24.02.2015

Обзор изменений в законодательстве за октябрь – декабрь 2014 года, январь 2015 года

Публикация подготовлена Е.А. Гемпик, Е.В. Ильиных, ИТП "Град".


Основы государственного управления


Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ (далее – ФЗ № 307-ФЗ) в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов Российской Федерации. Документ вступил в силу 15.11.2014.

ФЗ № 307-ФЗ внесены изменения, в том числе в положения:

1) Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исключившие из перечней вопросов местного значения городского поселения, городского округа и муниципального района осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

2) Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми:

- исключены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения по утверждению правил осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

- исключено полномочие федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

- исключено полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов.


Федеральным законом от 29.12.2014 № 485-ФЗ (далее – ФЗ № 485-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Документ вступил в силу 09.01.2015.

ФЗ № 485-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» введены положения, согласно которым полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно законом субъекта Российской Федерации.

Положениями ФЗ № 485-ФЗ усовершенствован механизм перераспределения муниципального имущества между муниципальными образованиями в связи с перераспределением вопросов местного значения между сельскими поселениями и муниципальным районом, образованием новых типов муниципальных образований – городского округа с внутригородским делением и внутригородского района.

ФЗ № 485-ФЗ также установлено, что полномочия органов местного самоуправления по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 2343-р внесены изменения в План мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р, предусматривающие замену упраздненного Минрегиона России в составе исполнителей, а также продление сроков реализации некоторых мероприятий в связи с необходимостью доработки проектов нормативных правовых актов, являющихся их результатами. Документ вступил в силу 24.11.2014.

Обязанность ежеквартального мониторинга выполнения органами местного самоуправления сводных планов-графиков подготовки правил землепользования и застройки городских поселений (на основании информации, представляемой субъектами Российской Федерации) возложена на Минстрой России.

Минстрой России также совместно с Минэкономразвития России назначен ответственным за установление порядка утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц (проект федерального закона о внесении изменений в ГрК РФ в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории). Срок реализации мероприятия продлен до апреля 2015 года.

Такой же срок определен для реализации мероприятия по установлению требований к составу и содержанию работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (федеральный закон). Минстрой России включен в состав исполнителей мероприятия совместно с Минэкономразвития России, Минприроды России, Минтрансом России, Ростехнадзором и Роспотребнадзором. Ответственным за принятие постановления Правительства Российской Федерации, содержащего требования к составу и содержанию работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, назначен Минстрой России.


Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 утверждены Основы государственной культурной политики (далее – Основы). Документ вступил в силу 24.12.2014.

В Основах государство впервые возвело культуру в ранг национальных приоритетов, признав ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Основами закреплены принципы государственной культурной политики:

- равный доступ всех граждан к культурным ценностям, участию в культурной жизни и пользованию организациями культуры;

- открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

- соответствие принимаемых государством экономических, технологических и структурных решений целям и задачам государственной культурной политики;

- свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

- делегирование части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.

Основами определены цели и стратегические задачи культурного развития страны и намечены задачи государственной культурной политики в области культурного наследия народов России, а именно, развитие всех видов культурной деятельности, гуманитарных наук, русского языка и отечественной литературы, воспитание, просвещение, расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей. К задачам в области культурного наследия отнесено повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.

Особое внимание уделено совершенствованию системы управления процессами культурного развития. Основами предусмотрено создание координационного органа по разработке и реализации государственной культурной политики и формирование Российского фонда культурного развития.

В соответствии с Основами достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15-20 лет. Первые ощутимые результаты могут быть получены уже в течение ближайших 5 лет.


Социально-экономическое развитие


Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ (далее – ФЗ № 473-ФЗ) определен правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (далее – ТОСЭР), меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Документ вступает в силу 30.03.2015.

В ФЗ № 473-ФЗ к ТОСЭР отнесены территории субъекта Дальневосточного федерального округа и отдельные территории Российской Федерации, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в целях развития установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.

ФЗ № 473-ФЗ определены условия и порядок создания ТОСЭР. ТОСЭР создается на всех категориях земель по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа.

Органами управления ТОСЭР являются управляющая компания и наблюдательный совет.

ФЗ № 473-ФЗ закреплено правовое положение резидентов ТОСЭР и особенности осуществления ими предпринимательской и иной деятельности.

Согласно ФЗ № 473-ФЗ на ТОСЭР действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий:

- особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР;

- установление льготных ставок арендной платы;

- особенности налогообложения резидентов, устанавливаемые законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- особенности осуществления государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;

- приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;

- предоставление государственных услуг на ТОСЭР;

- применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

- освобождение резидентов от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;

- иные особые условия осуществления деятельности на ТОСЭР, предусмотренные ФЗ № 473-ФЗ и иными федеральными законами.

