24.02.2015

Экономический эффект автоматизации градостроительной деятельности

Автор статьи: Дударев Алексей Викторович - ИТ-директор ИТП "Град".


Как ИТ технологии в градостроительной деятельности должны влиять на экономическое состояние городов и регионов? Какую исчислимую пользу могут принести обществу комплексные системы управления развитием территорий?

Актуальная позиция Института территориального планирования «Град», реализуемая на практике, заключается в следующем.

Во-первых, общедоступная автоматизированная ИСОГД должна стать единым источником комплексной информации о территории – о возможностях и рисках ее освоения и развития, текущем состоянии и утвержденных в отношении нее планов. Актуализация такой информации должна обеспечиваться по инфраструктурному принципу – с распределением ответственности за отдельные категории данных, организацией обновления данных в рамках процессов предоставления муниципальных и государственных услуг и исполнения функций, а также с публикацией данных в сети Интернет в формате интерактивной карты на понятной для граждан картографической основе и в известном координатном пространстве.

Во-вторых, процессы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства и земельно-имущественных отношений должны быть полностью переведены в электронный вид. Причем «полностью» для нас означает не прием заявлений с назначением даты и времени личного визита для подачи пакета документов и информированием о статусе согласования и готовности услуги на едином портале госуслуг. Сегодня по такому «короткому» пути, увы, идут многие проекты. Мы предлагаем и стараемся максимально реализовывать в своих проектах другой подход:

- приоритет электронного документа (записи в БД) над бумажным носителем данных, отказ от бумажных запросов, согласований и документов;

- межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде в рамках единого бизнес-процесса предоставления услуги, отказ от формальных бумажных межведомственных запросов;

- создание инструментов, позволяющих анализировать статистическую информацию о ходе предоставления услуг в разрезах: специалиста, отдела, услуги, административной процедуры, межведомственных запросов с возможностью поиска «бутылочного горлышка» (перегрузка специалиста, задержка в согласовании, неоптимальный маршрут и т.п.) для принятия кадровых, организационных и технических решений, сокращающих срок предоставления услуги.

Цепочка государственных и муниципальных услуг, автоматизируемая в проектах по внедрению ИАС

Обе задачи решаются в проектах по внедрению информационных систем, разрабатываемых Институтом на уровне регионов и отдельных муниципалитетов. Доступ к комплексной и актуальной информации сокращает число ошибочных решений, позволяет предвидеть риски и находить лучшие варианты. Минимизация сроков предоставления услуг сокращает инвестиционный цикл «от идеи до результата», экономит проценты по кредитам на реализацию проектов и приближает получение результатов от реализованного проекта, сокращает срок возврата инвестиций.

Это польза, которую мы наносим сегодня. Какое же добро мы принесем завтра?


Мониторинг реализации документов территориального планирования и программ

Институтом «Град» ведется работа над еще одним ИТ решением, направленным на получение экономического эффекта, – модулем мониторинга реализации документов территориального планирования и муниципальных (государственных) программ.

К разработке такого модуля нас подтолкнули факты, выявленные в ходе исполнения ряда крупных проектов, включающих анализ существующих документов территориального планирования (ДТП), государственных и муниципальных программ, а также анализа хода реализации инвестиционных проектов на территории нескольких субъектов РФ:

- несоответствие планов по размещению объектов федерального, регионального, местного значения в документах территориального планирования различных уровней и статьей программ, в рамках которых осуществляется финансирование реализации конкретных мероприятий, что ведет к необоснованным простоям в реализации проектов на период внесения изменений в ДТП и/или программы;

- значительные расхождения в объемах и сроках финансирования проектов, а также несоответствие параметров проектов утвержденной градостроительной документации в случаях, когда финансирование и планирование осуществляется в различных документах.

Например, строительство непосредственно объекта («коробки») и обеспечение его инженерными сетями, транспортом, благоустройством, кадровое и материальное оснащение осуществляется на основании нескольких несогласованных документов, зачастую из различных источников финансирования. При этом пользу объект может приносить только после полной реализации всех перечисленных мероприятий – построили больницу, подключили к сетям, организовали маршруты транспорта, оснастили койками, наняли врачей, дали рекламу.

Визуализация размещения инвестиционных проектов, инструменты фильтрации и поиска

Речь идет о случаях, когда «коробка» здания стоит годы в ожидании тепла, света, техники и персонала или, что часто бывает при реализации проектов торгового назначения, когда специалисты и товары простаивают из-за недостроенного и не введенного в эксплуатацию помещения. Каждый месяц промедления – это неполученные налоговые доходы, прибыль собственников, рабочие места и необходимость нести накладные расходы на поддержку уже реализованных частей проекта, кредитную нагрузку. Таких примеров хватает.

Задача модуля: минимизировать сроки и издержки реализации проектов (как готовых комплексов, полноценных экономических единиц), обеспечить поиск несоответствий решений утвержденных ДТП и программ финансирования, автоматизировать процессы обоснованной и своевременной корректировки.

Деньги и иные ресурсы, разрешительные документы на все объекты регионального и местного значения, а также объекты адресных инвестиционных программ и иные объекты, строительство или реконструкция которых ведется с участием регионального и муниципального бюджета, должны приходить в нужное время и в нужное место. Впрочем, это касается вообще всех проектов.

