01.05.2014

Обзор изменений законодательства за январь – апрель 2014 года

Публикация подготовлена Е.А. Гемпик, Е.В. Ильиных (ИТП "Град", г. Омск). 



Основы государственного управления

Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2014 № 354-р внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2013 № 1336-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (далее – ДК Строительство). Документ вступил в силу с момента утверждения.

Скорректирована ранее заявленная цель ДК Строительство «сокращение количества, совокупного времени и расходов на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов». Теперь в качестве цели ДК Строительство заявлено «устранение административных барьеров в строительстве», осуществляемое как посредством сокращения количества процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, совокупного времени и расходов на их прохождение, так и иными средствами.

Внесение изменений в ДК Строительство обусловлено в том числе:

- относительно невысокими темпами исполнения документа – многие из запланированных на 2013 год мероприятий, в том числе в сфере нормативно-правового регулирования, не были реализованы;

- созданием Минстроя России, который теперь включен в число исполнителей запланированных мероприятий.

В ДК Строительство внесены изменения по составу и срокам мероприятий:

- предельным сроком разработки (до одобрения Советом Федерации Федерального Собрания РФ) законопроекта, предусматривающего установление обязанности органов местного самоуправления утверждать программы развития транспортной и социальной инфраструктуры в 6-месячный срок с даты утверждения генеральных планов городских поселений и городских округов, определен июнь 2014 года;

- предельными сроками разработки (до одобрения Советом Федерации Федерального Собрания РФ) проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории» определен сентябрь 2014 года, проекта федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» – сентябрь 2014 года;

- предусмотрено мероприятие по внесению изменений в законодательство РФ, направленных на налоговое стимулирование целевого использования земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе в части уточнения применяемых при исчислении суммы налога корректирующих коэффициентов), проекты федеральных законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ запланированы с предельным сроком реализации на июнь 2015 года;

- предельным сроком разработки (до одобрения Советом Федерации Федерального Собрания РФ) проекта федерального закона № 86567-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования» определен июнь 2014 года;

- предельным сроком реализации мероприятия по установлению порядка формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий определен июнь 2014 года и другие.

Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2014 № 134 (далее – Приказ № 134) создан Экспертный совет по контрактным отношениям (далее – Совет). Документ вступил в силу с момента утверждения.

В соответствии с Приказом № 134 в компетенцию Совета входят следующие функции:

- экспертная оценка проектов нормативных актов, разрабатываемых в рамках формирования и развития контрактных отношений;

- рассмотрение сообщений от граждан и общественных организаций о необходимости повышения эффективности закупок и совершенствования законодательства РФ в данной сфере;

- выработка предложений по повышению открытости, доступности информации в рамках контрактных отношений, в том числе по разработке и совершенствованию единой информационной системы в сфере закупок.


Градостроительная деятельность

Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2014 № 429-р (далее – Распоряжение № 429-р) внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения».Документ вступил в силу с момента утверждения.

Распоряжением № 429-р внесены изменения в подраздел «Строительство специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей» схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.

Федеральным законом от 02.04.2014 № 65-ФЗ (далее – ФЗ № 65-ФЗ) внесены изменения в ст.ст. 48 и 51 Градостроительного кодекса РФ.Документ вступил в силу 02.04.2014.

ФЗ № 65-ФЗ внесены изменения в ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, которые устанавливают возможность осуществления архитектурно-строительного проектирования не только линейных, но и иных объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения (мостов, тоннелей, морских терминалов, портов, аэродромов, аэропортов и др.) и их частей до предоставления застройщику соответствующего земельного участка в случае если размещение таких объектов предусмотрено документацией по планировке территории, что будет способствовать сокращению сроков строительства указанных объектов.

В ст. 51 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым в случае необходимости получения разрешения на строительство при реконструкции многоквартирного дома к заявлению о выдаче разрешения на строительство также должно прилагаться решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством РФ, а в случае, если в результате такой реконструкции происходит уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, – согласие всех собственников помещений этого дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 242 (далее – Постановление № 242) внесены изменения в порядки подготовки и согласования проектов схем территориального планирования РФ.Документ вступил в силу 12.04.2014.

