10.02.2014

Пространственное и экономическое планирование развития городских территорий на примере города Сургута

Автор статьи: Протасова Мария Анатольевна - руководитель группы математического моделирования департамента стратегического социально-экономического планирования ИТП "Град". 


«Градостроительство – это процесс, который

не может произвести немедленные изменения.

Почти всегда – это только искра, которая

инициирует цепь последующих событий…».

Жайме Лернер, экс-президент МСА


Решения градостроительной документации должны учитывать интересы и удовлетворять потребности жителей города, обеспечивать инвестиционную привлекательность территории и создавать комфортную среду для ведения бизнеса, увеличивая при этом капитализацию территории. В современных условиях, когда происходит переосмысление подходов и методов проектирования, постоянное внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, перед разработчиками градостроительной документации стоит сложная задача – сформировать оптимальный набор градостроительных решений, которые одновременно удовлетворят интересы и потребности всех участников жизни города и будут способствовать росту доходов местного бюджета. Кроме того, необходимо увязывать градостроительные и управленческие решения развития городской среды. Градостроительные решения должны соответствовать критериям реализуемой градостроительной политики, в которые заложены характеристики качества жизни всего населения города.

Для определения желаемых социальных, экономических и прочих эффектов, которые необходимо достичь в результате разработки градостроительной документации, при планировании развития города нужно проводить предпроектный маркетинговый анализ территории, включающий в себя анализ ценностей и приоритетов развития города. Одним из инструментов маркетингового анализа территории является проведение социологических опросов населения.

Такой опрос был проведен на территории города Сургута в рамках научно-исследовательской работы по совершенствованию системы управления градостроительным развитием городского округа. В ходе социологического исследования было опрошено 500 респондентов (42% мужчин и 58% женщин) в возрасте от 18 лет и старше. Участникам опроса предлагалось ответить на 24 вопроса анкеты с целью выявления предпочтений жителей относительно жилья и градостроительных характеристик территории.

На основе данных социологического опроса были сделаны следующие выводы:

– большая часть населения Сургута хочет жить в индивидуальных жилых домах (рис. 1);


– население хочет иметь озелененные территории с обустроенными зонами отдыха (дорожки, скамейки, беседки), обустроенные детские и спортивные площадки (рис. 2);


– население предпочитает передвигаться на личном автомобиле или пешком, поэтому общественным транспортом пользуется небольшое количество людей (рис. 3);


– большая часть опрошенных считает, что в городе не хватает парковых зон, детских садов и досуговых центров, люди отмечают, что в районных местах отдыха иногда не хватает мест (рис. 4);


– население недовольно качеством коммунального обслуживания, считает, что оно не соответствует размеру платы, поэтому готово перейти на индивидуальное отопление (рис. 5).


Результаты опроса помогли выявить основные ценности населения города Сургута, которые можно представить в следующей последовательности:

– высокое качество и высокая доступность социального обслуживания;

– доступное и комфортное жилье;

– комфортная городская среда;

– реализация трудового потенциала;

– развитая транспортная инфраструктура.

Градостроительная система является целостным объектом, каждый из субъектов при этом действует в соответствии со своими целями, интересами и потребностями, структура которых определяет внутреннюю систематизацию субъектов градостроительной деятельности, условно разделенных на три группы – органы местного самоуправления, представители бизнеса и жители. На основе проведенного исследования для всех субъектов градостроительных отношений был сформулирован перечень ожидаемых эффектов, которые легли в основу приоритетных направлений развития и решений градостроительной документации.

Органы местного самоуправления уполномочены осуществлять деятельность по различным направлениям в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основная обязанность органов местного самоуправления – поддержание приемлемого уровня качества жизни в городе, а точнее недопущение снижения качества жизни.

Для представителей бизнеса основным интересом является выгодное расположение объекта инвестирования для целей производства и сбыта продукции (товаров и услуг). В территориальном аспекте важны выбор местоположения объекта, процесс реализации проекта строительства (сложности и возможности застройки территорий), пространственная среда экономической деятельности (транспортное, энергетическое, территориальное обеспечение).

