01.05.2014

Об актуальности и мерах поднятия престижа профессии градостроителя в России

Автор статьи: Вильнер Марк Яковлевич - научный руководитель Института "Теринформ", почетный академик РААСН. 


Проблемы удовлетворения потребности граждан в профессиональной обоснованности градостроительных решений

Качество среды городов и других населенных мест, изменение форм расселения и характера его агломерационных процессов оказывает огромное влияние на формирование человеческой личности и социально-экономическое развитие общества. Оно определяется в первую очередь характером реализуемых градостроительных решений, принимаемых в русле стратегического планирования пространственного развития.

Однако социально-экономическое планирование в современной России осуществляется без согласования с ним и на федеральном уровне не привязано к сложившимся формам расселения (конурбациям, агломерациям, городам). Практически им используются давно устаревшие технологии арифметического сложения планов развития единиц административно-территориального деления нижестоящего уровня и арифметического сложения планов развития отраслей на каждом из территориальных уровней без должного учета характера их взаимодействия и инновационной составляющей. В условиях доминирующего в современном мире влияния на характер и темпы социально-экономического развития интеграционных процессов такой характер планирования ориентирован на стагнацию.

Необходимое качество градостроительных решений и уровень квалификации их разработчиков также не поддерживается действующей системой их подготовки. При конкурсном отборе разработчиков документов территориального планирования и градостроительного проектирования основными критериями являются цена и сроки выполнения работы при отсутствии жестких стандартов требований к их содержанию. Это стимулирует демпинг, безответственность и коррупцию. В условиях кардинального падения цены труда исполнителей работ стало сокращаться количество высококвалифицированных специалистов. При аттестации разработчиков этих документов, проводимой руководством организаций, требования к их профессионализму стали снижаться.

Действующие правовые и нормативные акты, предназначенные регулировать градостроительную деятельность, практически перестали отвечать изменяющимся требованиям не только подавляющей части общества, но и его политической элиты. Правовое поле, которое в первом десятилетии этого века было нацелено на форсирование решения, актуальных тогда для власти задач создания предпосылок легкой приватизации недвижимости в условиях возможности влиять на изменения ее цены и формирования слоя собственников, становящегося ее опорой. К настоящему времени подавляющее большинство наиболее ценных земельных участков приватизировано. Достаточно большой слой собственников недвижимости сформирован. Быстро растет общая для всех слоев общества заинтересованность в регулировании градостроительной деятельности, определяющей качество среды, местоположение и соответственно ценность недвижимости, ставшей собственностью. В условиях совпадения в этих вопросах действительных долгосрочных интересов политической элиты и рядовых граждан появляются предпосылки кардинальных изменений Градостроительного кодекса РФ.

В последние десятилетия качество среды городов и других населенных мест, являющееся базовой составляющей качества жизни граждан, в чрезмерно большом количестве случаев падало. Стала возрастать социальная напряженность. Осознавая свою заинтересованность в поддержании политической стабильности, дальновидные органы власти станут уделять должное внимание формированию и проведению регулирования градостроительной деятельности. Наиболее сложной задачей при этом станет переориентация с приоритетов учета интересов строительного и риэлтерского бизнеса к приоритету ориентации на эффективное использование градостроительных средств поддержания долгосрочного устойчивого развития общества.

Главным заказчиком подготовки градостроительных решений в России всегда были и остаются органы государственной или городской власти, уполномоченные представлять интересы граждан как реципиентов результатов градостроительной деятельности на подведомственной им территории. Выполняя эти заказы, градостроители разрабатывают документацию, профессионально представляя интересы граждан данной территории. Однако с появлением и использованием инновационных технологий при решении задач обустройства территории и связанным с этим появлением крупных и крупнейших городских агломераций и конурбаций появились проблемы, связанные с необходимостью:

– учета несогласованности между собой градостроительных решений, принятых в документации, разработанной для каждого из муниципальных образований, в которых распределены города и другие населенные места агломераций и конурбаций, связанной с отсутствием единого заказчика для их совокупности;

– учета несовпадения интересов граждан (различных слоев общества и осуществления ими различных видов деятельности) и интересов органов власти (для которых приоритетны краткосрочные интересы политической элиты преимущественно в лице строительного и связанного с ним риэлтерского бизнеса), уполномоченных их представлять, заказывая разработку градостроительной документации;

– создания предпосылок учета инновационных факторов при подготовке градостроительных решений;

– формирования единого правового поля, позволяющего корректно решать эти проблемы;

– возрастания требований к квалификации градостроителей.