Постановлением № 242 внесены изменения в ряд актов Правительства РФ, в том числе:

- Постановление Правительства РФ от 23.03.2008 № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации» (далее – Постановление № 198);

- Постановление Правительства РФ от 26.11.2012 № 1220 «О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему» (далее – Постановление № 1220).

Изменения, внесенные Постановлением № 242, связаны с образованием в структуре федеральных органов власти Минвостокразвития России.

В Постановление № 198 внесены изменения в части включения в перечень федеральных органов исполнительной власти, в адрес которых в зависимости от компетенции направляется уведомление об обеспечении доступа к проекту схемы и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования Минвостокразвития России. При получении соответствующего уведомления Минвостокразвития России рассматривает его и направляет в Минрегион России мотивированное заключение. В Постановление № 198 также внесены дополнения в части требований к содержанию вышеуказанного заключения.

В Постановлении № 1220 Минвостокразвития России дополнен перечень федеральных органов исполнительной власти (заказчиков-соисполнителей).

В Положение о составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему (далее – Положение), утвержденное Постановлением № 1220, внесено дополнение в части направления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы и материалам по его обоснованию заказчиком-координатором в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока (Минвостокразвития России). В Положение также внесены изменения в части требований к содержанию заключения вышеуказанного органа.


Государственный кадастровый учет и землеустройство

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (далее – Постановление № 71) утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме (далее – Правила).Документ вступил в силу 14.02.2014.

Постановлением № 71 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», введены новые требования направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, существенно отличающиеся от ранее действовавшего порядка.

Правилами определен порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в орган кадастрового учета, в том числе в случаях:

- установления или изменения границ между субъектами РФ, границ муниципального образования, границ населенного пункта;

- установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий;

- утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений.

Правилами установлено, что обязательным приложением к направляемым в вышеуказанных случаях в орган кадастрового учета документам является оформленная в соответствии с требованиями законодательства РФ карта (план) соответствующего объекта землеустройства. При этом в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений карта (план) должна изготавливаться в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Кроме того, во всех вышеуказанных случаях направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи.

Таким образом, введено обязательное требование о предваряющем передачу соответствующих сведений процессе землеустройства.

С учетом нововведений количество необходимых процедур увеличивается приблизительно в 3 раза, не считая времени, необходимого для их реализации (срок передачи сведений в государственный кадастр недвижимости остался неизменным – в течение 6 месяцев со дня принятия соответствующего решения). Кроме того, существенно повышается трудоемкость выполняемых работ, а значит, их стоимость и, соответственно, расходы государственных и муниципальных бюджетов.

Передача сведений согласно Правилам станет возможной после утверждения и размещения Росреестром требований к электронным образам бумажных документов, новых требований к XML-схемам. Перспектива утверждения вышеуказанных требований согласно Постановлению № 71 от 3 месяцев до полугода.

Государственные и муниципальные услуги. Информационные системы

Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (далее – Концепция). Документ вступил в силу с момента утверждения.

Концепция закрепляет основные принципы открытости министерств и ведомств, задачи, в числе которых:

- предоставление в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о целях, задачах, планах своей деятельности на 2013 – 2018 годы и ходе их исполнения;

- совершенствование технологии предоставления и разъяснения информации;

- повышение доступности открытых государственных данных, в том числе для повторного использования, обеспечивая к ним свободный доступ в сети Интернет;

- внедрение процессов и инфраструктуры для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями;

- формирование и развитие действенных механизмов оперативного реагирования на обращения;

- совершенствование форм, методов и способов работы со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в сети Интернет.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151 (далее – Постановление № 151) утверждены Правила формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, а также правила формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями. Документ вступил в силу 10.03.2014.

Постановление № 151 направлено на создание условий для перехода к формированию государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг и работ физическим и юридическим лицам в отношении федеральных государственных учреждений, учреждений регионов России и муниципальных учреждений на основе единого перечня таких услуг и работ, а также единых нормативов их финансового обеспечения.

