14.07.2014

Обзор изменений законодательства за апрель – июнь 2014 года

Статья подготовлена Е.А. Гемпик, Е.В. Ильиных. 



Основы государственного управления


Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ (далее – ФЗ № 136-ФЗ) внесены изменения в статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 27.05.2014.

ФЗ № 136-ФЗ установлен 6-месячный срок для принятия регионами соответствующих законов о порядке формирования местного самоуправления.

ФЗ № 136-ФЗ вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Они могут образовываться в соответствии с законами субъектов РФ.

На уровнях городского округа и внутригородского района будут работать свои органы местного самоуправления. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации заключается на срок от 2 до 5 лет. При этом с 1/3 до 1/2 увеличено число представителей региона в конкурсной комиссии.

ФЗ № 136-ФЗ значительно сокращается количество вопросов местного значения. Так, из 39 вопросов местного значения, предусмотренных для сельских поселений, последние решают только 13, остальными вопросами занимаются муниципальные районы. Законами субъектов РФ для них могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения с передачей необходимых ресурсов.

Установлено, что региональными законами могут перераспределяться полномочия между местным самоуправлением и органами субъектов РФ. Такое перераспределение допускается на период не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа региона.

При этом к компетенции государственных органов регионов нельзя относить полномочия органов местного самоуправления в следующих сферах:

- управление муниципальной собственностью;

- вопросы местного бюджета;

- охрана общественного порядка;

- установление структуры органов местного самоуправления;

- изменение границ муниципального образования и др.


Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ (далее – ФЗ № 165-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ вступит в силу 05.07.2014.

ФЗ № 165-ФЗ устанавливает отлагательный срок вступления в силу отдельных положений Федерального закона № 136-ФЗ, закрепляя, что до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ № 136-ФЗ.

Указом Президента РФ от 02.04.2014 № 198 (далее – Указ № 198) определен порядок опубликования законов и иных правовых актов субъектов РФ на «Официальном интернет-портале правовой информации». Документ вступил в силу 02.04.2014.

Опубликование законов и иных правовых актов субъектов РФ на «Официальном интернет-портале правовой информации» осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания.

Указом № 198 к компетенции Федеральной службы охраны РФ отнесены:

- обеспечение размещения (опубликования) законов и иных правовых актов субъектов РФ на «Официальном интернет-портале правовой информации» (с 01.09.2014);

- разработка и утверждение в течение трех месяцев технических требований к размещению (опубликованию) законов и иных правовых актов субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 утверждена новая редакция государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Постановление № 316, Госпрограмма). Документ вступил в силу 02.05.2014.

Госпрограмма будет реализована в период с 29.03.2013 по 31.12.2020 и состоит из десяти подпрограмм. Особый интерес представляет подпрограмма «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости» (далее – Подпрограмма).

Цель Подпрограммы – совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений, оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных РФ.

В качестве задач Подпрограммы определены следующие:

- совершенствование системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- совершенствование государственного управления в сфере земельных отношений;

- повышение эффективности геодезического и картографического обеспечения РФ, создание инфраструктуры пространственных данных РФ; создание условий, обеспечивающих свободный доступ органов государственной власти.

Принципиальным новшеством Госпрограммы является включение в ее состав федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2019 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101-р.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 утверждена государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа). Документ вступил в силу 02.05.2014.

Целью Программы обеспечения доступным и комфортным жильем является улучшение жилищных условий и обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства российских граждан.

В состав Программы обеспечения доступным и комфортным жильем входят три подпрограммы:

- «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» (в том числе включает отдельное мероприятие – программу «Жилье для российской семьи»);

- «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России»;

- «Обеспечение реализации государственной программы» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы.


Государственный кадастровый учет и землеустройство


Постановлением Правительства РФ от 20.05.2014 № 467 (далее – Постановление № 467) утверждено Положение о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц. Документ вступил в силу 31.05.2014.

