14.07.2014

Проектное управление и «зеленые» стандарты как базовые принципы инновационной градостроительной политики

Автор статьи: Бачурина Светлана Самуиловна - ответственный секретарь Экспертного Совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, руководитель рабочей группы Экспертного совета, д.э.н., профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.


Стихийно развивающаяся тысячелетиями система расселения нашей страны к настоящему моменту имеет все признаки, характеризующиеся негативными факторами деградации отдельных территорий, потерей управляемости в использовании природных ресурсов, отставанием в развитии высокотехнологичных производств, утратой научного потенциала, обеспечивающего в значительной степени конкурентные преимущества базовых отраслей экономики.

Эпоха поддержания общего статуса России в мировом экономическом пространстве за счет нефтедобывающей отрасли заканчивается.

Наметившийся экономический спад требует более глубоко анализа, опираясь на достаточно высокий уровень экономической культуры научного сообщества в нашем государстве и современную теорию инновационного менеджмента.

По итогам 2011 года состояние российской экономики оценивалось Евразийским институтом конкурентоспособности по индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ИГК) как экономика переходного периода по пути повышения производительности (1).

На тот момент рост производительности для нашей страны означал увеличение объемов использования производственных мощностей внутри отраслей, в том числе и за счет их экстенсивного развития, в перспективе – изменение отраслевой структуры экономики и переход в фазу инновационного развития.

Сегодня по-прежнему с учетом сложившейся экономической и геополитической ситуации Россия является страной огромного нереализованного потенциала. Благоприятное географическое положение, изобилие природных ресурсов, хорошо образованное население и исторически сформированная ментальность по отношению к национальным приоритетам остаются определяющими факторами в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

При этом в условиях наблюдающейся стагнации экономического роста последних двух лет факторы производства и производительность по-прежнему остаются для нашей страны важнейшими, влияющими и определяющими вектор государственной политики экономического роста в среднесрочном периоде.

Необходимо подчеркнуть, что наметившаяся тенденция сокращения производственного сектора, снижение количества рабочих мест в этом секторе, а точнее спад российского производства, сопровождается ростом численности занятых в секторе государственного управления.

Казалось бы, это должно способствовать повышению роли государства в экономике, ее структурным преобразованиям, эффективному управлению ресурсами, созданию прибавочной стоимости продукции, товаров и услуг, накоплению капитала.

Однако текущий уровень инвестиций к ВВП страны составляет около 20% против планируемых 30%.

Поэтому сегодня для устойчивого развития конкурентоспособной экономики нашей страны требуется, прежде всего, реформирование базовых отраслей с одновременным преобразованием пространственного градообразующего каркаса в направлении повышающей роли промышленных регионов и отдельных муниципальных образований с учетом потенциала их ресурсной базы и научно-технических достижений.

Как показывают успешные практики экономического роста ведущих стран мира, устойчивое сбалансированное развитие их социально-экономической системы во многом определяется именно эффективной градостроительной политикой.

Однако мы вынуждены сегодня констатировать, что в большинстве регионов сложившаяся бессистемная градостроительная деятельность с административным давлением порождает практически неразрешимые в современных условиях экономические проблемы, тормозящие улучшение качества жизни, иногда приводящие к тем самым необратимым процессам деградации отдельных городов, поселений, экосистемы и промышленных производств.

При этом градостроительная наука в России, как и сама Россия, начиная с 90-х годов прошлого столетия, переживает третью волну реформ:

- 1990 – 2000 гг. – движение происходит за счет инерции по траектории государственного административного переустройства;

- 2001 – 2007 гг. – наблюдается экономический подъем, попытки встраивания в рыночную экономику, отвоевывание позиций по влиянию на мировой политический климат, сделана заявка на попадание Москвы в десятку столичных экономически развитых городов – мегаполисов;

- 2008 – 2014 гг. – посткризисная диверсификация финансовой системы, экономическая стагнация, административное регулирование, слабое корпоративное управление и осознание потребности комплексных преобразований с формулированием стратегической доктрины инновационной государственной политики.


Все настойчивее звучит требование экономического курса на экологизацию всех сторон урбанистического развития отдельных территорий, мегаполисов и агломераций.

Это означает:

1) формирование стратегии социально-экономического и территориального развития в целях создания многофункциональной и полноценной городской среды (ее части), отвечающей новым жизненным стандартам и органически (комплексно) соединяющей исторически ценное с современными, ориентированными на будущее, требованиями к городской застройке при условии выполнения всех требований «зеленых» стандартов;

2) взаимоувязку огромного числа качественно различных этапов и видов работ, привлекаемых ресурсов в достаточно перспективном периоде времени;

3) согласование действий множества заинтересованных сторон и участников предлагаемых реформ.


