06.07.2015

Социально-экономическое и пространственное развитие Республики Крым

Крым сегодня – это территория высокой государственной ответственности. Переходный период, определённый для вхождения Крыма в российское законодательное поле, уже наполовину пройден. Главная задача власти – обеспечить высокое качество жизни в новых российских регионах, которое напрямую зависит от социально-экономического развития, от инвестиционной привлекательности территории, от качества среды. Наибольшей проблемой настоящего времени является недостаточность (почти полное отсутствие) основных инструментов, необходимых для эффективного управления развитием крымских территорий: стратегий социально-экономического развития; нормативов градостроительного проектирования; документов территориального планирования; документации по планировке территорий; правил землепользования и застройки; информационных систем обеспечения градостроительной, инвестиционной и кадастровой деятельности. Разработка документов стратегического и территориального планирования только начинается… Какими видят свои территории сегодня и в будущем главные архитекторы столичных крымских городов и главы муниципальных образований, наши читатели узнают из первых уст.


Вопросы дискуссии:

Что представляет собой территория, вверенная Вам в управление? Чем она знаменита? И что определяет ее уникальность?

Республике Крым поставлена задача до 2017 года полностью перейти на российское законодательство, а это значит – до названного срока во всех муниципальных образованиях должны быть документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Как Вы считаете, эти документы нужны для целей управления, для привлечения инвестиций или это формальное исполнение указаний?

Как Вы считаете, государственный кадастр недвижимости, территориальное планирование, правила землепользования и застройки смогут заставить преодолеть страх инвесторов перед неизвестностью? Какого инвестора Вы ждете? И что готовы ему предложить?

Какие изменения ждут Ваш район в ближайшее время? Какие из них, по Вашему мнению как главы района, наиболее важны и перспективны в отношении качественных изменений к лучшему?


Рефат Якубович Дердаров - глава муниципального образования Бахчисарайский район – председатель Бахчисарайского районного совета Республики Крым.

Я считаю, что Бахчисарайский район является одним из самых уникальных регионов Крыма. Он расположен в юго-западной части республики, большую часть территории занимают горы, на северо-западе район имеет выход к морю.

Отраслевая специализация региона: сельское хозяйство, курортно-рекреационная и туристическая сферы.

Сельское хозяйство представлено садоводством, виноградарством, овощеводством, выращиванием эфиромасличных культур, зерновых, а также животноводством.

На территории района функционирует 24 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, 3 из них государственной формы собственности. Работают 8 винодельческих заводов по первичной и вторичной переработке виноматериалов, 3 тепличных комплекса.

В связи со сложившимися природно-климатическими условиями, а именно мягким климатом, почвенно-геологическими особенностями, перспективными для развития являются садоводство и виноградарство.

По итогам 2014 года продукции садоводства собрано более 7 тыс. тонн, винограда – 23 тыс. тонн, 3,8 тыс. тонн овощей, более 8 тыс. тонн зерна. Винзаводами района произведено виноматериалов около 1 млн. дкл., разлито вина 360 тыс. дкл.

Активно развиваются все виды туризма: оздоровительный, исторический, этнографический, спортивный, сельский зеленый, деловой. Кроме того, на территории района имеются природные объекты пешеходного и горного туризма, альпинизма, спортивного скалолазания – Большой каньон Крыма, горные массивы, пещеры и гроты, водопады, реки, родники.

В районе функционирует 25 учреждений санаторно-курортной и туристической сферы. В прошлом году в этих учреждениях отдохнуло 27 тыс. человек. Мощность учреждений около 8 тыс. койко-мест.

Промышленность района в основном представлена пищевой и перерабатывающей – винодельческие заводы, комбикормовый завод, пекарни, коптильные цеха.

Самое крупное промышленное предприятие – комбинат «Стройиндустрия», производящий цемент, строительные смеси.

На карте Крыма Бахчисарайский район занимает особое место. Район с богатейшими национальными, историческими, культурными, экономическими традициями, особенностями географического положения. Бахчисарайский район – это 159 тыс. гектаров территорий, 85 населенных пунктов, объединенных в 18 местных советов. Численность населения района более 91 тыс. человек, в том числе около 64 тыс. населения – это сельские жители.

Наиболее крупные поселения – Вилинское, Почтовское, Куйбышевское. Наименьшие – Зеленовское, Табачненское поселения.

Бахчисарайский район – многонациональный регион. На территории района зарегистрированы 102 религиозные организации, относящиеся к 10 конфессиям.

