01.05.2014

Конференция "Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат" в Омске

24 – 26 марта 2014 года в Омске прошла конференция «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат», организатором которой выступил ООО «Институт Территориального Планирования «Град» (далее – ИТП «Град», Институт).

В конференции приняли участие более 80 экспертов, руководителей и специалистов органов архитектуры и градостроительства из десяти регионов Российской Федерации: города Москвы, Тверской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тюменской областей, Красноярского и Камчатского края, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и республики Крым.


В ходе пленарного заседания и семи круглых столов участниками и экспертами обсуждались вопросы комплексного планирования социально-экономического и территориального развития, разработки градостроительной документации, эффективного управления градостроительным развитием территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

С вступительным словом к участникам и экспертам обратилась генеральный директор ИТП «Град» А.Н. Береговских. Генеральный директор Института, указав на разнообразие целей и задач каждого из участников, анонсировала ключевую для организаторов цель конференции – повышение качества работы Института за счет оценки участниками и экспертами: изменений законодательства в профессиональной сфере; подготавливаемых и рассматриваемых законопроектов и подзаконных актов; наиболее уникальных проектов, выполненных и выполняемых ИТП «Град».

В рамках конференции выступили эксперты федерального уровня: А.С. Кривов (генеральный директор Национального градостроительного института, руководитель рабочей группы по вопросам стратегического и территориального планирования Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ), С.А. Миллер (Президент ГИС – Ассоциации), Н.В. Кривова (директор Автономной некоммерческой организации «Институт проблем регистрации, оценки и налогообложения недвижимости»), В.В. Журба (заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ).

Независимые эксперты представили свое видение мероприятия, наиболее актуальные цели и задачи в экспертной сфере, рекомендуемые к обсуждению.

А.С. Кривов, предваряя пленарное заседание «Новое в законодательстве – новое в управлении и проектировании», представил свое понятие законодательства, проследил изменение его роли на различных этапах становления российского градостроительства, обратил внимание участников на необходимость изменения структуры градостроительного законодательства, обусловленную рядом факторов.

«Практика планов (стратегий) комплексного социально-экономического развития в Российской Федерации сложилась, отметил А.С. Кривов. Стратегии задают показатели, к которым надо идти». По мнению эксперта, переход от стратегии к показателям возможен только через документы территориального планирования, а инструментом перехода, в свою очередь, являются нормативы градостроительного проектирования. «Стратегия базируется на двух показателях: документах территориального планирования и градостроительных нормативах», завершил свое выступление А.С. Кривов.

«Стратегия базируется на двух показателях: документах территориального планирования и градостроительных нормативах», завершил свое выступление А.С. Кривов.

А.М. Каримов в своем выступлении сформулировал понятие градостроительной деятельности как важнейшей части государственной политики, реализующей научный подход к развитию территории, основанной на единстве решения мировоззренческих социально-экономических, архитектурно-инфраструктурных вопросов с целью создания необходимых пространственных предпосылок для повышения качества жизни.

В.В. Журба акцентировал внимание участников на проблемных вопросах оценки недвижимости: дифференциация способов массовой и индивидуальной оценки, обязательные к применению процедуры определения подрядчика и другие.

Н.В. Кривова рассказала о новеллах налогообложения (налоге на недвижимость), планировании и расчете последствий для бюджета. В числе факторов, препятствующих своевременному и полному взиманию налоговых платежей за землю, эксперт выделила: отсутствие эффективного взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления; неприменение принципа ответственности объекта налогообложения за отсутствие платежа. «Органы местного самоуправления не знают, из чего у них формируются налоговые поступления, они знают общий объем поступлений», указала Н.В. Кривова.

«Органы местного самоуправления не знают, из чего у них формируются налоговые поступления, они знают общий объем поступлений», указала Н.В. Кривова.

С.А. Миллер, продолжив тему налогообложения, обратил внимание участников на самое важное, по его мнению, изменение законодательства – введение с 2015 года обязанности физического лица собственника имущества, подлежащего налогообложению, подать декларацию на соответствующий объект при неполучении налогового уведомления за отчетный период. Эксперт отметил, что работоспособность указанной нормы может обеспечить лишь наведение порядка в пространственных данных.

