27.11.2015

13-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России» в городе Евпатории

13-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России», организованная ГИС-Ассоциацией, журналом «Управление развитием территории», Крымской аналитической группой (Проектный институт «Геоплан»), состоялась 21-24 июля 2015 года в городе Евпатории Республики Крым при поддержке администрации города Евпатории, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя. Конференция объединила коллег профессиональных сообществ в области управления развитием территорий из ряда федеральных округов России: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Сибирского, Дальневосточного и Крымского. Участники конференции обсудили роль органов государственной власти и местного самоуправления в процессах управления и проектирования, ключевые условия и проблемы развития территорий. Особое внимание уделялось вопросам разработки градостроительной документации, эффективному использованию информационных технологий в обеспечении градостроительной деятельности на уровне страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Отдельный блок обсуждений был посвящен вопросам развития субъектов и муниципальных образований Крымского федерального округа.


Участники конференции отметили следующие основные положения, характеризующие современное состояние дел в области градостроительства и планирования территориального развития, по предметам состоявшихся обсуждений.


1. Современное состояние законодательного обеспечения и лучшие практики управления развитием территорий в Российской Федерации:

1) сохранение тренда изменений градостроительного и смежных отраслей законодательства с акцентом на регулирование общественных отношений, связанных с развитием экономики, промышленности, инвестициями;

2) неурегулированность вопросов, связанных с созданием и развитием агломераций, на законодательном уровне;

3) проблемы, связанные с применением классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, в том числе на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

4) усиление роли «дорожных карт» как инструмента планирования и мониторинга реализации законотворческих инициатив и вместе с тем неисполнение ряда важнейших мероприятий (проект № 465407-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» (в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию), законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территорий) в связи отсутствием ответственности за нарушение установленных сроков исполнения мероприятий;

5) усиление роли некоммерческих организаций в законотворческой деятельности (АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Торгово-промышленная палата Российской Федерации и др.);

6) неэффективность института оценки регулирующего воздействия и публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, связанная с:

  • отсутствием критериев оценки и порядка контроля качества процедур оценки регулирующего воздействия, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов;
  • незаинтересованностью органов власти в эффективном функционировании института оценки регулирующего воздействия, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, формальном подходе к исполнению обязанности по проведению оценки регулирующего воздействия, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов;
  • отсутствием возможности оценки регулирующего воздействия, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов в форме диалога, онлайн;
  • низкой активностью потенциальных участников (физических и юридических лиц) процедур оценки регулирующего воздействия, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, как следствия вышеуказанных обстоятельств.


2. Согласованность стратегического социально-экономического и территориального планирования на региональном и местном уровнях:

1) наличие разнообразных подходов и интерпретаций требований федерального законодательства к предмету регулирования и содержанию нормативов градостроительного проектирования, а также различных представлений о месте нормативов градостроительного проектирования в системе управления развитием территорий;

2) необходимость методического обеспечения деятельности по подготовке нормативов градостроительного проектирования на федеральном уровне в целях формирования единого представления о предмете регулирования, содержании и месте нормативов градостроительного проектирования в системе управления развитием территорий;

3) эффективность представленного подхода к комплексной разработке документов стратегического планирования, нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования одним разработчиком в рамках одного проекта;

4) необходимость установления количественной связи между показателями прогнозов и стратегий социально-экономического развития и показателями документов территориального планирования, особая роль расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования как «связующего звена» между вышеуказанными группами показателей.


3. Совершенствование информационного обеспечения в градостроительной деятельности в целях улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в строительстве и работы с населением:

1) необходимость повсеместного внедрения технологии электронного мультимасштабного градостроительного проектирования;

2) эффективность разработки и применения единых технических требований к структуре, объектному составу, классификации объектов градостроительной деятельности, атрибутам объектов градостроительной деятельности в электронном виде для целей качественного информационного обеспечения градостроительной деятельности;

3) необходимость расширения функций региональных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и их использования как инструмента автоматизации межведомственного и межуровневого взаимодействия и автоматизации государственных и муниципальных функций и предоставления услуг в градостроительной сфере.


4. Правовое регулирование в повышении качества городской среды и создании общественных пространств: нормирование качества городской среды:

1) формирование спроса на качественную и комфортную городскую среду среди инвесторов и населения;

2) целесообразность комплексного урегулирования требований к качеству городской среды на уровне нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, правил благоустройства;

3) особая роль нормативов градостроительного проектирования как целевых показателей пространственного и инфраструктурного развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

4) необходимость установления в нормативах градостроительного проектирования различных видов расчетных показателей обеспеченности населения объектами регионального и местного значения, в том числе:

  • мощностных характеристик объектов;
  • количества объектов;
  • площади территории, необходимой для размещения объектов;
  • показателей интенсивности использования территории (в том числе плотности застройки территории, предназначенной для размещения объекта);

5) целесообразность установления различных значений расчетных показателей:

  • в региональных нормативах градостроительного проектирования применительно к различным муниципальным образованиям с учетом природных, климатических и иных особенностей;
  • в местных нормативах градостроительного проектирования применительно к различным частям территории муниципального образования с учетом особенностей сложившейся застройки;

6) целесообразность установления дифференцированных во времени значений основных расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования в целях обеспечения постепенного повышения качества жизни населения в условиях ограниченности ресурсов для преобразования инфраструктуры территории;

7) необходимость отнесения к объектам регионального и местного значения инвестиционных площадок, относящихся к приоритетным направлениям развития экономики субъекта Российской Федерации и муниципального образования.