ФЗ № 473-ФЗ содержит исчерпывающий набор мер по созданию и развитию ТОСЭР, включая особые условия:

- осуществления градостроительной деятельности (упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировки территории ТОСЭР);

- проведения государственной экологической экспертизы в максимально короткий срок (45 дней);

- изъятия и предоставления земельных участков и (или) иного имущества (сокращенные процессуальные сроки, порядок обжалования и порядок выкупа);

- установления сервитутов в отношении земельных участков (сокращенные процессуальные сроки);

- использования лесов для размещения объектов (допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством).


Федеральным законом от 31.12.2014 № 519-ФЗ (далее – ФЗ № 519-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ № 473-ФЗ. Документ вступит в силу 31.03.2015 (за исключением отдельных положений).

В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 519-ФЗ в ГрК РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для ТОСЭР.

ФЗ № 519-ФЗ внесены изменения в ряд законов, устанавливающие приоритет специальных норм ФЗ № 473-ФЗ.

Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 10.7, устанавливающей, что особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием ТОСЭР устанавливаются ФЗ № 473-ФЗ.

Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» дополнен пунктом 12, в соответствии с которым особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры ТОСЭР, устанавливаются ФЗ № 473-ФЗ.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнен указанием на то, что особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на ТОСЭР устанавливаются ФЗ № 473-ФЗ.

Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 15, в соответствии с которой особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР, установления сервитутов в указанных целях, а также предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах ТОСЭР, устанавливаются ФЗ № 473-ФЗ.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен статьей 82.3, в соответствии с которой особенности организации местного самоуправления на ТОСЭР устанавливаются ФЗ № 473-ФЗ.

Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 39.4, согласно которой особенности строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для создания инфраструктуры ТОСЭР на землях лесного фонда, устанавливаются ФЗ № 473-ФЗ.

Переходные положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнены пунктом 10, предусматривающим, что особенности организации строительства и эксплуатации автомобильных дорог на ТОСЭР могут устанавливаться ФЗ № 473-ФЗ.


Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ (далее – ФЗ № 488-ФЗ) урегулирован ряд вопросов в сфере промышленной политики в Российской Федерации. Документ вступает в силу 30.06.2015.

ФЗ № 488-ФЗ определены цели, задачи и принципы промышленной политики, участники ее формирования и реализации, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики, меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, регулируется территориальное развитие промышленности.

В соответствии с ФЗ № 488-ФЗ целями промышленной политики являются:

- формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни россиян.

К задачам промышленной политики отнесены:

- создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;

- создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;

- стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;

- стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

- увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;

- поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;

- снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;

- обеспечение технологической независимости национальной экономики.

Основными принципами промышленной политики согласно ФЗ № 488-ФЗ являются:

1) программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования в сфере промышленности;

2) измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности;

3) мониторинг эффективности промышленной политики и контроль за ее реализацией;

4) применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;

5) координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;

7) обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности;

8) информационная открытость при разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности с учетом интересов безопасности государства;

9) равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления;

10) интеграция науки, образования и промышленности;

11) учет интересов субъектов Российской Федерации в решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при условии соблюдения приоритета федеральных интересов.

ФЗ № 488-ФЗ введены понятия индустриального (промышленного) парка и промышленного кластера, предусмотрено применение мер стимулирования развития промышленности к таким паркам и кластерам. Создание новых и развитие существующих индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

ФЗ № 488-ФЗ также предусмотрено создание государственной информационной системы промышленной деятельности, содержащей информацию о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития.


Градостроительная деятельность и земельно-имущественные отношения


Федеральным законом от 29.12.2014 № 456-ФЗ (далее – ФЗ № 456-ФЗ) внесены изменения в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ вступил в силу 01.01.2015.

ФЗ № 456-ФЗ введены понятия:

- программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа – документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта;

- программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа – документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

ФЗ № 456-ФЗ внесены изменения в ГрК РФ, устанавливающие, что программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. Утвержденные программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры поселений, городских округов подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

ФЗ № 456-ФЗ также дополнил ГрК РФ требованиями к подготовке документации по планировке территории с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Согласно ФЗ № 456-ФЗ установление требований к программам комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, а также порядка осуществления мониторинга их разработки и утверждения отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

ФЗ № 456-ФЗ определен ряд нормативных сроков, согласно которым:

1) до 01.07.2016 при осуществлении градостроительной деятельности на территории Московской области и в других случаях в границах муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 января 2015 года не утверждены документы территориального планирования и (или) правила землепользования и застройки, допускаются:

- принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также о подготовке документации по планировке территории при отсутствии соответствующих документов территориального планирования;

- выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки;

2) с 01.07.2016 применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области и в других случаях применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.01.2015 правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство здания, сооружения, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется (правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).


Федеральным законом от 29.12.2014 № 487-ФЗ внесены изменения в статью 39-5 ЗК РФ (далее – ФЗ № 487-ФЗ). Документ вступает в силу 01.03.2015.

В соответствии с земельным законодательством граждане, имеющие трех и более детей, вправе бесплатно приобрести (в том числе для постройки дома) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

ФЗ № 487-ФЗ предоставил возможность региональным властям учитывать критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий граждан, имеющие трех и более детей, установил возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен указанных земельных участков.