На территории района находится много памятников древней и средневековой истории Крыма, но главной достопримечательностью Бахчисарайского района является Ханский дворец. Дворец был резиденцией всех крымских ханов до конца 18 века. Он и дал название городу Бахчисараю (в переводе с тюркского Бакче-Сарай – «дворец в саду»).

Сегодня дворец – национальная святыня крымскотатарского народа и достояние всей мировой культуры.

Первоочередное направление нашей совместной работы – это стратегия развития, комплексное управление развитием территорий. Реализовываться стратегия будет через документацию по территориальному планированию.

Как результат – повысится инвестиционная привлекательность Бахчисарайского района, который многогранен по своей природе. Даже мы, местные жители, не перестаем восхищаться сочетанию его природных ресурсов – величественных гор, морского побережья, чистого воздуха, исторических достопримечательностей различных эпох, цветущих полей и фруктовых садов. Что уж говорить о наших гостях...

Конечно, предстоит еще много сделать, и градостроительная документация поможет решить ряд проблемных социально-экономических вопросов, улучшить сферу обслуживания населения и повысить его благосостояние за счёт разработки и внедрения уникальных экономически обоснованных градостроительных решений.

Несомненно, подготовка и последующая реализация документов территориального планирования и градостроительного зонирования является одной из основных задач нашего муниципального образования.

Обладая всей необходимой документацией в сфере градостроительства и земельных отношений, появляется стабильность. Когда есть стабильность, всегда будет результат. Мы открыты и готовы к диалогу, только вместе мы сможем решать поставленные задачи.

Потенциальным инвесторам мы готовы предложить различные направления деятельности – IT-технологии, рекреация и туризм, сельскохозяйственное производство, пищевая и легкая промышленность и т.п. Отраслевая направленность инвестиционных площадок в первую очередь будет ориентирована на удовлетворение потребностей рынка Российской Федерации.

В целом для совершенствования системы управления развитием территории Бахчисарайского муниципального района необходима разработка комплексного плана. В настоящее время в районе разрабатывается Стратегия устойчивого социально-экономического развития Бахчисарайского района на период до 2026 года. По одному из направлений уже проделана значительная работа. С апреля 2014 года осуществляется сотрудничество с Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан и Государственным унитарным предприятием «Татинвестгражданпроект» по разработке градостроительной документации.

В 2015 году планируется:

– изготовление топографо-геодезической съемки Бахчисарайского района, поселений и населенных пунктов;

– утверждение схемы территориального планирования;

– утверждение генеральных планов поселений;

– подготовка и утверждение правил землепользования и застройки.

Следующим направлением работы является разработка средне- и долгосрочных планов развития района на период 2015-2017, а также 2020 года. Данные изменения дадут возможность привлекать средства государственного и федерального бюджетов для обеспечения роста благосостояния населения, повышения качества образования, проведения инновационной промышленной политики, развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса, территориального развития, укрепления межнационального и межконфессиального согласия.

И, конечно, реализация инвестиционных проектов. Одним из таких проектов является создание индустриального парка «Бахчисарай».

Кроме того, ведется работа по включению дополнительных объектов в дорожной, социальной сферах в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года». Планируется реконструкция и строительство дорог, детских садов, школы и спортивного комплекса в Бахчисарае.

Работа предстоит сложная и интересная, темп задан очень высокий.

Косарев Валерий Евгеньевич - глава муниципального образования городской округ Ялта - Председатель Ялтинского городского совета Республики Крым.

Муниципальное образование городской округ Ялта включает в свой состав 32 населенных пункта – 2 города, 21 поселок городского типа и 9 поселков. Такой состав муниципального образования сам по себе является уникальным для Российской Федерации. И эта уникальность требует и применения нестандартных подходов к управлению таким образованием.

Ялта знаменита тем, что с 1860 года город являлся летней резиденцией российских императоров, что в первую очередь и явилось мощным фактором развития нашего города в конце XIX – начале XX веков. Многие великие деятели культуры и искусства, известные политики проживали здесь или посещали наш город – Пушкин, Жуковский, Чехов, Шаляпин, Боткин, Рузвельт, Черчилль, Сталин... И этот список можно продолжать еще долго.

Помимо административного состава нашего муниципального образования, уникальными являются природные условия, климат, подобных которым нет на территории Российской Федерации, что позволяет позиционировать Ялту как климатический курорт, не имеющий аналогов в нашей стране.