Федеральным законом от 12.03.2014 № 33-ФЗ (далее – ФЗ № 33-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в части определения видов электронной подписи.Документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 12.03.2014.

ФЗ № 33-ФЗ определены виды электронной подписи, используемые в различных правоотношениях, внесены изменения, предусматривающие использование того или иного вида электронной подписи, в 19 законодательных актов РФ, в том числе в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».


Проекты правовых актов

Проект № 444365-6 федерального закона (далее – Проект № 444365-6) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» 19.03.2014 принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении. Предполагаемая дата вступления в силу документа – 01.01.2015.

Предельный срок рассмотрения Проекта № 444365-6 согласно ДК Строительство – июнь 2014 года.

Проект № 444365-6 разработан во исполнение пп. «а» п. 2 перечня поручений Президента РФ от 26.10.2012 № Пр-2869, данных по итогам заседания Государственного совета РФ 09.10.2012, п. 1 раздела 2 ДК Строительство и п. 1 поручения Правительства РФ от 18.09.2013 № ДМ-П13-6663.

Проектом № 444365-6 предлагается усовершенствовать порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сделав его максимально прозрачным и понятным, обеспечив равный доступ к земельным ресурсам для всех инвесторов и сократив избыточные согласования. По мнению разработчиков, предлагаемое Проектом № 444365-6 упрощение порядка предоставления земельных участков будет способствовать вовлечению их в гражданский оборот, значительному увеличению в связи с этим доходов бюджетов разных уровней и одновременному сокращению расходов соответствующих бюджетов по подготовке земельных участков к продаже.

Согласно Проекту № 444365-6 образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании одного из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка).

Проектом № 444365-6 установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании утвержденной схемы расположения земельных участков при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Исключительно на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческим объединениям граждан для ведения садоводства или огородничества либо юридическим лицам для ведения дачного хозяйства;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Проект № 444365-6 не предусматривает возможность предоставления земельных участков без проведения торгов, за исключением закрытого перечня случаев, непосредственно установленных законом. Предоставление участков без проведения торгов предлагается осуществлять для целей строительства важных инфраструктурных объектов отдельным категориям граждан для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в ряде других случаев.

Проектом № 444365-6 предусматривается ввести обязанность органов государственной власти и местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такие участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и тому подобное. При этом предлагается установить закрытый перечень случаев отказа в предоставлении земельных участков. В качестве начальной цены земельного участка на аукционе Проектом № 444365-6 предусматривается использовать его кадастровую стоимость.

Социальная значимость Проекта № 444365-6 заключается в том, что предусматривается предоставление земельных участков в безвозмездное пользование гражданам (в соответствии с установленными законами субъектов РФ перечнями специальностей) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. Если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет, граждане вправе получить их в собственность бесплатно. При этом законами субъектов РФ также предусматривается устанавливать перечни муниципальных образований, в которых допускается такое предоставление земельных участков, что призвано стимулировать переселение граждан в местности, нуждающиеся в людских ресурсах.

Предлагается установить возможность предоставления участков для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.

Предусматривается также установление возможности получения земельных участков без торгов гражданам, для которых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ предусмотрено право внеочередного (первоочередного) предоставления земельных участков.

Проект № 465407-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (далее – Проект № 465407-6) 04.03.2014 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и в настоящее время находится на рассмотрении в первом чтении.Предполагаемая дата вступления в силу документа – 01.01.2018.

Предельный срок рассмотрения Проекта № 465407-6 согласно ДК Строительство – сентябрь 2014 года.

Проект № 465407-6 разработан во исполнение поручений Правительства РФ от 23.05.2013 № ДК-П13-3390 и от 18.09.2013 № ДМ-П13-6663 (п. 2), направленных на обеспечение исполнения п. 1 перечня поручений Президента РФ от 26.10.2012 № Пр-2869 по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 09.10.2012 по вопросу «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц».

Проектом № 465407-6 предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категорий земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.