Федеральным законом от 29.12.2014 № 459-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395–1 «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – ФЗ № 459-ФЗ). Документ вступил в силу 01.01.2015.

Согласно ФЗ № 459-ФЗ к участкам недр местного значения отнесены участки, содержащие подземные воды, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо сельскохозяйственного назначения. Объем добычи при этом должен составлять не более 500 куб. м в сутки.

ФЗ № 459-ФЗ:

- уточнены условия предоставления недр в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;

- установлен порядок исправления технических ошибок, в том числе грамматических и арифметических ошибок, допущенных при оформлении или переоформлении лицензии на пользование участками недр;

- изменен Водный кодекс Российской Федерации в части полномочий федеральных органов исполнительной власти, к ним отнесено утверждение классификации водоносных горизонтов, а также установление правил охраны поверхностных и подземных вод.

ФЗ № 459-ФЗ также внесены изменения, продлевающие до 01.01.2017 возможность предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. В этом случае осуществляется проектирование лесных участков и проводится их государственный учет в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.


Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ (далее ФЗ № 499-ФЗ) внесены изменения в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ вступает в силу 01.04.2015.

ФЗ № 499-ФЗ установлен новый порядок изъятия (принудительного отчуждения) земельных участков и другого недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд: урегулированы основания, содержание и процедуры принятия решений и заключения соглашений об изъятии; определены органы, принимающие решение об изъятии.

Статья 49 ЗК РФ дополнена основанием изъятия земельных участков в связи со строительством, реконструкцией объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

ФЗ № 499-ФЗ урегулирована процедура выявления лиц, участки которых изымаются, в случае отсутствия сведений о правах на землю. Особое внимание уделено защите прав и законных интересов собственников и иных правообладателей изымаемого имущества. Так, ФЗ № 499-ФЗ определен порядок определения размера и способов возмещения за земельные участки. В размер возмещения включают рыночную стоимость изымаемого имущества (или рыночную стоимость прав на эти объекты), причиненные изъятием убытки (включая убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателями обязательств перед третьими лицами) и упущенную выгоду.

ФЗ № 499-ФЗ также внесены изменения в ГрК РФ в части подготовки и утверждения документации по планировке территории. Статья 45 ГрК РФ дополнена частями 12.4 – 12.6 следующего содержания:

«12.4. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

12.5. В случае, если по истечении тридцати дней с момента поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, проекта планировки территории, указанного в части 10 настоящей статьи, такими органами не представлены возражения относительно данного проекта планировки, он считается согласованным.

12.6. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.».

Кроме того, ФЗ № 499-ФЗ:

- внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в части предоставления земельных участков и водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, определен порядок прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- установлен порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд;

- определены особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при его изъятии для государственных или муниципальных нужд.


Федеральным законом от 31.12.2014 № 533-ФЗ внесены изменения в статьи 49 и 51 ГрК РФ (далее – ФЗ № 533-ФЗ). Документ вступил в силу 11.01.2015.

ФЗ № 533-ФЗ включил буровые скважины в перечень объектов капитального строительства, в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий которых экспертиза не проводится, а также перечень объектов, при возведении и реконструкции которых не потребуется разрешение на строительство.

ФЗ № 533-ФЗ предусмотрено условие, согласно которому разрешение на строительство не требуется в случае, если строительство, реконструкция буровых скважин предусмотрены подготовленными, согласованными и утвержденными техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, иными документами на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.


25.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-Ф3 (далее – ФЗ № 315-Ф3), которым внесены изменения в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

ФЗ № 315-Ф3 введено понятие «территория объекта культурного наследия», под которой понимается территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с ФЗ № 315-Ф3.

ФЗ № 315-Ф3 уточнены:

- характеристики объектов культурного наследия отдельных видов;

- цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия;

- полномочия органов публичной власти различных уровней в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

- правовой режим земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия;

- порядок осуществления надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

- порядок выявления объектов культурного наследия;

- порядок ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия;

- порядок включения объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия и их исключения из него;

- порядок информационного взаимодействия между органами публичной власти при ведении единого государственного реестра объектов культурного наследия;

- порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, и выявленных объектов культурного наследия.

ФЗ № 315-Ф3 установлены:

- порядок утверждения границ территории объекта культурного наследия, изменения этих границ и определения требований к осуществлению деятельности на таких территориях;

- требования о передаче сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объектов недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, в орган кадастрового учета и сроки осуществления данных действий.

ФЗ № 315-Ф3 детально регламентирована процедура обременения имущественных прав на объекты культурного наследия обязательствами по их сохранению и требованиями к их содержанию и использованию, в том числе применительно к процедуре приватизации таких объектов, устранены пробелы в регулировании вышеуказанных отношений и обеспечена преемственность в части, касающейся действия ранее выданных охранных документов.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1278 (далее – Постановление № 1278) в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.2014 № 404.