Наиболее важными факторами, определяющими качество принимаемых градостроительных решений, являются:

1. Согласованность документов стратегического социально-экономического и территориального планирования как основы для формирования и реализации Генеральных планов.

2. Сбалансированность в границах соответствующих территорий государственных федеральных и региональных программ, инвестиционных программ естественных монополий, других видов программ, обеспечивающих формирование и реализацию Генеральных планов.

3. Баланс интересов и результативность «общественного диалога» по вопросам градостроительства между органами государственной власти, органами местного самоуправления, жителями, бизнес-сообществами, профессиональными и экспертными сообществами.

4. Социальная направленность и эффективность нормативно-технической базы градостроительного проектирования с разработкой новых градостроительных стандартов, новых стандартов недвижимости.

5. Эффективные финансово-экономические и организационно-правовые механизмы и процедуры реализации Генеральных планов.

6. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности, в том числе на основе внедрения систем индикативного мониторинга городского развития, оценки качества городской среды.

7. Добросовестная конкуренция при размещении государственных заказов на выполнение работ по всем направлениям градостроительной деятельности, основанная на критериях профессионального качества.

8. Создание условий для интеграции малого и среднего бизнеса в сектор строительства и производства новых строительных материалов и технологий.


Ключевыми направлениями формирования градостроительной политики на современном этапе должны стать:

- стратегирование;

- программирование;

- проектное управление;

- бюджетирование;

- «зеленое» строительство.


Успех такого системного подхода может быть гарантирован только при условии, если

- определены и сформированы на всех уровнях власти субъекты, ответственные за обеспечение благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности;

- цикл «стратегирование – программирование – бюджетирование» опирается на качественное научно обоснованное комплексное планирование с использованием эконометрических и причинно-следственных каузальных моделей;

- формирование и реализация долгосрочных и среднесрочных программ комплексного градостроительного развития отдельных территорий, городских поселений, агломераций осуществляется на основе документов территориального планирования и документации по планировке территорий, разработанной в соответствии с утвержденными Генеральными планами;

- административно-функциональная система государственного управления в сфере градостроительства организована по принципу «проектного управления» в среде электронного взаимодействия органов всех уровней власти со всеми участниками градостроительной деятельности с формированием открытых информационных ресурсов, обеспечивающих принятие эффективных градостроительных решений;

- мониторинг и оценка результатов градостроительной деятельности осуществляются в государственной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности, построенной по единым правилам создания, распределения информационно-коммуникационных сетей и баз данных в сервис-ориентированной технологии.


Базовые принципы инновационной градостроительной политики предлагается сформулировать следующим образом:

- Принцип первый – политика, ориентированная на приоритет человеческих ценностей, гармонию с природой, сохранение исторического наследия, баланс частных и общественных интересов с учетом экономической целесообразности;

- Принцип второй – создание условий для локализации функционально-ориентированных инфраструктурных атрибутов на опорных территориях («точки роста»);

- Принцип третий – кластерный подход в организации планировочной и функциональной структуры опорных территорий;

- Принцип четвертый – адаптивность управления процессами градостроительного проектирования на базе инновационных методов моделирования систем устойчивого развития с формированием банков эффективных решений;

- Принцип пятый – интеграция ресурсосберегающих технологий, применение принципов «зеленого строительства», внедрение биотехнологических систем ресурсного обеспечения по «замкнутому циклу», создание комплексов сервисного обслуживания с использованием инновационных технологий;

- Принцип шестой – создание и внедрение при участии государства надежной системы формирования эффективных инвестиционных продуктов, приемлемых для глобальных портфельных инвесторов;

- Принцип седьмой – создание и использование глобальных информационных сервис-ориентированных электронных систем для коммуникаций и формирования информационных многомерных моделей объектов градостроительной деятельности;

- Принцип восьмой – переход на стандарты проектного управления на всех этапах создания и эксплуатации объектов капитального строительства, планирования и реализации градостроительных программ и девелоперских проектов.


В конечном итоге борьба за высокое качество жизни для будущих поколений переходит в плоскость инновационного преобразования основ градостроительной деятельности и реформирования строительной отрасли в целом, включая строительную промышленность, производство строительных материалов.