Осуществить отмену деления земель на категории предлагается при условии завершения разработки и утверждения документов зонирования территорий, определяющих разрешенное использование земельных участков на всей территории РФ.

В отношении водного фонда, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий Проектом № 465407-6 предусматривается полностью сохранить действующие процедуры и условия изменения их границ, уточнив при этом только терминологию.

Проектом № 465407-6 предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения будут отражены на карте сельскохозяйственного зонирования, которую утверждает муниципалитет по согласованию с субъектом РФ. Проектом № 465407-6 предлагается существенно усилить защиту земель сельскохозяйственного назначения от застройки как важного стратегического ресурса, обеспечивающего продовольственную безопасность государства.

В соответствии с Проектом № 465407-6 субъектами РФ должны быть утверждены границы особо ценных сельскохозяйственных земель. При этом в границах таких земель Проектом № 465407-6 предлагается устанавливать запрет на установление и изменение разрешенного использования на какие-либо виды, кроме сельскохозяйственного производства. При этом переходными положениями Проекта № 465407-6 предусматривается обязанность субъектов РФ обеспечить разработку и утверждение сельскохозяйственных регламентов до 01.01.2017.

Проект № 304493-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» (далее – Проект № 304493-5) дорабатывается для его рассмотрения во втором чтении.Публичные обсуждения Поправок Правительства РФ к Проекту № 304493-5 были проведены 19 – 29 марта 2014 года на Едином портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru. Предполагаемая дата вступления в силу документа (в редакции поправок Правительства РФ) – 01.01.2015.

Целью Проекта № 304493-5 является устранение недостатков, неясностей и неточностей правового регулирования порядка изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Для устранения названных недостатков действующего законодательства Проект № 304493-5 предлагает определить (уточнить):

- основания, способы и порядок и условия принятия решения об изъятии имущества для государственных и муниципальных нужд;

- органы, уполномоченные рассматривать ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- порядок выявления собственников недвижимого имущества, подлежащего изъятию, в случае если сведения о нем отсутствуют в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и не представлены копии правоустанавливающих документов;

- порядок извещения собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд;

- перечень прав, которые возможно прекратить в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также права правообладателей изымаемой недвижимости до регистрации прекращения их прав и другие.

Проектом № 469735-6 федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части разработки программ развития транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Проект № 469735-6) 11.03.2014 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и в настоящее время находится на стадии предварительного рассмотрения законопроекта.Предполагаемая дата вступления в силу документа – со дня его официального опубликования.

Предельный срок рассмотрения Проекта № 469735-6 согласно ДК Строительство – июнь 2014 года.

Проектом № 469735-6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дополняется понятиями «транспортная инфраструктура поселения, городского округа», «социальная инфраструктура поселения, городского округа», «программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа» и «программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа». Полномочия по осуществлению разработки данных программ возлагаются на органы местного самоуправления поселения или городского округа на основании генеральных планов. При этом последующее утверждение таких программ предполагается осуществлять представительными органами местного самоуправления поселений и городских округов в течение шести месяцев со дня утверждения генерального плана.

Проектом № 469735-6 вводится требование о проверке документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, городского округа, на соответствие программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений и городских округов, а также предлагается размещать такие программы в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и обеспечивать доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к размещаемой информации.

Подготовлена редакция Проекта № 86567-6 федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования» (далее – Проект № 86567-6) ко второму чтению.23.10.2012 было принято решение принять Проект № 86567-6 в первом чтении. Предполагаемая дата вступления в силу документа – со дня его официального опубликования.

Предельный срок рассмотрения Проекта № 86567-6 согласно ДК Строительство – июнь 2014 года.

Проектом № 86567-6 предлагается дополнить понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ термином «нормативы градостроительного проектирования», изложив его следующим образом: «нормативы градостроительного проектирования – утвержденные в соответствии с Градостроительным кодексом РФ совокупность расчетных показателей благоприятных условий жизнедеятельности человека, устанавливающих минимально допустимый уровень обеспеченности объектами социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур и благоустройства территории, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения».