В соответствии с Постановлением № 1278 расширен перечень участников программы «Жилье для российской семьи» в рамках госпрограммы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и скорректированы требования к проектам и застройщикам по программе.

Так, перечень категорий граждан, которые получат право приобретать жилье эконом-класса по программе «Жилье для российской семьи», дополнен инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, как нуждающихся в государственной поддержке.

В настоящее время предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов жилищного строительства до 01.07.2017, общая площадь жилья эконом-класса в которых составляет не менее 25 тыс. кв. м.

Интенсивное строительство ведется на территории муниципальных образований, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, территория которых не позволяет реализовывать такие большие проекты жилищного строительства, в связи с чем этот критерий снижен до 10 тыс. кв. м.

Кроме того, с целью повышения количества застройщиков, которые могут участвовать в реализации программы, критерий по опыту организаций или учредителей организации, выступающей застройщиком, снижен с трех до двух лет.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 утверждены правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – Правила). Документ вступает в силу с 01.03.2015.

Правилами установлен порядок выдачи разрешения на использование земель и земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – разрешение), с учётом положений статей 3933 и 3934 ЗК РФ.

Заявление о выдаче разрешения могут подать физические и юридические лица (заявители) либо их представители. Заявление подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

К заявлению прилагаются:

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя;

- схема границ земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.

К заявлению также могут быть приложены:

- кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;

- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр;

- иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 3934 ЗК РФ.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень). Документ вступает в силу с 01.03.2015.

Перечень включает 15 объектов, среди них:

- подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- элементы благоустройства территории;

- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки;

- защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения;

- пруды-испарители;

- отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1308 утверждены правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности (далее –Правила). Документ вступает в силу с 01.03.2015.

Согласно Правилам размер платы составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путем перераспределения указанных земельных участков, и определяется отсутствием возможности использовать эти участки или их части в других целях, поскольку перераспределять разрешается только части земельных участков, из которых не может быть образован земельный участок.

Размер платы аналогичен размеру платы приобретения невостребованных земельных долей, установленному Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Это обусловлено тем, что земельные участки, подлежащие передаче в частную собственность путем перераспределения, как и невостребованные доли, не могут быть самостоятельными предметами гражданского оборота.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ № 384-ФЗ (далее – Перечень). Документ вступил в силу 08.01.2015, за исключением пункта 1, вступающего в силу с 01.07.2015.

Перечень разработан Минстроем России в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384-ФЗ) с целью устранения избыточных нормативных барьеров в проектировании, улучшения работы контролирующих органов и повышения эффективности технического регулирования строительства.

В Перечень включены 2 национальных стандарта и 74 свода правил (актуализированные редакции строительных норм и правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).


Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2015 № 1 утверждено положение о государственном земельном надзоре (далее – Положение). Документ вступил в силу 12.01.2015.

Положение разработано с учетом изменений в регулировании государственного земельного надзора, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положением:

- установлен порядок проведения государственного земельного надзора;

- определены органы, уполномоченные на его проведение (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы);

- разграничена компетенция вышеуказанных органов;

- установлены процедуры в рамках государственного земельного надзора;

- урегулированы вопросы прав, обязанностей и ограничений в отношении должностных лиц, осуществляющих государственный земельный надзор;

- установлен порядок разработки, согласования и утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.


07.11.2014 вступили в силу исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Перечень), правила внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, правила ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства (далее совместно – Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 (далее – Постановление № 403).

Перечень состоит из 134 разрешительных процедур, связанных с:

- предоставлением прав на землю и подготовкой документации по планировке территории в отношении участков населенных пунктов, имеющих соответствующий вид разрешенного использования;

- заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электросетям);

- архитектурно-строительным проектированием;

- осуществлением строительства, реконструкции;

- выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведении.

Минстроем России в соответствии с пунктом 4 Постановления № 403 на официальном сайте размещен реестр описаний процедур, включенных в Перечень (далее – Реестр).

В Реестре указаны случаи, требующие проведения процедуры, ее стоимость, перечень необходимых документов, форма их подачи.

Отдельно перечислены процедуры, обусловленные особенностями ведения градостроительной деятельности на территориях регионов и муниципалитетов. Например, проведение контрольно-геодезической съемки и передача исполнительной документации в уполномоченный орган.


Государственный кадастровый учет


Федеральным законом от 22.12.2014 № 447-ФЗ (далее – ФЗ № 447-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ вступил в силу с 01.01.2015.

ФЗ № 447-ФЗ внесены изменения в:

- Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» дополнен главой о комплексных кадастровых работах, под которыми понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. Такие работы могут касаться:

- участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ;

- участков, занятых объектами общего пользования, образование которых предусмотрено проектом межевания;

- зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы.

Повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории определенного кадастрового квартала не допускается.

Комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении:

1) земельных участков, являющихся предметом договоров о комплексном освоении территории;

2) земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории.

