06.07.2015

ИСОГД Тюменской области – одна из лучших в Российской Федерации

Автор статьи: Попова Юлия Геннадьевна - заместитель начальника управления градостроительной политики Главного управления строительства Тюменской области.


Проект-финалист Ежегодного градостроительного конкурса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 2015 года «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области» в номинации «Лучшая практика внедрения информационных технологий в градостроительной сфере».

Заказчик: Главное управление строительства Тюменской области.

Разработчик: ООО «Институт Территориального Планирования «Град».


С декабря 2014 г. по февраль 2015 г. прошел первый градостроительный конкурс Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Тюменская область вошла в список финалистов градостроительного конкурса и была представлена в трех номинациях: «Лучший генеральный план города» (генплан города Тюмени), «Лучший реализованный проект сохранения объектов культурного наследия» («Ансамбль Кремля и Менового двора» в г. Тобольск), «Лучшая практика внедрения информационных технологий в градостроительной сфере» («Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области (ИСОГД ТО)»).

Современные ИСОГД – это сложные метасистемы, решающие широкий спектр задач. Масштабный многоэтапный проект ИСОГД ТО в этом отношении не исключение. Систему разрабатывали и вводили в эксплуатацию поэтапно.


Этапы развития ИСОГД Тюменской области

В 2007 году были разработаны методические рекомендации по созданию на территории Тюменской области двухуровневой ИСОГД, ведение которой осуществляется в формате баз геоданных.

В течение следующих трех лет осуществлялся комплекс работ по проектированию двухуровневой системы, внедрению и вводу в эксплуатацию муниципальных ИСОГД, внесению необходимых изменений в региональные нормативные акты, заключению соглашений об информационном взаимодействии с органами местного самоуправления. Ведение ИСОГД в электронном виде было начато в 2008 году на уровне МО, в 2011 – на уровне региона. Тогда же все сегменты двухуровневой ИСОГД ТО были введены в эксплуатацию, включая региональный сегмент и публичную веб-карту.

В 2012 году были введены в эксплуатацию первые сервисы межведомственного электронного взаимодействия, с тех пор ИСОГД ТО активно развивается в этом направлении. Внедрение и эффективная эксплуатация системы были бы невозможны без проведения следующих мероприятий:

– создание местных систем координат муниципальных районов Тюменской области (МСК ТО);

– приведение информационных ресурсов к единой системе требований и системе координат;

– организация информационного взаимодействия с Росреестром и переход на осуществление кадастровой и градостроительной деятельности в МСК ТО;

– изменение административных и технических регламентов работы уполномоченных органов власти регионального и муниципального уровней.

Ведение адресного плана

Сегодня в базе геоданных ИСОГД ТО размещена градостроительная документация всей территории Тюменской области в единой системе требований и координатном пространстве, в том числе:

– схема территориального планирования Тюменской области;

– схемы территориального планирования 21 муниципального района;

– генеральные планы, правила землепользования и застройки пяти городских округов и 293 поселений.

Также в базе геоданных ИСОГД ТО размещены топографические материалы различных масштабов от 1:500 до 1:100000.


Основные задачи, решаемые ИСОГД ТО

В системе консолидированы актуальные и достоверные сведения о современном фактическом состоянии территории юга Тюменской области и ее использовании.

Данные размещены в том числе в виде векторной информации, наполненной атрибутами и связанной с документами, на основании которых они были внесены в ИСОГД.

В ИСОГД размещаются в первую очередь документы, предусмотренные статьей 56 Градостроительного кодекса РФ.

Количество документов, размещенных в ИСОГД ТО на начало 2015 года, составляет около 550 тысяч. Система активно используется на более чем 200 рабочих местах, оказывающих с ее помощью муниципальные и государственные услуги, а также исполняющих свои функции.

Подавляющее большинство информации создается и актуализируется на уровне органов местного самоуправления непосредственно в ИСОГД в электронном виде. Благодаря подключению серверов ИСОГД ТО к Государственной сети передачи данных Тюменской области и реализации технологии передачи данных из муниципальных ИСОГД в региональную базу данных было сформировано централизованное хранилище. Это позволило обеспечить оперативный и постоянный доступ к достоверным сведениям, необходимым для осуществления градостроительной, инвестиционной, землеустроительной деятельности на уровне региональных органов исполнительной власти.