Документы стратегического планирования, а фундаментом в ряду таковых является Стратегия экономического и социального развития муниципального образования на ближайшие 10-15 лет, безусловно, необходимы для осуществления эффективного стратегического управления развитием, поскольку только на их основе можно выбрать правильную траекторию движения для достижения поставленных стратегических целей. А на этой базе формируется управленческая политика на среднесрочный и оперативный периоды, цели и задачи которых направлены на достижение стратегических целей развития муниципального образования. При отсутствии качественных документов стратегического планирования движение муниципального образования можно сравнить с движением незрячего человека в большом городе. Поэтому, может это и тривиальный вывод, но ни один серьезный управленец не возьмется осуществлять руководство при отсутствии основных документов стратегического планирования.

Безусловно, названные документы в какой-то мере способны снять беспокойство инвесторов, но только в ограниченных пределах. Необходимо создание благоприятного инвестиционного климата как в самом муниципальном образовании, так и в субъекте Федерации – Республике Крым в целом, что предполагает принятие целого ряда нормативных правовых актов в сферах налогообложения, упрощения ведения бизнеса и др. Хочется отметить, что федеральные органы уже приняли и Закон о свободной экономической зоне, и ряд постановлений Правительства, направленных на дерегулирование предпринимательства. Очередные энергичные шаги в повышении инвестиционной привлекательности следует ожидать как от республиканских, так и муниципальных органов власти.

Выполнение Федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым, в том числе и Ялты, в течение 5-6 лет, безусловно, изменит и социальные условия проживания в городе, и его внешний облик, увеличив его привлекательность для гостей.

Важнейшими задачами, которые стоят сегодня перед руководством города, являются выполнение государственных и городских программ по восстановлению санаторно-курортного комплекса и развитию туристического бизнеса, а также реализация подготовленных нами и поступающих из разных регионов Российской Федерации инвестиционных проектов. Надеемся мы и на зарубежные предложения.

Нам предстоит провести серьезные инфраструктурные изменения в коммунальном хозяйстве, включая озеленение и освещение города, ремонт дорог, фасадов и т.д., серьезного приложения сил требует решение социальных, в том числе и жилищных проблем работников бюджетной сферы, развитие малого и среднего бизнеса, очищение города от хаотично расположенных киосков и торговых палаток в центральной части города, особенно на территории всех набережных.

Большие надежды мы связываем со строительством четырех новых детских садов, одного – двух общеобразовательных комплексов, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом уже переданных и намеченных к возвращению городу бывших детских садов под целевое использование. Кроме того, уже сейчас мы приступаем к реализации программы восстановления спортивных площадок, стадионов, планируем открытие дополнительных спортивных комплексов в микрорайонах города и поселках, а также других социальных объектов.

Наша конечная цель – превращение Ялты в современный комфортный город-курорт федерального значения.


Петров Александр Валериевичглава муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым – председатель Нижнегорского районного совета.

Нижнегорский район расположен на северо-востоке Республики Крым в присивашской степи. Хоть он и удален от моря, находится не в прибрежной зоне, но тем не менее обладает собственной неповторимой индивидуальностью. Разнообразие природных ландшафтов, богатое историческое прошлое, смешение культур создают его своеобразие.

Структура административно-территориального деления Нижнегорского района включает в себя 20 советов, среди которых 1 районный совет и 19 сельских. В районе насчитывается 58 населенных пунктов: 57 из них – это села, а 1 – поселок городского типа и одновременно районный центр Нижнегорский.

Сельское хозяйство является ключевым направлением экономической деятельности района. Ведущая специализация – производство зерновых и фруктовых культур. Основные виды продукции, которая производится в Нижнегорском районе, – это мясо, мука, крупа, масло растительное, хлебобулочные изделия, фрукты.

Большая часть земель района, около 93 тыс. га, заняты под сельскохозяйственные угодья, 37 тыс. га из них орошаются. 76 тыс. га занимают пашни, 8 тыс. га – пастбища, 5 тыс. га – леса и насаждения, 4 тыс. га – многолетние насаждения.

Промышленность Нижнегорского района тесно связана с сельским хозяйством и традиционно является перерабатывающей. На сегодняшний день зарегистрировано 46 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, а также 94 крестьянско-фермерских хозяйства, на которых работают более 2 тыс. человек. На территории района действуют 4 предприятия: ОАО «Нижнегорский комбикормовый завод», Нижнегорский элеватор (хранение зерна и масленичных культур), консервный завод (переработка плодовоовощной продукции), ОАО «Нижнефарм».

Сельскохозяйственный труд является основным видом деятельности и, соответственно, основной статьей дохода для большинства жителей района, в сельскохозяйственном производстве занята примерно половина населения.

Культурную инфраструктуру Нижнегорского района составляют 28 клубных учреждений, 40 библиотек, 1 музыкальная школа, 8 народных музеев.