К результатам комплексных кадастровых работ относятся:

- уточнение границ;

- установление или уточнение местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

- образование участков, на которых расположены здания (кроме линейных объектов);

- образование участков общего пользования;

- исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

По результатам работ формируется карта-план. В состав текстовой части карты-плана территории включена пояснительная записка, в которой указываются в том числе реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (самостоятельного документа или утвержденного в составе проекта планировки территории).

Правообладатели участков после ознакомления с картой-планом могут представить свои возражения в согласительную комиссию. Сведения обо всех границах: и спорных, и согласованных – вносятся в государственный кадастр недвижимости. Отметка о наличии спора о местоположении границ в случае его неразрешения снимается по истечении 15 лет.

Согласно ФЗ № 447-ФЗ заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, органы исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

ФЗ № 447-ФЗ предусмотрена возможность вносить полную оплату по договору подряда на выполнение кадастровых работ (услуг) только по завершении кадастрового учета соответствующих объектов.


Государственные и муниципальные услуги. Информационные системы


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р утверждена Концепция региональной информатизации (далее – Концепция). Документ вступил в силу с момента его утверждения.

Концепция разработана Минкомсвязью России во исполнение решений, принятых на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 28.10.2014.

Положения Концепции соответствуют основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в:

- Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 07.02.2008;

- Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р;

- Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313.

Концепцией определены основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, а также организационная модель управления указанной деятельностью.

Концепцией предложены основные принципы развития информационно-коммуникационных технологий по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе в образовании, здравоохранении, транспортной сфере, сфере обеспечения общественной безопасности и других.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 утверждены правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила). Документ вступает в силу 02.12.2014.

Постановление № 1221 разработано Минфином России во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях эффективного ведения государственного адресного реестра, использования содержащихся в нем сведений, эксплуатации федеральной информационной адресной системы.

Объектами адресации признаются один или несколько объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Присвоение адресов и их аннулирование может осуществляться уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических и юридических лиц. Форма такого заявления устанавливается Минфином России. В Правилах приведен перечень прилагаемых к заявлению документов. Взимания платы за присвоение, изменение и аннулирование адресов не предусмотрено. Адрес, присвоенный объекту, заносится в государственный адресный реестр.

Основными требованиями Правил к адресам, присваиваемым объектам адресации, являются:

- уникальность (один и тот же адрес может быть присвоен только одному объекту адресации, за исключением отдельных случаев);

- обязательность (каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес);

- легитимность (необходимость соблюдения процедуры присвоения, изменения и аннулирования адреса, а также внесение его в государственный адресный реестр).

Правилами определена структура адреса, включающая в себя следующие обязательные для всех объектов адресации реквизиты: наименование страны (Российская Федерация), субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа или внутригородской территории в составе субъекта Российской Федерации, городского или сельского поселения в составе муниципального района или внутригородского района городского округа, наименование населенного пункта. Иные реквизиты (наименование элемента планировочной структуры, элемента улично-дорожной сети; номер земельного участка, тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства; тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении) применяются в зависимости от вида объекта адресации. Адрес описывается в определенной последовательности с учетом определенных правил написания наименований и нумерации объектов адресации.

Правилами также установлены конкретные случаи присвоения и аннулирования адреса земельного участка, здания, сооружения и объекта незавершенного строительства, помещения.

Адреса зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых они расположены.

Если здание (сооружение) не имеет адреса, то присвоение адреса находящемуся в нем помещению происходит при условии одновременного присвоения адреса такому зданию (сооружению). В случае присвоения адреса многоквартирному дому одновременно присваиваются адреса всем расположенным в нем помещениям.

Адрес аннулируется в случаях прекращения существования объекта, при отказе в совершении кадастрового учета объекта или если последнему присвоен новый адрес.

Решения уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса могут формироваться с использованием федеральной информационной адресной системы.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1240 (далее – Постановление № 1240) урегулированы некоторые вопросы по обеспечению использования сети передачи данных органов власти. Документ вступил в силу 05.12.2014.

Постановлением № 1240 предусмотрено появление с 01.01.2015 у органов государственной власти единой сети передачи данных для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно Постановлению № 1240 государственный орган, принявший решение пользоваться единой сетью, обязан передавать бюджетные ассигнования, предназначенные для оплаты услуг связи и услуг передачи данных, в Минкомсвязь России. При этом подключение будет добровольным: если руководство некоего органа желает работать в отдельной системе, оно может самостоятельно провести конкурс и заключить контракт с оператором.

В Постановлении № 1240 также указано, что Минкомсвязь России должно будет ежегодно улучшать пропускную способность каналов передачи данных без увеличения стоимости услуг.

Предполагается, что единая сеть позволит снизить стоимость телекоммуникационных услуг для государственных органов либо увеличить объем услуг без увеличения стоимости.

Порядок использования сети передачи данных должен быть разработан в трехмесячный срок и утвержден Минкомсвязью России по согласованию с Минфином России и ФСО России.


Экология


Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (далее – ФЗ № 458-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации, признаны утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации. Документ вступил в силу 01.01.2015 (за исключением отдельных положений).