Прежде всего, это перевод всего градостроительного комплекса на путь создания и продвижения на рынке экологических инноваций «зеленого» строительства – экономически эффективных и экологически безопасных на этапах их планирования, изготовления, потребления и утилизации.


Мощным толчком для развития технологий «зеленого» строительства стали растущий уровень загрязнения окружающей среды во всем мире, глобальное потепление и необходимость в более экономичном использовании энергетических ресурсов планеты (2).

Однако законодательство, регулирующее «зеленое» строительство в России, стоит на пороге своего развития. И, к сожалению, у нас пока нет мощных государственных программ, стимулирующих и поддерживающих, как в США и Европе, применение экологичных, энергоэффективных материалов и технологий.

Как первый шаг по инициативе России в целях создания системы стимулирования «зеленого» строительства международного уровня в рамках АТЭС был разработан пакет предложений, который призван повысить энергоэффективность зданий и будет способствовать использованию экологичных материалов, энерго- и водосбережению при строительстве (3).

Так, сегодня в России только 20-30% строительных материалов соответствуют экологическим стандартам и могут использоваться без вреда для здоровья человека. Недостаточное количество профильных специалистов, слабая система специального образования сдерживают развитие «зеленого» строительства в нашей стране (4).

При этом мы не стоим в стороне от мирового процесса сертификации «зеленого» строительства. В стране возводятся объекты разного типа, получающие сертификаты признанных мировых систем LEED, BREEAM и др. Разработаны и используются национальные системы сертификации, в том числе ГОСТ Р 54964–2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости» и национальные стандарты СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания», СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания» (5). Также в ГК «Олимпстрой» разработан и введен в действие корпоративный «зеленый» стандарт в обеспечение заявленных в книге «Сочи-2014» обязательств по экологическому сопровождению Зимних Олимпийских игр.


Преимущества и выгоды «зеленого» строительства очевидны и доказаны практикой применения соответствующих стандартов в условиях современных контрактно-договорных отношений и сложившейся системы добровольной сертификации:

• для окружающей среды:

- Значительное сокращение выбросов парниковых газов, отходов и загрязнённых вод.

- Расширение и защита естественной среды обитания и биологического разнообразия.

- Восстановление естественной природной среды после завершения строительства или ликвидации объекта.

- Сохранение природных ресурсов.

• для здоровья и общества:

- Создание более комфортных условий в помещениях по качеству воздуха, а также тепловым и акустическим характеристикам.

- Снижение уровня загрязнений, попадающих в воду, почву и воздух, как следствие, сокращение нагрузки на городскую инфраструктуру.

- Повышение качества жизни с помощью оптимального градостроительного проектирования – размещения мест приложения труда в непосредственной близости от жилых районов и социальной инфраструктуры (школы, медучреждения, общественный транспорт и т.д.) с помощью обеспечения эстетического, экономического и пространственного разнообразия городских сред и ландшафтов, обеспечивающих психологический комфорт человека.

• для инвесторов, застройщиков, девелоперов, арендаторов:

- Бòльшая конкурентоспособность в продвижении своего проекта или решения как экологически чистого и соответствующего принципам устойчивого развития окружающей среды.

- Гарантия, что при строительстве объекта применялись технологии, соответствующие основным принципам устойчивого развития территорий.

- Активизация поиска инновационных решений, которые минимизируют воздействие на окружающую среду.

- Снижение эксплуатационных расходов и повышение качества рабочей и жилой среды.

- Соответствие объекта стандарту, который демонстрирует продвижение к корпоративным и организационным экологическим целям, даёт право публично называться Зелёной компанией в сфере недвижимости.

Экономические выгоды:

- На 25% снижается энергопотребление.

- Уменьшение потребление водных ресурсов на 30%.

- Сокращение затрат на обслуживание здания за счёт более высокого качества современных средств управления, эффективного контроля и оптимизации работы всех систем.

- Увеличенная текущая чистая выручка и стоимость активов собственности может привести к более низким финансовым и страховым затратам.

- Уменьшение количества отказов от аренды и собственности, увеличение удовлетворенности арендаторов, что также может привести к снижению издержек.

- Привлечение общественного внимания способствует скорейшей окупаемости арендных площадей и большей лояльности арендаторов;

- Рост рынка Зелёных строительных материалов на 5% ежегодно от 455 млрд долларов в 2008 г. к 571 млрд – в 2013 г.

- Зеленые здания способствуют сохранению здоровья работающих в них людей, что может снизить потери от выплат по медицинской страховке.

