06.07.2015

Генеральный план Тюмени как комплексный информационный ресурс управления развитием города

Автор статьи: Стуканева Ирина Георгиевна - главный архитектор ИТП "Град".


Проект-финалист Ежегодного градостроительного конкурса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 2015 года «Генеральный план города Тюмени» в номинации «Лучший генеральный план города».

Заказчик: Администрация города Тюмени Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Разработчик: ООО «Институт территориального планирования «Град» (г. Омск).


В современных социально-экономических и нормативно-правовых условиях все большую актуальность обретает задача сбалансированного, скоординированного развития города, в котором учитываются интересы соседних муниципальных образований и обеспечивается взаимовыгодное и устойчивое развитие.

Для оперативного управления планированием развития территорий, мониторинга изменений и быстрого реагирования на непрогнозируемые изменения первостепенное значение приобретают проекты, созданные как комплексный информационный ресурс управления градостроительным развитием города, основу которого составляет объектно-ориентированная база пространственных данных градостроительного регулирования, соответствующая единой системе требований.

Именно таким проектом стал комплексный проект управления развитием территории города Тюмени. Это произошло не случайно, предпосылками воплощения комплексного проекта послужило то, что Тюмень – активно развивающийся город с одними из самых высоких по стране показателями по инвестициям в производственную и непроизводственную сферы, рекордными темпами жилищного строительства и развития социальной инфраструктуры.

Генеральный план города Тюмени был утвержден Распоряжением № 903 от 26 сентября 2012 года и сразу стал основным документом, основой для разработки осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса, реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды, разработки и реализации проектов планировки территорий многих планировочных районов.


Стратегические направления развития и пути их реализации в проекте


Общая стратегия развития направлена на создание города, комфортного для его жителей, особенно для молодых людей с детьми, города, где есть все условия для воспитания, образования, самореализации, творчества, общения, спорта и отдыха.

Для воплощения идеи «городского комфорта» в жизнь необходимо обеспечить сбалансированное развитие города по всем направлениям социально-экономических, инфраструктурных, жилищных, рекреационных преобразований.

Невозможно сегодня представить современный комфортный город без парков, зелени, аттракционов, следовательно, есть необходимость в рекреационных преобразованиях. Рекреационные преобразования – это, прежде всего, создание парков отдыха, озеленение города. Формирование системы озеленения города предложено на основе водно-зеленого диаметра реки Туры с полноценными рекреационными зонами, формирующими одновременно пространство для отдыха и спорта в непосредственной близости от центра города.

Благоустройство и озеленение пойменной территории реки Туры, создание набережной в пределах селитебной территории – основополагающий фактор создания единой структуры озеленения города Тюмени. Система городских акваторий – это тот каркас, который позволит создать систему озеленения города Тюмени и послужит основой для локальных рекреационных зон.

Дефицит зеленых насаждений общего пользования компенсирован созданием, обустройством крупных парковых комплексов и организацией хорошей транспортной доступности этих объектов. Предусматривается увеличение площади зелёных насаждений с учетом городских лесов до 44,6 кв. м/чел; увеличение площади зелёных насаждений территорий общего пользования (без учета городских лесов) – до 25 кв. м/чел.

Учитывая, что Тюмень – исторический город, одним из направлений территориального развития стала интенсификация пространства исторического центра, эффективное использование историко-культурного наследия для целей современного формирования городской застройки, в котором используются принципы и особенности архитектурно-пространственной композиции исторической части.

Самую многочисленную группу памятников архитектуры и градостроительства составляют жилые дома как капитальные, так и деревянные. Каменное жилищное строительство широко развернулось в городе в конце XIX в. Наиболее характерные образцы – дома над лавками, особняки – располагаются в кварталах, примыкающих к двум главным улицам города: улице Республики и улице Ленина, между улицей Республики и берегом реки Туры.

Формирование своеобразного архитектурного облика города, основанного на принципе «Гения места», направленного на сохранение и развитие объектов историко-культурного наследия, потребовало жесткого ограничения нового строительства в исторической части (в радиусе 2 км от ядра центра города). Для этого была выполнена дифференциация территории с ценной исторической застройкой по типам ведения реконструкции: реконструкция восстановления, щадящая, комплексная, радикальная реконструкция, с последующим внесением этого перечня в нормативные документы города Тюмени. Так, например, на территории, ограниченной улицами: ул. Герцена, ул. Коммунистической, ул. Володарского, набережной р. Туры, ул. Первомайской – установлен режим «реконструкция восстановления», предусматривающий ремонт, модернизацию, регенерацию отдельных участков без сноса. При таком режиме не допускается нарушение стилевого единства существующей застройки, изменение функционального назначения территории. А в правилах землепользования и застройки появился такой вид разрешенного использования, где параметр нового строительства равен 0%.

Создание условий для демографического роста городского населения требует улучшения жилищных условий для молодежи, предоставление услуг дошкольного образования, повышения уровня образования, здоровья, культуры, развития науки. Множество вузов, большая численность студентов стали предпосылками появления такой площадки как студенческий кампус, территория которого составляет ориентировочно 150 га. Учитывая всё возрастающую роль Тюмени как межрегионального образовательного и научного центра, были определены достаточно обширные площади, на которых размещены не только кампусы, но и центры инновационных технологий, технопарки, центры переподготовки и профориентации для северных регионов.