ФЗ № 458-ФЗ предусмотрены:

- перераспределение полномочий в области обращения с отходами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

- разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем в области обращения с отходами;

- лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

- запрет захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации;

- включение платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в структуру платы за коммунальные услуги.

Согласно ФЗ № 458-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров после утраты ими потребительских свойств самостоятельно либо посредством уплаты экологического сбора. Перечень таких товаров, включая упаковку, а также соответствующие нормативы утилизации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ФЗ № 89-ФЗ дополнен новой главой V1, регулирующей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, вступающей в силу с 01.01.2016. Новой главой предусматривается, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

ФЗ № 458-ФЗ с 01.01.2015 на 01.07.2015 переносится срок вступления в силу отдельных норм главы 5 ФЗ № 416-ФЗ, регулирующей вопросы обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.

ФЗ № 458-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 30.12.2004 № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».


Проекты правовых актов


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 2343-р «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Распоряжение № 2343-р) изменены сроки подготовки и принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории» (далее – Законопроект о планировке).

Согласно ранее утвержденной редакции плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования, градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р, Законопроект о планировке должен был быть одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до сентября прошлого года. Однако в связи с упразднением основного разработчика – Минрегиона России и недостижением согласия органов власти и организаций по отдельным принципиальным положениям указанного проекта нормативного правового акта его разработка была приостановлена.

Для обеспечения доработки Законопроекта о планировке в рамках установленных законом сроков Распоряжением № 2343-р определены новые требования к реализации указанной законодательной инициативы: к декабрю 2014 запланировано внесение Законопроекта о планировке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; его рассмотрение парламентом и утверждение должно быть завершено к апрелю 2015.

В ходе заседания Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему «Правовое регулирование вопросов подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территорий», состоявшегося 21.11.2014, разработчикам Законопроекта о планировке рекомендовано осуществить его доработку по следующим направлениям:

- уточнение вводимых определений, на которых строится вся концепция законопроекта о планировке территории («планировочная структура», «карта планировочной структуры», «элемент планировочной структуры», «красные линии, комплексное развитие территорий» и другие);

- упорядочение этапов подготовки с определением результатов градостроительной документации согласно предложенной технологической модели;

- уточнение состава работ и содержания подготавливаемой документации по планировке территории в зависимости от цели ее разработки;

- совершенствование положений, определяющих очередность и этапы планируемого развития элементов планировочной структуры, включая сроки строительства объектов социального назначения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и т.д.;

- конкретизация положений по инженерным изысканиям, по использованию материалов государственных фондов геологических данных, материалов инженерных изысканий;

- определение особенностей и требований к документам территориального планирования и документации по планировке территории для целей освоения подземного пространства и развития соответствующего направления урбанистки;

- согласование правовых норм функционального и градостроительного (территориального) зонирования для упрощения порядка определения видов разрешенного использования земельных участков в отношении планируемого размещения объектов капитального строительства;

- определение порядка правоприменения разрешительной документации с отступлениями от установленных градостроительных регламентов в допустимых предельных размерах и др.


В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект № 649714-6 федерального закона «О внесении изменений в статью 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части предоставления автономным учреждениям права осуществлять подготовку документации по планировке территории)» (далее – Законопроект № 649714-6). Документ находится на рассмотрении в первом чтении.

Как следует из пояснительной записки, Законопроект № 649714-6 разработан в целях предоставления автономным учреждениям, подведомственным органам исполнительной власти, права осуществлять работы по подготовке документации по планировке территории.

Предпосылкой для разработки Законопроекта № 649714-6 является то, что в настоящее время федеральным законодательством не предусмотрена возможность подготовки документации по планировке территории автономными учреждениями.

Так, согласно части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта иными лицами, то есть отнесена к исключительной компетенции органов исполнительной власти.

Кроме этого, исходя из положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономные учреждения могут выполнять работы, оказывать услуги только в определенных сферах, а именно, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономные учреждения могут выполнять работы, оказывать услуги и в иных сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами.


Проект № 465407-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (далее – Законопроект об отмене категорий) принят 09.12.2014 в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Период предоставления поправок к Законопроекту об отмене категорий, принятому в первом чтении, завершен. В настоящее время ведется подготовка Законопроекта об отмене категорий ко второму чтению.

Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации текст Законопроекта об отмене категорий предусматривает совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.

Для устранения имеющихся в действующем законодательстве недостатков предлагается изменить существующий порядок установления правового режима земель, опирающийся на институты категорий земель и перевода земель из одной категории в другую.

В связи с этим Законопроектом об отмене категорий предусматривается исключить из действующего законодательства понятие «категория земель». Вместе с тем исключение указанного института не должно создать правовых пробелов и, следовательно, не должно оказывать отрицательное влияние на правоприменительную практику. С учетом этого осуществить отмену деления земель на категории предлагается при условии завершения разработки и утверждения документов зонирования территорий, определяющих разрешенное использование земельных участков на всей территории Российской Федерации.