- Принципы строительства Зелёных зданий уже сейчас соответствуют ожидаемому ужесточению экологического законодательства, связанного с ограничением выбросов углерода.

- Постоянное снижение себестоимости (строительство Зеленых зданий дороже на 4-8 %, что возможно окупить за 2 – 5 лет).

-олчком к активной поддержке принципов «зеленого» строительства стал спрос на экологичную недвижимость, который постоянно растет на протяжении нескольких десятилетий. Это, в свою очередь, вызывало необходимость создания соответствующих нормативов.

В Великобритании, например, стандарт «зеленых» зданий BREEAM (BRE Environmental Assessment Method) появился в 1990 году. Первая версия американского стандарта увидела свет в 1998 году. Совет США по «зеленым» зданиям (United States Green Building Council) принял стандарт LEED (Leadership in Energy & Environmental Design) в 2002 году. Затем он был адаптирован в Канаде, где с 2005 года действует закон, согласно которому все федеральные офисные здания должны проектироваться и реконструироваться в соответствии со стандартом LEED Canada Gold. Австралийский совет по «зеленым» зданиям (Green Building Council of Australia) был создан в 2002 году, а к 2004 году разработал систему оценки Green Star на основе стандартов BREEAM и LEED (6).


Определяющая роль в достижении поставленных целей и задач экологического строительства отведена государству и общественным институтам.

В странах, где развивается «зеленое» строительство, создаются национальные стандарты, учитывающие социально-экономические и природные условия страны: законодательство, государственную политику в отношении энергоресурсов и экологии, климатические условия, степень осознания профессиональными сообществами и населением проблем и научных обоснований принимаемых градостроительных решений, обеспечивающих энергоэффективность и экологичность реализуемых проектов.


Российская национальная система стандартов в области «зеленого» строительства в настоящее время может быть представлена следующими документами:

– ГОСТ Р 54964–2012.

С 1 марта 2013 года в Российской Федерации вступил в силу новый ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости». Этот стандарт содержит ряд экологических требований к объектам недвижимости, начиная от использования экологически чистых строительных материалов легального происхождения, экономного потребления воды и заканчивая активной утилизацией строительных отходов (7).

В основу национального стандарта положены стандарты Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 «Зеленое строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система устойчивости среды обитания» (8) и Системы добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты», созданной в НП «Центр экологической сертификации – зеленые стандарты» (9).

Создание государственного стандарта стало результатом совокупной работы Министерства регионального развития РФ, НП «Центр экологической сертификации – зеленые стандарты», ФГБУ «Центральное бюро информации Минприроды России», Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и НП «АВОК» (10).

– СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011.

Стандарт СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания» разработан НП «АВОК», ОАО «ЦНИИПромзданий» и ООО «НПО ТЕРМЭК» по заданию и при участии НОСТРОЙ и введен в действие с 11 ноября 2011 года. Соответствует международным стандартам ISO, учитывает требования национальных стандартов, строительных и санитарных норм, правил и методических документов, а также основные положения рейтинговых систем LEED, BREEAM и DGNB.

– СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012.

Стандарт СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания» предусматривает порядок учета особенностей регионов Российской Федерации, отличающихся по климату, ресурсным возможностям (водным и энергетическим), потенциалу альтернативной энергетики и экономическому потенциалу от условий, принятых в качестве базовых в СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011.

Региональные особенности учитываются путем применения коэффициентов к полученным результатам при проведении рейтинговой оценки (сертификации) устойчивости среды обитания жилых и общественных зданий (11).

– Корпоративный олимпийский «зеленый» стандарт.

Стандарт введен в действие с 1 июня 2011 года. Это первый «зеленый» стандарт предприятия в России, который становится одним из базовых документов национального экологического стандарта строительства.

ГК «Олимпстрой» получила сертификат соответствия своих принципов управления требованиям международного стандарта ISO:14001.

Применение наилучших доступных технологий и «зелёных» стандартов при строительстве спортивных объектов создали уникальное экологическое наследие Олимпийских игр. Корпоративный олимпийский «зеленый» стандарт разработан на основе положений международных «зеленых» стандартов BREEAM International и LEED (12).

– Система добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты».

Система сертификации «Зеленые стандарты» зарегистрирована 18 февраля 2010 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В основу Системы положены критерии экологического соответствия в строительстве, утвержденные распоряжением Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2009 года.

Система создана для минимизации негативного воздействия объекта недвижимости на окружающую среду, внедрения технологий энергоэффективности и ресурсосбережения, улучшения комфортности проживания.

