31.12.2015

Региональные информационно-аналитические системы управления развитием территории (ИАС УРТ)

Автор статьи: Дударев Алексей Викторович - генеральный директор ООО "Джемс Девелопмент".


Весь 2015 год мы наблюдаем в разы выросший спрос на региональные автоматизированные системы управления развитием территорий во всех сферах, в первую очередь в областях градостроительства, земельно-имущественных отношений, инвестиционной деятельности.

Это связано и с популяризацией геоинформационных систем (ГИС), которых было создано множество, но почти во всех случаях их содержательная часть страдает – нет картографической и описательной информации о планах развития территории, о муниципальных и государственных политических решениях, отраженных на картах. Свою роль сыграла и развивающаяся тенденция по передаче полномочий с уровня муниципалитетов на региональный уровень в части предоставления услуг в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности, а также функций ведения ИСОГД.

Институт территориального планирования «Град» специализируется на создании и внедрении комплексных региональных систем. Методология, программное обеспечение и технология его внедрения успешно апробированы – проекты, реализованные на базе данного программного обеспечения в ХМАО – Югре (АИСОГД г. Сургута), а также двухуровневая региональная ИСОГД Тюменской области, в 2015 году признаны Минстроем РФ лучшими практиками внедрения ИТ в градостроительной сфере. В чем же заключаются лучшие практики? Разберем цели, задачи и особенности реализации проектов создания ИАС УРТ.


Цели проекта

Оперативное обеспечение граждан и организаций достоверной, актуальной, юридически значимой информацией ИСОГД о современном и планируемом состоянии территории регионов в электронном виде, реализация возможности получить в электронном виде ключевые документы, необходимые для осуществления инвестиционной деятельности от строительства индивидуального жилого дома до реализации крупнейших социальных или промышленных проектов, от разработки градостроительной документации и предоставления земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию.

Автоматизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере строительства с целью сокращения истинных сроков инвестиционного цикла в строительстве от предоставления земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию, улучшение функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти и муниципалитетов при осуществлении градостроительной деятельности и предоставлении услуг в сфере строительства, мониторинг реализации стратегических решений управления регионом.


Задачи проекта

1. Создание и внедрение автоматизированных ИСОГД во всех муниципалитетах и обеспечение обновления и интеграции уже существующих ИСОГД с координационным центром в уполномоченном подразделении субъекта РФ, обеспечение актуализации базы пространственных данных о современном и планируемом состоянии территории в векторном электронном виде, во взаимосвязи с документами и процессами предоставления государственных и муниципальных услуг. Внедрение стандартов и инструментов контроля качества и взаимосвязанности решений градостроительной документации всех уровней. Организация двустороннего электронного информационного взаимодействия с информационными ресурсами Росреестра.

2. Автоматизация предоставления следующих муниципальных и государственных услуг и функций:

– предоставление земельного участка, подготовка схемы расположения земельного участка;

– выдача градостроительного плана земельного участка;

– выдача разрешения на строительство;

– выдача разрешения на ввод в эксплуатацию;

– предоставление сведений из ИСОГД;

– организация разработки и утверждения документации по планировке территорий в электронном виде;

– организация разработки и утверждения документации градостроительного зонирования в электронном виде;

– организация разработки и утверждения документов территориального планирования в электронном виде;

– и др.

3. Создание региональной публичной интерактивной градостроительной карты и веб-сервисов, обеспечивающих предоставление юридически значимых, актуальных и достоверных пространственных данных и сведений о территории для граждан и организаций в режиме онлайн доступа, интеграция с ФГИС ТП и иными системами, публикация информации в форматах открытых данных.

Web-портал ИСОГД Тюменской области

Предлагаемый проект соответствует принципам концепции региональной информатизации и стандарту Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятного инвестиционного климата, а именно обеспечивает:

1. Ведение органами местного самоуправления ИСОГД в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов, в первую очередь объектов регионального и местного значения, информации о земельных ресурсах, объектах капитального строительства и объектах инженерной инфраструктуры в виде пространственных объектов, что позволяет осуществлять их автоматизированный пространственный анализ, в том числе совмещение данных с информационными ресурсами Росреестра и ФНС, обеспечит анализ полноты налоговой базы для земельного налога, обоснованность и экономическую эффективность применяемых ставок арендных платежей, инвестиционную привлекательность предоставляемых земельных участков, что является объективными исчислимыми показателями качества и управленческих решений по развитию территорий и созданию благоприятных условий для жизнедеятельности людей.

2. Контроль процесса реализации всех инвестиционных строительных проектов, финансируемых из бюджета региона, местных бюджетов или внебюджетных источников. Обеспечение соответствия решений всех уровней градостроительной документации, муниципальных и государственных программ.

3. Градостроительные услуги, в том числе предоставление градостроительного плана земельного участка, выдача разрешений на строительство и предоставление сведений ИСОГД, являются одними из самых сложных для автоматизации процессов, насыщенными межведомственными и межуровневыми согласованиями. В процессе предоставления данных услуг традиционно используется большой массив бумажной картографической информации или бумажных копий данных в электронном виде, поэтому эффективность перевода данных процессов в электронную форму особенно высока.

4. Перевод процессов подготовки документов-результатов, а также процессов актуализации необходимых для оказания услуг исходных данных в электронный вид с обеспечением их юридической значимости позволит отказаться от множественных дублирующих муниципальных и государственных информационных ресурсов, хранящих копии документов в каждой точке согласований, а главное – увеличить оперативность доступа к достоверной информации о современном и планируемом состоянии территории, что положительно скажется на развитии предпринимательства и инвестиционной привлекательности регионов и муниципалитетов.

