24.02.2015

Городской округ. Влияние агломерационных процессов на градостроительную деятельность

Фефелов Владимир Васильевич в 1978 году окончил архитектурный факультет Новосибирского государственного инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева по специальности «Архитектура». Работал в ОАО «Сибгипротранс», ОАО «Новосибирский государственный проектный институт». В 2002 году создал персональную творческую мастерскую ООО «АПМ Фефелова В.В.». С 2009 года заместитель начальника департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, главный архитектор города Новосибирска. Более 30 лет занимается гражданским и промышленным проектированием. По его проектам построено более 40 объектов. Член Союза архитекторов РФ.


Реализация заложенных в Градостроительном кодексе РФ инструментов управления развитием территории.


Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее – ДСА) определяет направления, цели и приоритеты в области архитектурно-градостроительного развития города в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Базовый документ – Генеральный план города Новосибирска, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 № 824, на его основе выполнены Правила землепользования и застройки города Новосибирска (решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288), на всю территорию города разработаны проекты планировки. Данная градостроительная документация позволила уточнить градостроительные резервы, назначение территорий, выделить элементы планировочной структуры, установить параметры планируемого развития элементов планировочной структуры с учетом различных факторов развития и планировочных ограничений.

Проделанная работа по выполнению проектов планировки является, в свою очередь, необходимым условием для внесения изменений в Генеральный план города. Таким образом, стратегия управления, обусловленная федеральным законодательством, – это уточнение решений Генерального плана на каждом уровне подготовки градостроительной документации и постоянный мониторинг данного документа.

Совершенствуются подходы к градостроительному регулированию. За время действия Правил землепользования и застройки города Новосибирска предложены и введены в градостроительную практику новые специализированные территориальные зоны. Это зона специализированной общественной застройки (ОД-4), зона объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (ОД-5), зоны стоянок для легковых автомобилей (СА) и (СА-1). С учетом возможной этажности дифференцированы жилые зоны. Эта вынужденная мера для сохранения баланса территорий жилого и общественного назначения в границах красных линий микрорайонов, исключения непрофильного строительства и переуплотнения застройки, что особенно важно в районах массовой жилой застройки и центральной части города.

Правила землепользования и застройки города Новосибирска учитывают необходимость регулирования застройки в исторических зонах, что способствует сохранению историко-культурных достопримечательностей и, в конечном счете, гармонизации предметно-пространственной среды города.



Общие сведения о стратегии развития Новосибирской агломерации в контексте решений Генерального плана города Новосибирска. Наукоград, Аэрополис, Логопарк, промышленно-логистическая зона стройиндустрии, рекреационно-оздоровительные зоны, комплексная схема транзитного транспортного каркаса.


Проработка основных направлений развития городской территории позволила более детально подойти к проблеме развития пригородной зоны в границах Новосибирской агломерации. Это связано с решением вопросов более интенсивного вовлечения данных территорий к реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития промышленности, логистического комплекса, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. При наличии утвержденных документов территориального планирования создаются условия для межмуниципальных соглашений совместного решения проблемных вопросов развития территории, способствующих повышению комфортности проживания и обеспечению инвестиционной привлекательности территории. Город Новосибирск является центром сложившейся агломерации с двухмиллионным населением. В сфере его влияния наукоград Кольцово, город Обь с международным аэропортом «Толмачево», рабочий поселок Краснообск с Сибирским отделением РАСХН, города Бердск и Искитим. Комплексный подход в обеспеченности местами приложения труда позволит взять под контроль маятниковые миграции населения, обеспечение социальной защищенности населения, повышения качества жизни в пригороде до уровня жизни в столице Сибири.

Много совместных вопросов у муниципальных образований лежит в области природоохранных мероприятий, обеспечения санитарных требований к качеству питьевой воды, ликвидации угрозы паводковых и катастрофических подтоплений. Большая часть этих проблем требует консолидированного подхода государственной и муниципальной власти. На основании принятых правовых актов правительства Новосибирской области разработана Схема территориального планирования части территории Новосибирской области в границах Новосибирской агломерации.

