14.07.2014

Информационная прозрачность для региональных стройкомплексов

Автор статьи: Мамышева Елена Геннадьевна, председатель совета директоров группы компаний "Системы и Проекты". 


Улучшение предпринимательского климата – одна из важнейших задач для строительной отрасли. Сегодня политика государственного управления направлена на сокращение административных барьеров и уровня бюрократизации, что при должном подходе непременно скажется на общем состоянии рынка недвижимости. Внедрение информационных технологий – едва ли не важнейший инструмент в этом глобальном процессе.

«Мы видим, как меняются подходы к государственному управлению и регулированию с приходом ИТ-технологий, – рассказывает председатель совета директоров группы «Системы и Проекты» Елена Мамышева. – Возможности современных решений таковы, что взаимодействие органов власти, бизнеса и граждан может выйти на новый, качественный уровень. Речь идет об автоматизации госуслуг и функций, формировании единого информационного пространства».

Группа компаний «Системы и Проекты» – ведущий разработчик строительных информационных систем, предназначенных для государственных и коммерческих структур. В течение последних лет группа проделала огромную работу по автоматизации деятельности столичных органов власти. По заказу Департамента информационных технологий компания разработала и внедрила целый ряд сервисов и систем для структур, которые объединяет стройкомплекс города Москвы.

Переведены в электронный вид основные строительные госуслуги: проведение экспертизы проектной документации, выдача ЗОС, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, а также ГПЗУ. Создан ИСИО-Портал – служебный ресурс, обеспечивающий доступ к разрешительным документам и другой актуальной информации по объектам на территории Москвы. Разработаны информационные системы для Городской комиссии по пресечению самовольного строительства и Градостроительно-земельной комиссии.

Большое внимание в стройкомплексе Москвы уделяется вопросам взаимодействия с гражданами. Для обеспечения этой работы разработана система горячих линий, которая обрабатывает данные, полученные в ходе телефонных звонков и письменных обращений. На публичном портале стройкомплекса запущен сервис «Что за стройка рядом с моим домом?», где можно получить информацию о возводимых объектах с визуализацией на карте.


Решение для Мосгосэкспертизы

Чтобы понимать, какие именно задачи решаются в ходе автоматизации строительного комплекса, стоит подробней остановиться на лучших практиках группы «Системы и Проекты» в Москве.

Мосгосэкспертиза (далее – МГЭ) предоставляет одну из ключевых госуслуг в строительстве – экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Деятельность МГЭ связана с обработкой большого потока данных, ежедневно поступающих в организацию. По каждому проекту на экспертизу предоставляется в среднем порядка 300 томов документации (не считая изменений), объем которой составляет 10-20 Гбайт. Для обеспечения этого процесса создано электронное хранилище документов, а также эффективный механизм их загрузки в систему.

Документы загружаются во всех используемых форматах, таких как *.arps (сметные расчеты); *.xls, *.xlsx (прочие расчетные документы); *.doc, *.docx, *.pdf (текстовые документы); CAD/CAM – *.dwg (проектные документы); *.gif, *.tiff (графические материалы).

«Для обеспечения непрерывной цепочки автоматизации внутренних процессов МГЭ была проведена работа по переводу их в электронный вид, – говорит Елена Мамышева. – В основной контур автоматизации включены не только регистрация обращений и выдача результатов, но также учет и ведение договорных документов, расчет и контроль оплаты, контроль внутренних поручений. Все процессы смоделированы и настроены на основе встроенного в систему механизма, поддерживающего нотацию BPMN».

Система интегрирована с pgu.mos.ru – столичным Порталом государственных услуг. Запущена многошаговая цепочка взаимодействия с заявителем: от подачи заявки, загрузки проектной документации больших объемов до отправки результатов экспертизы в личный кабинет заявителя на Портале госуслуг.

Для обеспечения юридической значимости введен механизм использования электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). Она применяется для подписания договора, загрузки проектной документации, отправки замечаний и подписания Акта. Электронные копии выданных заключений также заверяются ЭЦП и передаются в ИАИС ОГД для использования через Базовый регистр при оказании других строительных госуслуг.

Стоит отметить, что все эксперты МГЭ были обеспечены оборудованием и специальным программным обеспечением, необходимым для работы с проектной документацией в электронном виде. Закуплены широкоформатные мониторы и принтеры, интерактивные доски, обновлен компьютерный парк, расширены каналы связи.


Решение для Мосгосстройнадзора

Внедрение информационной системы позволило автоматизировать деятельность Мосгосстройнадзора (далее – МГСН) по оказанию госуслуг и в части контроля строительных объектов.

МГСН выдает на территории Москвы разрешения на строительство и ввод в эксплуатации, а также заключение о соответствии (далее – ЗОС). Для перевода этих услуг в электронный вид автоматизированы следующие бизнес-процессы:

  • Регистрация и обработка заявлений, поступающих с Портала госуслуг;
  • Проверка комплектности представленной документации на соответствие административному регламенту;
  • Запрос необходимых для оказания услуги документов из других ОИВ с использованием СМЭВ;
  • Формирование, выдача и хранение разрешений (или отказов);
  • Ведение паспортов дел по строящимся объектам.