5. Обеспечение геоинформационных проектов актуальными пространственными данными и их мониторинг:

1) расширение использования инновационных технологий дистанционного зондирования Земли из космоса и БЛА для создания актуализированных картографических основ разработки градостроительной документации и мониторинга градостроительной деятельности;

2) обеспечение публичности всех типов ограничений использования пространственных данных, связанных с государственной тайной;

3) необходимость установления четких требований к единой мультимасштабной картографической основе ГКН и разработки градостроительной документации, определения нормативов и возможности диверсифицированных источников финансирования ее обновления, бесплатности, обязательности и публичности ее использования при принятии любых решений по развитию территории.


6. Повышение качества кадастровых и градостроительных данных с целью использования налогов на недвижимость как инструмента развития территории:

1) целесообразность использования муниципальных геоинформационных систем в качестве инструмента мониторинга и повышения эффективности использования земельных ресурсов;

2) инвентаризация сведений о земельных ресурсах, повышение уровня информационного взаимодействия ОМСУ с Росреестром и ФНС России как необходимое условие увеличения доходов бюджета за счет земельных платежей;

3) наличие пробелов и противоречий в правовом и методическом регулировании института комплексных кадастровых работ, недопускающего использования картометрических методов для координатного описания объектов недвижимости и объектов, сведения о которых подлежат внесению в ГКН.


7. Современные методы геоинформационного моделирования и анализа в градостроительстве и геомаркетинге:

1) необходимость апробации методов экономико-математического моделирования, предлагаемых для обоснования градостроительных решений, в реальных градостроительных проектах, а также текущей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

2) актуальность и целесообразность организации мониторинга реализации документов территориального планирования во взаимосвязи с государственными и муниципальными программами;

3) целесообразность существенного расширения использования неперсонализированных, структурированных, геотрекинговых данных сотовых операторов в геоинформационном анализе и геомаркетинге с целью разработки и мониторинга реализации градостроительной документации.


8. Социально-экономическое и пространственное развитие в городском округе Евпатории Республики Крым:

1) эффективность методов тактической урбанистики, представленных на примере Евпатории, обеспечивающих оперативное решение задач по благоустройству города;

2) эффективность подхода к комплексной разработке документов планирования социального-экономического развития и градостроительной документации;

3) необходимость изменения (расширения) границ Евпатории для обеспечения развития муниципального образования в будущем;

4) целесообразность внедрения в муниципальных образованиях Республики Крым комплексного подхода к подготовке стратегии социально-экономического развития, местных нормативов градостроительного проектирования, документа территориального планирования муниципального образования, правил землепользования и застройки, правил благоустройства, проектов планировки и проектов межевания территорий, других документов планирования развития территорий на основе единой базы данных об объектах градостроительной деятельности;

5) целесообразность разработки концепции пространственного развития в рамках выполнения работ по подготовке стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

6) целесообразность синхронизированной разработки стратегий развития отдельных направлений экономической деятельности и стратегии социально-экономического развития муниципального образования.


9. Проблемные вопросы становления рынка геодезических картографических и геоинформационных работ в Крымском федеральном округе:

1) необходимость профессиональной оценки многочисленных предложений со стороны российских поставщиков геоинформационных решений руководству Республики Крым и ОМСУ Крыма;

2) целесообразность существенного увеличения уровня взаимодействия участников формирующегося Крымского сегмента геоинформационного рынка РФ с органами государственной и муниципальных властей Республики по определению эффективных форм производства и использования пространственных данных;

3) необходимость консолидации участников геоинформационного рынка и формирование Крымского регионального отделения ГИС-Ассоциации для решения ее уставных задач на территории Республики Крым и ГФЗ Севастополе.


10. Лучшие практики, проблемные вопросы и особенности разработки документов территориального планирования регионального и муниципального уровня в Крымском федеральном округе. Концепция пространственного развития города федерального значения Севастополя:

1) усложнение процессов градостроительного проектирования в связи с:

  • отсутствием утвержденной схемы территориального планирования Республики Крым;
  • отсутствием утвержденного генерального плана Севастополя;
  • отсутствием утвержденных региональных нормативов градостроительного проектирования;
  • неполнотой и противоречивостью перечней видов объектов регионального и местного значения, утвержденных Законом Республики Крым от 16 января 2015 года № 68-ЗРК/2015 «О видах объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования Республики Крым и в документах территориального планирования муниципальных образований Республики Крым»;

2) необходимость комплексной разработки всех видов муниципальной градостроительной документации;

3) целесообразность выполнения предпроектных исследований (в том числе с привлечением наиболее активных представителей муниципального сообщества), проведения конкурсов на подготовку концепции пространственных моделей муниципальных образований.