Постановлением № 467 определены состав, перечень дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, а также порядок и способы их предоставления, в том числе дополнительные сведения:

- в отношении земельных участков, по которым принято решение о проведении торгов по их продаже или по продаже права на заключение договора их аренды, указываются кадастровые номера земельных участков, в отношении которых объявлены торги, сведения о начальной цене, наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, объявляющего торги, контактная информация организатора торгов и дата проведения торгов;

- в отношении земельных участков, свободных от прав третьих лиц, в случае принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения находящимся в государственной или муниципальной собственности земельным участком (а также в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена), на котором отсутствуют объекты капитального строительства, либо в случае расторжения договора аренды такого земельного участка, а также в случае образования такого земельного участка указываются кадастровые номера земельных участков, наименование и контактная информация органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего предоставление земельного участка;

- в отношении красных линий, утвержденных в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, указываются сведения о координатах характерных точек красных линий (точек изменения направления красных линий и деления их на части) в системе координат, используемой при ведении государственного кадастра недвижимости, и реквизиты решения об утверждении документации по планировке территории.

Вышеуказанные сведения предоставляются в орган кадастрового учета в виде файлов в формате XML с использованием XML-схем, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных, и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, предоставившего такие сведения.

Создание XML-схем осуществляется в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, установленными Министерством связи и массовых коммуникаций РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

XML-схемы, используемые для формирования файлов в формате XML, признаются введенными в действие по истечении 6 месяцев со дня их размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

До введения в действие XML-схем в орган кадастрового учета представляются электронные образы документов, содержащих дополнительные сведения, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ уполномочены заверять копии таких документов на бумажном носителе. Требования к электронным образам документов, содержащих дополнительные сведения, утверждаются органом кадастрового учета и размещаются на его официальном сайте в сети Интернет.

Предоставленные органу кадастрового учета сведения воспроизводятся на публичных кадастровых картах в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления дополнительных сведений.

Приказом Росреестра от 30.04.2014 № П/203 (далее – Приказ № П/203) определены требования к электронным образам бумажных документов, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Приказ № П/203 подготовлен в целях реализации постановления Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме».

Таким образом, работы по подготовке органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, содержащих сведения об административно-территориальных границах, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, могут быть продолжены в соответствии с требованиями Приказа № П/203.

Установлены следующие требования к электронным образам бумажных документов:

- электронные образы бумажных документов оформляются в виде файлов в формате PDF в целях обеспеченности визуальной идентичности его бумажному оригиналу в масштабе 1:1;

- качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты;

- в случае если бумажный документ состоит из двух или более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла;

- для сканирования документов необходимо использовать режим сканирования документа «оттенки серого» с разрешением 200 dpi.


Градостроительная деятельность и земельно-имущественные отношения

Федеральным законом от 20.04.2014 № 80-ФЗ (далее – ФЗ № 80-ФЗ) внесены изменения в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ). Документ вступил в силу 21.03.2014.

Основные принципы градостроительной деятельности ФЗ № 80-ФЗ дополнил новым единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений: РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц.

ФЗ № 80-ФЗ расширены полномочия Правительства РФ в части утверждения исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, порядка внесения изменений в данные перечни и порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Согласно ФЗ № 80-ФЗ запрещается органам государственной власти, индивидуальным предпринимателям, организациям устанавливать обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства.

ФЗ № 80-ФЗ установлен 6-месячный срок, исчисляемый со дня утверждения Правительством РФ исчерпывающего перечня процедур в соответствующей сфере строительства, с момента наступления которого нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с установленными ФЗ № 80-ФЗ требованиями.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ (далее – ФЗ № 131-ФЗ) внесены изменения в ГрК РФ. Документ вступил в силу 05.05.2014.

ФЗ № 131-ФЗ дополняет ГрК РФ термином «нормативы градостроительного проектирования», а также главой 3.1 «Нормативы градостроительного проектирования», устанавливающей содержание нормативов градостроительного проектирования, порядок их подготовки и утверждения.

В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ региональные и местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального и местного значения, а также показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов РФ и муниципальных образований.

Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и предельные значения максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Согласно ФЗ № 131-ФЗ нормативы градостроительного проектирования должны учитываться при подготовке документов территориального планирования субъекта РФ.

ФЗ № 131-ФЗ также вносятся изменения в статью 63 ГрК РФ, регулирующую особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в части обязательного учета нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при подготовке проектов их генеральных планов.