У каждой из территорий здесь есть ресурсы, усиливающие потенциал Новосибирска, и дополнительные конкурентные преимущества, такие как расположение на федеральных межрегиональных трассах, рекреационные возможности, благоприятные условия для развития пригородного сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Правила землепользования и застройки города Новосибирска

Суть концепции Новосибирской агломерации заключается в том, чтобы разработать и принять единые, прозрачные и чёткие правила, по которым муниципалитеты будут совместно планировать, развивать и эксплуатировать весь комплекс инфраструктуры на территориях, которые по факту уже тесно связаны экономическими и социальными связями. Концепция предполагает унификацию всего комплекса мер по развитию и поддержке бизнеса в городе и пригородных территориях, и речь идёт не об административной, а об экономической агломерации.

Эффективность градостроительной деятельности и административных мер, направленных на ее оптимизацию, создает предпосылки для опосредованного повышения жизненного уровня населения и степени комфортности окружающей среды, что является важнейшим фактором на пути формирования города будущего.


Развитие территории города по данным последних пяти лет. Реконструкция застройки.


Важнейшим индикатором, по которому оценивается состояние и эффективность строительного комплекса, является показатель объема ввода жилья на территории города. Начиная с 2010 года, строительный комплекс Новосибирска ежегодно показывает объемы ввода жилья на уровне не менее 1 млн кв. м, что, безусловно, приводит и к увеличению показателей обеспеченности населения жильем на территории города Новосибирска. По итогам 2013 года строительный комплекс города Новосибирска зафиксировал ввод в эксплуатацию жилья на уровне 1179612 кв. м жилья, что является новым рекордным показателем ввода жилья в эксплуатацию и составляет 105% общего ввода жилой площади к показателям 2012 года, в том числе:

– многоэтажное жилищное строительство – 123 дома общей площадью 1032,216 тыс. кв. м;

– малоэтажное жилищное строительство – 2 дома общей площадью 2,767 тыс. кв. м;

– индивидуальное жилищное строительство – 660 домов общей площадью 144,629 тыс. кв. м.

За текущий год объем ввода жилья составил 1040684 кв. м, это 16006 квартир (на 17.11.2014).

Следует отметить, что достигнутые показатели превышают контрольные показатели планируемого ввода жилья на 2013 год, утвержденные Губернатором Новосибирской области.

Согласно Генеральному плану города Новосибирска освоены крупные участки, предназначенные для комплексного жилищного строительства, на территориях, прилегающих к жилому району «Родники»; в Восточном секторе – жилой микрорайон «Плющихинский», на территории Ключ-Камышенского плато; в Южном правобережном секторе – площадка «Нижняя Ельцовка»; в Южном левобережном секторе – на «Южно-Чемской» площадке, на территории Затулинского жилого массива; в Западном секторе – «Ереснинская» площадка.

В 2013 году активно велось жилищное строительство на комплексных площадках города, где введено 543818,0 кв. м жилья, что составляет порядка 46% от общего объема ввода жилья в целом по городу.

Динамика освоения комплексных площадок за последние пять лет имеет следующие результативные показатели:

– в 2009 году на территориях комплексных площадок введено 186128,0 кв. м жилья;

– в 2010 году – 371211,0 кв. м, прирост составил 99% к предыдущему году;

– в 2011 году – 488418 кв. м, прирост – 32% к предыдущему году;

– в 2012 году – 419258 кв. м, снижение – 14% к предыдущему году;

– в 2013 году – 540776 кв. м, прирост – 29% к предыдущему году.

В текущем году на площадках комплексного освоения в целях жилищного строительства введено 55 объектов общей площадью 412569 кв. м.

