Автор статьи: Вильнер Марк Яковлевич - научный руководитель Института "Теринформ", почетный академик РААСН.

Министерством
экономического развития РФ поставлена задача разработки в 2014 году Методологических
подходов к построению долгосрочного прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации и федеральных
округов и экономико-математического инструментария для проведения вариантных
прогнозных расчетов в соответствии с предложенной системой показателей.
В статье обращено внимание на важнейшую для России, по мнению автора, составляющую методологии такого прогноза – на учет в нем проблем и задач пространственного развития (пространственной организации обустройства территории страны).
1. О методологических подходах к построению долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Основными составляющими долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации и федеральных округов следует считать прогнозы развития основных материальных предпосылок его осуществления:
– сбалансированности развития отраслей хозяйства;
– характера и использования появляющихся инновационных технологий;
– характера и масштабов экономических связей (в частности, внешних, с учетом изменений геополитической ситуации);
– результатов градостроительной деятельности.
В каждом из этих направлений ключевой составляющей стратегического планирования остается прогноз пространственного развития, осуществляемый в процессе разработки документов территориального планирования.
В силу долгосрочности реализации принятых решений и огромных затрат на нее особо следует выделить прогноз результатов градостроительной деятельности, формирующей среду и связанные с ней условия социально-экономического развития. В рамках этого направления построение долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации и федеральных округовдолжноопираться на представление о процессе приспособления состояния их территории к потребностям общества к ее использованию. Требуемое изменение состояния территории обеспечивается принятием и практической реализацией решений по осуществляемой градостроительной деятельности, пространственной организации обустройства территории.
1.1. Предлагаемые методологические подходы.
Предлагаемые методологические подходы базируются:
– на системном представлении о территории и происходящих в ее пределах процессах, согласно которому рассматриваются ее структура, совокупность внешних и внутренних связей компонентов ее структуры, процесс ее развития, совокупность внешних и внутренних связей в этом процессе;
– на учете объективных закономерностей изменений состояния территории, определяющих характер взаимосвязей ее частей, и происходящих в их пределах процессов;
– на планировочном представлении о пространственной структуре территории как среды жизнедеятельности ее граждан;
– на представлении о развитии территории с позиций интересов государства и занимающего ее человеческого сообщества («интентном представлении»), согласно которому это развитие рассматривается как процесс приспособления состояния территории к потребностям в ее использовании. Согласно такому представлению состояние территории рассматривается как совокупность качеств, определяющих условия жизни граждан среды, занимающего ее человеческого сообщества, а использование территории рассматривается как совокупность видов деятельности, осуществляемой и намечаемой к осуществлению ими.
а. Системное представление, опираясь на учет объективных закономерностей развития территории, предполагает анализ влияющих на ее развитие взаимосвязей в системах:
– иерархий пространственных и организационных структур;
– образующих пространственные структуры (структурообразующих) факторов;
– образующих среду обитания граждан (средообразующих) факторов;
– взаимодействия «стуктурообразующих» и «средообразующих» факторов;
– взаимодействия внешних и внутренних факторов.
б. Планировочное представление предполагает анализ состояния и тенденций изменения:
– пространственного каркаса как структурообразующей материальной основы поддержания целостности и развития территории (системы ее планировочных центров и осей);
– районирования как распределения территории по ареалам влияний узлов пространственного каркаса;
– зонирования как распределения территории по основным сочетаниям ее качеств как среды жизнедеятельности граждан, основным сочетаниям видов ее использования, основным сочетаниям характеристик обеспеченности ее использования и развития поступающими извне ресурсами; основным сочетаниям характеристик поставляемых ею ресурсов; основным сочетаниям характеристик внешних воздействий на условия ее использования; основным сочетаниям характеристик ее воздействий на расположенные вне ее территории;
– зонирования как пространственного распределения характеристик ее экономической ценности и инвестиционной привлекательности;
– зонирования как пространственного распределения административно-правовых ограничений пользования территорией.
в. Интентное представление предполагает анализ баланса влияющих на развитие территории интересов:
– отраслей и видов деятельности;
– уровней территориального управления;
– слоев общества и общественных объединений;
– видов пользователей территории.
1.2. Цели и принципы проводимого анализа.
Анализ должен производиться со следующими целями:
а. Определение способности каждой из рассматриваемых частей территории и их совокупности удовлетворять изменяющимся потребностям общества в ее использовании как пространственного распределения:
– степени благоприятности условий ее использования и ценности для основных видов реализуемых и планируемых к реализации в ее пределах функций;
– ее инвестиционной привлекательности;
– степени ее устойчивости к воздействиям, связанным с ее использованием;
– характера проблем, связанных с ее состоянием и использованием, и степени актуальности их решения.