Система поддерживает как прямое подключение специалистов ОМСУ к региональной базе данных, так и алгоритмы регулярной передачи обновленных данных с выделенного муниципального сервера в региональную базу данных.

Соблюдение технических требований к пространственным и описательным данным, ведению справочников и классификаторов позволяет применять средства автоматизации деятельности при построении чертежей градостроительных планов земельных участков, а также при подготовке проектов разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.

На основе данных ИСОГД ТО решаются и более сложные задачи, требующие обработки произвольных аналитических запросов с пространственной визуализацией результатов. Это особенно востребовано при решении задач согласования проектов градостроительной документации, оценке влияния принимаемых решений на различные показатели качества среды, размещения с инвестиционными объектами и объектами регионального и местного значения.



Межведомственное электронное взаимодействие и ИСОГД ТО

С 2012 года в ИСОГД ТО активно развивается и расширяется направление межведомственного электронного взаимодействия с застройщиками и другими категориями заявителей.

На текущий момент разработано пятнадцать сервисов запроса сведений у шести поставщиков и девять сервисов предоставления сведений из базы данных ИСОГД.

Также создано семь типов сервисов приема заявлений с Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) для следующих услуг, оказываемых как на региональном, так и на муниципальном уровнях:

– выдача градостроительного плана земельного участка;

– подготовка и выдача разрешений на строительство;

– подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;

– выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

– предоставление сведений ИСОГД.


Обеспечение публичности градостроительной политики в Тюменской области

В составе ИСОГД ТО на региональном уровне создан открытый картографический web-портал, его адрес в сети Интернет – isogd.72to.ru. Портал обеспечивает публикацию сведений ИСОГД ТО в виде интерактивной карты.

Технология используется не только для публикации информации о территории для неограниченного круга лиц, но и предоставляет картографические web-сервисы для смежных информационных систем (поддерживаются стандарты WMS, WFS).

В заключение необходимо отметить, что выбранный подход построения двухуровневой системы с сильным региональным сегментом обеспечил условия для ведения ИСОГД муниципальными образованиями. Особенно важна методическая и консультационная поддержка муниципалитетов регионом в вопросах ведения ИСОГД, предоставления услуг в электронной форме и межведомственного электронного взаимодействия. При ее отсутствии у многих муниципальных образований не хватило бы организационных и материальных ресурсов на самостоятельное создание и использование ИСОГД на должном техническом и организационном уровне.

Структурная схема двухуровневой ИСОГД Тюменской области


От разработчика:

А.В. Дударев (ИТ директор ООО «ИТП «Град»)

Исполнителем государственных контрактов по созданию, развитию и поддержке эксплуатируемой в настоящее время ИСОГД ТО является ООО «Институт территориального планирования «Град» (г. Омск).

Для нашей компании развитие ИСОГД Тюменской области является приоритетным проектом, в котором мы имеем возможность в полной мере реализовать на практике методологию комплексного градостроительного проекта. ИСОГД ТО с самого начала проектировалась как система управления развитием территории. Мы ориентировались на создание инструментов автоматизации процессов актуализации информации и принятия управленческих решений на основе аналитической обработки накопленных данных.

Автоматизация построения ГПЗУ с учетом требований градостроительных регламентов

Функции пространственного анализа используются для создания тематических карт, поиска и подготовки структурированных перечней объектов по их пространственным отношениям и свойствам, автоматизированного мониторинга соблюдения правил землепользования и застройки и нормативов градостроительного проектирования.

Реализация сервисов межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает исполнение федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ, а также минимизирует сроки и улучшает качество выполнения процедур, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».

Для контроля за исполнением ключевых государственных и муниципальных функций в системе предусмотрен модуль статистики и аудита, обеспечивающий сбор и визуализацию результатов запросов к объектам системы в виде графиков, диаграмм, таблиц, сводных таблиц.


В развитие проекта сегодня мы ведем разработку подсистемы автоматизированного мониторинга реализации документов территориального планирования во взаимосвязи с государственными и муниципальными программами, решающего задачу повышения бюджетной эффективности деятельности по созданию объектов инфраструктуры за счет синхронизации действий органов государственной власти и местного самоуправления по реализации мероприятий, за которые отвечают разные органы на региональном и местном уровнях, для реализации которых принимаются отдельные программы, и задачу контроля реализации мероприятий по строительству различных объектов, которые логически и технологически взаимосвязаны, но планируются и финансируются различными субъектами отношений.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2015 г.