В настоящее время резерв свободных территорий, пригодных для размещения жилой застройки, близок к исчерпанию. В связи с этим приоритеты развития территории города смещаются.

Чертеж проекта планировки территории

Одним из наиболее перспективных направлений в процессе развития строительной отрасли является развитие застроенных территорий. В городе существуют кварталы, застроенные двухэтажными деревянными, шлакоблочными зданиями, исчерпавшими свой рерурс. Именно эти территории нуждаются в модернизации в первую очередь. Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры. Данное направление в последние годы получило достаточно активное развитие на территории города Новосибирска.

В Новосибирске по состоянию на 24 ноября 2014 года действуют 23 договора о развитии застроенных территорий общей площадью более 22,4 га, на которых расположены 118 ветхих многоквартирных домов.

В настоящее время ДСА подготовлено 4 заключения о возможности развития застроенной территории и передано в департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее – ДЗиИО) для проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории. Ведется подготовка 17 площадок площадью более 16 га, на которых расположено 75 многоквартирных домов. Эти площадки в соответствии с Градостроительным кодексом РФ могут быть реализованы на аукционах.

В целях привлечения инвесторов к освоению территорий, занимаемых ветхим жилым фондом города Новосибирска, на сайте города Новосибирскаwww.novo-sibirsk.ru, а также на сайте департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирскаwww.dsa.novo-sibirsk.ru опубликована 21 площадка, возможная для развития застроенной территории (116 многоквартирных домов).Предварительное количество жилья на этих площадках – 285093,64 кв. м.

Благодаря изменениям в Градостроительном кодексе РФ, вступающим в действие с 2015 года, развитие застроенной территории можно будет осуществлять на территориях индивидуальной жилой застройки.


Формирование городских рекреаций.


Еще одним главным приоритетом в формировании городской среды является рекреационный каркас, включающий в себя природные территории городских лесов и парков, озелененных мест общего пользования, земельных участков для активного отдыха населения. Благоустройство данных территорий ведется целенаправленно с учетом общественного мнения горожан. Одна из основных задач развития города Новосибирска – обеспечение рационального использования природных ресурсов, в том числе сохранение существующих природных и озелененных территорий, объектов водного фонда. Треть городской территории – это леса и реки. Это природная данность, во многом осложняющая городское хозяйство, при правильном использовании в оздоровительных, рекреационных целях дает весьма значительную дополнительную привлекательность, а значит является ресурсом развития.

Учитывая актуальность сохранения и развития городских лесов и системы озеленения города, Генеральным планом города предусматривается максимально полное сохранение существующих городских лесов (10417,0 га), реконструкция и комплексное благоустройство существующих парков, скверов, бульваров, а также создание новых озелененных территорий общего пользования, формирование системы рекреационных зон и набережных реки Оби и малых рек.


Формирование транспортно-пересадочных узлов каркаса агломерационной улично-дорожой сети. Развитие общественного транспорта, в том числе внеуличного.


Город Новосибирск и Новосибирская агломерация характеризуется относительно невысоким уровнем транспортного обслуживания. Основная причина – хроническое отставание развития транспортной инфраструктуры. Плотность магистральной улично-дорожной сети на территории города почти в три раза меньше нормативной. Новосибирск и агломерация в целом не приблизились к созданию целостной транспортной системы, дорожная сеть состоит из отдельных малосвязанных между собой участков. Практически отсутствуют сквозные направления, обеспечивающие движение как внутригородского, так и внешнего транспорта.

К приоритетным задачам по формированию городской застройки относится развитие улично-магистральной сети и транспортных сооружений, соответствующих параметрам и направлениям перспективного развития города, взаимосвязанных с внешними транспортными связями.