Основное назначение системы – обеспечение экологической безопасности объектов недвижимости как при строительстве, так и в процессе эксплуатации, рациональное использование природных ресурсов, помощь покупателям в компетентном выборе объектов недвижимости (13).


В каждом из выше перечисленных стандартов содержится свой набор экологических требований, которые схожи по своему предназначению, но отличаются способом оценки.

Структуру разработанных стандартов можно представить следующим образом:

  •  экологический менеджмент;
  •  требования к местоположению;
  •  транспортная доступность;
  •  эффективное потребление воды;
  •  эффективность энергопотребления;
  •  использованные в строительстве материалы;
  •  загрязнение окружающей среды;
  •  здоровье и комфорт потребителей;
  •  инновации и комплексность проектирования (14).

В каждой компоненте содержится свой уникальный набор критериев с четко определенным количеством присуждаемых баллов за реализацию того или иного экологического, экономического, социально-культурного, технического и архитектурно-планировочного требования.


Формирование национальной стратегии экономического устойчивого роста и создаваемой для этих целей научно-технической платформы должны базироваться на инновационном развитии производств и сферы услуг по модели «стратегирование – программирование – бюджетирование», осуществляться на принципах «проектного управления» с применением стандартов «зеленого» строительства.

Многие независимые эксперты считают, что именно «зеленое» строительство с внедрением соответствующих стандартов на добровольной, а затем обязательной основе при наличии соответствующих центров сертификации может выполнить роль главной «движущей» силы:

  • экономического развития нашего государства;
  • формирования высокотехнологичной социально ориентированной комфортной урбанистической среды;
  • базовых преобразований природоохранной политики в экосистему стабилизации мировой экологической ситуации;
  • через бережное отношение к природным ресурсам во всех сферах жизнедеятельности к росту общественного самосознания.


При этом современные ценности экономической и экологической культуры должны выстраиваться вокруг ориентации на создание такого устойчивого высоконравственного государства, в котором каждый гражданин может понести не только уголовную, административную или гражданскую ответственность, но и в обязательном порядке должен обладать экологической ответственностью.

И здесь хочется еще раз вспомнить один из постулатов Доктрины ООН об устойчивом развитии, принятой в 1987 году Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (WCED): «Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».


Литература:

1. Доклад о конкурентоспособности России 2011. Евразийский институт конкурентоспособности. Всемирный экономический форум. Женева. 2011.

2. Белова А. Экологическое строительство: западный и российский опыт // Ремонт и строительство на портале RMNT.RU – строительные материалы, оборудование. – 2002.

3. Лукьянов В. Россия призывает АТЭС стимулировать «зеленое» строительство // Информационно-аналитическая газета «Цена вопроса». – 2011.

4. Хиетанен Юусо. «Зеленое» строительство в России: за и против / Юусо Хиетанен, А. Осипов // Загородная.ру – Первая профессиональная информационно-поисковая система по загородной недвижимости, строительству, отдыху. – 2004.

5. Бродач М. Рынок зеленого строительства в России [Текст] / М. Бродач, Г. Имз // Здания высоких технологий. – Зима 2013. – С. 18-29.

6. Национальные стандарты «зеленого» строительства // Ala Carte Kazakhstan. – 2011.

7. ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ // Сайт RuGBC. – 2013.

8. Зеленое строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания [Текст]: СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 – Введ. 2011 – 11 – 11. – М.: Некоммерческое партнерство «АВОК», Открытое акционерное общество «Центр проектной продукции в строительстве», 2011. – 57 с.

9. Правила функционирования системы добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты». Версия 2.0 [Текст]: утв. НП «Центр экологической сертификации – зеленые стандарты» 21.03.11: введ. 06.04.11. М.: НП «Центр экологической сертификации – зеленые стандарты», 2011. – 91 с.

10. ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ // Сайт RuGBC. – 2013.

11. Бродач М. Рынок зеленого строительства в России [Текст] / М. Бродач, Г. Имз // Здания высоких технологий. – Зима 2013. – С. 18-29.

12. Вступил в силу «зеленый» стандарт ГК «Олимпстрой» // Сайт ГК «Олимпстрой». – 2011.

13. Система «Зелёные стандарты» // Некоммерческое партнерство «Центр экологической сертификации – зеленые стандарты». – 2010.

14. О рейтингах «зеленого» строительства // Электронный журнал Piter Development. – 2012.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2014 г.