29.01.2016

Система управления территорией Новосибирска. От инструмента процессного управления к системе поддержки принятия решений

Автор статьи: Родионова Юлия Валерьевна - кандидат технических наук, начальник отдела градостроительных программ и перспективного развития Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска.


В городе Новосибирске с 2011 года внедрена информационно-аналитическаясистема управления развитием территории (ИАС УРТ). Создание ИАС УРТ производилось в целях обеспечения исполнения требований законодательства РФ о необходимости ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, реализации административной реформы на местном уровне, автоматизации предоставления муниципальных услуг, обеспечения открытости информации органов местного самоуправления. Разработчиком ИАС УРТ является омская компания – Институт территориального планирования «Град» (далее – ИТП «Град»).


ИАС УРТ с момента ввода ее в эксплуатацию постоянно развивалась посредством внедрения дополнительных подсистем, модулей, инструментов представления, анализа и преобразования информации о территории города Новосибирска.

В настоящее время ИАС УРТ города Новосибирска обеспечивает:

1. автоматизацию процессов предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительства;

2. ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в автоматизированном режиме;

3. заказ и предоставление планшетов М 1:500 из закрытой сети в открытую сеть мэрии для подготовки градостроительных планов и схем расположения земельных участков, автоматизацию подготовки чертежей с учетом данных о существующих ограничениях использования территории;

4. ведение автоматизированного документооборота департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, интегрированного с системой электронного документооборота мэрии города Новосибирска на платформе «EOSforSharepoint»;

5. интеграцию с системой автоматизированного учета муниципального имущества (САУМИ);

6. публикацию пространственных данных на градостроительном веб-портале gis.novo-sibirsk.ru;

7. использование единой системы требований к градостроительной документации, что позволяет предъявлять разработчикам проектов планировки и межевания единые требования и представлять результаты их работы в информационной системе единообразно.

В 2015-2016 гг. мэрия города Новосибирска и ИТП «Град» завершили работы очередного (третьего) этапа по развитию ИАС УРТ.

Основными задачами третьего этапа работ стали: приведение автоматизированных процессов предоставления муниципальных услуг в сфере предоставления земельных участков в соответствие с изменениями требований законодательства, создание модуля мониторинга жизненного цикла объектов строительства, модернизация модуля формирования запросов к данным ИАС УРТ г. Новосибирска.


Модуль «Мониторинг жизненного цикла объектов строительства»


Одним из значимых результатов развития ИАС УРТ в 2016 году стало внедрение модуля мониторинга жизненного цикла объектов строительства. Модуль предназначен для непрерывного учета состояния строящихся объектов капитального строительства от стадии предоставления земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию, формирования аналитической информации для проведения оценки осуществляемого строительства на территории города.

Модуль добавляет в ИАС УРТ новые пространственные и непространственные объекты, совокупность которых образует реестр объектов строительства. Объекты строительства имеют графическое отображение на карте, отображают места допустимого строительства и конкретные места застройки (рис. 1).

Реестр объектов строительства связан с данными предоставления земельных участков, исходно-разрешительной и проектной документацией, документами, содержащимися в ИСОГД и других реестрах ИАС УРТ, и позволяет учитывать во взаимосвязи: земельные участки, на которых ведется строительство, сведения об этапах строительства, местах застройки, проектные и фактические технико-экономические показатели объектов строительства, историю по выданным, продленным, измененным разрешениям на строительство и выданным разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию, результаты проверок хода строительства, технические условия подключения к коммуникациям, информацию о темпах осуществляемого строительства, степени готовности объекта, данные по долевому строительству.

Основные формы модуля мониторинга жизненного цикла объекта строительства

Данные реестра объектов строительства позволяют муниципалитету оперативно готовить информационные и аналитические материалы о ходе строительства объектов, показателях ввода жилья и объектов соцкультбыта, осуществлять планирование и прогнозирование реализации инвестиционных проектов на территории города.


Поддержка принятия управленческих решений


Постоянное развитие муниципалитетом ИАС УРТ имеет конкретную цель – превращение ее в полноценную систему поддержки принятия управленческих решений. Для достижения данной цели ИАС УРТ необходимо дополнить подсистемой мониторинга реализации градостроительной политики и подсистемой оценки изменения индикаторов устойчивого развития вследствие принятия управленческих решений.