По результатам обсуждения ключевых условий и проблем развития территорий участники конференции приняли следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:


I. Минэкономразвития России:

1. Обеспечить возможность публичного обсуждения подготавливаемых министерством проектов нормативных правовых актов в форме диалога, онлайн.

2. Обеспечить (совместно с Минстроем России) сопровождение (до его принятия и одобрения в установленном порядке) проекта № 465407-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» (в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию).

3. Организовать (совместно с Минстроем России) разработку методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования с привлечением лучших российских разработчиков.

4. Инициировать внесение изменений в Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные Приказом Минрегиона России от 30 января 2012 года № 19, в части возможности дополнения требований и внесения в них изменений для обеспечения соответствия региональному законодательству.

5. Организовать сбор и обсуждение предложений по внесению изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, с привлечением органов местного самоуправления (в том числе на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя) и профессионального сообщества.

6. Обеспечить разработку и сопровождение законопроекта (до его принятия и одобрения в установленном порядке), предусматривающего изменение требований к выполнению комплексных кадастровых работ, включая:

1) изменение объекта комплексных кадастровых работ (работы должны выполняться на территории элемента или смежных элементов планировочной структуры, к объектам комплексных кадастровых работ должны быть отнесены земельные участки с вклиниваниями, вкрапливаниями, изломанностью границ, чересполосицей, а также те, на которых невозможно размещение объектов недвижимости, и другие земельные участки, препятствующие рациональному использованию и охране земель);

2) установление требований к согласованию границ земельных участков, образуемых посредством перераспределения при выполнении комплексных кадастровых работ;

3) введение моратория на кадастровый учет земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включая установление положений, предусматривающих применение иных мер, препятствующих осуществлению кадастрового учета земельных участков, границы которых не соответствуют утвержденному проекту межевания территории.

7. Обеспечить внесение в федеральное законодательство изменений в части разграничения полномочий в части информационного обеспечения градостроительной деятельности на федеральном уровне, уточнения целей и задач ведения Федеральной государственной информационной системы территориального планирования и создания трехуровневой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в целях автоматизации исполнения государственных и муниципальных функций и предоставления услуг в полностью электронном виде, а также обеспечения мониторинга реализации градостроительных решений и организации свободного доступа органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан к градостроительным данным (совместно с Минстроем России).


II. Минстрою России:

1. Обеспечить возможность публичного обсуждения подготавливаемых министерством проектов нормативных правовых актов в форме диалога, онлайн.

2. Обеспечить сопровождение (до его принятия и одобрения в установленном порядке) законопроекта о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территорий.


III. Росреестру:

Обеспечить разработку и опубликование подзаконных актов, устанавливающих требования к XML-схемам, используемым при подготовке XML-документов, содержащих сведения о красных линиях и проектах межевания территорий, подлежащие передаче в государственный кадастр недвижимости.


IV. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Внести изменения в утвержденные законами субъектов Российской Федерации перечни видов объектов регионального и местного значения, в том числе в части дополнения инвестиционными площадками и объектами в сфере приоритетных направлений развития экономики, включая жилищное строительство.

2. Организовать разработку и утверждение Системы требований к градостроительной документации, необходимой для обеспечения качества и единообразия разрабатываемой градостроительной документации регионального и местного уровня в электронном виде, соответствия её региональному законодательству, беспрепятственного размещения и использования данных градостроительной документации в информационных системах муниципального и регионального уровней.

3. В целях обеспечения качества и единообразия разрабатываемой на территории градостроительной документации в электронном виде рекомендовать региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления включать требования о соответствии утвержденной Системе требований к градостроительной документации в задания на разработку градостроительной документации.

4. Создавать и развивать региональные информационные системы, обеспечивающие градостроительную деятельность, включающие единые региональные банки данных для мониторинга реализации планируемых объектов регионального и местного значения на основе мультимасштабных электронных проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.


V. Органам местного самоуправления:

1. Внедрять подход комплексной разработки документов стратегического планирования социального-экономического развития, местных нормативов градостроительного проектирования и градостроительной документации.

2. Выполнять синхронизированную разработку стратегий развития отдельных направлений экономической деятельности и стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.

3. Внедрять системы управления процессами предоставления услуг для ускорения и обеспечения контроля над прохождением бизнес-процессов инвестиционного цикла (от формирования земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию) в электронном виде.

4. Включать требования о соответствии Структуре электронных проектов градостроительной документации в задания на разработку градостроительной документации.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2015 г.