10.02.2014

Новая инфраструктура - инфраструктура пространственных данных

Автор статьи: Виталий Леонидович Глезер, заведующий отделом в ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД". 


За последние 10-20 лет в области геодезии и картографии произошли очень существенные изменения, вызванные двумя обстоятельствами.

Первым из них является то, что большинство результатов работы геодезистов и картографов стали создаваться в цифровой форме, т.е. в форме наборов данных, обрабатываемых на компьютере.

Вторым обстоятельством стало массовое использование для передачи данных электронных сетей связи. В первую очередь – сети Интернет.

Как следствие, стал бурно развиваться новый раздел информатики – геоинформатика, которая может быть определена как «наука, технология и производственная деятельность по научному обоснованию, проектированию, созданию, эксплуатации и использованию географических информационных систем (ГИС), по разработке геоинформационных технологий, по приложению ГИС для практических и научных целей».

Для обозначения результатов картографо-геодезической деятельности, представленных в цифровой форме, появился новый термин – пространственные данные. Пространственные данные существуют в виде наборов данных. Каждый набор может соответствовать цифровой карте, какому-то одному ее слою, цифровым моделям определенных пространственных объектов, каталогам координат, цифровому фотоплану, набору адресов или географических названий и т.д.

Появилась реальная возможность обеспечения широкого и быстрого доступа всех категорий потребителей к результатам работы геодезистов и картографов, а также совместного использования пространственных данных, полученных из разных источников.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой осознана необходимость создания и обеспечения функционирования наряду с традиционными инфраструктурами (социальной, транспортной, инженерной и т.п.) новой инфраструктуры – инфраструктуры пространственных данных (далее – ИПД).

ИПД может рассматриваться как совокупность правил и средств обеспечения потребителей результатами картографо-геодезической деятельности, представленными в цифровой форме, в первую очередь посредством сети Интернет.

Проводя аналогию с транспортной инфраструктурой, можно сказать, что ИПД – это дороги и средства транспорта, с помощью которых потребитель получает необходимые ему товары и грузы (результаты работы картографов и геодезистов), и, разумеется, дорожные знаки и разметка, а также правила дорожного движения, соблюдение которых контролируют соответствующие уполномоченные организации.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века и до настоящего времени, национальные ИПД появились более чем в 120 странах. США, Австралия и большинство государств Европы прошли все этапы от разработки концепций национальной ИПД до их реализации и завершили свои программы построения таких инфраструктур.

Расширяется международное сотрудничество в сфере интеграции национальных ИПД в межнациональные. В 1996 г. начал работу координирующий орган по содействию в создании национальных ИПД – Ассоциация глобальной инфраструктуры пространственных данных.

Совершенствуется объединенная ИПД стран Европейского союза – проект INSPIRE.

Работы в области создания ИПД Российской Федерации начались в стране по ряду причин с запозданием. Первым результатом проводимых в этом направлении работ стало одобрение Правительством Российской Федерации в августе 2006 г. «Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации». Разработка и одобрение концепции – итог труда большого числа специалистов и совместных усилий руководства Роснедвижимости и Роскартографии.

Центральными понятиями ИПД являются понятия базовых пространственных данных и метаданных.

Перечни базовых (основных) пространственных данных в разных национальных ИПД обычно близки, но не тождественны.

В обсуждаемом в настоящее время проекте Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных» сказано:

«К базовым пространственным данным относится соответствующая требованиям настоящего Федерального закона и не содержащая сведений, отнесенных государственной тайне, информация о:

– параметрах государственных систем координат;

– государственной основе геодезических измерений;

– границах между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и населенными пунктами;

– государственной границе Российской Федерации;

– границах единиц кадастрового деления;

– местоположении зданий и сооружений;

– наименованиях географических объектов и адресах;

– границах поверхностных водных объектов;

– местоположении автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, а также частных автомобильных дорог;

– местоположении железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных станций;

– причалах, речных и морских портах, аэродромах и аэропортах;

– рельефе сухопутной части территории Российской Федерации.

К базовым пространственным данным также относится информация, полученная в результате обработки данных дистанционного зондирования Земли, представленная в форме ортофотокарт и ортофотопланов».

Данный перечень во многом совпадает с перечнем основных тем (по сути, базовых пространственных данных), подлежащих первоочередной реализации в объединенной инфраструктуре пространственных данных стран – членов Европейского союза (INSPIRE):

– земельные участки;

– объекты капитального строительства;

– территориальное деление;

– адреса;

– географические названия;

– лесные участки;

– дорожная сеть;

– гидрография;

– территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий;

– системы координат;

– геодезические сети;

– модели рельефа.