В задачи подсистемы мониторинга реализации градостроительной политики входят:

– контроль процесса реализации инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета муниципалитета (а также регионального и федерального уровня), естественных монополий и государственных корпораций или внебюджетных источников;

– обеспечение взаимного соответствия решений всех уровней градостроительной документации, программ комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, иных муниципальных и государственных программ и мониторинг процесса их реализации с учетом динамики изменения фактических показателей развития и их плановых значений;

– оценка современного и планируемого состояния территорий (на любом этапе реализации муниципальных и государственных программ) на соответствие региональным и местным нормативам градостроительного проектирования;

– ускорение решения задач ключевых муниципальных и государственных программ, предполагающих финансирование строительства (создания) объектов различного назначения (в том числе в жилищной сфере);

– обеспечение мониторинга достижения целевых показателей планов мероприятий («дорожных карт») по обеспечению благоприятного инвестиционного климата или аналогичных ключевых «политик», актуальных для территории в конкретный период времени;

– расширение круга инвесторов, желающих участвовать в инвестиционных проектах на условиях муниципально-частного и государственно-частного партнерства;

– быстрое взаимодействие между всеми участниками инвестиционного проекта, их информационное обеспечение;

– экономия расходов бюджетов на сопровождение инвестиционных проектов.

Агрегация информации по инвестиционному проекту с индикацией потенциальных проблем

Создание автоматизированной подсистемы мониторинга возможно на базе и как неотъемлемая часть функционирующей ИАС УРТ города Новосибирска. Подобный модуль должен обладать следующими функциями, агрегированными в специальном автоматизированном рабочем месте ИАС УРТ, обеспечивающими достижение поставленных задач:

– ведение реестра муниципальных и государственных программ, программ комплексного развития в электронном виде с объектным подходом к формированию и хранению информации;

– ведение реестра объектов местного и регионального значения (существующих, строящихся и планируемых);

– планирование и корректировка плана реализации инвестиционного проекта в рамках финансирования по нескольким программам, учет фактического финансирования проекта, смежных процессов;

– связь этапов реализации проектов с предоставлением муниципальных и государственных услуг, реализуемых в том числе через ИАС УРТ;

– анализ состояния реализации проектов по выполнению ключевых задач и реализации смежных проектов;

– анализ состояния реализации программ по состоянию реализации входящих в нее мероприятий;

– оценка фактических значений целевых показателей, заложенных в стратегии социально-экономического развития и нормативах градостроительного проектирования и динамики их изменения относительно плановых значений в границах элементов планировочной организации разного масштаба;

– статистический анализ сроков выполнения отдельных этапов по реализации проектов, выявление «узких» мест существующих бизнес-процессов;

– уведомление участников проекта о прохождении «контрольных» точек реализации проекта, а также о выявленных проблемах, которые могут возникнуть в рамках плана реализации на определенных этапах (предоставление земельного участка, получение разрешения на строительство и др.);

– публикация сведений о реализации проектов на публичной интерактивной карте города для населения и представителей бизнеса.

Сегодня отдельные элементы подсистемы мониторинга реализации градостроительной политики в части автоматизации процессов предоставления муниципальных услуг и ведения модуля мониторинга жизненного цикла объектов строительства внедрены в ИАС УРТ г. Новосибирска.

Другим положительным примером является электронная модель реализации генерального плана и автоматизированное рабочее место мониторинга реализации развития сети магистральных автодорог города Тюмени.

Визуализация инвестиционных проектов, запланированных на определенный период на территории, с возможностью фильтрации по наличию проблем

На рисунках 2-5 приведены примеры интерфейса подсистемы мониторинга реализации градостроительной политики.

Разработка в составе ИАС УРТ подсистемы мониторинга реализации градостроительной политики является важным звеном в обеспечении связи результатов функционирования автоматизированных рабочих мест высших должностных лиц и специалистов, выполняющих частные задачи в рамках установленных административных процедур.

Рабочее место мониторинга реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и строительства объектов

Решение данной задачи позволит войти в эру цифрового, ИТ (интеллектуального, информационного) градостроительства.

Данную задачу также целесообразно решать в увязке с формированием «умных» городов (автоматизированное управление режимами функционирования инфраструктуры на основе получения телеметрии с датчиков, контролирующих ее состояние), «безопасных» городов (систем мониторинга транспорта, видеонаблюдения и датчиков экологического состояния окружающей среды) с использованием труда квалифицированных специалистов различных областей и передовых информационных технологий и методов обработки данных.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2016 г.