До 01.01.2015 нормативы градостроительного проектирования подлежат утверждению либо приведению в соответствие с требованиями ФЗ № 131-ФЗ.

До дня утверждения нормативов градостроительного проектирования, подготовленных в соответствии с требованиями ГрК РФ (в редакции ФЗ № 131-ФЗ), или до дня внесения изменений в утвержденные до дня вступления в силу ФЗ № 131-ФЗ нормативы градостроительного проектирования в соответствии с требованиями ГрК РФ (в редакции ФЗ № 131-ФЗ) подготовка документов территориального планирования субъектов РФ, муниципальных образований, документации по планировке территории осуществляется с учетом утвержденных до дня вступления в силу ФЗ № 131-ФЗ нормативов градостроительного проектирования.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ (далее – ФЗ № 171-ФЗ) внесены изменения в Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ) и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Документ, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 01.03.2015.

ФЗ № 171-ФЗ предусматривает масштабные изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ЗК РФ, ГрК РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ряд других нормативных правовых актов.

ФЗ № 171-ФЗ устанавливается правило, согласно которому не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Полностью изменены правила и порядок предоставления, обмена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для целей правового регулирования данных отношений введены главы V.1, V.2 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и, соответственно, «Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности».

Важнейшим нововведением является установление ФЗ № 171-ФЗ случаев применения проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка), проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков при образовании, разделе и объединении земельных участков.

По общему правилу образование, раздел и объединение земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании проекта межевания территории, в случае если такой проект межевания утвержден в соответствии с ГрК РФ.

Исключительно на основании проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с ГрК РФ, осуществляется:

- образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

- из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

- из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

- в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

- в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

- для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

- раздел земельного участка:

- предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан (пункт 4 стати 11.4 ЗК РФ);

- предоставленного для комплексного освоения, лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории (пункт 5 статьи 11.4 ЗК РФ).

Образование, раздел и объединение земельных участков осуществляется на основании утвержденной схемы расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, а также за исключением случаев, когда образование и раздел земельных участков осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка должна осуществляться с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

ФЗ № 171-ФЗ в ЗК РФ введена глава V.3 «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», которой устанавливаются основания и порядок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

- размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

- проведение изыскательских работ;

-  ведение работ, связанных с пользованием недрами.

ФЗ № 171-ФЗ вводится понятие «перераспределение земель и (или) земельных участков», устанавливаются основания и случаи осуществления такого перераспределения (вводится глава V.4 ЗК РФ «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности»).

ФЗ № 171-ФЗ устанавливает иные, по сравнению с действующим законодательством, правила распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Такое распоряжение осуществляется (статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»):

- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;

- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;

- органами исполнительной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

- органом исполнительной власти субъекта РФ в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Установлены случаи и основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (вводится глава V.6 ЗК РФ «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута»).

Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в случаях:

1) проведения инженерных изысканий;

2) капитального или текущего ремонта линейного объекта;

3) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществления геологического изучения недр;

5) осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.

ФЗ № 171-ФЗ вводится правило, в соответствии с которым, если цена государственного или муниципального имущества или размер арендной платы за него установлены в соответствии с иными федеральными законами, то рыночная стоимость данного имущества в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» не определяется. Данная норма исключает применение части 3 статьи 66 ЗК РФ, которая при определении размера платы за землю позволяет использовать рыночную стоимость земельного участка, даже если в установленном законом порядке определена кадастровая стоимость этого земельного участка (статья 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»).

ФЗ № 171-ФЗ предлагается внести ряд изменений в положения ГрК РФ, предусматривающих:

- подготовку проекта планировки и проекта межевания территории в системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости (в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат);

- изменение целей и порядка подготовки, содержания проектов межевания:

- цель подготовки проекта межевания – определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (действующая редакция – установление границ) (статья 43 ГрК РФ);

- определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков должно осуществляться в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для соответствующих видов деятельности (исключены из критериев определения местоположения фактическое землепользование и градостроительные нормативы и правила, действовавшие в период застройки территории), а также в случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в соответствии с таким проектом межевания должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой (статья 43 ГрК РФ);