Критерии отнесения того или иного типа пространственных данных к числу базовых в разных странах могут отличаться, однако во всех случаях общим являются два свойства – наибольшая востребованность и отсутствие среди них секретных сведений, т.е. открытость данных для всех категорий потребителей.

Важнейшим принципом, положенным в основу Концепции ИПД, является принцип ответственности за базовые данные. Это значит, что должны быть определены органы исполнительной власти, обеспечивающие накопление, обработку, хранение и предоставление определенных групп базовых пространственных данных и метаданных.

Метаданные – это просто данные о данных. Согласно действующему государственному стандарту метаданные включают в себя в общем случае:

– идентификационную информацию, т. е. информацию, позволяющую отличить один набор данных от другого;

– информацию об ограничениях на распространение данного набора данных;

– информацию о качестве;

– информацию о возможностях и периодичности обновления набора данных;

– информацию об используемой координатной основе;

– информацию об использованных классификаторах;

– информацию о поставщике данных и условиях его использования;

– информацию о территории, к которой относится набор данных, времени ее актуальности; временных характеристиках;

– указание на организацию, ответственную за данные.

Информация по каждой из перечисленных группировок представлена большим количеством параметров. Разумеется, в конкретных случаях не все из параметров применимы и фактически задаются. Однако чем полнее метаданные, тем проще и быстрее потребителю найти сведения, необходимые для решения его собственных задач.

Для создания и функционирования ИПД должен быть создан определенный организационный механизм. В частности, предполагается организовать правительственную комиссию по пространственным данным, главной функцией которой должно быть обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия, без которого работа ИПД невозможна.

Кроме этого, по каждому виду базовых пространственных данных должны быть определены органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие их накопление, обработку, хранение и предоставление.

На первом этапе основой формирования информационных ресурсов ИПД Российской Федерации является федеральный картографо-геодезический фонд, находящийся в ведении Росреестра.

Очень важную роль при создании ИПД играют стандарты и другие нормативно-технические документы. Для обмена пространственными данными необходимо, чтобы они были представлены в определенных согласованных форматах, имели известную структуру, использовали стандартизованные классификаторы. Анализ опыта создания инфраструктур в других странах показал, что для целей создания ИПД Российской Федерации потребуется адаптация около 60 действующих международных стандартов в области геоинформатики.

Основным средством взаимодействия пользователей с ИПД являются геопорталы – специальные сайты в сети Интернет, предназначенные для работы с пространственными данными.

В настоящее время создано и в той или иной степени эксплуатируется ряд геопорталов федерального уровня, в частности, Публичная кадастровая карта Росреестра, Геопортал Роскосмоса, Мониторинг земель сельхозназначения Российской Федерации, Атлас земель сельскохозяйственного назначения, Система дистанционного мониторинга земель сельхозназначения.

Создано также и большое количество региональных геопорталов – в Москве, Санкт-Петербурге, Уральском федеральном округе, Бурятии, Карелии, Коми, Якутии, Татарстане, Чувашии, Краснодарском крае, Приморском крае, Архангельской области, Калужской области, Самарской области, Волгограде и ряде других регионов и городов.

Особо следует остановиться на геопортале ИПД Российской Федерации Росреестра, предназначенном стать центральным звеном создаваемой ИПД Российской Федерации.

В настоящее время информационные ресурсы и сервисы геопортала обеспечивают, в частности, предоставление метаданных на картографические материалы и данные государственного кадастра недвижимости по Москве и Московской области, метаданные на материалы и данные федерального картографо-геодезического фонда в части открытых цифровых навигационных карт, цифровых карт открытого пользования.

Сетевые сервисы, предоставляемые порталом, обеспечивают работу с картографической основой кадастра – космическими снимками и мультимасштабной картой на территорию Москвы, Московской и Ленинградской областей.

Доступны ГИС-приложения для работы с генеральным планом Нижнего Новгорода, Публичной кадастровой картой, картами Чувашии и Волгоградской области.

Геопортал инфраструктуры пространственных данных РФ

В ближайшие планы Росреестра по направлению создания и развития ИПД входит заключение и реализация соглашений о сотрудничестве в области создания региональных сегментов ИПД Российской Федерации с органами власти субъектов Российской Федерации, в рамках которых планируется, в частности, апробировать основные системные решения, связанные с созданием инфраструктуры, которые впоследствии будут нормативно закреплены на федеральном уровне. В настоящее время (по состоянию на конец октября 2013 г.) уже заключено 28 соглашений.

К сожалению, опыт заключения этих соглашений показал, что во многих случаях ответственные чиновники на местах не вполне понимают то, какие выгоды может дать создание регионального сегмента инфраструктуры пространственных данных и ИПД Российской Федерации в целом.

Именно поэтому мы решили посвятить данный номер журнала описанию конкретных проектов, реализованных в различных регионах Страны, и рассказать об их практических результатах.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2013 г.