Автор статьи: Дударев Алексей Викторович - ИТ-директор ИТП "Град".
Проект-финалист Ежегодного градостроительного конкурса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 2015 года «Информационная система организации градостроительной деятельности города Сургута» в номинации «Лучшая практика внедрения информационных технологий в градостроительной сфере».
Заказчик: Администрация города Сургута.
Разработчик: ООО «Институт территориального планирования «Град» (г. Омск).
На первом градостроительном конкурсе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Департамент архитектуры и градостроительства г. Сургута получил сразу два диплома: один в номинации «Лучший генеральный план города» и второй в номинации «Лучшая практика внедрения информационных технологий в градостроительной сфера». Впрочем, это вполне логично, ведь генеральный план города разработан в составе электронного комплексного проекта управления развитием территории Сургута (подробнее см. http://itpgrad.ru/surgut), а данные проекта – это неотъемлемая часть автоматизированной системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД).
АИСОГД внедрена и эксплуатируется в Департаменте архитектуры и градостроительства (далее – ДАиГ) Администрации города Сургута с 2007 года.
Изначально система создавалась как средство автоматизации ведения в электронной форме необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений в соответствии с законодательством об ИСОГД.
На текущий момент, после ряда модернизаций, АИСОГД превратилась в системный инструмент управления развитием территории города, комплексный информационный ресурс, направленный на максимальную оптимизацию процессов предоставления муниципальных услуг и исполнения функций органа местного самоуправления.
Сегодня все муниципальные услуги Департамента архитектуры и градостроительства города осуществляются только через АИСОГД на основе размещенной в системе информации и с использованием инструментов, автоматизирующих рутинные операции – построение чертежей, генерация документов на основе сведений из базы данных, пространственных и атрибутивных запросов. От приема и регистрации заявления до выдачи документа-результата и регистрации его копии в ИСОГД бизнес-процесс движется в электронном виде. Обеспечивается автоматизация технологических процессов по следующим этапам:
– информирование об услугах в сети Интернет и лично;
– автоматизированный прием и регистрация заявлений;
– назначение исполнителя;
– сбор необходимой информации и ее передача в электронном виде исполнителям;
– обработка и анализ исходной информации;
– формирование проекта документа-результата услуги в электронном виде;
– согласование документа в электронном виде;
– утверждение документа-результата;
– предоставление результата услуги заявителю;
– регистрация электронного документа в ИСОГД, обеспечение к нему доступа для всех участников процесса.
Эти задачи были решены в рамках модернизации Системы, которая поэтапно проводится с 2010 года. Ключевая цель модернизации АИСОГД – повышение эффективности деятельности ОМСУ, уполномоченных в области градостроительного и инвестиционного регулирования.
Вот три шага, которые были сделаны для достижения успеха:
1) максимально оптимизировать и ускорить процессы предоставления муниципальных услуг от предоставления земельного участка до получения разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию, внедрить систему мониторинга предоставления услуг и функций;
2) предоставить специалистам Администрации, гражданам, инвесторам единый информационный ресурс, содержащий юридически значимые данные о существующем состоянии территории города и действующих ограничениях ее использования;
3) обеспечить согласованность градостроительных решений за счет использования системы требований к данным, системы справочников и классификаторов, организации информационного взаимодействия участников бизнес-процессов в электронном виде.
Таким образом, шаги по модернизации АИСОГД, которые предприняла Администрация г. Сургута, в первую очередь направлены на оптимизацию и ускорение предоставления муниципальных услуг и информационное обеспечение инвестиционных процессов.
Для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо предоставить единый источник достоверной информации о территории города, обеспечить последовательность принимаемых градостроительных решений и скорость выполнения административных процедур. В условиях повышения стоимости использования ресурсов, повышения стоимости времени простоя это становится еще более актуальным.
Объективным результатом создания комплексной системы управления развитием территории города, включая проведенную модернизацию АИСОГД, является стабильное первое место в рейтинге Всемирного банка Doing Business (http://www.doingbusiness.org/) по показателю «Получение разрешений на строительство».
В рамках модернизации АИСОГД был проведен ряд мероприятий для обеспечения перехода к предоставлению муниципальных услуг и исполнению функции в электронной форме:
– детально проанализированы и описаны бизнес-процессы (23 бизнес-процесса);
– подготовлены и утверждены проекты административных регламентов (11 административных регламентов);
– внедрена система потокового сканирования документов и штрихкодирования с целью размещения электронных образов документов в базе данных АИСОГД г. Сургута;
– спроектированы, разработаны и внедрены в эксплуатацию автоматизированные процессы предоставления муниципальных услуг (14 муниципальных услуг предоставляются в электронной форме);
– разработаны и внедрены сервисы межведомственного взаимодействия (СМЭВ) (15 сервисов);
– подготовлены технологические инструкции, детально описывающие порядок действий специалистов ДАиГ в процессах предоставления муниципальных услуг в электронной форме (8 технологических инструкций для структурных подразделений ДАиГ).