Сфера туризма и отдыха имеет весьма неплохие перспективы развития, чему способствуют: ландшафтное разнообразие (поймы, косы, мелководья, тростниковые заросли), месторождения уникальных лечебных грязей, сероводородные источники и озера, наличие рыбных прудов, большая концентрация охотничьих видов птиц – все эти факторы создают благоприятную почву для развития в районе рекреационной и туристической деятельности (прежде всего, промыслового туризма). Особенной привлекательностью обладают территории на побережье Сиваша. Погодные условия благоприятствуют развитию экологического сельского («зеленого») туризма. Народные промыслы по большей части связаны с переработкой продукции овцеводства.

Постоянно дующий жесткий ветер в сочетании со слабым волнением Сиваша создают хорошие возможности для развития в Нижнегорском районе виндсерфинга (парусного спорта).

Предпосылкой развития историко-археологического направления туризма служит то, что Нижнегорский район был издавна заселен людьми, о чем свидетельствуют данные археологических раскопок. В окрестностях пгт. Нижнегорское археологами были обнаружены следы поселений и курганы периода ранней бронзы и эпохи скифских племен.

Туристов также могут заинтересовать восстановленные и вновь построенные часовня Сергея Радонежского и церковь Вячеслава Чешского и Виктора Мученика в селе Охотском, усадьба И.Н. Шатилова в селе Цветущее, построенный «Введенский замок», памятный знак, установленный в честь перехода русских войск через Сиваш во время русско-турецкой войны.

Перед Нижнегорским районом, как и перед всей Республикой Крым, стоит задача полностью перейти к 2017 году на российское законодательство. Разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования – важное средство для управления развитием муниципального образования и для привлечения инвестиций. Выполнить эту задачу – значит заложить основу для планирования экономики, развития и процветания как всего региона в целом, так и каждого муниципального образования в частности.

В Нижнегорском районе предусмотрены финансовые средства за счет шефской помощи Владимирской области Российской Федерации на разработку указанной документации в 2015 году.

Государственный кадастр недвижимости, документы территориального планирования, правила землепользования и застройки поселений смогут послужить определенной гарантией надежности и помочь преодолеть страх инвестора перед неизвестностью, сделать более понятными риски вложения капиталов, яснее очертить возможности инвестиционной деятельности. Конечно, мы хотели бы сотрудничать с инвестором, имеющим серьезные намерения, который станет надежным партнером в развитии экономики района.

В настоящее время мы можем предложить следующие инвестиционные площадки:

1. Животноводческий комплекс в селе Лужки на территории 21 га.

Возможно новое строительство (животноводческий комплекс, переработка сельхозпродукции). Птицеводческий комплекс (личное производство, производство мяса бройлеров). Имеются бетонные площадки, подъездные пути с твердым покрытием.

2. Молочно-товарная ферма в селе Зоркино на площади 15 га.

Возможно новое строительство (животноводческий комплекс, переработка сельхозпродукции). Имеются бетонные площадки. Птицеводческий комплекс (личное производство, производство мяса бройлеров).

3. Животноводческий комплекс в селе Митрофановка на площади 5 га.

Возможно новое строительство (животноводческий комплекс, переработка сельхозпродукции). Птицеводческий комплекс (личное производство, производство мяса бройлеров). Имеются подъездные пути с твердым покрытием.

4. Животноводческий комплекс в селе Садовое на площади 15 га.

Возможно новое строительство (животноводческий комплекс, переработка сельхозпродукции). Птицеводческий комплекс (личное производство, производство мяса бройлеров). Площадки и подъездные пути с твердым покрытием.

5. Животноводческий комплекс в селе Широкое на площади 2 га.

Возможно новое строительство (животноводческий комплекс, переработка сельхозпродукции). Птицеводческий комплекс (личное производство, производство мяса бройлеров). Имеются площадка и подъездные пути с твердым покрытием.

6. Территория бывшей СТФ в селе Цветущее на площади 14 га.

Возможно новое строительство (животноводческий комплекс, переработка сельхозпродукции). Птицеводческий комплекс (личное производство, производство мяса бройлеров). Имеются площадка и подъездные пути с твердым покрытием.

7. Территория бывшей МТФ в селе Изобильное на площади 16 га.

Возможно новое строительство (животноводческий комплекс, переработка сельхозпродукции). Птицеводческий комплекс (личное производство, производство мяса бройлеров). Имеются площадка и подъездные пути с твердым покрытием.

Также в запасе имеются еще 12 не менее интересных объектов.