5. Автоматизация технологических процессов и внутреннего документооборота при предоставлении градостроительных услуг в электронном виде позволит снизить количество градостроительных ошибок, обеспечить доступ к информации о принятых в процессе согласований документов управленческих решениях. Также с учетом характера и объема согласований (согласование чертежей больших масштабов, многостраничной проектной документации, планов и схем и др.) перевод технологических процессов при согласовании документов в электронный вид, внедрение картографических сервисов в электронном виде в режиме онлайн доступа значительно снизит временные и финансовые затраты на согласование и принятие решений, сократит количество градостроительных ошибок при принятии управленческих решений.

6. Получение услуг по предоставлению сведений ИСОГД и подготовке градостроительного плана земельного участка посредством сети Интернет сводится к публикации достоверных и точных геопространственных данных о территории и связанных с ними документов для граждан и организаций. Возможность использования данных, в том числе в машиночитаемом виде, значительно сократит время принятия решений о строительстве объектов от выбора места размещения индивидуальных жилых домов до крупнейших производственных и торговых комплексов, жилья, а также обеспечит получение необходимых исходных данных для проектирования. Сокращение сроков получения информации даже на несколько дней в значительной мере сокращает стоимость проектирования и строительства, повышает инвестиционную привлекательность территорий, а в случае с государственным финансированием сокращение сроков выбора земельного участка и выдачи разрешения на строительство упрощает межбюджетные отношения, обеспечивает возможность реализации государственных программ по созданию благоприятной среды жизнедеятельности, строительства социально значимых объектов и жилья.

7. Автоматизированное использование исходных данных при подготовке документов-результатов оказания услуг, а также отчетности о градостроительной деятельности снижает затраты времени на выполнение типовых операций, на дублирование документооборота в бумажном виде с параллельным ведением электронных реестров. Однако главная экономия средств и времени государственных и муниципальных служащих достигается за счет обязательности учета при принятии градостроительных решений всех исходных данных и ограничений, актуализируемых в составе электронной базы пространственных данных ИСОГД, это позволяет снизить процент ошибочно принятых управленческих решений в сфере строительства, последствия которых, выраженные в ошибках при проведении инженерных и строительных работ, часто ведут к невосполнимым потерям граждан в качестве среды, а зачастую и в безопасности их жизнедеятельности. При этом без автоматизации технологических процессов, доступа к легитимным данным, на основе которых были приняты решения, невозможно установить достоверные причины и лиц, ответственных за принятие неверных решений.




Мультимасштабная электронная схема территориального планирования ХМАО – Югры. Объекты уровня субъекта и уровня городского округа

Отличительные особенности проекта

Используемое в проекте программное обеспечение ИАС «Градоустройство» является российской разработкой ООО «ИТП «Град», г. Омск.

Все компоненты программного обеспечения, используемые для функционирования системы (СУБД, ГИС сервер и др.), являются свободно-распространяемым программным обеспечением (PostgreSQL, Geoserver и др.), выполнение проекта не требует закупки лицензий СУБД и ГИС иностранной разработки.

Программное обеспечение лицензируется на неограниченное число пользователей и мощность сервера в пределах региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов и подведомственных организаций.

Полнофункциональное веб-приложение ИАС УРТ. г. Симферополь на базе ИАС «Градоустройство» версии 3

Методология и результаты эксплуатации проектов ИАС УРТ были неоднократно рассмотрены и получили положительные оценки экспертного сообщества, в том числе в 2015 году в ходе проведения:

– VII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС 06-07.07.2015 г., г. Ханты-Мансийск;

– Форума строителей Югры 11.08.2015 г. в г. Нижневартовске;

– Круглого стола Аналитического центра при Правительстве РФ «Автоматизация процессов управления развитием территорий в современных условиях» 16.09.2015 г., г. Москва;

– Международного фестиваля «Зодчество – 2015», 01-03.10.2015 г., г. Москва.


Сегодня проект создания ИАС УРТ реализуется в двух вариантах: базовом, обеспечивающем решение основных задач и достижение целей, а также в расширенном. Особенностями расширенного варианта являются не имеющие на сегодня аналогов функциональные возможности системы, в том числе:

– подсистема автоматизации предоставления услуг в сфере строительства;

– подсистема мониторинга реализации документов территориального планирования;

– подсистема проверки документов территориального планирования на соответствие нормативам градостроительного проектирования;

– подсистема управления инвестиционными проектами,

– а также иные функций, значительно расширяющие возможности имеющихся на рынке решений в области автоматизации градостроительной деятельности, реализация которых возможна при наличии высококачественных цифровых информационных ресурсов регионального и местного уровней, системной эксплуатации автоматизированных информационных систем как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Помимо проекта – лучшей практики Тюменской области, сегодня опытом создания подобных информационных ресурсов обладает еще один субъект Российской Федерации – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, в котором реализованы:

– проект мультимасштабной схемы территориального планирования ХМАО – Югры;

– комплексные проекты развития территорий муниципальных образований (г. Сургут, г. Когалым, г. Мегион);

– проекты ИСОГД в городах Сургуте, Нижневартовске, Когалыме, Мегионе, Покачах и др. муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Специализированное рабочее место мониторинга реализации ДТП Тюменской области в части строительства объектов транспортной инфраструктуры на базе ИАС «Градоустройство» версии 3


Более подробно с опытом создания ИАС УРТ и особенностями программного обеспечения ИАС «Градоустройство» можно познакомиться на сайте http://itpgrad.ru/ias.

Двухуровневая региональная ИАС УРТ

Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2015 г.