01.05.2014

Девять направлений для развития системы градостроительства

Автор статьи: Андрей Владимирович Чернов - директор НП "Поволжский центр космической геоинформатики". 


Проблема, безусловно, есть – градостроители «страшно далеки от народа». Свободное поле «как правильно организовать городскую среду» занимают урбанисты, общественники, лоббисты, стратежники да и вообще все, кому не лень. 

С недавних пор я уверен, что если человек не может в условиях elevator pitch (пока едешь в лифте) объяснить, чем он занимается, то он может быть сколько угодно умен, но его идеи не овладеют массами. На втором уровне подробности времени и места чуть больше, но и тут программа действий должна умещаться в 7-12 пунктов. Итак, "апрельские тезисы" от неградостроителя или что можно и нужно делать градостроителям для повышения своей роли? 

1) Цели системы должны быть внесистемными, как и индикаторы. Сейчас цели внутрисистемные: как можно больше и качественнее граддокументации – достаточно посмотреть на индикаторы соответствующих региональных и муниципальных целевых программ. Это внутрисебясамопереваривание, сжирающее смыслы. До сих пор основной обсуждаемой в профессиональной среде проблемой является соответствие разных видов граддокументации. Вдумайтесь! – где тут люди, где цели? Примеры внесистемных индикаторов: уменьшение среднего времени транспортных корреспонденций, изменение стоимости нового жилья, стоимости земли на и вблизи территории градостроительных изменений. Да, тут намешаны следы от многих систем, а вы как хотели? Более простые индикаторы (вне системы «градостроительство», но внутри системы «строительство»): количество и площадь территории с разработанной граддокументацией, переданной инвесторам для строительства; сокращение времени «от заявки до ввода в эксплуатацию» и др.

2) Надо договориться о базовых системообразующих принципах. Что есть «хороший город», что мы хотим? Сейчас мнения полярные – от «все гуляют на улице, сидят в кафе и ездят на общественном транспорте» до «все сидят по домам в тепле и перед телевизором». Разные школы, разное понимание процессов, отсутствие объективных критериев приводят к бесконечным холиварам: «мамой клянусь, так будет лучше» и к обидам «власть не слышит градостроителей». А не слышит не потому, что голос слаб, а потому что какофония звуков. Заметим, что и принципы, и критерии должны быть измеряемыми. Примеры базовых принципов от А. Антонова https://www.facebook.com/groups/rus.urbanplanners/608967765848723/

3) Бюджет, реализуемость – «что нереализуемо, то и не предлагать». С прогнозами по финансам уже все более или менее понятно, или Вы надеетесь, что будет в 5 раз лучше? Любое градостроительное решение должно быть просчитано и рассматриваться с точки зрения затрат и возможного эффекта.

4) Адаптивность. Вот генплан делается на 20 лет, сейчас даже без указания этапов, без плана его реализации. Это же разве план в понимании нормального человека? А ситуация еще хуже – над градостроителями смеются люди, занимающиеся стратегиями развития города. Вот что они говорят. В 70-х гг. XX века почти одновременно в США И. Ансоффом и в СССР Г.П. Щедровицким были получены результаты в части управления в условиях непредсказуемости. При всех различиях в подходах, формулировках и т.п. оба направления свелись к одному результату: в условиях непредсказуемости нельзя составлять планы, так как они все равно не будут выполнены. Вместо плановых показателей нужны принципы, приоритеты и критерии принятия оперативных решений в тех ситуациях, которые будут реально возникать. Практические следствия этого утверждения простые. Во-первых, граддокументацию органы власти рассматривают не как управленческий документ, а как политический: для выбивания денег и для прикрытия волюнтаризма – «именем генплана, стройся тут!». Во-вторых, средний процент исполнения генпланов по стране навевает мысли о «фантиках». Вывод: генплан и граддокументация нужны в виде цифровой модели, построенной на базовых принципах. Модель может и должна быстро меняться под влиянием внешних обстоятельств и генерировать требуемые изменения утверждаемой граддокументации малыми силами и за короткое время, а еще лучше – придворными градостроителями.

5) Публичные пространства. Современная система градостроительства практически никак их не регулирует и не создает. Градостроители мыслят кварталами, а люди ходят по улицам. Срочно надо включать публичные пространства в систему градостроительства. Через комплексные проекты благоустройства, через «колористические паспорта»…

6) Убрать лишние ограничения. Не раз говорилось, что существующие СНИПы, требования по безопасности приводят к «спальным микрорайонам с бурьяном и машинами во дворе». И вроде СНИПы не обязательны, а вроде и нельзя не соблюдать – будут проблемы. Нужны новые правила под новые базовые принципы.

7) Сквозная оптимизация процесса.

– Чем ты занимаешься?

– Планирую, как хорошо построить город.

– Какая длина цепочки от твоей работы до твоей окончательной цели?

– 10-15 шагов.

– Кто тебе мешает, кто может испортить твою работу по ходу цепочки?

– Все. Считай: проектировщик – спроектировать по-своему, власть – не дать землю, девелопер – перекроить все, как хочет, строители – построить все не так, прокурор – прийти со СНИПами, люди – не отдать землю, не захотеть переселяться и прочее.

– Можешь ли ты на них повлиять?

– Нет.

– Хм. Надо сокращать цепочку и ужесточать правила, но и ответственности тебе бы добавить не мешало.

8) Методика, расчеты. Ортодоксы говорят – наука стОит ровно столько, сколько в ней математики. Мы не ортодоксы, сформулируем мягче: результаты в какой-то области деятельности настолько устойчивы, насколько они основаны на точных математических расчетах. Градостроительство у нас пока искусство, а на Западе – все ближе к науке. Срочно нужны НИРы по методикам оценки градостроительных изменений, по градостроительной оценке. Ведь математический аппарат весь более или менее известен, надо только приложить его и обязать всех использовать.

9) Выход в паблик. Ценятся пиар и показухи, и не ценятся профессиональные советы и обсуждения. Ну что же теперь, время такое… Надо выходить в паблик, объяснять очевидное, уметь убеждать людней, затыкать за пояс нью-урбанистов, общественников. Надо играть на их поле, а тут-то и помогут расчеты. По крайней мере транспортникам это удается – за счет транспортных моделей, расчетов и наукообразного внешнего вида убеждать руководство города в необходимости развития общественного транспорта, повышении связности дорожной сети супротив метро и мегаразвязок.

Перечень, разумеется, не исчерпывающий – составьте свою программу на 2-3 странички (ограничение на объем поможет выделить главное). Но вернуться к истокам, утвердить базовые принципы, цели, флаги крайне необходимо. Инерция, безбедное существование от гигантского толчка – принятия нового градкодекса подошли к концу. Нужны новые внешние вызовы, новое качество, новые механизмы ради сохранения и развития самой системы. И не надо рассматривать сейчас внутренние проблемы. Их много, но это не главное.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2014 г.