б. Определения тенденций изменения стуктурообразующих и средообразующих факторов развития территории и их взаимосвязей.
Анализ должен базироваться на принципах:
а. Учета объективных закономерностей развития территории:
– взаимосвязей развития стуктурообразующих и средообразующих факторов;
– взаимосвязей развития различных стуктурообразующих факторов;
– взаимосвязей развития различных средообразующих факторов.
б. Учета внешних факторов, влияющих на развитие территории.
в. Соблюдения баланса связанных с использованием территории интересов различных:
– отраслей и видов деятельности;
– уровней территориального управления;
– слоев общества;
– видов пользователей.
1.3. Задачи, решаемые в процессе анализа.
Должны исследоваться характер и направленность:
– развития территориальных структур (по факторам, определяющим их состояния и тенденции их изменения), анализ изменений их взаимосвязей и способности удовлетворять изменяющимся потребностям общества в пределах срока планирования;
– взаимодействия факторов, определяющих развитие территориальных структур;
– состояния компонентов материальной среды обитания граждан (по факторам, определяющим тенденции их изменения); анализ изменений их взаимосвязей и способности удовлетворять изменяющимся потребностям общества в пределах срока планирования;
– взаимодействия факторов, определяющих состояние компонентов материальной среды;
– изменений состояния и способности каждой из частей территории и их совокупности удовлетворять изменяющимся потребностям общества в ее использовании в пределах срока планирования.
Должна производиться оценка способности каждой из частей территории и их совокупности удовлетворять изменяющимся потребностям общества на основе анализа пространственной организации территории:
– по степени благоприятности условий ее использования и ценности для основных видов реализуемых и планируемых к реализации в ее пределах функций;
– по степени устойчивости к воздействиям при ее использовании и возможным внешним воздействиям;
– по характеру и остроте проблем, связанных с ее состоянием и использованием, по степени актуальности их решения;
– по инвестиционной привлекательности.
1.4. Особенности технологии анализа, связанные со спецификой форм представления исходной информации.
а. Анализ должен производиться на основе данных и материалов по пространственной организации территории на федеральном уровне, которые представляются в форме характеристик:
– по узловым и линейным компонентам пространственного каркаса; по характеристикам сети территориальных (узловых и линейных) объектов заданного (федерального, регионального) значения и взаимосвязям изменений их состояния;
– по ареалам (с конкретными границами) мест распространения установленных особенностей и условий использования территории (в основном это данные, характеризующие природные условия, места распространения сырьевых природных ресурсов, экологическую ситуацию, границы зон обслуживания инфраструктурами; в этом случае они представлены на картосхемах, фиксирующих местоположение и границы ареалов, и текстовых комментариях к ним);
– по единицам административно-территориального деления (в основном это статистические данные и данные по результатам социологических исследований; в этом случае они представлены в табличной форме и в текстах отчетов).
Одной из наиболее сложных задач является сведение этих трех форм представления информации в единую систему.
На региональном уровне, в частности, возникают проблемы:
– связанные с ведением статистики без выделения городских агломераций и их центров, только по муниципальным районам или городским округам в целом, без выделения муниципальных образований каждого из городов и поселений;
– с отсутствием актуализированных исходных картографических материалов требуемого масштаба, полноценно характеризующих природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, расселение, состояние транспортных и других инженерных систем.
Не следует сбрасывать со счета и проблемы, связанные с тем, что информация, используемая при анализе, поступает из ее источников в двух формах представления:
– в форме характеристик, наносимых на картографической подоснове и представляемых в привязке к ней;
– в форме характеристик, представляемых в текстах, таблицах и диаграммах в привязке к статистической отчетности.