В ближайшее время в Нижнегорском районе планируется выполнить ряд мероприятий, направленных на качественное улучшение условий жизни населения – это прежде всего мероприятия, связанные с газификацией и улучшением водоснабжения и водоотведения.

Приоритетной является полная газификация населенных пунктов, так как на сегодняшний день газифицировано всего 32% потребителей. Достаточно много объектов имеют разработанную и утвержденную проектно-сметную документацию, однако строительные работы по ним не были начаты в прошлые годы.

По инициативе населения за счет собственных средств была выполнена проектно-сметная документация на объекты по строительству подводящих межпоселковых сетей газоснабжения:

– «Строительство сетей газоснабжения сел Новогригорьевка, Владиславовка, Коренное, Буревестник Нижнегорского района Республики Крым» мощностью 19 кмГ.

– «Газоснабжение сел Акимовского и Садовского направлений Нижнегорского района» (1-й этап – Акимовское и Садовское направление – газопроводы высокого давления и ГРП, 2-й этап – ГРС пгт. Нижнегорский) общей мощностью 155 кмГ.

Строительство данных объектов даст возможность в дальнейшем сделать уличные разводящие сети и газифицировать население, объекты социальной сферы в Нижнегорском районе по направлению села Акимовка, где на территории 8 сельских советов расположено 24 населенных пункта с численностью населения 15 тыс. человек (5370 дворов), по направлению села Садовое, где на территории 5 сельских советов расположено 15 населенных пунктов с численностью населения 12 тыс. человек (2605 дворов), в селах Новогригорьевка, Коренное, Владиславовка, Буревестник проживают 3 тыс. человек.

Вторым приоритетным направлением развития сельских поселений является улучшение водоснабжения и водоотведения.

Также были разработаны, но не реализованы проекты по капитальному ремонту и реконструкции сетей водоснабжения в пгт. Нижнегорский, в селах Михайловка, Чкалово, Акимовка, Новогригорьевка, Митрофановка, по реконструкции канализационно-очистных сооружений в пгт Нижнегорский, селах Михайловка и Зоркино.

На сегодняшний день начаты работы по корректировке данных проектов согласно российскому законодательству как по сметной стоимости, так и по строительным нормативным требованиям и ГОСТам для дальнейшей реализации за счет источников финансирования всех уровней.


Мигаль Юрий Григорьевич - глава муниципального образования Раздольненский район Республики Крым – председатель Раздольненского районного совета.

Раздольненский район расположен в северо-западной части Республики Крым. Граничит на северо-востоке с Красноперекопским, на востоке – с Первомайским, на юге – с Сакским, на юго-западе – с Красногвардейским районами, на северо-западе район ограничен акваторией Черного моря, побережье Каркинитского залива.

Площадь района составляет 123138 тыс. га. В составе района 41 населенный пункт, 12 сельских поселений.

По состоянию на 01.07.2014 численность постоянного населения района составила 30,4 тыс. человек (по данным переписи 2014 г.).

Раздольненский район относится к степной зоне и располагает разнообразными естественными природными ресурсами. Прежде всего, это обширные земельные ресурсы, пригодные для ведения сельского хозяйства.

Мягкий климат и плодородные земли дают возможность для интенсивного ведения сельскохозяйственного производства, выращивания практически всех культур, кроме субтропических, а также занятия всеми видами животноводства.

Основные виды экономической деятельности, осуществляемые в районе: сельское хозяйство; перерабатывающая промышленность; розничная торговля; общественное питание; транспорт и связь; курортная сфера; производство и распределение тепловой энергии, электроэнергии, газа; предоставление коммунальных и бытовых услуг; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Ключевым фактором, определяющим социально-экономическое развитие района, является сложившаяся на протяжении многих десятков лет традиционная сельскохозяйственная специализация районной экономики. Это было обусловлено, с одной стороны, тем, что свыше 88% территории района занимают земли, пригодные для производства сельскохозяйственной продукции, с другой, что все населенные пункты района относятся к сельской местности.

Важнейшим экономическим ресурсом района являются плодородные черноземы. В сельскохозяйственном обороте находится 109364 гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 80675 гектаров пашни.

Сельскохозяйственную продукцию в районе производят 1 с/х производственный кооператив, 8 хозяйственных обществ, 8 частных сельскохозяйственных предприятий и 64 фермерских хозяйства.

В районе созданы и работают 2 семеноводческих хозяйства, обеспечивающих рынок семенным материалом, СПК «Каркинитский», СООО «Нива», а также два племенных хозяйства СПК «Каркинитский», ООО «Преображенское».