Для жителей основным критерием градостроительного развития является повышение качества жизни в городе с точки зрения потребления его услуг. В понятие качества жизни входят такие характеристики, как благосостояние населения, условия жизни населения (характеристики жилищных условий, обеспеченность населения объектами здравоохранения, образования, культуры и пр.), благоустройство территории города, качество окружающей среды, безопасность.

Основываясь на вышеизложенных интересах субъектов градостроительной деятельности, эффекты от реализации градостроительных решений были разделены на экономические, социальные и бюджетные.

Экономические эффекты являются гарантом развития территории города в будущем. Основными возможными экономическими эффектами от реализации градостроительных решений можно считать:

– увеличение инвестиционной привлекательности территории города;

– повышение заинтересованности предпринимателей, инвесторов, девелоперов, промышленников;

– снижение стоимости строительства;

– улучшение благоприятности среды для развития малого и среднего бизнеса;

– рост общего оборота розничной торговли;

– прирост объема платных услуг;

– рост заработной платы;

– увеличение капитализации территории.

Бюджетные эффекты заключаются в росте общей величины доходов в местный бюджет, что позволяет сконцентрировать бюджетные ресурсы и целенаправленно расходовать их на решение наиболее актуальных социальных проблем города.

Социальные эффекты выражаются в обеспечении условий для сохранения социальной стабильности и достойного уровня качества жизни населения города. К социальным эффектам могут быть отнесены:

– увеличение количества рабочих мест;

– сокращение числа безработных;

– повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;

– повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания;

– повышение уровня благоустройства города, создание комфортной среды проживания (создание новых зеленых зон и парков в шаговой доступности для жителей города, создание условий для свободного, предсказуемого и комфортного перемещения по городу всех категорий граждан);

– улучшение состояния окружающей среды;

– повышение уровня безопасности города (снижение количества зарегистрированных преступлений, дорожно-транспортных происшествий и пр.).

Данный перечень эффектов не является исчерпывающим, так, например, есть еще общегородские эффекты, к которым можно отнести рост численности населения, обеспечение равной защиты прав собственников объектов недвижимости и другие.

Между собой эффекты от реализации градостроительных решений образуют систему, в которой все они взаимозависимы и влияют друг на друга прямо или опосредованно. Например, увеличение инвестиционной привлекательности территории способствует привлечению в город новых предпринимателей, инвесторов, девелоперов, промышленников, что, в свою очередь, улучшает еще больше инвестиционную привлекательность города, увеличивая его конкурентоспособность. Последствием увеличения инвестиционной привлекательности города является создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, рост доходов населения и, как следствие, увеличение налога на доходы физических лиц (в бюджеты городских округов зачисляется налог на доходы физических лиц по нормативу 15% согласно ст. 61.2 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ). Прямым экономическим эффектом будет и увеличение спроса на услуги и продукцию, из чего следует прирост занятости населения и увеличение объемов производства продукции и услуг предприятий города. Также нужно учитывать тот факт, что рост деловой активности на территории, происходящий в какой-либо из отраслей промышленности и экономики, оказывает влияние на развитие смежных отраслей. Кроме того, инвестиционное освоение территории подразумевает создание новых земельных участков под строительство социально значимых объектов, объектов жилого назначения, объектов малого и среднего бизнеса. Бюджетный эффект от создания новых земельных участков заключается в увеличении доходной части годового бюджета муниципального образования за счет земельных платежей. В свою очередь, увеличение доходной части бюджета влечет за собой инфраструктурное и социальное развитие города, повышение уровня благоустройства города, создание комфортной среды проживания.

Приоритетными направлениями развития Сургута для ценности «Высокое качество и высокая доступность социального обслуживания» стали:

– развитие системы образования, создание возможностей для дополнительного образования (строительство детских садов, школ, объектов дополнительного образования, создание детских образовательных центров);

– создание благоприятных условий для развития системы здравоохранения;

– развитие спортивной инфраструктуры городского округа.

