24.02.2015

Оценка качества городской среды проживания

Подготовлено экспертом журнала К.А. Кустовой с использованием материалов РСИ (www.российский-союз-инженеров.рф).


Основными факторами укрепления позиций России на международной арене являются обеспечение внутренней стабильности и создание необходимых условий для экономического роста в каждом регионе. Главная нерешенная проблема, препятствующая динамичному развитию страны, – глубокие социально-экономические различия между отдельными регионами и депрессивной периферией.

В этой связи возникла необходимость сопоставления российских городов по различным критериям в целях определения «узких мест» и незадействованного потенциала, которые должны стать отправными точками в механизме совершенствования городской среды, выравнивания экономического и социального статусов регионов.

Российская практика сравнения городской среды началась с Генерального рейтинга привлекательности российских городов, разработанного в 2012 году Общероссийской общественной организацией «Российский союз инженеров» (далее – РСИ) по статистической информации, собранной за 2010 год.

Сравнение городов (определение генерального индекса привлекательности) производилось по квазипростым показателям, образующим сводные показатели, в свою очередь интерпретируемые в 13 коэффициентов, имеющих различный вес и сформированных по итогам экспертного опроса 50 респондентов, представляющих различные социальные круги и возрастные группы.

Дерево свойств генерального индекса привлекательности городов

Важнейшей характеристикой при определении степени привлекательности города стала фактическая динамика численности населения, по мнению экспертов, наглядно показывающая истинные предпочтения людей и объективные факторы развития городов.

Экономическое развитие и уровень доходов (благосостояние) населения также стали базовыми характеристиками привлекательности города. Обусловлено это тем, что финансовая самостоятельность городской экономики и наличие денежных средств у населения приводят к развитию потребительского сектора, социальной сферы, сферы услуг и улучшают качество жизни населения.

Также существенную роль при выборе города, по оценкам экспертов, играют природно-экологические условия, поскольку только возможность большого заработка может заставить человека жить в экстремальных природно-климатических условиях.

Социальные характеристики развития города (социальное благополучие, демография) по результатам исследования получили наименьший вес в общем рейтинге, так как, по мнению многих экспертов, являются скорее результатом происходящих в обществе процессов, нежели факторами, определяющими развитие территории.

Кроме места в рейтинге, немаловажным стало расположение города по отношению к порогу привлекательности.

Смысл расчета порога привлекательности состоит в том, что вероятность успеха в борьбе за новые инвестиции и поток качественной миграции у городов, находящихся в Генеральном рейтинге привлекательности российских городов выше значения порога привлекательности, существенно больше, чем у тех городов, что находятся ниже этого порога. Чтобы привлечь выгодные ресурсы, городу необходима выработка программы повышения привлекательности.

Таким образом, города, имеющие значение генерального индекса привлекательности выше порога привлекательности, стали наиболее привлекательными для населения, их экономический и институциональный климат был объявлен привлекательным.

Впоследствии идея необходимости изучения городской среды и определения рейтинга городов была поддержана на государственном уровне.

Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 371 была утверждена Методика оценки качества городской среды проживания, официально закрепившая подходы к оценке городской среды проживания (обитания) (далее – Методика).

Основные цели Методики, обозначенные в документе:

1. Обеспечение объективной комплексной оценки муниципальных образований по критериям, определяющим уровень развития всех сфер жизнедеятельности города;

2. Создание эффективного прикладного инструмента:

– для определения негативных и позитивных аспектов в развитии муниципальных образований;

– для принятия решений по усилению конкурентных преимуществ и снижению негативных факторов в развитии;

– для нивелирования диспропорций в территориальной структуре муниципальных образований по ряду социально-экономических факторов.

3. Определение полюсов роста на территории Российской Федерации с точки зрения условий, благоприятных для жизни населения, ведения бизнеса, инвестиций в недвижимость и так далее.

4. Описание существующей иерархической структуры городов и их типологии.

5. Организация интегральной системы анализа социально-экономических показателей городов, который делает возможным их сопоставление, а также проведение аналитических исследований по выявлению тенденций социально-экономического развития.

На основе Методики РСИ к настоящему времени составлены Генеральные рейтинги привлекательности городской среды проживания (обитания) по итогам деятельности городов за 2012 и 2013 годы.

Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания) за 2013 год опубликован РСИ в декабре 2014 года.

Сравнение городов производилось по 13 направлениям, каждому из которых присвоен коэффициент весомости.

Всего в обсуждении весовых значений индексов приняли участие администрации более 100 городов. Среднеарифметический результат их мнения сформировал итоговый объективный результат.

В тройке лидеров в 2013 году Москва, Санкт-Петербург и Казань. В первую десятку вошли также Новосибирск, Екатеринбург, Подольск, Балашиха, Одинцово и Белгород.

В марте 2014 года в состав Российской Федерации вошла Республика Крым и город федерального значения Севастополь, однако в рейтинге за 2013 год нет крымских городов.

В Республике Крым находятся четыре города с численностью населения более 100 тысяч человек: Севастополь (340,7 тысяч), Симферополь (337,3 тысяч), Керчь (145,3 тысяч) и Евпатория (106,9 тысяч). Де-факто данные города могут принять участие в рейтинге в следующем году.

По мнению экспертов РСИ, город Севастополь должен находиться в ТОП-30-50 рейтинга в виду его относительно развитой экономической базы и наличия развитой транспортной инфраструктуры, наличия центральной образовательной и социальной функции на региональном уровне. Также в пользу данного тезиса свидетельствует отмечаемая тенденция прироста численности населения города. Города Симферополь и Керчь могут расположиться с 50 до 80 позиции. Сравнительно развитая экономическая и транспортно-логистическая функция городов, прирост численности населения, развивающийся жилищный сектор вероятнее всего позволят расположить данные города в первой сотне рейтинга. Город Евпатория предположительно займет место в замыкающей группе городов, то есть окажется во второй сотне рейтинга.

Эксперты отмечают, что уровень социально-экономического развития данных городов до вступления Крыма в состав Российской Федерации был весьма низким, но на данный момент выказывает все признаки к повышению.

Реальные позиции крымских городов мы увидим в Генеральном рейтинге привлекательности российских городов 2014 года, который будет опубликован РСИ в декабре 2015 года.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.