Развитие курортно-рекреационной сферы является одним из основных направлений развития района. На сегодняшний день в отрасли функционирует 12 предприятий курортного комплекса, в том числе 1 детское, общей коечной емкостью 2146 мест.

В с. Стерегущее находятся 10 курортных учреждений, в с. Портовое – 2 (детский лагерь и объект сельского зелёного туризма – Гостиный дом «У Нины»).

Раздольненский район располагает разнообразными природными ресурсами, которые могут быть эффективно использованы для рекреационной деятельности и туризма.

– Заповедник «Лебяжьи острова» 52 га и 9612 га мелководий вокруг них.

– Региональный ландшафтный парк «Бакальская коса» общей площадью 1520 га, в том числе Бакальская коса 300 га.

– Бакальское озеро 810 га, прибрежный аквальный комплекс 410 га.

На территории района имеются залежи пильных известняков, поваренная соль, иловые сульфидные грязи.

Основой градостроительной деятельности, позволяющей уполномоченным органам власти администрировать градостроительные процессы, являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе схемы территориального планирования, генеральные планы и правила землепользования и застройки (главы 3 и 5 Градостроительного кодекса РФ). Для инвестора/застройщика данные документы являются крайне важными. Из документов территориального планирования застройщик получает информацию о планируемом строительстве на том или ином участке различных объектов: дорог, инженерных сетей или размещении зон с особыми условиями территории. Проверка данной информации перед началом строительной деятельности является принципиально важной для застройщика и позволяет избежать финансовых и имущественных рисков в ходе реализации строительного проекта.

Таким образом, наличие качественных документов территориального планирования и градостроительного зонирования послужит стимулом для привлечения инвестиций, а также позволит планировать и управлять развитием территорий.

Государственный кадастр недвижимости, территориальное планирование, правила землепользовании и застройки позволяют инвесторам получать информацию (причем дистанционно) об имеющихся инвестиционных площадках и территориях развития, а также понимать «правила игры» на территории района. На сегодняшний день в районе есть ряд инвестиционных площадок, с которыми можно ознакомится на официальном сайте Администрации Раздольненского района.

С целью устойчивого развития Раздольненского района разрабатывается Стратегия развития Раздольненского района Республики Крым на период до 2026 года, которая определяет ключевые направления дальнейшего динамичного и устойчивого социально-экономического роста с целью повышения благосостояния населения.

Главная стратегическая цель развития района – повышение уровня и улучшение качества жизни каждого жителя Раздольненского района на основе устойчивого социально-экономического развития.

Стратегические направления развития района:

– развитие курортно-туристической сферы района;

– развитие агропромышленного комплекса района;

– развитие промышленного сектора экономики района;

– создание благоприятной среды жизнедеятельности для повышения уровня и улучшения качества жизни людей.

Реализация выбранных направлений развития района планируется при условии активного привлечения инвестиций в различные сферы экономической деятельности.


Бойко Ирина Васильевна глава администрации Симферопольского района Республики Крым.

Симферопольский район – это уникальный уголок Крыма, в котором несмотря на близость к столице республики удалось сохранить спокойный и размеренный уклад жизни, чистый воздух и экологически чистые природные зоны.

Симферопольский район расположен в юго-западной части полуострова, в нем органично сочетаются ландшафты равнинного, степного, предгорного и горного Крыма.

Площадь района составляет 7% от площади всего полуострова, 73% которой занимают сельскохозяйственные земли.

На территории района находятся 22 сельских поселения, которые включают 109 населённых пунктов с численностью свыше 150 тыс. человек. Население Симферопольского района многонационально: в нем проживают русские (49%), украинцы (24%), крымские татары (22%) и представители других национальностей (5%). Численность населения трудоспособного возраста составляет 95 тыс. человек (63%).

Ведущая отрасль экономики района – это производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Основные направления отрасли: растениеводство – выращивание зерна, эфиромасличных культур, производство овощей, развитие плодоводства и виноградарства. В сфере животноводства – молочное и мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство, овцеводство.

Добывающая промышленность ориентирована на использование минерально-сырьевых ресурсов района – строительных нерудных материалов (камень, щебень, песок).

Традиционной отраслью для Симферопольского района является пищевая промышленность. На предприятиях промышленного комплекса перерабатывается продукция сельского хозяйства, производятся субпродукты, колбасные изделия, консервы из свинины, рыбные консервы.

Приоритетным направлением развития экономики Симферопольского района выступает возможность использования природно-климатических, ландшафтных, туристических и культурно-исторических ресурсов региона.