Согласно Проекту № 86567-6 нормативы градостроительного проектирования, устанавливающие требования, содержащие расчетные показатели обеспеченности и доступности для населения объектов регионального и местного значения, подлежат применению при разработке проектов документов территориального планирования, проектов планировки территории, проектов межевания территории.

Нормативы градостроительного проектирования Проектом № 86567-6 подразделяются на региональные и местные: муниципального района, поселения, городского округа.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают подлежащую применению совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности граждан, проживающих на территории субъекта РФ, объектами регионального значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для этих граждан.

В региональных нормативах градостроительного проектирования могут устанавливаться минимальные значения расчетных показателей допустимого уровня обеспеченности граждан, проживающих на территории субъекта РФ, объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для этих граждан.

Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности граждан, проживающих на территории муниципального района, объектами местного значения муниципального района и расчетных показателей минимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для этих граждан.

Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности граждан, проживающих на территории поселения, городского округа, объектами местного значения поселения, городского округа, объектами благоустройства территории и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для этих граждан.

Нормативы градостроительного проектирования согласно Проекту № 86567-6 включают:

- основную часть (совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности граждан объектами и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для граждан);

- материалы по обоснованию для каждого из расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;

- правила и область применения каждого из расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

Также Проектом № 86567-6 устанавливается порядок подготовки, согласования и утверждения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект о комплексных кадастровых работах).Предполагаемой датой вступления документа в силу, за исключением отдельных положений, была определена дата 01.01.2014.

Внесение Законопроекта о комплексных кадастровых работах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ было запланировано на сентябрь 2013 года. До настоящего времени документ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ не внесен, дата внесения не определена.

Законопроект о комплексных кадастровых работах разработан в целях реализации исполнения поручений Президента РФ от 26.10.2012 № Пр-2689 (пп. «в» п. 2), Правительства РФ от 03.11.2012 № ДМ-П13-6603 (п. 4), п. 21 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р.

Законопроектом о комплексных кадастровых работах планируется с применением проектов межевания территории проводить за счет бюджетного финансирования работы по уточнению и (или) установлению границ земельных участков и определению местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, которые будут осуществляться одновременно в отношении всех таких объектов недвижимости, расположенных в границах населенных пунктов, в пределах одного или нескольких элементов планировочной структуры, а также в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в том числе в случае если они расположены на межселенной территории, без участия правообладателей объектов недвижимости.

Предполагается, что изменения, подготовленные Законопроектом о комплексных кадастровых работах, приведут к повышению гарантий прав правообладателей объектов недвижимости; упрощению порядка предоставления земельных участков, в том числе для строительства; повышению эффективности управления территорией поселений и распоряжения земельными ресурсами; расширению налоговой базы органов местного самоуправления.

Целью разработки Законопроекта о комплексных кадастровых работах является установление правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости установленных в соответствии с требованиями законодательства сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.

Завершена разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории» (далее – Законопроект о ДППТ). Текст документа направлен на рассмотрение в Минюст России для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

Законопроект о ДППТ подготовлен во исполнение п. 24 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2012 год, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 № 2425-р.

Предельный срок рассмотрения законопроекта о планировке согласно ДК Строительство – сентябрь 2014 года. Внесение Законопроекта о ДППТ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ запланировано на май 2014 года.

Законопроект о ДППТ направлен на устранение несогласованности в правовом регулировании вопросов подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории, а также совершенствовании процесса подготовки такой документации.

Законопроектом о ДППТ предлагается дополнить понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ терминами «планировочная структура», «элемент планировочной структуры», а также внести изменения в действующее понятие «красные линии». В целях обеспечения реализации генерального плана и системного развития элементов планировочной структуры формирование планировочной структуры территории предлагается отнести к основным целям подготовки генеральных планов поселений и городских округов. Учитывая, что содержание генерального плана поселения, городского округа дополняется схемой планировочной структуры территории, законопроектом вводится переходный период для приведения генеральных планов поселений, городских округов в соответствие с указанными дополнениями.