Об учете инновационных факторов при подготовке градостроительных решений

Реализации градостроительных решений занимает годы и даже десятилетия. Характер и технологии функционирования среды, формируемой при их реализации, должны отвечать изменяющимся требованиям общества. Прогнозируемые изменения этих требований представлены инновационными факторами, которые оказывают значимое влияние на качество среды, формируемой градостроительной деятельностью. К их числу следует отнести факторы, влияющие на характер:

– застройки (на конструкции зданий и сооружений, характер обслуживающих их коммуникаций);

– обслуживающих производство и граждан объектов производственной, социальной, рекреационно-курортной, рекреационно-туристической и др. инфраструктур;

– межселенных коммуникаций, связывающих населенные места и их группы, обеспечивающих обмен между ними востребованными ресурсами и услугами.

Рассматривать влияние этих факторов целесообразно по их видам в привязке к территориальным уровням, с которыми связан характер их воздействия на принимаемые решения.

В условиях России целесообразно отдельно рассматривать: федеральный (страны в целом и ее крупных частей) и региональный (региона в целом и его крупных частей) уровни; муниципальный (городского округа или муниципального района в целом и его крупных частей), муниципальный (города или поселения в целом и его частей, населенных мест в составе поселения).

На федеральном и региональном уровнях это могут быть особенности их формирования, развития и функционирования на основе создания и освоения инновационных технологий:

– межселенных систем транспортных узлов и коммуникаций (включая обслуживающие городские агломерации) протяженностью в тысячи, сотни и десятки километров с большими объемами пассажиропотоков и (или) грузопотоков;

– межселенных систем других инженерных узлов и коммуникаций (включая обслуживающие городские агломерации) протяженностью в тысячи, сотни и десятки километров, предоставляющих крупным или массовым потребителям большие объемы ресурсов (водных, энергетических различного вида и др.) и (или) услуг (отведения и очистки стоков; удаления и переработки отходов; защиты от опасности чрезвычайных ситуаций и др.);

– уникальных и особо значимых, обслуживающих производство и граждан объектов (производственной, социальной, рекреационно-курортной, рекреационно-туристической и др. инфраструктур, включая инфраструктуры, обслуживающие городские агломерации), предоставляющих большие объемы услуг крупным или массовым потребителям, расположенным в пределах тысяч, сотен и десятков километров от них.

На муниципальном уровне это могут быть особенности формирования, развития и функционирования на основе создания и освоения инновационных технологий:

– застройки территории населенных мест и их частей (производства и эксплуатации используемых строительных материалов и конструкций, организации строительства, планировочных решений и др. определяющих характер среды жизнедеятельности граждан);

– систем транспортных узлов и коммуникаций городов, поселений, населенных мест и их частей;

– систем других инженерных узлов и коммуникаций городов, поселений, населенных мест и их частей;

– объектов производственной, социальной, рекреационно-курортной, рекреационно-туристической и др. инфраструктур, обслуживающих производство и граждан городов, поселений, населенных мест и их частей.


Способы поддержания профессионализма в градостроительной деятельности

Престиж профессии градостроителя в СССР, когда строились сотни новых городов, результаты проводившихся научных исследований высоко ценились государством и зарубежными коллегами, был очень высок. За четверть века падения в России востребованности в градостроителях их количество, уровень их квалификации, соответственно, и престиж стали стремительно падать. Однако потребность в поддержании достойного качества среды жизнедеятельности граждан России, формируемой градостроительной деятельностью, быстро растет. С ней растет и потребность в восстановлении и поддержании престижа градостроителей. Следует понимать, что базироваться он может и должен в первую очередь на повышении уровня профессионализма участников градостроительной деятельности.

В сложившихся условиях основными способами поддержания профессионализма в градостроительной деятельности можно считать:

– организацию проведения необходимых профессиональных научных исследований и использование их результатов при подготовке управленческих решений;

– создание предпосылок достойной оплаты труда специалистов;

– повышение качества профессионального образования; развитие системы периодической переподготовки специалистов, способствующей поддержанию высокого уровня их квалификации;

– формирование и обеспечение стабильного функционирования трехуровневой (уровни: федеральный, региональный, муниципальный) системы информационно-аналитического обеспечения градостроительной деятельности и ее регулирование;

– создание предпосылок обязательности привлечения профессиональной общественности к участию в формировании и проведении градостроительной политики, подготовке принятия градостроительных решений;

– просветительскую деятельность, способствующую формированию и учету интересов реципиентов результатов проводимой градостроительной политики и участников градостроительной деятельности;

– расширение сотрудничества с международными организациями, гармонизацию стандартов требований к продукции профессиональной деятельности и квалификации специалистов с принятыми в развитых странах стандартами;

– обеспечение государственной поддержки общественных организаций профессиональных участников градостроительной деятельности;

– обеспечение установления и соблюдения стандартов требований к содержанию и качеству документов, регулирующих градостроительную деятельность (правовых и нормативных актов, документов территориального планирования и градостроительного проектирования), к квалификации их разработчиков.