Введен в эксплуатацию Бугринский мост. Планируется дальнейшее развитие скоростной магистрали (Ипподромской). Ведется строительство развязки на Южной площади (в районе автовокзала), которая будет дополнена мостовым переходом через реку Обь и пробивкой в левобережье нового направления, параллельного Оби, с пересечением створа коммунального моста и выходом на ул. Ватутина и Южный объезд и, с другой стороны, через проезд Энергетиков к Западной границе города.

В южной части предполагаются мостовые переходы в районе Матвеевки и нижней Ельцовки. Для этой цели совместно с ДЗиИО создан градостроительный резерв на правом берегу города.

Будет развиваться транспортная инфраструктура новой застройки, размещаемой в северной части города. По ул. Объединения до пересечения с ул. Фадеева ведется строительство автодороги для обеспечения транспортной доступности между микрорайонами «Родники» и «Снегири» и центром города. Для поддержания транспортного обеспечения северной части города необходимо развитие Красного проспекта и дублирующих его магистралей, что предусматривается Генеральным планом города Новосибирска, а также Генеральной схемой улично-дорожной сети Новосибирска.

Планируется мост в районе второй Ельцовки, который позволит соединить улицу Объединения и жилые районы «Снегири», «Родники» непосредственно с левобережной частью города.

Прохождение новых магистралей и мостовых переходов предусмотрено преимущественно на территориях, требующих рекультивации, инженерной подготовки и радикальной реконструкции (овражные зоны, подтопляемые территории), с максимально возможным сохранением границ лесных массивов и существующей капитальной застройки.

Значительно усилить транспортные связи города, упростить доступность его частей поможет развитие общественного транспорта. Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования признано в мире первоочередной и наиболее эффективной мерой борьбы с автомобильными заторами.

Высокая провозная способность городского пассажирского транспорта позволяет в большей мере удовлетворить спрос на пассажирские перевозки в городе без увеличения транспортных пространств: вложения в одну полосу для наземного общественного транспорта дают такой же эффект, как и строительство 5-10-полосной автомагистрали.

Помимо экономии средств на строительство и эксплуатацию, городской пассажирский транспорт обладает наименьшим потреблением природных ресурсов на перевозку одного пассажира. Он является более экологически чистым в сравнении с индивидуальным транспортом: даже автобус в расчёте на одного пассажира потребляет в 25 раз меньше топлива, чем автомобиль. Троллейбус в зависимости от системы привода расходует на 25-50% меньше энергии, чем автобус. Пассажирский транспорт позволяет минимизировать технологические транспортные пространства в городе: требуемое дорожное пространство в расчёте на одного пассажира уменьшается в 2-10 раз, сокращается число заправочных станций и станций техобслуживания.

В Новосибирске в настоящее время на долю общественного транспорта приходится около 90% перевозок, важно не допустить снижения этого показателя в будущем.

Предложения Генерального плана города по формированию улично-магистральной сети предусматривают сбалансированное развитие индивидуального и различных видов общественного пассажирского транспорта, включая метрополитен, скоростной трамвай, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, а также использование существующих линий железной дороги, проходящих по территории города, для внутригородских пассажирских перевозок.

В качестве основных системообразующих видов общественного транспорта общегородского уровня приняты внеуличные виды транспорта – метрополитен и скоростной трамвай, обладающие высокой провозной способностью, скоростью передвижения и надежностью в эксплуатации с учетом особенностей климатических условий.

Ближайшие перспективы Новосибирского метрополитена связаны с завершением строительства Дзержинской линии (станция «Доватора» и метродепо «Волочаевская») и продлением Ленинской линии в левобережной части города (станция «Площадь Станиславского»).


Уплотнение застройки центральных городских зон. Повышенное инвестиционное внимание к ним. Полифункциональность застройки и ее социальное обеспечение.


Центр Новосибирска (ядро) уже получил необходимую плотность застройки как жилыми, так и общественными зданиями, дальнейшее уплотнение ткани может привести к негативным последствиям, деградации территории центра, потере привлекательности, чего нельзя допустить. По заказу ДСА выполнены методические рекомендации по установлению регламентов высотного зонирования застройки центральной части города Новосибирска.

