06.07.2015

«Денис Визгалов: пусть города живут»

Издание книги «Денис Визгалов: пусть города живут» осуществлено при помощи Фонда «Либеральная Миссия» в рамках проекта «За красоту российских городов» и факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук в рамках издательской программы Urban Studies. Составители: Михаил Губергриц, Надежда Замятина, Михаил Ледовский.


Самые первые в мире проекты по продвижению мест – территориальному брендингу, брендингу городов – появились задолго до того, как впервые было употреблено понятие «бренд места». В Европе, например, уже в середине XVIII века. В середине же ХХ столетия, когда города вступили в период активной конкурентной борьбы между собой, продвижение мест из локальных общественно-деловых движений стало обретать контуры науки, управленческой дисциплины и социокультурной практики. И вот уже брендинг городов шагает по планете! В Россию он пришел благодаря Денису Валерьевичу Визгалову, которого без преувеличения можно назвать пионером российского городского брендинга.

Имя Дениса Визгалова и понятие «брендинг городов» всегда будут тесно связаны. Именно Денис Валерьевич обосновал научный и практический статус понятия «брендинг города» применительно к российской практике. С его легкой руки оно вошло в профессиональный обиход урбанистического сообщества. Его трагический уход из жизни летом 2014 года оборвал исследования…

Друзья и коллеги собрали труды Д.В. Визгалова и издали книгу «Денис Визгалов: пусть города живут». В настоящем издании собрано все самое ценное из наследия Дениса Валерьевича. В первую очередь это книга по брендингу городов, которую он успел подготовить ко II-му изданию (I-ое вышло в 2008 году и удостоилось премии «Серебряный лучник»). Также в книге собраны наиболее важные статьи, а отдельные разделы составили описания разработанных им брендов территорий и расшифрованные благодаря помощи студентов лекции.

Д.В. Визгалов был автором журнала «Управление развитием территории» – на страницах издания он принял участие в дискуссии «Общественные коммуникации как среда инновационного развития современного города» (№ 1/2012), представил концепцию бренда города Магадана (№ 2/2012).

Мы считаем, что необходимо сохранить его идеи, использовать их для развития городов.

Благодарим всех, кто принял участие в подготовке издания, всех, благодаря кому эта книга вышла в свет, и мы уверены – останется светлой памятью о Денисе Валерьевиче Визгалове!

Надеемся, что эта книга продолжит дело Дениса Визгалова и поможет энтузиастам брендинга российских городов, менеджерам культурных проектов, сотрудникам региональных администраций и администраций муниципальных образований, студентам и всем тех, кому небезразлична судьба российских городов.


Лариса Владимировна Визгалова, мама Дениса

Денис мечтал в своем любимом Белорецке открыть центр, где проходили бы форумы, семинары, встречи людей, которые думают, работают над тем, как сделать свой город современнее, значимее, чтобы жители сами стремились превратить место, где живут, в звездочку на карте, куда захотелось бы приехать каждому. … Помогите продолжить то, что было ему так близко, любимо и так необходимо нам всем. Это станет лучшей памятью о нем.


Е.Н. Белякова, советник первого заместителя губернатора Вологодской области

Его выступление (2010 год, Конгресс по продвижению и развитию городов) стало, пожалуй, отправной точкой для старта работы по разработке территориального бренда области.


П.А. Гордеев, урбанист, начальник отдела дизайна городской среды Главархитектуры Московской области

Благодаря его точной идее древний город (Клин – прим. редактора) обрел свой голос – в буквальном смысле зазвучал. Люди приняли новый бренд, живут с ним, а значит, вместе с ним и еще десятком замечательных работ будет жить имя Дениса Визгалова.


Д.Н. Замятин, руководитель центра геокультурной региональной политики Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева

Конечно, он был пионером городского брендинга в России. … Он четко видел своеобразие именно российских городов, пытался в каждом из тех, где работал или бывал, найти свою изюминку. Неслучайно он считал главным брендом России в целом именно ее города.


С.А. Мурунов, основатель группы компаний «КБР. Креативная экономика», эксперт и преподаватель в сфере брендинга территорий и коммуникативных технологий

Он вообще очень трепетно относился к идеям, для него поиск идеи для каждого города становился основной задачей, найти идею и вдохновить на ее воплощение власть, бизнес, горожан, как например, в Кировограде, или придумать идею вместе с городскими лидерами, как в Стерлитамаке. Быть географом идей, которые объединяют города и их жителей, помогают им, – наверное, это было основной мессией для Дениса.

Денис в своей работе умел без пафоса, но с достоинством слушать и власть, и сообщества, но главное – умел всех объединить идеей и ее обсуждением, причем модерировал эту работу спокойно и без лишнего пиар-шума, привлекал ведущих экспертов, формировал команды развития городов… Дальше нам всем, его друзьям и коллегам, надо будет подумать, как помочь тем городам, которыми Денис занимался, как продолжить его проекты, развить его идеи, внедрить технологии. Как сохранить о нем память.


Л.В. Смирнягин, профессор географического факультета МГУ, эксперт в области регионального развития

Он поражал меня быстрым и точным пониманием местной обстановки и умением сходу организовать творчество местных жителей, притом любых мастей – чиновников, бизнесменов, учителей, энтузиастов-краеведов.


А.К. Стась, руководитель группы Stas Marketing

Денис во многом изменил формирующийся рынок территориального брендинга в нашей стране, а его проекты, особенно блестящий проект Кировограда, задал новые стандарты качества в индустрии.


По вопросу приобретения издания обращаться к руководителю издательской программы Фонда «Либеральная Миссия» Михаилу Юрьевичу Ледовскому: ledohod@yandex.ru


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2015 г.