Географически место размещения инновационного центра выбиралось ближе к межрегиональным связям, аэропорту и на продолжении основных общегородских планировочных осей, общих с центром города. Одна площадка предложена на выходе из города по Московскому тракту. Другая – в северо-восточной части, месте развития производственных зон города.

Преодоление транспортных проблем предлагается за счет совершенствования планировочной структуры города, ее улично-дорожной сети, за счет организации движения транспортных потоков. В составе Комплексного проекта была разработана комплексная транспортная схема, учитывающая перспективу роста города, трансформацию действующей транспортной системы, с размещением транспортно-пересадочных комплексов, строительство развязок и мостов. Для понимания характеристик состава и интенсивности транспортных, пешеходных и велосипедных потоков были проведены обследования интенсивности и состава потоков на 30 постах, выбранных таким образом, чтобы можно было выявить структуру движения на въездах в центральную деловую часть города, на мостах через р. Туру, связях через Транссибирскую железную дорогу, въездах в город. Результаты обследования стали основой решений Комплексной транспортной схемы.


Выбор решения

Поскольку Комплексный проект включает все предусмотренные Градостроительным кодексом РФ градостроительные документы и системы, созданные на единой электронной мультимасштабной топографо-геодезической основе в системе координат, принятой для всех процессов управления развитием территорий и ведения государственного кадастра недвижимости в Тюменской области: генеральный план; проекты планировки и межевания всей территории города; правила землепользования и застройки, а также ИСОГД, учет всех поправок на разных стадиях проекта, в разных уровнях документов сделал бы невозможным реализацию главного принципа – преемственности решений. Жизнь не стоит на месте в таком динамичном городе, как Тюмень, и только проект, созданный как информационный ресурс управления градостроительным развитием города, позволил оперативно вносить изменения.

Для принятия наиболее правильных решений в развитии территорий проводились многократные встречи с населением города, общественными организациями и бизнес-сообществами. Обсуждались предложения проекта, принимались предложения. Также принятие наиболее правильных решений обеспечивалось путем применения математических методов при поиске вариантов, направленных на максимальную капитализацию территории. Решающее влияние на выбор пространственного расположения объектов оказывало расчётное изменение градостроительной ценности при различном взаимном расположении функциональных зон, при выборе различных схем инженерного и транспортного обеспечения.

Проработка территории на уровне проектов планировки, выполненных на всю территорию города с точностью ведения Государственного кадастра недвижимости, с проработкой объемно-пространственных решений, обеспечила решениям убедительность и обоснованность.


Методики, разработанные и применяемые в проекте

Комплексный проект реализовывался посредством применения методов сравнительного анализа существующего состояния и использования городских территорий, приоритетов определённых стратегией социально-экономического развития, действующей градостроительной документации (генерального плана, проектов планировки и межевания, правил землепользования и застройки), выданных исходно-разрешительных документов (разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, градостроительных планов земельных участков), установленных границ земельных участков и прав на недвижимость и выявленных между ними противоречий.

В результате исследования, проведенного ИТП «Град» на основе материалов комплексного проекта управления градостроительным развитием территории г. Тюмени, была установлена математическая зависимость между рыночной стоимостью 1 кв. м общей площади жилья и размещением на территории различных пространственных объектов иного назначения. Полученная математическая модель послужила базовым аналитическим инструментом для ещё нескольких исследований в области градостроительной экономики, проведенных специалистами Института на примере г. Тюмени и его отдельных районов.

На основе анализа выявленных противоречий, проводимого с использованием методов экономической и правовой оценки принятых решений, принималось наиболее эффективное решение, обеспечивающее максимальную гармонизацию планируемых преобразований. Такой подход позволил устранить противоречия в действующих документах территориального планирования, документах градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Комплексный подход обеспечивает процедуры согласования и публичных обсуждений достаточными информационными ресурсами. Рассматривая решения генерального плана, ответы на частные вопросы можно было проиллюстрировать материалами проектов планировки, правил землепользования и застройки, а ответы на вопросы «когда?» – математической моделью последовательности освоения территорий города.

Развитие и изменение городов – это явление постоянное! Благодаря применению компьютерных технологий и внедрению индивидуального программного обеспечения, разработанного Институтом, генеральные планы являются действующими ГИС-инструментами по управлению территориями и обладают достаточной гибкостью, чтобы решать сложные задачи дальнейшего развития. На практике это является чрезвычайно важным обстоятельством, позволяющим органам власти любого уровня оперативно принимать управленческие решения на основе и в соответствии с документами территориального планирования.

Тюменский проект стартовал в 2009 году, завершился в 2014. В январе 2015 года был представлен на Градостроительный конкурс Министерства строительства РФ – первый градостроительный конкурс такого формата. И совершенно заслуженно вошел в четверку финалистов конкурса. Это действительно уникальный проект, единственный в России. Это знаковый проект в трудовой летописи Института, с которого началось победное шествие комплексных проектов управления развитием территорий.

Схема генерального плана Тюмени


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2015 г.