Градостроительный регламент высотного зонирования застройки центральной части города Новосибирска предполагает дополнение Правил землепользования и застройки и Местных нормативов градостроительного проектирования города Новосибирска в части установления ограничений по высотности объектов капитального строительства на сформированных или подлежащих формированию земельных участках центральной части города Новосибирска в новом строительстве и реконструкции.

Предлагается ввести коэффициент плотности застройки по территориальным зонам, учитывающий для жилых зон нетто – общую площадь квартир, для общественно-деловой и смешанной застройки – брутто – общую площадь зданий (сооружений).

Заданы параметры максимальной и минимальной (рекомендуемой) высоты зданий (сооружений) в территориальных зонах жилой, общественно-деловой и смешанной застройки.

В местные нормативы градостроительного проектирования предлагается привести нормативы расчета элементов благоустройства территории жилой застройки к земельному участку (территориальной зоне).

Составлена схема высотного зонирования центральной части города Новосибирска и схема градостроительного зонирования кварталов центральной части города Новосибирска с обоснованием (расчетом) допустимой этажности на территориях, предполагаемых к комплексной застройке (развитие застроенных территорий, реконструкция застройки частного сектора).

Центральная зона города получит свое развитие в плане замещения ткани на более плотную на прибрежных территориях Оби, особенно в левобережной части, приближенной к Дмитровскому мосту.

В соответствии с основными положениями Генерального плана города Новосибирска по формированию промышленных зон и территорий в центральной части города и в целях исключения жилищного фонда и части объектов общественно-делового назначения из санитарно-защитных зон предусмотрены мероприятия по поэтапному выносу, перепрофилированию и реконструкции производственных и коммунально-складских объектов.

На расчетный срок проектируется вынос ОАО «Новосибирский жировой комбинат» с последующей реконструкцией его территории под жилую зону. Тоже предусмотрено и с ОАО «Завод молочный «Новосибирский» по ул. Урицкого, с гаражом ГУ МВД России по Новосибирской области на пересечении ул. Октябрьской и ул. Серебренниковской, с площадкой ОАО «Новосибирский опытно-экспериментальный завод «Эталон» по ул. Щетинкина, 77.

Намечены к выносу и перепрофилированию предприятия из промышленно-складской зоны между ул. Писарева и железной дорогой. Предприятия, расположенные по ул. Фабричной – ул. Владимировской, такие как ОАО «Химпласт», также проектируются на вынос. Вынос и перепрофилирование речного порта и предприятий, расположенных южнее ул. Фабричной, предлагается проводить поэтапно с созданием на этой прибрежной территории общественно-деловой зоны и озелененных бульваров на набережной.

Производственные и складские здания подлежат сносу, реконструкции или перепрофилированию в зависимости от их капитальности, процента износа, степени остаточной вредности, что определяется на последующих стадиях проектирования. Пригодные здания после соответствующих мероприятий в дальнейшем используются под общественные, административно-офисные, торговые, зрелищно- и спортивно-развлекательные, бытового обслуживания.

В целом в планируемом развитии центральной зоны приоритетным направлением является развитие общественных пространств и увеличение возможностей их использования.

Новосибирская агломерация


Краткие выводы о влиянии агломерационных процессов на развитие города Новосибирска.


Развитие Новосибирска как центра крупной системы расселения влияет на прилегающую территорию, которая, в свою очередь, влияет на развитие города-центра. Наиболее явно это происходит по основным транспортным направлениям – южному, западному, северо-восточному. Возможность контроля и управления процессом – залог устойчивого развития Новосибирска и приближенных к нему населенных пунктов. Универсального механизма управления в настоящее время не создано, существующие природные, экономические, градостроительные условия предопределяют создание единого социально-экономического пространства и необходимость координировать территориальное и инфраструктурное развитие его частей.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.