«Если мы не создадим единую среду для всех видов данных – потерпим полный крах, все загоним в зону коррупции, когда любой вопрос нужно будет решать путем обхода всех чиновников», отметил С.А. Миллер.

В рамках пленарного заседания «Новое в законодательстве – новое в управлении и проектировании» рассматривались вопросы изменения законодательства о градостроительной деятельности, земельного и налогового законодательства, экспертные оценки основных, наиболее значимых нововведений, рекомендации по их реализации, а также предложения по дальнейшему совершенствованию нормативно-правового обеспечения управления развитием территорий.

Модератор пленарного заседания генеральный директор ИТП «Град» А.Н. Береговских сообщила, что многие из законопроектов, активно обсуждаемых и ожидаемых в профессиональной среде, до настоящего времени не приняты.

Данное обстоятельство, как отметила модератор, не препятствие, а возможность профессионально, сообща, доработать спорные положения, согласовать применяемые подходы с применением лучших практик градостроительного проектирования и управления развитием территорий.

Весьма благоприятным, по мнению А.Н. Береговских, является возрастающий интерес органов власти, прежде всего федеральных, к вопросам совершенствования профильного законодательства активно создаются общественные советы при органах власти, формируются рабочие группы, развивается институт оценки регулирующего воздействия, независимой экспертизы.

Особую роль в реформировании законодательства, по мнению модератора, как органа, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, инвестиционной деятельности, играет Минэкономразвития России.

Пленарное заседание было продолжено в формате видеоконференции при участии директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России А.И. Ивакина, заместителя директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России М.В. Бочарова, начальника отдела ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» В.Л. Глезера. Обсуждение проходило в режиме «Вопрос – ответ».

А.И. Ивакин и М.В. Бочаров рассказали о предстоящих законодательных изменениях в сфере предоставления земельных участков, документации по планировке территории, государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

А.И. Ивакин сообщил: «Новеллы законодательства направлены в первую очередь на устранение противоречий между градостроительным и земельным законодательством, в том числе регулирование процедур предоставления земельных участков по основному принципу разграничения с проведением и без проведения торгов».

Директором департамента недвижимости были отмечены и ряд иных новелл, в том числе:

- решение вопроса о безвозмездном предоставлении земель в муниципальную собственность из числа земель, находящихся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, которые зарезервированы для государственных нужд;

- урегулирование вопроса о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении государственных или муниципальных земельных участков и другие.

Представителей республики Крым интересовала судьба реестра, расположенного на территории Крыма: «Каким образом и в какие сроки произойдет запуск реестра? Какова вероятность создания чистого и качественного реестра с чистого листа? Что ставится во главу угла – качество или сроки?».

А.И. Ивакин прокомментировал ситуацию: «На сегодняшний день имеется общее представление о реестре, расположенном на территории Крыма. Мы сейчас находимся на стадии считывания информации. Вместе с тем есть ряд барьеров, в том числе затрудняет ситуацию языковой барьер, так как весь реестр на украинском языке, а также проблема с блокировкой информации реестра, а восстановление информации о праве собственности по документам очень опасно».

Оценку предстоящих изменений, касающихся предоставления земельных участков с уклоном на инструмент изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, представил М.В. Бочаров: «Данные изменения в какой-то части сближают градостроительное и земельное законодательство. Безусловно, изменения вносят свой вклад в развитие законодательства в области градостроительства, однако данную ситуацию необходимо воспринимать таким образом, что появление прообраза здания произойдет при сложении ряда кирпичиков, а если крутить один в руке, так ничего и не построишь».

Заместитель директора Департамента недвижимости также указал на невозможность решения всех проблемных вопросов одним «счастливым» законом, выразив уверенность в предстоящем улучшении качества правового регулирования, достигнутого путем последовательного, «эволюционного» развития и совершенствования правовых актов, регламентирующих различные сферы общественных отношений – земельные, градостроительные, кадастровые.