Деятельность организации также включает надзор за строительными площадками – т.е. проведение проверок и их документационное сопровождение. Инспекторы МГСН осуществляют контроль фактического состояния строительно-монтажных работ, их соответствия проектной документации и утвержденным сметам, проводится фактографический мониторинг объектов с фото- и видеофиксацией.

Для обеспечения полной цепочки автоматизации в электронный вид переведены следующие процессы:

  • Оформление надзорных документов (распоряжения о проведении проверки, согласования внеплановых проверок с прокуратурой, предписания и протоколы по административным правонарушениям, заключения лаборатории, акты проверок);
  • Организация работы инспекторов надзора: распределение задач, график выездов на объекты, учет поездок. С помощью приложения «Мобильный инспектор» оформление надзорных документов проводится в режиме онлайн непосредственно на объекте;
  • Сбор «Папки документов на ввод» – в их числе договоры на подключение к сетям;
  • Ведение и учет судебных дел (Мосгосстройнадзор участвует более чем в 1000 судебных дел);
  • Формирование документальных фондов.

Надо сказать, группа «Системы и Проекты» значительно кастомизировала решения для МГЭ и МГСН. Вместе с тем на базе этих практик разработаны типовые системы, которые могут поставляться для государственных учреждений и коммерческих организаций, оказывающих подобные услуги. Эти решения созданы на более облегченной платформе и носят универсальный характер.


Регионы могут перенять опыт Москвы

Автоматизация госуслуг, предоставление в открытый доступ информации, полезной для жителей, – это и есть те шаги, которые призваны сделать прозрачными бизнес-процессы в области управления градостроительством. Механизм удаленного согласования документов, с одной стороны, устанавливает их четкий перечень и сроки, с другой – сводит к нулю личное общение заявителя и чиновника. А это уже минимизация коррупционных рисков.

«Мы хотим сократить время, которое необходимо государству для выполнения своих функций в части регулирования строительного процесса, – подчеркивает руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. – Срок предоставления сведений из информационной системы прежде составлял 10 рабочих дней, теперь – 5, государственная экспертиза типовой документации раньше отнимала 50 дней, теперь – 30».

Объективно Москва намного опережает провинцию в части информатизации строительной отрасли. Однако и бизнес, и регулирующие организации заинтересованы в том, чтобы ИТ-технологии уже сегодня пришли в регионы. В любом случае этот процесс необратим. Вопрос лишь в том, когда те или иные нововведения закрепят на законодательном уровне.

«Тот опыт, который был накоплен в Москве, мы готовы применить на региональном рынке, – говорит глава компании «Системы и Проекты» Елена Мамышева. – В конце 2013 года было достигнуто соглашение с Правительством Самарской области. Сейчас мы начали реализацию этого проекта, задача которого – перевод в электронный вид основных функций местных органов власти, регулирующих строительную отрасль».


Автоматизация стройкомплекса Самарской области

В рамках проекта перед интегратором стоит задача обеспечить:

  • Оказание в электронном виде государственных и муниципальных услуг (оформление ГПЗУ, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию);
  • Ведение реестра и паспортов объектов строительства по всем источникам финансирования;
  • Интеграцию с региональной геоинформационной системой и системой видеомониторинга;
  • Комплексный и пообъектный контроль реализации программ строительства на территории региона и в муниципальных образованиях;
  • Контроль долевого строительства и строительный контроль;
  • Ведение градостроительной документации на геоподоснове во взаимодействии с муниципальными ИСОГД и ФГИС ТП;
  • Электронный документооборот по отрасли.

При такой автоматизации стержнем решения становится Реестр строительных объектов, позволяющий формировать вокруг него весь информационный массив данных, документов и документационного обеспечения. Реестр включает данные об объектах капитального строительства, данные по земельным участкам, ГИС-компоненту и т.д.

Немаловажное значение играет электронный архив, который решает следующие задачи:

  • Формирование единого поискового сервиса градостроительной документации с использованием информационных ресурсов муниципальных ИСОГД;
  • Предоставление сервиса ведения градостроительной документации при отсутствии собственной ИСОГД;
  • Централизованное взаимодействие всех функционирующих ИСОГД с другими федеральными и региональными системами через РСМЭВ;
  • Реализация технологии взаимодействия с ФГИС ТП Минрегиона.

Внедрение автоматизированной системы в промышленную эксплуатацию позволит добиться следующих результатов:

  • Создание единого информационного поля для взаимодействия всех участников градостроительной деятельности, включая региональные органы власти, муниципальные образования и застройщиков;
  • Повышение эффективности реализации программ строительства, контроля расходования бюджетных средств;
  • Обеспечение оперативного мониторинга выполнения строительных программ, достижения целевых показателей;
  • Повышение качества взаимодействия с гражданами и инвесторами, сокращение административных барьеров, совершенствование технологии оказания государственных услуг;
  • Формирование и согласованное ведение информационных ресурсов разрешительной, проектной и административной документации;
  • Контроль разрешенного использования территорий;
  • Централизованное ведение единых справочников, классификаторов и базовых реестров объектов капитального строительства и субъектов – участников градостроительной деятельности на территории региона.

Как мы видим, ИТ-технологии способны поднять бизнес-процессы управления строительством на качественно новый уровень. Возрастает эффективность взаимодействия органов власти и застройщиков, повышается лояльность граждан. А главное, что за счет информационной открытости и прозрачности регион становится более привлекательным для инвесторов, причем не только российских, но и зарубежных.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2014 г.