Под объектами при этом понимается весь комплекс, обеспечивающий качественную среду – не только жилые (или иные) площади, но и транспортная и инженерная инфраструктура, социальные объекты, благоустройство, а также в развитие и процессы обслуживания данных объектов (кадры, закупка оборудования, организационное обеспечение).

Результаты внедрения модуля (автоматизируемые функции):

- Реестры объектов федерального, регионального, местного значения.

- Реестры муниципальных (государственных) программ.

- Реестры инвестиционных программ и проектов.

- Модуль автоматизации ведения плана капитальных вложений:

– анализ по стадиям выполнения проектов;

– анализ по общим показателям (финансы, сроки);

– анализ по относительным показателям;

– динамика с учетом индексов изменения цен.

- Модуль мониторинга реализации адресной инвестиционной программы:

– анализ по стадиям выполнения проекта;

– анализ по общим показателям (финансы, сроки);

– анализ по относительным показателям.

Реестры объединены набором логики, обеспечивающей их ведение и актуализацию, а также пространственную и атрибутивную аналитику во взаимосвязи с уже имеющейся базой геоданных ИСОГД и земельно-имущественного комплекса:

- анализ на соответствие градостроительной документации;

- анализ на соответствие действующим ограничениям;

- анализ на соответствие ФЭО;

- анализ по временным показателям;

- анализ на соответствие программным документам;

- анализ по финансовым показателям;

- анализ по отклонениям от контролируемых показателей (наличие объектов, связанность решений, сроки, финансы, разрешительные документы);

- динамика хода реализации отдельного проекта, по типам проектов;

- динамика портфеля проектов.

Интерфейс адаптирован для работы с отдельными пространственными объектами, проектами, мероприятиями программ; представляет пользователям табличную и пространственную визуализацию результатов анализа данных.

Модуль является расширением программного обеспечения ИАС «Градоустройство» и совместим с имеющимися в системе функциями, обеспечивающими межведомственное информационное взаимодействие в процессах предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения функций.

В настоящее время модуль разрабатывается дляweb-версии ИАС «Градоустройство», первый релиз которой запланирован на июль 2015 года.


Расчет эффективности проектных решений и градостроительной ценности территории

Перечисленные задачи по большей части оптимизируют процесс реализации отдельных проектов, что должно дать мощный совокупный экономический результат.

В то же время ни одно из известных решений не позволяет работать с будущим временем: прогнозировать ход и эффект от еще не придуманных проектов, экономический эффект проектных решений градостроительной документации. Что в этом плане мы умеем сегодня и что планируем на завтра?

В арсенале решений ООО «ИТП «Град» имеются:

- автоматизированные системы управления развитием территорий, нацеленные на нужды градостроителей;

- системы управления муниципальным имуществом (от расчета стоимости аренды и заключения договора до финансового учета поступлений, разнесений по лицевым счетам, расчета пеней и претензионной работы);

- системы управления процессами предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения функций.

Все эти решения совместимы и могут работать с единой базой геоданных, а также получать информацию, используя сервисы сторонних информационных систем, число которых растет.

Одно из представлений карточки проекта, по которому осуществляется мониторинг

Сегодня в виде базы геоданных представлена не только кадастровая оценка и данные ГКН и ЕГРП. Крупнейшие игроки рынка недвижимости развивают свои сервисы предоставления геоданных о рыночной стоимости территорий и объектов, истории сделок. Создаются и развиваются городские сервисы, агрегирующие пространственную информацию по коммунальным и социальным проблемам и возможностям. Все это – показатели качества среды, влияющие на стоимость и на качество жизни.

Табличная форма представления проектов

Анализ этой информации делает возможным расчет градостроительной ценности территории вчера, сегодня и завтра, оценку экономической эффективности проекта планировки, генерального плана или проекта отдельного объекта во взаимосвязи с уже существующими объектами и утвержденными решениями. В стенах Института подобные оценки пока делаются индивидуально для отдельных территорий в составе комплексных проектов градостроительного развития, методика таких работ развивается, адаптируется от проекта к проекту и во многом зависит от экспертных решений.

В то же время мы продолжаем работы, нацеленные на реализацию отдельного модуля, что позволит осуществлять такую оценку в любой момент времени вслед за изменением многочисленных факторов, значения которых постоянно в движении. Работы запланированы по следующим направлениям:

- интерфейс для корректировки зависимостей и влияния параметров, создания новых параметров на основе пространственного (взаимное расположение объектов) и атрибутивного (свойства объектов) значений;

- визуализация оценки по изменениям рыночной стоимости, земельному налогу, арендным платежам, социальным (нематериальным) эффектам;

- построение динамических карт (изменений показателей во времени) с учетом результатов мониторинга реализации генерального плана и потенциальных проектных решений;

- генерация предложений по взаимному влиянию параметров среды в соседних планировочных элементах;

- автоматический расчет баланса параметров: оптимизация по качеству среды (экологичность, достаточность, доступность, экономичность и т.п.), максимизация сборов (ограничение развития), минимизация сборов (льготные условия).

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на непростые экономические условия и связанные с ними трудности развития, команда департамента информационных технологий Института территориального планирования «Град» видит будущее за информационно-аналитическими системами управления развитием территории и нужность пользы, которую наши решения приносят своим пользователям сегодня и в перспективе.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.