Интересы профессионального сообщества градостроителей

Для ограниченного количества градостроителей, стремящихся в сложившихся условиях поддерживать престиж своей профессии, становится актуальным:

– участие в подготовке и осуществлении мер, способствующих поддержанию приоритета учета интересов граждан и долгосрочному соблюдению баланса интересов различных слоев общества, становящихся реципиентами градостроительной деятельности;

– участие в подготовке и обеспечении соблюдения стандартов требований к обоснованию градостроительных решений (в частности, к учету: объективных закономерностей изменений характера и взаимосвязей процессов, определяющих условия использования и обустройства территории (включая появление и использование инновационных технологий); прогнозируемых изменений требований общества к характеру изменений среды, формирования личности граждан и условий их деятельности);

– участие в подготовке и обеспечении соблюдения стандартов требований к технологиям осуществления градостроительной деятельности;

– участие в организации подготовки и принятия мер, обеспечивающих согласованность действий различных видов участников градостроительной деятельности (непосредственных и опосредованных) с учетом особенностей их взаимодействия.


О НП СРОСЭКСПЕРТ

Саморегулируемая общественная организация «НП СРОСЭКСПЕРТ» (далее – НП СРОСЭКСПЕРТ) представляет собой объединение специалистов в области градостроительства и безопасности, созданное в целях поддержания профессионализма в сфере своей деятельности и защиты граждан нашей страны от последствий некомпетентных градостроительных решений. В настоящее время в этом объединении состоит более 400 участвующих в градостроительной деятельности и поддержании градостроительной безопасности специалистов (в том числе члены бюро отделения градостроительства РААСН, сотрудники ЦНИИП градостроительства и других ведущих организаций градостроительного профиля).

НП СРОСЭКСПЕРТ создан в августе 2010 г. Его Устав зарегистрирован в едином Государственном реестре 27.08.2010 г. за № 1107799024222. Изменения в Уставе зарегистрированы в едином Государственном реестре юридических лиц 23.01.2012 г. за № 2127799012933. Представители профессиональной элиты участников градостроительной деятельности, сосредоточенные в НП СРОСЭКСПЕРТ, участвуют:

– в установлении и контроле соблюдения стандартов требований к содержанию и качеству документов, регулирующих градостроительную деятельность (правовых и нормативных актов, документов территориального планирования и градостроительного проектирования);

– в установлении и контроле соблюдения стандартов требований к квалификации разработчиков документов, регулирующих градостроительную деятельность;

– в организации переподготовки и повышении квалификации профессиональных участников градостроительной деятельности;

– в аудите организаций, разрабатывающих документы, регулирующие градостроительную деятельность;

– в разработке и экспертизе проектов документов, регулирующих градостроительную деятельность.

Члены НП СРОСЭКСПЕРТ пользуются преимущественным правом привлечения к участию в этих видах деятельности и получения права получать звания асессора, аудитора и эксперта градостроительной деятельности по гармонизированным с принятыми в развитых странах стандартам. Начинает работать образовательный центр и Квалификационная комиссия, после сдачи экзаменов которой уже в этом году члены НП СРОСЭКСПЕРТ смогут получить эти звания по следующим направлениям профессиональной градостроительной деятельности:

– руководство организациями, уполномоченными регулировать градостроительную деятельность и разрабатывающими соответствующие документы; руководство программами и крупными градостроительными проектами;

– разработка проектов планировочной составляющей документов, регулирующих градостроительную деятельность;

– разработка проектов документов и разделов градостроительной безопасности в документах, регулирующих градостроительную деятельность;

– разработка проектов документов и разделов природно-экологической составляющей документов, регулирующих градостроительную деятельность;

– разработка проектов документов и разделов социально-экономической составляющей документов, регулирующих градостроительную деятельность;

– разработка проектов документов и разделов транспортной инфраструктуры в документах, регулирующих градостроительную деятельность;

– разработка проектов документов и разделов инженерного обустройства территории в документах, регулирующих градостроительную деятельность;

– разработка проектов документов правового регулирования градостроительной деятельности и соответствующих разделов в документах, регулирующих ее;

– разработка проектов систем информационно-аналитического обеспечения градостроительной деятельности и соответствующих разделов в документах, регулирующих ее;

– проведение изысканий и исследований для обеспечения исходной информацией осуществления градостроительной деятельности.

По каждому из перечисленных направлений начата разработка профессиональных стандартов. Создается регистрационная служба, которая начинает вести реестры кандидатов в члены и членов СРОСЭКСПЕРТа; регистры экспертных заключений, экспертов, аудиторов и асессоров градостроительной деятельности.

На сайте НП СРОСЭКСПЕРТ в сети Интернет можно ознакомиться:

– с презентацией, содержащей сведения о НП СРОСЭКСПЕРТ;

– с положением о членстве в НП СРОСЭКСПЕРТ;

– с положением о Квалификационной комиссии НП СРОСЭКСПЕРТ.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2014 г.