01.05.2014

России необходимо, чтобы градостроительная деятельность стала частью государственной политики

Автор статьи: Альберт Михайлович Каримов - академик Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной академии архитектуры, профессор.

Среди значимых архитектурных проектов: киноконцертный зал, Дом политического просвещения, зал органной и камерной музыки (приз «Золотая капитель»), лютеранская кирха (совместный проект с архитектором Швигером, удостоенный диплома выставки «Зодчество»), комплекс Христо-Рождественского собора, административные здания (Сбербанк, «Транссибнефть» и др.); конкурсный проект концепции генерального плана г. Омска (I премия на всероссийском конкурсе), проект детальной планировки улицы Маршала Жукова в Омске, программа градостроительного развития культурно-исторического и общественного центра «Омская крепость»; конкурсный проект памятника Ф. М. Достоевскому (I премия), цветомузыкальный фонтан на Театральной площади.


Без градостроительного подхода к развитию территорий, который должен быть основан на взаимосвязанном решении нормативно-организационных, социально-экономических, архитектурно-инфраструктурных факторов, невозможно создать необходимые пространственные предпосылки для повышения качества жизни, что является основной целью государства.

Все остальное: рыночная экономика, бизнес, земельная политика, идеология работы с недвижимостью – является средством достижения этой цели.

На сегодняшнем этапе развития России средства рассматриваются важнее, чем цель, отсюда невостребованность и непонимание важности градостроительной деятельности как важнейшего инструмента обеспечения необходимого уровня жизни, социальной ориентации рыночных отношений и сохранения территориальной целостности государства.

Деятельность стратегического территориального планирования может быть реализована при следующих основных предпосылках: наличие утвержденной схемы размещения производительных сил страны (кластеров роста); концепция формирования единого транспортного каркаса; принятие доктрины градоустройства (градостроительная доктрина) как высшего законодательного акта, связанного с созданием правового поля, обеспечивающего приоритет градостроительного законодательства над землеустроительным.

В настоящее время, чтобы в современных исторических условиях «реализовать ценности профессионализма», нет необходимой законодательной базы, отсутствует понятие градостроительного права, а существующий градостроительный кодекс является лишь инструкцией по решению технических вопросов землеустройства.

Чтобы понять государственную значимость градостроительной деятельности, включающей в себя весь комплекс вопросов по территориальному планированию, планировке населенных мест, зонированию и т.п., необходимо дать определение предмета градостроительства: градостроительная деятельность – важнейшая часть государственной политики, реализующей научный подход к развитию территории, основанный на единстве решения мировоззренческих, социально-экономических, архитектурно-инфраструктурных вопросов, с целью создания необходимых пространственных предпосылок для повышения качества жизни.

К сожалению, пока градостроительная деятельность не стала частью государственной политики, а градостроительная документация не является основой для разработки планов социально-экономического развития.

Законодательно не установлена обязательность исполнения генпланов, показатели которых не обеспечиваются экономическими возможностями, а отсутствие преемственности в действиях властей не создает организационных предпосылок для реализации долгосрочных градостроительных документов.

Например, за тридцать лет реализации генплана Омска его основные показатели были выполнены лишь на 10% (вместо 400 км магистралей построено лишь 40 км, вместо 39 развязок построено 3, следовательно, чтобы выполнить показатели исходя из сложившихся экономических возможностей, необходимы сотни лет).

Сложившуюся ситуацию в России очень точно охарактеризовал в своем докладе на Всемирном конгрессе МСА канцлер ФРГ Герхард Шредер, заявив, в частности, следующее: «Молодые» страны (включая Россию), ступившие на путь демократии и рыночной экономики, допустили три принципиальные ошибки: они отказались от планирования, отказались от развития городов на основе генпланов, а землю превратили лишь в товар, а не в базис для развития».

Невостребованность градостроительной деятельности связана и с тем, что сегодняшняя методология разработки градостроительной документации не отвечает реалиям сегодняшнего этапа развития России и тем вызовам, которые связаны с необходимостью социальной ориентации рыночной экономики и предложениями, как превратить вновь разбуженный «инстинкт частной собственности» в новый градообразующий фактор, реализуя принцип дефиниций (государственная поддержка при помощи градостроительства социально ориентированного бизнеса).

Именно градостроительная деятельность позволит разрешить противоречия между государственными, общественными и частными интересами.


Новый подход к концепции территориального планирования связан с решением следующих основных задач:

1. Принятие градостроительной доктрины;

2. Лицензирование архитектурной и градостроительной деятельности;

3. Совершенствование образовательного цикла, основанного на стандартах профессионализма, утвержденных Евросоюзом;

4. Создание министерства территориального планирования и пространственного развития;

5. Возрождение органов архитектуры и градостроительства, возглавляемых главными архитекторами;

6. Обязательность исполнения градостроительной документации, определяющей пространственные параметры качества жизни и являющейся необходимым инструментом стратегии территориального развития;

7. Реализация градостроительного подхода к развитию территорий, формирующего комплексность застройки, регулирующей границы и регламент землепользования, определяющей параметры объектов недвижимости и обеспечивающей безопасность проживания;

8. Разработка новой методологии разработки генпланов (вместо застывшей градостроительной схемы, не обеспеченной финансированием, гибкая модель пространственного развития, каркас которой наполняется по принципу девелопмента);

9. Определение необходимой структуры и состава градостроительной документации, определяющих пространственные параметры качества жизни, с учетом решения мировоззренческих, социально-экономических, архитектурно-инфраструктурных аспектов градостроительной деятельности.

Стратегия развития и принципы управления территориями должны быть основаны на градостроительной деятельности, предполагающей единство решений следующих вопросов: мировоззренческих (образ города; реализация традиций; возрождение национального менталитета), социально-экономических (реализация индекса человеческого развития; достижение необходимых параметров качества жизни; достижение инвестиционной привлекательности поселений), архитектурно-инфраструктурных (целостность архитектурного облика; комплексность застройки; достижение нормативных параметров социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры).

Научную и методологическую основу формирования искусственной среды жизнедеятельности должен составлять всемирный закон градоустройства, сформулированный членами Омского представительства РААСН и молодыми учеными Инженерно-строительного института СибАДИ.

Всемирный закон градоустройства носит всеобъемлющий и объективный характер и опирается на неоспоримый факт, что вселенная создана по единому (божественному) замыслу, основанному на целостности, взаимозависимости и соподчиненности. В связи с этим можно сделать основополагающий вывод, что искусственно создаваемая среда обитания должна быть основана на объективных законах бытия и обеспечивать единство факторов, условно сформулированных в следующие понятия:

Бог (создание биосферосовместимой среды жизнедеятельности на основе целостности, взаимозависимости, соподчинения природе); дух (воплощение менталитета, традиций, культуры); предназначение (функция, обеспечивающая целесообразность, достаточность и комплексность пространства для всех видов жизнедеятельности); гармония (ориентация на экологию человека и построение композиции пространства по принципам русского градостроительства, основанных на целостности, ансамблевости, художественности); непрерывная устойчивость (соблюдение и поддержание баланса между удовлетворением сегодняшних потребностей и необходимостью сохранять окружающую среду для нужд будущих поколений, а также конструктивная целесообразность, безопасность, прочность и эффективность).


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2014 г.