06.07.2015

Система требований к градостроительной документации как инструмент обеспечения согласованности принятия решений

Автор статьи: Зенков Александр Александрович - руководитель отдела автоматизации градостроительного проектирования ИТП "Град".


Эффективное управление территориями регионов, принятие оперативных, наиболее эффективных и экономически обоснованных решений по развитию территорий невозможно без наличия качественной градостроительной документации регионального и местного уровней, разработанной и представленной в виде баз пространственных данных, отвечающих современным требованиям к данным для их использования в федеральных, региональных и муниципальных информационных системах управления развитием территории.

Но на данный момент подготавливаемая в отсутствии единых требований различными разработчиками и в разное время градостроительная документация регионального и местного уровней не может быть эффективно использована в информационных системах из-за разнородности представлений семантически схожих данных.

Для обеспечения единообразия и качества данных разрабатываемой градостроительной документации регионального и местного уровней в электронном виде на территории региона, создания единых требований к градостроительной документации, загрузки и эффективного использования градостроительной документации в информационных системах всех уровней нашим Институтом с 2007 года разрабатывается и совершенствуется Система требований к градостроительной документации (далее – Система требований).

Система требований – комплект документов, устанавливающих требования к структуре, объектному составу, классификации объектов градостроительной документации, атрибутам объектов градостроительной документации в электронном виде.

Система требований включает (рис. 1):

1. Систему классификаторов градостроительной документации (классификаторы и справочники объектного и атрибутивного состава электронного проекта).

2. Требования к градостроительной документации (описание структуры электронного проекта – структуры базы пространственных данных – для каждого вида градостроительной документации):

– требования к схеме территориального планирования региона;

– требования к схеме территориального планирования муниципального района;

– требования к генеральному плану городского округа, поселения;

– требования к документации по планировке территорий;

– требования к правилам землепользования и застройки.

3. Положение о Системе требований.

4. Регламент ведения Системы требований.

5. Программное обеспечение для работы с Системой требований:

– программное обеспечение для работы с Системой требований в ГИС MapInfo Professional;

– редактор Системы требований, обеспечивающий возможность внесения изменений в Систему требований;

– модуль «Создание структуры проекта», обеспечивающий возможность создавать пустую структуру проекта (базу пространственных данных) для подготовки градостроительной документации в соответствии с Системой требований;

– модуль «Проверка проекта на соответствие Системе требований», обеспечивающий возможность выполнения проверки разработанной градостроительной документации на соответствие Системе требований.

Состав системы требований

Для решения вышеуказанных задач в рамках I этапа выполнения научно-исследовательской работы «Подготовка изменений в Схему территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Институтом территориального планирования «Град» на основе Системы требований была разработана Структура электронных проектов градостроительной документации Ханты-Мансийского автономного округа (далее – СЭП ГД), включающая требования к Схеме территориального планирования ХМАО – Югры в виде электронного мультимасштабного проекта.

Основным принципом при разработке СЭП ГД стал принцип применимости и максимально эффективного использования СЭП ГД для задач градостроительного проектирования, использования данных градостроительной документации в региональных (ТИС Югры) и муниципальных информационных системах (АИС ОГД, ИАС УГРТ) для принятия решений в области управления развитием территории ХМАО – Югры, а также для внедрения инфраструктурного подхода при создании и использовании пространственных данных на территории ХМАО – Югры и развития инфраструктуры пространственных данных.

СЭП ГД подготовлена на основании анализа действующих нормативных правовых актов РФ и ХМАО – Югры, строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, градостроительной документации ХМАО – Югры, региональных нормативов градостроительного проектирования ХМАО – Югры, методических рекомендаций и инструкций и иных материалов, касающихся тематики работы.

После утверждения проекта СЭП ГД на уровне автономного округа для обеспечения единообразия и качества разрабатываемой градостроительной документации в электронном виде органам государственной власти и органам местного самоуправления автономного округа необходимо включать требования к СЭП ГД в задания на разработку градостроительной документации.

Требования, утвержденные Приказом Минрегиона России от 30.01.2012 № 19 (далее – Приказ), не в полной мере удовлетворяют вышеуказанным принципам и учитывались при разработке СЭП ГД только в части требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значения в соответствии с определённой в Приказе областью применения. Следует отметить, что объектный состав требований, утверждённых Приказом, учтён в СЭП ГД. Таким образом, его требования логически являются частью СЭП ГД.

Вместе с тем Требования, утвержденные Приказом, имеют ряд недостатков, основными из которых являются:

– указанные требования не учитывают региональную специфику, отсутствует возможность дополнения требований и внесения в них изменений для обеспечения соответствия региональному законодательству и изменениям в федеральном законодательстве и законодательстве ХМАО – Югры (отсутствие ряда объектов, например, «Инвестиционные площадки», «Объекты жилого назначения» и др., предусмотренных Законом ХМАО – Югры от 18.04.2007 № 39-оз «О градостроительной деятельности на территории ХМАО – Югры»);

– недостаточная детализация при классификации объектов, что затрудняет использование данных в информационных системах регионального и местного уровня;

– отсутствие требований к документации по планировке территории;

– отсутствие требований к отображению объектов градостроительной деятельности в виде нескольких пространственных представлений различной точности в зависимости от масштаба отображения объекта (отсутствие требований к мультимасштабным комплексным проектам).