В.Л. Глезер рассказал о перспективах создания и развития инфраструктуры пространственных данных, работе над законом о федеральной адресной системе, положения которого вступят в силу в июле текущего года.

Участники конференции поделились насущными проблемами, связанными с ограничением доступа к информации, составляющей государственную тайну, организацией взаимодействия с Росреестром и получением доступа к данным государственного кадастра недвижимости.

«К сожалению, система, выстроенная на сегодняшний день, устарела, и ее функционирование связано с рядом проблем, в первую очередь это громоздкая бюрократическая процедура, наличие избыточных ограничений в отношении ряда материалов, так как они содержат государственную тайну, следовательно, появляется невозможность получения таких данных через систему Интернет», поддержал участников В.Л. Глезер.

Начальник отдела ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», информируя слушателей о задачах автоматизированной системы ведения и мониторинга базы данных информации об объектах местности и обновления открытых цифровых навигационных карт и планов, пояснил: «Разработанный инструментарий должен обеспечить реструктуризацию исходной пространственной информации и картографических материалов в объектную структуру».

Последующее взаимодействие участников и экспертов конференции осуществлялось в процессе обсуждения наиболее интересных и уникальных проектов, реализованных и реализуемых ИТП «Град» на территориях различных субъектов Российской Федерации.

В рамках круглого стола «Региональная политика. Инвестиционный климат и качество среды в городах и поселениях» был представлен опыт ИТП «Град», полученный при выполнении научно-исследовательской работы «Проведение детального анализа положения дел в области градостроительной и инвестиционной деятельности, выявление существующих проблем и выработка предложений по организации системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

«Самое первое управленческое решение, отметила А.Н. Береговских, отвечая на вопросы участников о проведенном исследовании, это понимание ценности градостроительной деятельности».

Основной темой круглого стола «Схема территориального планирования субъекта РФ – инструмент консолидации государственной градостроительной политики в регионе» стала выполняемая в настоящее время ИТП «Град» научно-исследовательская работа «Подготовка изменений в Схему территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Особое внимание было уделено правовому и технологическому обеспечению преемственности решений территориального планирования на федеральном, региональном и местном уровнях, путям решения жилищной проблемы и повышению инвестиционной привлекательности региона.

«Это один из трех главных документов, указала А.Н. Береговских, комментируя позицию органов власти автономного округа по вопросу разработки схемы территориального планирования. Стратегия, Бюджет, Схема – три точки опоры развития региона».

Возможности и перспективы применения информационно-аналитических систем были рассмотрены на примере «Комплексного проекта системы управления развитием территории города Сургута» предусматривающего внедрение информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территории, направленной на повышение качества жизни горожан в городе Сургуте.

Вниманию участников конференции также была представлена применяемая при формировании территорий нового жилищного строительства методика экономического обоснования градостроительных решений, основанная на определении градостроительной ценности территории с использованием методов математического моделирования.

На примере «Комплексного проекта системы управления развитием территории города Мегиона» эксперты и руководители органов архитектуры и градостроительства обсудили актуальные на сегодняшний день вопросы привлечения граждан к участию в проектировании города и учета мнения жителей при разработке градостроительной документации.

ИТП «Град» поделился своим опытом взаимодействия с общественностью. В рамках комплексного проекта были проведены опрос населения, общественные обсуждения, интерактивная работа с отдельными группами населения. Специалисты компании принимали участие в обсуждениях на городских форумах, организовали ведение интерактивной карты, на которой жители могли отмечать проблемные места в городе.

С.В. Костарев, доктор философских наук, профессор, отметил важность привлечения населения к участию в проектировании города, а также указал, что процедура публичных слушаний не позволяет в полной мере учесть мнения жителей, а население хорошо знает свою территорию и может высказать свои пожелания градостроителям.

Оживленная дискуссия прошла в рамках круглого стола «Региональные нормативы градостроительного проектирования – ключ для обеспечения гармонизации стратегического социально-экономического и территориального планирования на региональном и муниципальном уровнях».