В пределах Симферопольского района расположены три крупных экскурсионных объекта: пещеры Мраморная, Эмине-Баир-Хосар и Кизил-Коба. Комплекс природных условий и ландшафтно-географических факторов побережья в районе п. Николаевка, который находится в 40 км от г. Симферополя, в прибрежной зоне Черного моря, позволяет успешно развивать рекреационную деятельность.

Новым перспективным направлением в развитии туристской индустрии района стал «зелёный» (сельский) туризм.

Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти и местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Для решения первоочередных задач по обеспечению градостроительной документацией распоряжением главы администрации Симферопольского района от 26.05.2015 № 235-р принято решение о подготовке схемы территориального планирования района, создана рабочая группа по его реализации.

Документы территориального планирования и градостроительного зонирования позволят инвестору облегчить задачу в поиске подходящей площадки и выгодно инвестировать средства.

Из документов территориального планирования инвестор получает информацию о планируемом строительстве на том или ином участке различных объектов: дорог, инженерных сетей или размещении зон с особыми условиями территории и др. Проверка данной информации перед началом деятельности по продвижению инвестиционного проекта является крайне важной для инвестора и позволит избежать финансовых и имущественных рисков в ходе реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, разработка вышеперечисленных документов станет главным информационным ресурсом нашего района, который планирует не просто стабильно существовать, но и эффективно развиваться. Результаты работы позволят определить, в какую сторону двигаться, расставить приоритеты долгосрочного развития и выстроить систему управления в соответствии со стратегическими целями.

Проинформирован – значит вооружен!!! Информация является основным оружием против страха. Люди склонны опасаться неизвестного, и это нормальная защитная реакция, поэтому градостроительная документация станет своеобразным механизмом, помогающим снизить уровень опасений.

Из документов территориального планирования, правил землепользования и застройки инвестор сможет получить информацию:

– о функциональном зонировании территории;

– о планируемом размещении объектов федерального, регионального и местного значения;

– об основных видах разрешенного, а также условно-разрешенного использования земельных участков;

– о предельных размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

– об ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства и др.

Активизация инвестиционных проектов позволит достичь высокого уровня развития всех сфер экономики района. Сегодня Симферопольский районный совет, администрация Симферопольского района готовы к сотрудничеству по всем вопросам инвестиционной деятельности, готовы оказывать поддержку бизнесу во всех отраслях экономики.

По состоянию на 16 июня 2015 года администрацией Симферопольского района рассмотрено более 25 предложений от инвесторов. Потенциальные проекты направлены на развитие сельского хозяйства, виноделия, строительство жилой недвижимости, производственной деятельности, туризма, создание логистического центра.

Например, поступило инвестиционное предложение о строительстве тепличного комплекса по выращиванию овощей закрытого грунта (огурцы, томаты).

Эти проекты были одобрены администрацией Симферопольского района.

К приоритетным направлениям развития района относятся:

сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции (производство и переработка овощей, развитие плодоводства, виноградарство, виноделие, животноводство, птицеводство, эфиромасличное производство, производство и переработка лекарственных растений);

– промышленное производство (пищевая и перерабатывающая промышленность, кормопроизводство, возобновляемая энергетика, транспорт);

– санаторно-курортный комплекс.

Безусловными конкурентными преимуществами Симферопольского района являются:

– выгодное географическое положение;

– близость к республиканскому центру, наличие транспортных развязок;

– разнообразные природные ресурсы;

– уникальный рекреационный потенциал;

– агропромышленный комплекс, плодородные сельскохозяйственные угодья, позволяющие выращивать и перерабатывать весь спектр сельскохозяйственных культур;

– высокая плотность населения, наличие рабочей силы.

Симферопольский район занимается активным поиском инвесторов для размещения, освоения и последующего развития любого бизнеса, который смог бы использовать имеющийся потенциал нашей территории. Мы заинтересованы в развитии производства по всем отраслям экономики района, намерены создавать все условия для ведения бизнеса, открыты к диалогу и готовы к взаимовыгодному сотрудничеству.

Первоочередные изменения в ближайшее время определены мероприятиями по реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», выполнение которых позволит улучшить социально-экономическое положение района. Это строительство и реконструкция общеобразовательных школ и дошкольных образовательных организаций, строительство фельдшерско-акушерских пунктов, строительство сетей электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения, строительство дорог, выполаживание склона в п. Николаевка.

Для достижения энергонезависимости через Симферопольский район будет проложен магистральный газопровод Краснодарский край – Крым. Также на территории района будет возведена тепловая электростанция на природном газе (Симферопольская ПГУ-ТЭС).