На сегодняшний день назрела необходимость внесения изменений в Приказ Минрегиона России от 30.01.2012 № 19.


Электронный мультимасштабный проект Схемы территориального планирования ХМАО – Югры


При выполнении проекта «Подготовка изменений в Схему территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» применялись уникальные подходы, заключающиеся в использовании принципов мультимасштабного представления объектов СТП и разработки СТП ХМАО – Югры в виде электронного мультимасштабного проекта.

Принцип мультимасштабности заключается в наличии у объектов градостроительной деятельности, отображаемых на картах (схемах) СТП ХМАО – Югры, нескольких пространственных представлений различной точности в зависимости от масштаба отображения объекта.

Данный подход позволяет принимать взаимоувязанные решения на разных уровнях управления и обеспечивает поддержку деятельности по мониторингу реализации принятых решений. Структура электронного мультимасштабного проекта включает в себя элементы, которые позволяют «встраивать» муниципальные градостроительные решения в комплекс решений проекта изменений СТП ХМАО – Югры, что положительно влияет на гармонизацию градостроительных решений между собой как по вертикали (на региональном и местном уровне), так и по горизонтали (между смежными муниципальными образованиями).

Мультимасштабный электронный проект СТП ХМАО – Югры обеспечивает:

– преемственность решений территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, установление связей между решениями из утверждённых СТП РФ, решениями СТП ХМАО – Югры и решениями документов территориального планирования муниципальных образований ХМАО – Югры в части размещения планируемых объектов федерального, регионального и местного значения;

– определение места размещения планируемых объектов регионального значения из ХМАО – Югры на территориях муниципальных образований ХМАО – Югры с учётом решений документов территориального планирования муниципального уровня;

– условия для создания единого банка данных на основе электронного мультимасштабного проекта СТП ХМАО – Югры для мониторинга реализации планируемых объектов регионального и местного значения на территории ХМАО – Югры;

– необходимость и обязательность использования проекта СТП ХМАО – Югры для множества задач государственного и муниципального управления, правового регулирования земельно-имущественных отношений на основе принятых градостроительных решений, а также наполнение информационного ресурса региональной инфраструктуры пространственных данных пространственными данными об объектах градостроительного регулирования как регионального, так и местного значения.

В структуре электронного мультимасштабного проекта СТП ХМАО – Югры выделены три уровня представления объектов (рис. 2):

1. СТП ХМАО – Югры М 1:100000 – содержит схематичное определение места размещения планируемых объектов федерального, регионального значения на территории ХМАО – Югры с точностью масштаба 1:100000 (для объектов, планируемых к размещению на территории населённых пунктов, с привязкой к населённым пунктам).

2. СТП муниципального района М 1:25000 – содержит схематичное определение места размещения планируемых объектов федерального, регионального, местного значения на территории муниципального района с точностью масштаба 1:25000 (для объектов, планируемых к размещению на территории населённых пунктов, с привязкой к населённым пунктам).

3. ГП городских округов и поселений М 1:10000 – содержит точное определение места размещения планируемых объектов федерального, регионального, местного значения на территории городских округов и поселений, в границах функциональных зон, с точностью масштаба 1:10000.

Структура электронного мультимасштабного проекта СТП ХМАО - Югры

Между представлениями одного объекта на разных масштабах в структуре электронного мультимасштабного проекта СТП ХМАО – Югры реализована связь, которая обеспечивает навигацию по мультимасштабным представлениям объекта, позволяет найти место размещения планируемого объекта регионального значения, выбранного на уровне СТП ХМАО М 1:100000 (рис. 3), на уровне СТП муниципального района с точностью М 1:25000 (рис. 4) или на уровне ГП городских округов и поселений с точностью М 1:10000 в границах функциональной зоны (рис. 5).




На основании электронного мультимасштабного проекта СТП ХМАО – Югры предлагается создание Единого регионального банка данных для мониторинга реализации планируемых объектов регионального и местного значения (рис. 6). Этот информационный ресурс позволит организовать мониторинг реализации объектов регионального и местного значения на протяжении всего жизненного цикла: от планирования объекта регионального значения в СТП ХМАО – Югры, подготовки проектов планировки для размещения объектов регионального значения до выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.


В процессе выполнения работ были подготовлены предложения по внесению изменений в документы территориального планирования муниципальных образований для обеспечения преемственности решений территориального планирования на федеральном, региональном и местном уровнях в части размещения планируемых объектов регионального и местного значения.

Также нами было выполнено приведение материалов СТП ХМАО – Югры в соответствие с требованиями Приказа Минрегиона России от 30.01.2012 № 19 и их конвертация в XML для размещения СТП ХМАО – Югры в ТИС Югры, даны предложения по расширению модели данных ТИС Югры в соответствии с требованиями СЭП ГД.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2015.