В привязке к картографической подоснове должен проводиться анализ и сводные оценки характера, состояния и тренда изменений:
– минерально-сырьевых и энергетических (невозобновляемых) природных ресурсов всех основных видов (по прогнозируемым запасам в зонах их распространения и по прогнозируемым условиям их эксплуатации);
– жизнеобеспечивающих (возобновляемых) природных ресурсов всех основных видов – водных (поверхностных и подземных вод), почвенных, лесных, рекреационных (по прогнозируемым запасам в зонах их распространения и по степени соответствия прогнозируемым потребностям их эксплуатации);
– природных условий использования территории для основных сочетаний планируемых к осуществлению функций (по зонам с различной степенью благоприятности условий или ограничений их реализации);
– экологической ситуации (по зонам с различной степенью благоприятности или ограничений реализации основных сочетаний планируемых к осуществлению функций, с учетом местоположения природных и антропогенных источников и зон распространения неблагоприятных воздействий);
– природного каркаса по способности сохранить особо ценные природные комплексы, обеспечить поддержание экологического равновесия и рациональное использование его рекреационных ресурсов;
– историко-культурного каркаса по способности сохранить особо ценные историко-культурные комплексы, обеспечить их сохранение или восстановление и рациональное использование его рекреационных ресурсов;
– транспортной инфраструктуры (по охваченности ею в пределах изохрон транспортной доступности планировочных центров каждого ранга и по дифференциации степени ее развитости по отношению к требуемой для обслуживания территории);
– систем инженерного обустройства территории (по степени дифференциации обеспеченности ими по отношению к требуемой для обслуживания территории);
– средоохранной инфраструктуры (по степени соответствия прогнозируемым потребностям функционирования подсистем ее природного и историко-культурного каркаса, подсистем объектов и ареалов градостроительных ограничений воздействий на состояние здоровья населения, природной среды и историко-культурного наследия);
– средозащитной инфраструктуры (по степени соответствия прогнозируемым потребностям функционирования подсистем и объектов защиты от опасных природных и техногенных процессов, от терроризма и криминала);
– социальной инфраструктуры (по охваченности ею в пределах изохрон транспортной доступности планировочных центров каждого ранга и по дифференциации степени ее развитости по отношению к требуемой для обслуживания территории);
– рекреационной инфраструктуры (по охваченности ею в пределах изохрон транспортной доступности планировочных центров каждого ранга и по дифференциации степени ее развитости по отношению к требуемой для обслуживания территории).
В привязке к показателям статистической отчетности должен проводиться анализ, завершаемый сводными оценками состояния и тренда изменений сети территориальных (узловых и линейных) объектов федерального и регионального значения, взаимосвязей изменений их состояния (по характеристикам: степени удовлетворения их потребности в продукции и услугах; степени удовлетворения потребности в предоставляемой ими продукции и услугах; степени удовлетворения их потребности во внешних связях обслуживающими их коммуникациями; степени использования коммуникаций осуществляемыми ими внешними связями; степени их устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям; степени устойчивости к оказываемым ими неблагоприятным воздействиям их реципиентов):
– сети объектов промышленного производства (по их типам, характеризуемым: санитарной вредностью; грузоемкостью; энергоемкостью; водоемкостью; трудоемкостью; интеллектуалоемкостью);
– сети объектов агрохозяйственного комплекса по их типам;
– сети объектов водохозяйственного комплекса по их типам;
– сети объектов лесозяйственного комплекса по их типам;
– сети базовых объектов строительного комплекса по их типам;
– сети базовых объектов рекреационно-курортного и рекреационно-туристического комплекса по их типам;
– транспортной инфраструктуры (по требуемой полноте состава, по пропускной способности и характеру ее использования, техническому состоянию узлов и участков коммуникаций; по степени соответствия прогнозируемым потребностям их функционирования);
– систем инженерного обустройства территории (по требуемой полноте состава, по пропускной способности и техническому состоянию узлов и коммуникаций в планировочных центрах, районах и подрайонах, по доле населения и территории обслуживаемой ими, по степени соответствия современным и прогнозируемым потребностям их функционирования);
– социальной инфраструктуры (по требуемой полноте состава, техническому состоянию и пропускной способности ее объектов в планировочных центрах, районах и подрайонах, по доле населения и территории обслуживаемой ими, по степени соответствия современным и прогнозируемым потребностям их функционирования);
– производственной инфраструктуры (по требуемой полноте состава, техническому состоянию и пропускной способности ее объектов в планировочных центрах, районах и подрайонах, по степени соответствия современным и прогнозируемым потребностям их функционирования);
– рекреационной инфраструктуры (по требуемой полноте состава, техническому состоянию и пропускной способности ее объектов в планировочных центрах, районах и подрайонах, по степени соответствия современным и прогнозируемым потребностям их функционирования);
– инновационной инфраструктуры (по требуемой полноте состава, техническому состоянию и пропускной способности ее объектов в планировочных центрах, районах и подрайонах, по степени соответствия современным и прогнозируемым потребностям их функционирования);
– средоохранной инфраструктуры (по требуемой полноте состава подсистем объектов и ареалов градостроительных ограничений воздействий на состояние здоровья населения, природной среды и историко-культурного наследия);
– средозащитной инфраструктуры (по требуемой полноте состава градостроительных ограничений, способствующих защите от опасных природных и техногенных процессов, от терроризма и криминала);
– систем информационного обеспечения управления развитием территории (по требуемой полноте состава и качеству организационных структур, требуемой документации, штатов, материального и технического обеспечения в планировочных центрах, районах и подрайонах);
– систем регулирования градостроительной деятельности (по требуемой полноте состава и качеству организационных структур, требуемой документации, штатов, материального и технического обеспечения в планировочных центрах, районах и подрайонах).