- чертежи проекта межевания территории должны включать в себя границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков (положения об отражении на чертежах проекта межевания границ застроенных земельных участков, в том числе границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты, границ формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, из статьи 43 ГрК РФ исключены);

- проект межевания должен также включать сведения о площади образуемых и изменяемых земельных участков и их частей; об образуемых земельных участках, которые после образования должны быть отнесены к территориям (землям) общего пользования или имуществу общего пользования; о виде разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;

- введена норма в статью 43 ГрК РФ о необязательности подготовки в составе проекта межевания градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке (действующая редакция – обязательная подготовка);

- изменения порядка подготовки проектов планировки:

- обязанность по обеспечению подготовки проекта планировки и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения граждан указанным некоммерческим объединением граждан;

- обязанность проведения согласования документации по планировке территории, подготовленной применительно к территории лесного фонда, до ее утверждения с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах лесного фонда;

- в случае если в отношении земельного участка заключен договор о комплексном освоении территории либо о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах такой территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры. В таком случае принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (разработка, утверждение такой документации осуществляется в порядке, установленном для документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа);

- устанавливаются случаи, когда не требуется проведение публичных слушаний при подготовке проекта планировки в отношении:

- территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории;

- территории в границах земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения дачного хозяйства иному юридическому лицу;

- территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда;

- уточнение порядка принятия решения о развитии застроенной территории, проведения конкурса; определение понятия и содержания договора о комплексном освоении территории; органов местного самоуправления, управомоченных на принятие решения о развитии застроенной территории: органы городских округов и сельских поселений (статьи 46.1 – 46.4 ГрК РФ).

ФЗ № 171-ФЗ внесен ряд изменений, касающихся содержания сведений и ведения государственного кадастра недвижимости, порядка государственного кадастрового учета:

- перечень дополнительных (не обязательных к предоставлению в орган кадастрового учета) характеристик земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, предлагается дополнить (статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») условным номером земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизитами решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы;

- перечень сведений государственного кадастра недвижимости дополняется сведениями об утвержденном проекте межевания территории;

- перечень оснований для приостановления в постановке на государственный кадастровый учет дополняется основанием: площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, на десять и более процентов отличается от площади такого земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории либо в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

- перечень оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет дополняется основанием: на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случае если образование земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, осуществляется на основании такой схемы;

- уточнены требования к составу межевого плана: в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 (далее – Постановление № 403) установлен исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее – Перечень), а также правила внесения изменений в Перечень, правила ведения реестра описаний процедур, указанных в Перечне (далее – Правила). Документ вступил в силу 15.05.2014, за исключением Перечня и Правил, вступающих в силу с 07.11.2014.

Утвержденный Перечень включает процедуры, связанные с:

- предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории;

- заключением договоров подключения (технологического присоединения), а также с архитектурно-строительным проектированием;

- осуществлением строительства, реконструкции;

- предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения;

- особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее – Постановление № 360). Документ вступил в силу 30.04.2014.

Постановлением № 360 установлены полномочия Росводресурсов по определению границ зон затопления и подтопления на основании предложений региональных органов исполнительной власти, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

При подготовке предложений учитываются:

- геодезические и картографические материалы, а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон;

- данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;

- данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;

- данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;

- сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;

- расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;

- параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Моментом определения зоны затопления, подтопления считается дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

Распоряжением от 30.05.2014 № 934-р внесены изменения в План первоочередных мероприятий по реализации Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства от 30.07.2010 № 1292-р (далее – План мероприятий).

В пункте 2 Плана мероприятий срок реализации мероприятия по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», предусматривающего создание информационного ресурса о сельскохозяйственных землях – Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, перенесен с 2010 года на 4 квартал 2014 года.

Исполнение пункта 4 Плана мероприятий, а именно подготовка проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» в части предоставления в систему государственного информационного обеспечения сведений, содержащихся в Единой федеральной информационной системе о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, перенесено с 4 квартала 2010 года на 2 квартал 2015 года.


Экология


Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 утверждено Положение о федеральном государственном экологическом надзоре (далее – Положение о федеральном государственном экологическом надзоре). Документ вступит в силу 30.06.2015.