Законопроектом о ДППТ определены случаи, в которых строительство без утвержденного проекта планировки не допускается. Законопроектом о ДППТ предлагается исключить необходимость разработки и утверждения документации по планировке территорий при размещении объектов, предусмотренных техническим проектом в границах лицензионного участка недр и за пределами населенных пунктов.

В целях сокращения сроков подготовки проекта планировки территории, на которой планируется строительство или реконструкция линейного объекта, а также минимизации финансовых затрат на его подготовку Законопроектом о ДППТ предлагается упростить состав указанных проектов планировки территории. В то же время состав проекта планировки территории значительно изменен: введены требования к формированию транспортной, социальной, инженерной, коммунально-бытовой инфраструктур и необходимость подготовки схемы застройки территории, в которой могут определяться расположение зданий, строений и сооружений, этажность и другие характеристики. Законопроектом о ДППТ предусматривается возможность отклонения характеристик от утвержденного проекта планировки в части объемно-пространственных характеристик застройки, а также внесения изменений в утвержденный проект планировки территории.

Минэкономразвития России разработан Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее – Законопроект о совершенствовании кадастрового учета). Предполагаемая дата вступления в силу документа, за исключением отдельных его положений, – 01.09.2014.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318, в отношении Законопроекта о совершенствовании кадастрового учета проводится процедура оценки его регулирующего воздействия. Независимая антикоррупционная экспертиза в отношении документа проведена с 28.03.2014 по 08.04.2014.

Законопроект о совершенствовании кадастрового учета подготовлен в целях исполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р (п.п. 13 (1-й этап), 19 (1-й, 2-й этапы).

Целью Законопроекта о совершенствовании кадастрового учета является повышение качества сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости.

Законопроект о совершенствовании кадастрового учета предлагает внести изменения в понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ. В частности, вводится понятие «объекты строительства, не являющиеся объектами капитального строительства». Под ними предлагается понимать построенные или незавершенные строительством временные постройки, вспомогательные сооружения, линейные объекты и инженерные сооружения, включенные в перечень видов сооружений, которые не являются объектами капитального строительства, если иное не установлено федеральным законом. Названный перечень утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако отмечено, что в перечень видов сооружений, которые не являются объектами капитального строительства, не могут быть включены объекты строительства, являющиеся в соответствии с Градостроительным кодексом РФ технически сложными, особо опасными или уникальными.

Законопроект о совершенствовании кадастрового учета устанавливает, что до определения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечня видов сооружений, которые не относятся к объектам капитального строительства, объектами строительства, не являющимися объектами капитального строительства, признаются:

- линии электропередач, напряжением не более 20 кВ;

- водопроводы и канализации;

- распределительные газопроводы низкого давления;

- вспомогательные и временные сооружения.

Документом предлагается установить требование об утверждении границ охранных и защитных зон одновременно с принятием решения о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, если функционирование такого объекта требует установления охранных и защитных зон. Для этого перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предлагается дополнить картой (планом) объекта землеустройства, определяющей границы зон с особыми условиями использования территорий, а также прилагаемым к ней перечнем ограничений прав в границах этих зон, если для вводимого в эксплуатацию объекта необходимо установить такие зоны.

В отношении сооружений, для которых не требуется ввод в эксплуатацию, устанавливается обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ, установленных ограничениях соответствующих охранных и защитных зон в течение года со дня завершения их строительства.

Кроме того, установлен общий срок – 01.01.2022, до которого сведения об установленных зонах с особыми условиями использования территорий и о содержании соответствующих ограничений в использовании расположенных в их границах земельных участков подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, в противном случае убытки, причиняемые по неосторожности в силу нарушения названных ограничений прав, не смогут быть взысканы.

Законопроектом о совершенствовании государственного кадастрового учета объектов недвижимости предлагается ряд изменений, направленных на унификацию использования видов разрешенного использования земельных участков. Так, до 01.01.2022 разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. В то же время уполномоченный на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления по заявлению правообладателя земельного участка обязан принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2014 г.