Логически система строится из нескольких функциональных блоков:
– комплексная база геоданных о современном и планируемом состоянии города с инструментами автоматизированной обработки этого массива информации;
– система разграничения прав доступа к информации;
– система управления процессами предоставления муниципальных услуг и контроля исполнения административных процедур, интегрированная с документооборотом Администрации города;
– сервисы информационного взаимодействия с внешними информационными системами, в том числе сервисами Росреестра и системой межведомственного электронного взаимодействия;
– набор инструментов конфигурирования.
Архитектура базы геоданных спроектирована для работы с комплексным информационным ресурсом, объединяющим данные различных масштабов и типов с обязательным установлением связей между объектами для их последующего анализа. Система управления процессами, сервис маршрутизации заданий, гибкая настройка прав доступа и детальные технологические инструкции по эксплуатации АИСОГД обеспечивают актуализацию пространственных и атрибутивных данных с распределением ответственности и контролем качества информации.
Имеющиеся программные средства позволяют настраивать маршруты бизнес-процессов, шаблоны документов и отчетов, добавлять новые реестры в визуальных редакторах без привлечения программистов. Это облегчает адаптацию решения к меняющемуся законодательству.
Функции пространственного и атрибутивного анализа данных используются для проверки градостроительных решений на соответствие правилам землепользования и застройки и действующим градостроительным ограничениям.
В составе базы геоданных АИСОГД актуализируется информация по ряду реестров:
– адресный реестр;
– реестр земельных участков;
– реестр ОКС;
– реестр объектов инженерной инфраструктуры;
– реестр объектов транспортной инфраструктуры;
– реестр объектов культурного наследия;
– реестр зон с особыми условиями использования;
– реестр сервитутов;
– административно-территориальное деление;
– реестр топографических материалов;
– реестр инженерных изысканий;
– реестр объектов рекламы;
– и др.
Налажен процесс синхронизации данных о земельных участках с ресурсами Государственного кадастра недвижимости.
Ведение документов ИСОГД осуществляется с привязкой к актуальным геоданным, характеризующим современное и планируемое состояние территории. При этом данные градостроительной документации, в том числе генеральный план города, правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания подготовлены в составе электронного комплексного проекта управления развитием территории с использованием системы требований к данным.
Основным эксплантатом и оператором системы является Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута, другие департаменты используют базу данных системы или в режиме прямого доступа в соответствии с установленными правами, или через собственные информационные системы в режиме интеграции.
В настоящее время систему активно использует 40 специалистов Администрации города, также всем подразделениям Администрации предоставлен доступ к web-клиенту. Для граждан действует публичная интерактивная карта города, где публикуется информация о действующей и находящейся на согласовании градостроительной документации и реализована возможность приема геопривязанных обращений (http://surgut.itpgrad.ru). При этом поддержка эксплуатации публичной карты строится на принципе «софт как услуга», такое решение повышает оперативность обновления и модернизации ресурса, снижает стоимость эксплуатации.
Важнейшую роль в создании системы и налаживании процессов ее эффективной эксплуатации сыграло руководство города – заместитель главы города и директор департамента архитектуры и градостроительства. Переход на новые принципы работы и технологии был бы невозможен без оперативного принятия и контроля исполнения верных организационных решений.
Для эффективного контроля эксплуатации и оперативного принятия управленческих решений была разработана подсистема мониторинга исполнения функций и предоставления услуг. Подсистема обеспечивает удобное представление текущей информации о идущих в системе процессах и автоматизирует:
– анализ длительности процедур в рамках предоставления услуг и функций;
– различные способы визуализации результатов запроса: графики, диаграммы, таблицы, сводные таблицы;
– зависимые вложенные графики (графики по объектам, выделенным на общем графике);
– визуализация активных процессов в виде графиков;
– визуализация динамики изменения данных.
Для технических администраторов системы также предусмотрены специализированные инструменты, в том числе:
– проверка доступности и работоспособности сервисов электронного взаимодействия;
– проверка доступности и работоспособности базы данных;
– рассылка почтовых сообщений на указанный перечень почтовых адресов в случаях неработоспособности или недоступности отдельных составных частей;
– проверка доступности и работоспособности модулей системы по расписанию с заданной периодичностью.
К работе с системой активно подключается департамент экономической политики города, совместно с руководством департамента осуществляется проработка следующих перспективных подсистем:
– подсистемы мониторинга реализации документов территориального планирования во взаимосвязи с государственными и муниципальными программами для решения задачи межведомственной и межуровневой синхронизации действий органов государственной власти и местного самоуправления по реализации мероприятий по развитию территории;
– подсистемы управления портфелем инвестиционных проектов, решающей задачу контроля реализации мероприятий по строительству различных объектов, которые логически и технологически взаимосвязаны, но планируются, финансируются и реализуются различными субъектами;
– подсистемы формирования, мониторинга, анализа и прогноза социально-экономических показателей.
Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2015 г.
Комментарии (0)