для них инструментом решения управленческих задач с применением определенных методов и специальных знаний.

Важным требованием к органам исполнительной власти и ОМСУ при реализации возложенных на них полномочий и функций является последовательное и неукоснительное соблюдение принципов открытости во всех без исключения управленческих функциях: организации деятельности, анализа и целеполагания, разработки стратегических документов, планирования их реализации, мониторинга показателей, оценки и контроля результатов, мотивации и стимулирования сотрудников.

В документах по развитию открытого государственного управления указывается, что для стимулирования участия гражданского общества в процессе формирования и принятия решений необходимо:

– повышение прозрачности управленческих процессов;

– создание и использование каналов обратной связи от общества;

– настройка механизмов гражданского участия в разработке, контроле и оценке деятельности органов государственной власти;

– обеспечение свободы выражения мнения и собраний в работе некоммерческих организаций;

– создание механизмов, способствующих активизации сотрудничества между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и организациями гражданского общества и бизнесом, с другой.

На региональном уровне это позволит осуществить переход к экосистеме «Открытый регион», создать элементы формирования «умного» и удобного региона, в котором создается ИТ-инфраструктура «умного» дома, «умного» города и поселения, «умного» транспорта, «умного» ЖКХ, «умного» здравоохранения, образования, культуры, туризма и т.п.

Методические рекомендации по внедрению и развитию инструментов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации являются составной частью Стандарта открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации и описывают основные процедуры, организационные решения и нормативные документы, способствующие реализации отдельных направлений повышения открытости госуправления в регионах. В них указывается, что в настоящее время наиболее активно развиваются сервисы и приложения на базе современных коммуникационных средств, позволяющие гражданам сигнализировать о проблемах, предлагать решения, отслеживать их исполнение и устранение недостатков. В Российской Федерации действует целый ряд электронных сервисов обращений граждан. Кроме того, начинают распространяться сервисы и порталы, позволяющие предложить решение того или иного вопроса, привлечь граждан и экспертов к обсуждению и оценке действующего законодательства, рассматриваемых законопроектов и проектов решений.

Вовлеченность, участие граждан в управлении повышает уровень доверия к государственной политике. И в первую очередь это касается вопросов обсуждения и принятия нормативных правовых актов и стратегических документов на всех уровнях власти.

28 июня 2014 г. был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», который стал основой для формирования системы государственного стратегического планирования, определения принципов ее организации и функционирования, детального регулирования процесса утверждения перечня документов государственного стратегического планирования, согласования документов федерального и регионального уровней, распределения полномочий участников этого процесса, проведения контроля и т.п.

В целях его реализации был принят Закон Томской области от 12.03.2015 г. № 24 «О стратегическом планировании в Томской области» с учетом таких положений ФЗ № 172-ФЗ, как определение документов стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта РФ:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития субъекта РФ;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период;

б) бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период;

в) прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период;

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ;

б) государственные программы субъекта РФ;

в) схема территориального планирования субъекта РФ.

Особо стоит отметить принцип открытости (прозрачности) стратегического планирования, который означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию.

Кроме того, проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования, должны быть рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, ответственными за разработку документа стратегического планирования. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Тем самым в разработке данных документов закрепляется роль граждан, общественных и научных организаций, бизнес-структур, а также других институтов гражданского общества.

В ФЗ № 172-ФЗ указано, что стратегия социально-экономического развития субъекта РФ является основой для разработки государственных программ субъекта РФ, схемы территориального планирования субъекта РФ и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. В законе Томской области от 12.03.2015 г. № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области» в статье 14 даны требования к разработке и утверждению схемы территориального планирования Томской области:

1. Схема территориального планирования Томской области разрабатывается в целях пространственного отображения стратегии социально-экономического развития Томской области и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Томской области.

2. Схема территориального планирования Томской области основывается на положениях стратегии социально-экономического развития Томской области, стратегий социально-экономического развития макрорегионов и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации и схемами территориального планирования Российской Федерации.

3. Схема территориального планирования Томской области утверждается постановлением Администрации Томской области.

В Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.01.2015 г. № 22, предусматривается по направлению «умный и удобный город» решение задачи повышения качества жизни населения в городской среде и ее технологической оснащенности. Реализация этого направления позволит сформировать основу для развития г. Томска как «умного города», в том числе повысить интернационализацию города, включая мультиязычность городской навигации, внедрить высокие экологические стандарты, улучшить привлекательность для образовательного, бизнес- и событийного туризма; сделать Томск безопасным для пешеходов, организовать использование новых технологий в уличном освещении, регулировании движения транспорта, связи, управлении жилищно-коммунальным хозяйством. Важной задачей является и создание межмуниципальной системы управления агломерацией, позволяющей осуществлять согласованное управление территориальным планированием и развитием инфраструктурных объектов.