Для ценности «Комфортная городская среда» приоритетными направлениями являются сбалансированное развитие общественного пространства и формирование уникального облика города Сургута, включающие в себя следующие мероприятия:

Схема общественных пространств Сургута

– создание системы непрерывных связей «зеленых потоков» (пешеходных) и «голубых потоков» (речного сообщения);

– формирование системы набережных и обеспечение доступности набережных по всему периметру прилегающих жилых территорий;

– создание условий для свободного, предсказуемого и комфортного перемещения по городу всех категорий граждан (маломобильных групп населения, велосипедистов, людей с детьми/колясками);

– ограничение количества наружной рекламы, совершенствование наружной рекламы (создание схемы размещения рекламных конструкций);

– совершенствование наружного освещения и развитие архитектурно-художественной подсветки в рамках развития концепции единой светоцветовой среды «Ночной город»;

– упорядочение размещения и стандартизации нестационарных торговых объектов;

– ремонт фасадов;

– создание новых зеленых зон и парков в шаговой доступности для жителей города;

– создание условий для активного отдыха и проведения досуга;

– обеспечение мест отдыха необходимой инфраструктурой (скамейки, урны, общественные туалеты, создание зон свободного Wi-Fi-доступа к сети Интернет, пр.);

– обустройство парков детскими, спортивными и танцевальными площадками;

– создание инфраструктуры на территории парков для занятия зимними и летними видами спорта;

– обустройство дворов: создание площадок различного назначения (детских, спортивных площадок, межквартальных игровых городков, площадок для тихого отдыха и для выгула собак, пр.);

– строительство крупных торгово-развлекательных комплексов, досуговых центров.

Для ценности «Доступное и комфортное жилье» были определены два приоритетных направления развития:

– обеспечение населения доступным и комфортным жильем;

– повышение качества коммунального обслуживания.

Обеспечение населения комфортным и доступным жильем предполагает следующие мероприятия:

– создание условий для строительства жилья эконом-класса;

– развитие рынка доступного арендного жилья;

– обеспечение социальным жильем отдельных категорий граждан;

– создание условий для строительства жилья бизнес-класса и элитного класса.

Для ценности «Реализация трудового потенциала» приоритетным направлением развития является повышение среднего уровня оплаты труда, достижение которого будет осуществляться посредством создания инвестиционных площадок и объектов, создания энергетической инфраструктуры для производственных объектов. Еще одним приоритетным направлением для данной ценности будет создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Для реализации данного приоритета предлагается размещение технопарка и бизнес-инкубатора на территории города.

Для ценности «Развитая транспортная инфраструктура» было выбрано три приоритетных направления развития:

– развитие внешних коммуникаций;

– развитие внутригородских транспортных коммуникаций;

– развитие парковочного пространства.

Мероприятия для развития внешних коммуникаций включают в себя размещение транспортно-логистического комплекса, модернизацию объектов внешнего транспорта и увеличение пассажиро- и грузопотока.

Для развития внутригородских транспортных коммуникаций приоритетными стали следующие мероприятия:

– завершение строительства дорог с твердым покрытием;

– развитие системы общественного транспорта;

– создание системы организации дорожного движения;

– увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, снижение степени аварийности и смертности.

С целью развития парковочного пространства предлагается создание временных парковок, строительство многоуровневых парковок и освобождение придомовых территорий от скоплений автомобилей.

Одновременно со стартом научно-исследовательской работы по совершенствованию системы управления градостроительным развитием города Сургута, для того чтобы уже традиционные слова о том, что «генеральный план города – это общественный договор между гражданским обществом и властью», не расходились с делом, был открыт публичный геопортал (surgut.itpgrad.ru). Данный портал является инструментом для диалога между разработчиком генерального плана ООО «ИТП «Град» и жителями города Сургута, результатом которого должна стать ясная и открытая модель развития территории города.

Конечным результатом данной работы станет градостроительная документация, решения которой будут «встроены» в систему управления, будут последовательно реализовываться через муниципальные программы и, следовательно, повысят качество управления развитием территории города, увеличат ее инвестиционную привлекательность, сделают городскую среду более комфортной для жизни. А самым главным результатом градостроительных преобразований, основанных на нашей градостроительной документации, должны стать счастливые лица горожан, людей, для которых город – это не просто место для жизни, но и место, где они занимаются самосовершенствованием, где они стремятся насладиться своим существованием как можно больше.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2013 г.