В отношении водного фонда, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий Законопроектом об отмене категорий предусматривается полностью сохранить действующие процедуры и условия изменения их границ, уточнив при этом только терминологию.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, Законопроектом об отмене категорий предлагается существенно усилить защиту таких земель от застройки как важного стратегического ресурса, обеспечивающего продовольственную безопасность государства.

Законопроектом об отмене категорий предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения будут отражены на карте сельскохозяйственного зонирования, которую утверждает муниципалитет по согласованию с субъектом Российской Федерации.

В соответствии с Законопроектом об отмене категорий субъекты Российской Федерации должны утвердить границы особо ценных сельскохозяйственных земель. При этом в границах таких земель предлагается устанавливать запрет на установление и изменение разрешенного использования на какие-либо виды, кроме сельскохозяйственного производства.

При этом переходными положениями Законопроекта об отмене категорий предусматривается обязанность субъектов Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение сельскохозяйственных регламентов до 01.01.2017.


В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект № 653602-6 «О внесении изменений в статью 6 Водного кодекса Российской Федерации и в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект № 653602-6). Документ находится на рассмотрении в первом чтении.

Проект № 653602-6 разработан в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья детей, находящихся на отдыхе и оздоровлении в детских учреждениях и лагерях, организации сохранности имущества детских оздоровительных учреждений, детских пансионатов и детских лагерей, улучшения антитеррористической защищенности данных объектов.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2013 № 73, установлены требования к размещению, устройству, содержанию и организации отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования (далее – СанПиН 2.4.4.3155-13). СанПиН 2.4.4.3155-13 являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, организацией и эксплуатацией детских оздоровительных лагерей. Пунктом 11.8 СанПиН 2.4.4.3155-13 предусмотрена возможность купания детей исключительно в специально отведенных и оборудованных местах.

Однако в соответствии с частями 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин имеет право пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 23 ЗК РФ в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе может устанавливаться публичный сервитут.

В связи с этим законопроектом предлагается в целях повышения уровня безопасности и комфорта детского отдыха внести изменения в статью 6 Водного кодекса Российской Федерации и в статью 23 ЗК РФ.


В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект № 653456-6 «О внесении изменений в часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части сокращения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации)» (далее – Законопроект № 653456-6). Документ находится на рассмотрении в первом чтении.

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту № 653456-6, документ направлен на усиление государственного контроля (надзора) за соблюдением лицами, осуществляющими строительство малоэтажных жилых домов, требований технических регламентов и проектной документации.

Для обеспечения указанных целей предлагается наделить соответствующими полномочиями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ осуществляют государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

При этом речь идет исключительно о строительстве жилья, предоставляемого по государственным и муниципальным программам различным категориям социально незащищенных граждан и финансируемого за счет бюджетных средств, в многоквартирных домах с количеством этажей, не превышающим три, то есть о жилье экономического класса.


В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект № 667718-6 федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (в части ответственности при ведении государственного кадастра недвижимости, осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества, осуществлении кадастровой деятельности)» (далее – Законопроект № 667718-6). Документ находится на предварительном рассмотрении.

Как следует из пояснительной записки, предпосылкой для разработки Законопроекта № 667718-6 послужили многочисленные обращения граждан по вопросам применения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», связанным с осуществлением постановки земельных участков на кадастровый учет, а также отсутствие в действующем законодательстве порядка снятия с кадастрового учета сведений о ранее учтенных земельных участках, учтенных в государственном кадастре недвижимости, на основании судебных решений.

Законопроектом № 667718-6 с учетом предложений судебных органов Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области предусматривается возможность аннулирования сведений государственного кадастра недвижимости на основании решения суда в случае, когда кадастровый учет объекта недвижимости был признан судом недействительным.

Кроме того, в действующей редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствует правовое регулирование гражданско-правовой ответственности лиц, допустивших технические ошибки. При этом, как показывает практика, исправление ошибок, требующих участия кадастровых инженеров, производится за счет собственника земельного участка, в связи с чем Законопроектом № 667718-6 предусматривается ответственность за причиненный вред в результате ненадлежащего исполнения органами обязанностей, возложенных на них Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».


В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект № 655453-6 федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» в части внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об особых экономических зонах (в части определения порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений об особых экономических зонах)» (далее – Законопроект № 655453-6). Документ находится на рассмотрении в первом чтении.

Законопроектом № 655453-6 предлагается включить в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» положения, предусматривающие внесение в кадастр недвижимости сведений об особых экономических зонах. Сведения будут включать, в частности, тип особой экономической зоны, описание ее местоположения и границ.

Законопроектом № 655453-6 закрепляется обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается особая экономическая зона, в срок не более десяти рабочих дней со дня заключения соглашения о ее создании направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Также закрепляется обязанность не более чем через пять рабочих дней с даты окончания действия соглашения о создании особой экономической зоны направлять в орган кадастрового учета уведомление о прекращении ее существования в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».