Приоритетные задачи для достижения указанных целей: формирование экосистемы «Открытый регион»; повышение доступности для граждан и бизнеса электронных услуг и информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти.

В Томской области по основным направлениям и механизмам открытости, как указывалось выше, организована работа в соответствии с типовой Концепцией и Методическими рекомендациями открытости субъекта РФ, одобренными Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства 29 мая 2014 г. Организация этой деятельности возлагается на соответствующую подкомиссию Координационной комиссии по развитию информационного общества при Губернаторе Томской области.

Положения вышеуказанных федеральных, региональных законов и концепций легли в основу модернизации и развития территориальной информационной системы Томской области (ТИС ТО), которая в перспективе объединит все территориально распределенные региональные и муниципальные информационные и геоинформационные системы, картографические массивы данных и информационные ресурсы органов исполнительной власти Томской области.

Формирование и развитие территориальной информационной системы Томской области направлено на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного, муниципального управления и социально-экономического развития Томской области.

Схема и задачи ТИС Томской области

Основными целями создания и развития ТИС ТО являются:

– повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Томской области;

– улучшение взаимодействия органов власти всех уровней в интересах граждан и организаций;

– внедрение принципов открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, формирование системы Открытого правительства, публикация открытых данных;

– создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей удовлетворение потребности населения и организаций в информации.

Функции ТИС ТО разработаны с учетом концепций открытости и законодательства о стратегическом планировании:

1. Информационное и аналитическое обеспечение решения задач мониторинга, анализа и контроля:

- планирования и прогнозирования социально-экономического развития;

- хода реализации программ, мероприятий и проектов;

- процессов предоставления информации и услуг гражданам и организациям.

2. Информационная и аналитическая поддержка принятия управленческих решений, в том числе связанных с развитием базовых секторов экономики и социальной сферы Томской области.

3. Обеспечение эффективного межведомственного и межмуниципального информационного обмена.

4. Обеспечение доступа к инфраструктуре пространственных данных, включающей информационные ресурсы – базовые пространственные данные и метаданные; технологии и технические средства, нормативно-правовое обеспечение.

5. Обеспечение доступа к информации о деятельности ОГВ и ОМСУ.

6. Обеспечение доступа к информации в формате открытых данных.

7. Решение задач, связанных с накоплением и обработкой информации:

- интеграция баз данных;

- интеграция электронных карт;

- представление информации на единой программно-технологической и организационно-правовой основе.

В ТИС ТО предусмотрен уровень публичного доступа для предоставления публичной информации, в том числе в формате открытых данных, посредством специализированныхweb-сервисов. При реализации блока по публикации открытых данных использовались методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных, утвержденные протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 29 мая 2014 г.

В качестве координирующего межведомственного органа по интеграции геоинформационных систем и аналитических информационных ресурсов, в том числе по развитию территориальной информационной системы и инфраструктуры пространственных данных Томской области, создана подкомиссия по развитию и использованию информационных ресурсов Ситуационного центра Координационной комиссии по развитию информационного общества при Губернаторе Томской области.

Структура ТИС Томской области

На подкомиссии рассматриваются вопросы взаимодействия по развитию и использованию ТИС ТО на основе Положения о системе, в котором определяются органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие накопление, обработку, хранение и предоставление информационных ресурсов, в том числе отраслевых групп базовых пространственных данных и метаданных.

Надо отметить, что в разработке системы активное участие приняли представители Томского политехнического университета.

Приоритетные задачи развития региональной информатизации в Томской области – это дальнейшее формирование экосистемы «Открытый регион»; развитие информационных ресурсов ТИС ТО и ее публичного сегмента; повышение доступности для граждан и бизнеса электронных услуг и информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти.


Литература:

1. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 93-р.

2. Типовая Концепция открытости субъекта Российской Федерации, одобрена решением Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства 29 мая 2014 г.

3. Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации,http://open.gov.ru/upload/iblock/00f/00fe0e47c2b1d068ad07318689bb13c4.pdf.

4. Концепция региональной информатизации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р.

5. С.В. Бондаренко. «Электронное государство» как социотехническая система»,https://www.hse.ru/data/2012/06/06/1252967772/09%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.doc.

6. Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 22.

7. Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

8. Закон Томской области от 12.03.2015 г. № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области».

9. Сонькин М.А., Маслова Н.Р., Байдали С.А. и др. Формирование и развитие территориальной информационной системы Томской области // Информационное общество, № 1, 2016. С. 9-18.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2016 г.