Положение о федеральном государственном экологическом надзоре приводит нормы, регулирующие экологический надзор, в соответствие с требованиями норм о защите прав юридических лиц, устанавливает полномочия должностных лиц, которыми проводятся проверки, предмет, виды, сроки проведения проверок.

Информация о результатах проведенных проверок в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре подлежит обязательной публикации в сети Интернет.


Проекты правовых актов

Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Законопроект о внесении изменений в ФЗ о ГКН).

Обновление картографической основы кадастра согласно Законопроекту о внесении изменений в ФЗ о ГКН должно осуществляться не реже, чем один раз в 10 лет, более конкретные сроки обновления карт и планов, являющихся картографической основой кадастра, будут определяться с учетом устанавливаемых требований, в том числе в зависимости от характеристик территории.

На предварительном рассмотрении в совете Государственной Думы находится проект № 543929-6 федерального закона, предусматривающий внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее – Законопроект № 543929-6).

Законопроект № 543929-6 направлен на установление правовых механизмов определения и внесения в государственный кадастр недвижимости установленных в соответствии с требованиями законодательства сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на них.

Законопроектом № 543929-6 предусматривается:

- проведение комплекса работ по уточнению границ учтенных земельных участков, при необходимости образование земельных участков и их постановка на государственный кадастровый учет;
- определение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (далее – комплексные кадастровые работы).

Одним из условий проведения комплексных кадастровых работ является наличие утвержденного проекта межевания соответствующей территории.

Законопроектом № 543929-6 устанавливается порядок и источники финансирования проведения комплексных кадастровых работ. Данные работы планируется проводить в отношении объектов недвижимости, расположенных в одном или нескольких смежных кадастровых кварталах, в границах различных территорий – населенных пунктов, в том числе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, земель сельскохозяйственного назначения, иных территорий.

Заказчиками проведения комплексных кадастровых работ согласно Законопроекту № 543929-6 являются уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Предполагается, что проведение комплексных кадастровых работ будет осуществляться за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, а также за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета. Соответствующие расходы будут включаться в проекты федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов на соответствующий год и плановый период.

В первом чтении рассматривается проект № 524696-6 федерального закона, предусматривающий внесение изменений в ГрК РФ и Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части вопросов подготовки и утверждения документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (далее – Законопроект № 524696-6).

Подготовка указанной схемы может осуществляться по инициативе и на основании решений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, имеющих общие границы, органов исполнительной власти одного из субъектов РФ по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти другого субъекта РФ или иным лицом, привлекаемым органами исполнительной власти субъекта РФ на основании договора.

В Законопроекте № 524696-6 предусматривается установление соотношения (иерархии) документов территориального планирования двух и более субъектов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также необходимости приведения их в соответствие при возникновении противоречий между ними.

Минрегионом России разработан проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в ГрК РФ в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории (далее – Законопроект о планировке территории). Ожидаемые сроки реализации законодательной инициативы: июнь – сентябрь 2014.

Законопроектом о планировке территории предлагаются к реализации следующие положения:

1) включение в состав документов территориального планирования муниципальных образований карты планировочной структуры и сведений о территориях, строительство на которых должно осуществляться посредством их комплексного освоения;

2) включение в состав ГрК РФ статьи 411, устанавливающей общие требования к документации по планировке территории;

3) разработка проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

4) исключение градостроительного плана земельного участка из видов документации по планировке территории и установление к нему новых требований;

5) установление общих требований к подготовке документации по планировке территории заинтересованными физическими или юридическими лицами (без необходимости принятия решения о ее подготовке органами власти);

6) установление перечня исключений проведения публичных слушаний по документации по планировке и др.

Минрегионом России разработан проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования информационного обеспечения градостроительной деятельности (далее – Законопроект о совершенствовании ИСОГД).

Законопроект о совершенствовании ИСОГД предусматривает наделение субъектов РФ правом на создание и ведение региональных государственных информационных систем в области градостроительной деятельности (далее РГИСОГД) по решению органов исполнительной власти субъекта РФ о создании и ведении РГИСОГД в целях реализации полномочий в области градостроительной деятельности, предусмотренных статьей 7 ГрК РФ, с использованием современных информационных технологий.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2014 г.