Проект № 642612-6 федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее – Законопроект № 642612-6) принят 28.01.2015 в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Предпосылкой для разработки Законопроекта № 642612-6 стали негативные последствия, связанные с нарушением при строительстве и эксплуатации объектов недвижимого имущества особого режима использования земель, установленного в границах зон с особыми условиями использования территорий, а также невозможность выявлять и предотвращать негативное воздействие от хозяйственной и другой деятельности на земельные участки владельцами объектов недвижимого имущества в тех случаях, когда такие зоны не были установлены.

Согласно положениям Законопроекта № 642612-6 в ГрК РФ вносятся изменения, направленные на установление Правительством Российской Федерации перечня видов (типов) объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и в отношении которых не проводится государственный кадастровый учет.

Также определяется порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, установленных в отношении таких объектов.

Кроме того, ГрК РФ предлагается дополнить перечнем документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе картой (планом) зоны с особыми условиями использования территорий, подготовка которой предусмотрена статьей 20 Федерального закона от 18.07.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – ФЗ № 78-ФЗ), если для вводимого в эксплуатацию объекта необходимо установить такие зоны.

В случае если для ввода объекта в эксплуатацию требуется установление зоны с особыми условиями использования территорий, то разрешение на его ввод в эксплуатацию одновременно является решением об установлении границ такой зоны, за исключением случаев, когда разрешение выдается в связи с реконструкцией объекта.

Законопроектом № 642612-6 также устанавливается, что карта (план) зоны с особыми условиями использования территорий подготавливается за счет средств застройщика в отношении вновь построенных объектов либо за счет средств собственника объекта в отношении ранее введенных в эксплуатацию объектов и объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и в отношении которых не проводится государственный кадастровый учет. Сведения об установлении границ зон во всех случаях подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Вышеизложенные изменения направлены на установление порядка внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в отношении ранее введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства, функционирование которых требует установления таких зон, сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.


В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект 672981-6 федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» (в части совершенствования использования электронной подписи в деятельности органов государственной власти)» (далее – Законопроект № 672981-6). Документ находится на рассмотрении в первом чтении.

Целью Законопроекта № 672981-6 является совершенствование использования электронной подписи в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Законопроектом № 672981-6 устанавливается формат, обязательный для всех средств электронной подписи, а также требования к квалифицированному сертификату ФСБ России. Кроме того, урегулированы вопросы, связанные с получением электронной подписи гражданином иного государства.

Законопроектом № 672981-6 закрепляются положения, направленные на устранение возможности установления правовых ограничений при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи субъектами электронного документооборота. Так, статья 17 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» дополняется частью 2.1, устанавливающей положение о том, что операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличия в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в других информационных системах.

Кроме того, Законопроектом № 672981-6 закрепляется возможность аккредитованных удостоверяющих центров получать информацию из государственных информационных ресурсов для установления личности заявителей и проверки представленной ими информации, а также установления перечня сведений, получаемых удостоверяющими центрами. Для реализации указанных положений Законопроектом № 672981-6 устанавливается обязанность удостоверяющего центра обеспечить присоединение своей информационной системы к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые используются для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.


Продолжается разработка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного плана мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания (далее – Проект комплексного плана), подготовленного во исполнение пункта 20 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р.

Проект комплексного плана содержит ряд мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания.

Следует отметить позицию Росреестра по Проекту комплексного плана.

Так, Росреестром отмечается, что установление границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов целесообразно производить по принципу «от частного к общему», то есть в следующей последовательности:

- установление границ населенных пунктов;

- установление границ муниципальных образований, не являющихся общими с границами субъектов Российской Федерации;

- установление границ муниципальных образований, являющихся общими с границами муниципальных образований смежных субъектов Российской Федерации. В данном случае установление части границ, которая является общей, может быть ориентировочным с последующим уточнением в процессе установления границы между соответствующими субъектами Российской Федерации;

- установление границ между субъектами Российской Федерации.

Также отмечается, что, поскольку именно градостроительная документация должна определять границы административно-территориальных образований, необходимо установить Порядок разработки, согласования, утверждения градостроительной и проектной документации в части установления границ населенных пунктов, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.

При этом предлагается также внесение соответствующих изменений в Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267.

В целях упрощения и массового внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об административно-территориальных границах с применением картометрического метода определения координат характерных точек в Порядке уточнения населенных пунктов при их координатном описании и принципов отнесения земельных участков к территории населенного пункта, утверждение которого предусмотрено пунктом 6 Проекта комплексного плана, предлагается предусмотреть механизм, позволяющий производить оперативное уточнение (изменение) местоположения указанных границ (в том числе определенных с точностью картографического материала) при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, примыкающих к границам.

Одновременно предлагается включить в мероприятия Проекта комплексного плана внесение изменений в Форму карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621, в том числе в части обеспечения возможности составления карты (плана) в отношении частей границ объектов землеустройства и при их изменении, а также объектов землеустройства, представляющих собой несколько контуров.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.