Одна из основных функций нормативов была сформулирована А.Н. Береговских. «Нормативы градостроительного проектирования являются инструментом достижения целей по созданию качественной среды жизни людей, закладываемых в стратегии социально-экономического развития региона», отметила генеральный директор Института.

С.А. Миллер указал на значимость региональных нормативов как инструмента экономического регулирования отношений между застройщиками и муниципалитетом. «Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования способны обязать застройщика выполнять обеспечение застраиваемых территорий инфраструктурой, элементами благоустройства», отметил эксперт.

«Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования способны обязать застройщика выполнять обеспечение застраиваемых территорий инфраструктурой, элементами благоустройства», отметил эксперт.

На примере региональных нормативов градостроительного проектирования Красноярского края, разработанных ИТП «Град», была продемонстрирована необходимость анализа природно-климатических, архитектурно-планировочных и других факторов, отражающих специфические особенности территории и оказывающих влияние на установление нормативных показателей градостроительного проектирования.

В рамках круглого стола специалистами ИТП Град были представлены методы математического моделирования, используемые для расчета показателей нормативов градостроительного проектирования. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено установлению показателей градостроительного проектирования в сфере озеленения. Представители Института поделились опытом установления нормативных показателей озеленения населенных пунктов с учетом региональной специфики.

По результатам обсуждения участники и эксперты пришли к общему выводу о необходимости реформирования системы градостроительных нормативов. Основная причина – неактуальность существующих федеральных норм, не всегда отражающих объективные потребности и тем более не учитывающих специфику конкретной территории природные, климатические, экономические, социальные и иные факторы.

В рамках Круглого стола «Информационно-аналитические системы управления развитием территории» были рассмотрены работы по созданию Автоматизированной системы управления территорией города Новосибирска и разработке Региональной геоинформационной системы Новосибирской области, в том числе реализация Стандарта АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в части развития инвестиционного портала.

В ходе обсуждения Институтом был представлен обзор задач информационных технологий на современном этапе развития градостроительства, информация об инструментах, позволяющих эффективно использовать информационные системы управления развитием территорий при принятии и реализации управленческих решений, информационном взаимодействии.

«ИСОГД (информационная система обеспечения градостроительной деятельности) уже не учетная система, а система принятия градостроительных решений», отметил ИТ директор Института А.В. Дударев.

Так, в рамках работ по созданию Автоматизированной системы управления территорией города Новосибирска специалистами Института автоматизировано более 35 бизнес-процессов. Для поддержания базы данных в актуальном состоянии была внедрена конфигурируемая система управления процессами. Одним из ключевых достижений указанной работы стал вывод сотрудников, работающих в закрытой сети, в общую сеть с обеспечением им доступа к системе документооборота, документам, которые создают участники основных подразделений, с соблюдением всех установленных законом требований к безопасности. Также были выполнены интеграция с системой электронного документооборота мэрии города, системой автоматизированного учета муниципального имущества.

Участники конференции высоко оценили потенциал информационных технологий, выделив среди наиболее востребованных функций информационных систем обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг, организацию межведомственного информационного взаимодействия, публикацию данных на открытых порталах.

Все три дня конференции прошли оживленно и плодотворно, участники и эксперты общались, спорили, обменивались опытом. Знаковым оказалось участие представителей нового субъекта Российской Федерации, представителей органов государственной власти и проектных институтов, прибывших специально для изучения новой для них российской практики градостроительного проектирования.

Основной и, наверное, главной чертой состоявшегося мероприятия стала его позитивная направленность. С основной задачей не только обозначить проблему, но и предложить эффективный способ ее решения, представить на рассмотрение профессионального сообщества лучшие практики градостроительного проектирования и рассмотреть перспективы их применения организаторы справились блестяще.

Участники и эксперты конференции выразили благодарность коллективу Института и отметили, что на сегодняшний день ИТП «Град» организует и представляет самую мощную за Уралом и одну из самых эффективных в России площадок для обсуждения и решения сложных градостроительных вопросов.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2014 г.