На полученной информации могут базироваться следующие способы проведения сводных оценок:
– по компонентам планировочного каркаса; оценка по компонентам других видов пространственного каркаса; оценка по компонентам сети территориальных (узловых и линейных) объектов заданного (федерального, регионального) значения; анализ взаимосвязей развития оцениваемых пространственных структур;
– по выделенным зонам и другим выделенным ареалам с ее привязкой к районированию;
– по территориальным объектам федерального и регионального уровня в привязкек показателям статистики по муниципальным районам и городским округам с выделением городских агломераций (как совокупности муниципальных образований) и их центров, муниципальных образований каждого из городов и поселений.
1.5. Использование результатов анализа.
Результаты анализа должны стать основой определения характера:
– иерархических уровней компонентов сложившегося пространственного каркаса территории и ее районирования (системы планировочных центров, осей и районов);
– зонирования территории по основным сочетаниям ее качеств как среды жизнедеятельности граждан, основным сочетаниям видов ее использования, основным сочетаниям характеристик обеспеченности ее использования и развития поступающими извне ресурсами; основным сочетаниям характеристик внешних воздействий на условия использования территории;
– зонирования как пространственного распределения характеристик территории по ее экономической ценности и инвестиционной привлекательности (необходимого в качестве объективной основы базовой структуры налогообложения земель);
– зонирования как пространственного распределения административно-правовых ограничений пользования территорией;
– выделения мест сосредоточения проблемных ситуаций (их состава по характеру и остроте, в компонентах пространственного каркаса и ареалах распространения) и на этой основе установления приоритетов и ограничений развития территории и формирования вариантов стратегии ее развития);
– пространственного распределения требуемых ограничений и приоритетов развития территории, подлежащих учету при формировании стратегии пространственного развития страны.
С использованием предлагаемой методологии и в ее составе математических моделей «Взаимосвязей производства и расселения», «Проблемных ситуаций и ареалов» и др.; системы характеристик и показателей, представленных в схемах территориального планирования регионов, на основе результатов проведенного анализа должны быть сформированы и сопоставлены:
– вариантные прогнозы пространственного развития и вариантные прогнозные расчеты социально-экономического развития России с учетом особенностей условий развития ее регионов;
– предложения по стратегии пространственного социально-экономического развития России с учетом особенностей условий развития ее регионов.
2. О подлежащих учету позициях при составлении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
2.1. Необходимо согласование подлежащих учету при составлении прогноза:
– предложений по перспективным направлениям развития субъектов Российской Федерации;
– прогнозных параметров долгосрочных государственных программ (федеральных целевых программ);
– прогнозируемых объемов инвестиционных ресурсов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
– Федеральной адресной инвестиционной программы,
– планов по использованию средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
2.2. Необходим учет выполнения долгосрочного прогноза инвестиций в основной капитал Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации.
2.3. Желательна конкретизированная разработка:
– методики прогноза потребности в услугах транспорта (на федеральном уровне) с подходами к моделированию прогнозных межрегиональных грузопотоков и пассажиропотоков всеми видами транспорта по основным видам перевозок в привязке к транспортной инфраструктуре с учетом ее вероятного развития;
– методики анализа и обоснования взаимосвязи потребности в услугах федеральной энергетики и возможности их предоставления на основе перечня показателей и индикаторов потребности в услугах федеральной энергетики, прогноза объемов продукции потребителей, состава и объемов услуг федеральной энергетики;
– методики долгосрочного прогноза потребностей в услугах социальной инфраструктуры федерального уровня в разрезе разрабатываемых схем территориального планирования Российской Федерации;
– системы индикаторов долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с учетом схем территориального планирования Российской Федерации;
– методических положений по разработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с учетом схем территориального планирования Российской Федерации.
Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2014 г.
Комментарии (0)