Кроме того, планируется расширение территории Международного аэропорта «Симферополь», благодаря чему имидж района только улучшится, ведь аэропорт – самая доступная связь с Крымом, пока не построили Керченский мост.

Размещение федеральных объектов на территории Симферопольского района даст мощный социально-экономический толчок развитию района и откроет новые горизонты для развития всех отраслевых направлений экономики.

Наш район перспективный, он имеет широкий спектр возможностей для деловой активности и обладает всеми необходимыми условиями для успешного развития, а значит и для решения социальных, экономических и других задач в интересах каждого своего жителя.


Чеглаков Игорь Анатольевичглава муниципального образования Советский район Республики Крым – председатель Советского районного совета Республики Крым.

Муниципальное образование Советский район Республики Крым расположен в Присивашье, в восточной части Крымского полуострова. Советский район занимает площадь 1080 кв. км, что составляет 4,1% от общей территории Республики Крым. На территории района нет ни одного промышленного предприятия, что характеризует её как экологически чистую.

Районный центр п. Советский расположен на расстоянии 105 км от г. Симферополь. Граница района на севере и северо-востоке проходит по побережью озера Сиваш, на востоке граничит с Кировским, юге – Белогорским, западе – Нижнегорским районами. В состав Советского района входит 12 сельских поселений, которые включают 37 сел и 1 поселок (Советский), ранее называемый Ички. Первое упоминание о поселке Ички, входившем в состав Феодосийского уезда Таврической губернии, датируется 1798 годом. В сборнике, изданном в Санкт-Петербурге в 1865 году под названием «Список населенных мест Российской империи», лаконично сказано, что «поселение Ички расположено в 50-ти верстах от уездного города Феодосия». В 1892 году, после сооружения Джанкойско-Феодосийской железнодорожной линии, построена станция Ички (с 1912 г. – Грамматиково). Отсюда крупные хлеботорговцы отправляли за границу пшеницу, которую они скупали в окрестных селах.

Численность постоянного населения Советского района составляет 31,8 тыс. человек. Основной сферой деятельности населения района являются отрасль сельского хозяйства, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля.

В районе определены 37 инвестиционных площадок. Но, к сожалению, пока на данные площадки не будет оформлена документация на землю, все они и идеи по их использованию, привлечению инвесторов остаются виртуальными, так как каждый инвестор хочет быть полностью уверенным в предмете вложения своих средств. Документация, разработанная ранее, уже крайне устарела и потеряла свою актуальность. А пока не будут решены вопросы с землей, преждевременно говорить об открытии новых производств и мощностей.

Государственный кадастр недвижимости является государственным информационным ресурсом, воспользоваться сведениями которого может любой гражданин. С каждым годом информация, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, получает все более широкий спрос как основа общей информационной системы и играет важную роль в экономическом и политическом плане.

Мы готовы сотрудничать со всеми инвесторами, которые придут на нашу территорию, но с соблюдением ряда условий, в частности, с условием сохранения территории Советского района как экологически чистой. Особенно приветствуем реализацию инвестиционных проектов, которые позволят создать большое количество рабочих мест для жителей Советского района, так как проблема безработицы является самой острой в районе.

Приоритетными сферами инвестиционной деятельности являются агропромышленный комплекс и перерабатывающая промышленность. Имеется возможность создания на территории района кирпичного завода и завода по сборке и ремонту сельскохозяйственных машин. На берегу озера Сиваш имеется возможность построить грязелечебницу.

Мы гарантируем непосредственное участие в становлении каждого инвестиционного проекта на территории района. Чтобы перешагнуть ту высокую планку, которую мы задали, предстоит сделать еще многое. Совместными усилиями мы сможем добиться ощутимых результатов и обеспечить динамичное развитие района.

Большое внимание будет уделено открытию новых производств, в частности, по переработке сельскохозяйственной продукции. Необходимо уделить внимание инвесторам, которые готовы реализовать небольшие проекты. Важно привлекать к сотрудничеству представителей малого бизнеса.

Мы готовы учитывать мнение бизнеса, а также еще активнее развивать сотрудничество власти с бизнесом и общественностью. В результате совместной работы будут выработаны решения по дальнейшему продвижению инвестиционного процесса.

Можно долго и абстрактно говорить об инвестициях, о деятельности власти в этом направлении, но не стоит забывать, для кого это все делается. Вся наша работа направлена на то, чтобы каждому жителю района было хорошо жить здесь. Чувство благополучия у человека возникает при уверенности в абсолютной защищенности. А это возможно только в районе со стабильной экономикой, эффективно управляемой и нацеленной на дальнейшее развитие!


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2015 г.